Конспект непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе «Весна шагает по дворам в лучах тепла и света…»
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме

Морозова Мария Александровна

Закрепить представления детей о характерных особенностях времени года - весна; формировать интерес и любовь к природе, учить детей замечать изменения в природе; развивать словарный запас и речь детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx43.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе

«Весна шагает по дворам в лучах тепла и света…»

План – конспект непосредственной образовательной деятельности.

Цель:  Закрепить представление детей о характерных особенностях времени года – весна, формировать интерес и любовь к природе, учить замечать изменения в ней; развитие связной речи детей. 

Интеграции: «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Художественное творчество», «Физическая культура».

Задачи:

1)обогащать словарь детей определениями и глаголами («Коммуникация»);

2) совершенствовать умение детей отсчитывать и выкладывать предметы по заданному числу («Познание»);

3) углубить интерес к птицам, расширить знания детей о перелётных птицах, об их жизни в весенний период: воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам и цветам («Познание»);

4) содействовать правильному восприятию содержания сказки; учить понимать и отгадывать загадки («чтение художественной литературы»);

5) расширять словарь детей через речевые игры; способствовать развитию внимания, логического мышления детей в процессе игры («Коммуникация», «Познание»);

6)совершенствовать конструктивные навыки детей; закрепить названия геометрических фигур («Познание»);

7) совершенствовать умение ориентироваться в пространстве; развитие движений («Физическая культура»);

8) закрепить умение составлять композицию; воспитывать самостоятельность, аккуратность при выполнении аппликации; развивать мелкую моторику пальцев рук

 («Художественное творчество»);

9) вызвать интерес к музыкальному искусству, вызвать у детей радостные эмоции («Музыка»);

10) воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми через игры («Социализация»).

Методы и приемы:   -практические

                                      -наглядные

                                      -словесные

                                      -игровые

Материалы и оборудование: макет солнышка, раздаточный материал (ручеек и кораблики), счетные палочки, необходимые атрибуты для продуктивной деятельности, подбор музыкального сопровождения в процессе НОД, силуэты перелетных птиц. Выставка рисунков «Весна – красна».

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации

совместной деятельности

Двигательная

Двигательные паузы

Игровая

Игровая ситуация

Продуктивная

Изготовление коллажа

Познавательно-исследовательская

Дидактическая игра

Коммуникативна

Беседа, речевые проблемные ситуации, отгадывание загадок, ситуативный разговор

Музыкально-художественная

Исполнение песни

Чтение художественной литературы

Чтение и слушание стихотворений

Труд

Совместный (коллективный) труд

Логика образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность

 воспитанников

Ожидаемые

результаты

1.

2.

3.

Мотивационно – ориентировочная

Предлагает поприветствовать гостей.

Сообщает о письме и читает сказку.

«Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето, Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали от холода.  Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод».

Основная.

Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Но в конверте лежат карточки, на которых нарисованы лампочка, костер и солнце. Как вы думаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне?

Ведет беседу о весеннем солнышке.

Какое солнце весной? Что оно весной делает? Кому нужно солнышко?

Предлагает составить из лучиков весеннее солнышко.

Беседует о следующей примете весны – бегут ручьи.

Предлагает отправить в плавание столько корабликов, какова цифра на мольберте.

Беседует о перелетных птицах.

Почему птиц называют перелётными? Почему птицы улетают осенью? Что для перелётных птиц страшнее: холод или голод? Весной у птиц много важных дел. Что делают птицы весной?

Предлагает игру на внимание «Птицы»:

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Ласточки, орлы,
Соколы, столы.
Гуси, пеликаны,
Яблоки, фазаны.
Филины, скворцы,
Коршуны, щипцы.
Прилетели соловьи,
Сковородки, воробьи и т.д.

Предлагает детям расселить птиц правильно, под знаком «солнышко» поместить картинки с перелётными птицами, а под знаком «снежинка» с зимующими.

Предлагает вспомнить как называют птенцов. Проводит игру «Кто у кого»:

У грача – грачата, у галки – галчата, у журавля – журавлята, у вороны-воронята, у стрижа – стрижата, у утки – утята, у скворца – скворчата.

Беседует с детьми о заботливом отношении к птицам. 

Какие правила нужно соблюдать придя в лес, по отношению к птицам?

Проводиться физ. минутка

Ребята, а загадки вы умеете

отгадывать? Слушайте внимательно:

 На шесте – дворец,

 Во дворе – певец,

 А зовут его..... (Скворец)

Как называется домик у скворца? Кто строит скворечник – люди или птицы?

Давайте, и мы построим уютные домики для скворцов.

Читает отрывок стихотворения:

Шумит река, сильна, грозна,

Большие льдины крушит.

Как широка!

Зимой она…

Была в три раза уже.

Ребята, о какой весенней примете я прочитала вам стихотворение?

Дети, на какой реке стоит наш город?  Она пока скована льдом. Но и на ней очень скоро начнется ледоход. И вы можете со своими родителями понаблюдать за этим интересным явлением.

А пока мы сами сотворим ледоход из бумаги обрывным способом, без

ножниц (дети получают белые листы бумаги,  на которых нарисован контур льдины). Посмотрите, наши льдины получились похожие   на различные геометрические фигуры. Выходите сначала те, у кого льдины похожи на треугольник, а теперь – на круг и т.д.

Беседует о следующей примете весны – первоцветах и о правилах обращения с цветами.

Какие вы знаете первоцветы?

Молодцы, посмотрите какие они красивые. Давайте вспомним правила обращения с цветами. Ребята, как вы думаете, можно просто так рвать цветы? Правильно, цветы нельзя рвать:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

Давайте, мы с вами будем беречь природу, и она в ответ будет радовать нас своей красотой.

Ребята, для вас у меня есть еще одна загадка:

На ветках плотные комочки.

В них дремлют клейкие листочки.

Что это? (почки)

Проснулись ребята не только цветы, на деревьях скоро будут набухать почки, а потом появятся  молодые  зеленые листочки.

Я предлагаю украсить нашу ветку зелеными почками.

Ребята,  весной хочется говорить красивые слова,  сейчас будем передавать друг другу  цветок и говорить красивые слова о весне.

Весна, какая? А почему весну называют красной? долгожданной?

-Скажите, вы любите весну? Чем весна плоха? Чем она хороша?

Заключительная.

Давайте повторим все приметы весны.

Проводит игру: Скажи правильно»:
Распускаются листочки или цветочки?
Порхают птички или лисички?
Тает снежинка или слезинка?
Журчат ручьи или грачи?
Набухают почки или листочки?
Прилетают насекомые или птицы?
Трещит лед или ледоход?

Весна по городу, лесу ходит солнечная, звонкая, нарядная.  Подарим ребята, ей песню. 

Слушают внимательно сказку.

Чудо, которое поможет Весне – солнце.

Солнце весной доброе, теплое, весеннее, лучистое, приветливое, ясное, ласковое, озорное.

Солнце весной греет, светит, сияет, улыбается, печет, ослепляет, пригревает.

 Солнышко необходимо детям, взрослым, зверям, растениям, птицам, деревьям.

Продуктивная деятельность

Отвечают на вопросы задаваемые педагогом.

Выкладывают кораблики на ручеек соответственно цифре.

Отвечают на вопросы задаваемые педагогом.

Дети реагируют на лишние слова хлопками.

Размещаю птиц на мольберте.

 Правила: не ловить, не уносить с собой птенцов; не брать в руки яйца, птицы могут покинуть свое гнездо; не разорять гнезда и т.д.

Солнышко, солнышко,
Золотое донышко,
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей.
Прилетело сто грачей.
А сугробы тают, тают,
А цветочки подрастают.

Отгадывают загадку. Отвечают на вопросы педагога.

Выкладывают из счетных палочек скворечник.

Внимательно слушают стихотворение. Отвечают на вопросы задаваемые педагогом.

Продуктивная деятельность

Весенние первоцветы – мать – и - мачеха, подснежник.

Рассматривают картинки первоцветов.

Отгадывают загадку.

Продуктивная деятельность.

Дети образовывают прилагательные: солнечная, теплая, радостная, поющая, зеленая, веселая, красивая.

Дети уточняют приметы весны.

Исполняют песню.

Развитие внимания, умение слушать сказку. Понимать ее содержание.

Средствами игровой деятельности и сюрпризного момента вызвать интерес у детей к нод.

Способствовать развитию мыслительной деятельности в части образования прилагательных в процессе игровой деятельности.

Совершенствование умения соотносить количество предметов с цифрой.

Расширить представление о перелетных и зимующих птицах.

Развитие внимания, логического мышления и коммуникативных навыков через беседу и игровую деятельность.

Формирование представления о бережном отношении к природе.

Психоэмоциональная разгрузка.

Способствовать развитию образного и логического мышления. Совершенствовать конструктивные навыки.

Развитие внимания, мышления. Умение рассуждать и делать выводы.

Уточнить знания о геометрических фигурах.

Формировать интерес и любовь к природе.

Способствовать развитию образного представления, творческого восприятия, навыков владения материалом.

Развитие навыков свободного общения,

связной речи.

Исполнение песни с эмоциональным настроем.

Дети заходят в группу под музыку, встают врассыпную.

Воспитатель: Ребята, вправо влево повернитесь

                          И друг другу улыбнитесь.

А теперь посмотрите на меня и тоже улыбнитесь. Мы сегодня все будем делать с улыбкой, и у нас все будет получаться.

-Сегодня утром  я обнаружила конверт с надписью: «Детям детского сада « Дружная семейка» группы «Незабудка ». Наверное, оно пришло от волшебника. Я решила дождаться вас и посмотреть, что же в конверте.  Посмотрите, здесь книга. Хотите узнать, что за сказка там спряталась? Давайте посмотрим! (Воспитатель предлагает всем сесть и читает сказку).

 «Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето, Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали от холода.  Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод».

-Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Но в конверте лежат карточки, на которых нарисованы лампочка, костер и солнце. Как вы думаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне? (Солнце). Действительно, солнце – самое большое и доброе чудо.  А теперь мы поиграем, лучики все соберем, чтоб теплее согревало солнышко вас ясным днем.

 -Каждый,  кто ответит на мой вопрос,  получит лучик весеннего солнышка и потом мы все вместе составим наше весеннее солнышко.

 -Ребята, солнце весной какое? (доброе, теплое, весеннее, лучистое, приветливое, ясное, ласковое, озорное).

-Солнце весной что делает? (греет, светит, сияет, улыбается, печет, ослепляет, пригревает).

-Кому нужно солнышко? (детям, взрослым, зверям, растениям, птицам, деревьям)

-Налетел ветерок, солнышко изменилось. Какое оно? (грустное хмурое, невеселое, печальное и т.д.).

Молодцы, а теперь давайте составим из наших лучиков весеннее солнышко (дети выкладывают на мольберте). Ярко светит весеннее солнышко!

Звучит аудиозапись ручейка.

-Ребята, послушайте и назовите следующую примету весны. Правильно тает снег, бегут ручьи. Снег весной какой ребята? (темный, грязный, серый, мокрый, рыхлый).

- Все дети любят весной пускать кораблики по ручейку. А вам нравится? У каждого есть свой ручеек и тарелочка, а в ней кораблики. Вам нужно внимательно смотреть на мольберт, там появится цифра. Вам нужно отправить в плавание столько  корабликов, какова цифра.

-Молодцы, ребята!

Звучит звукозапись «голоса птиц».

Воспитатель: - Слышите, как поют птицы в весеннем лесу? Ребята, а вы знаете, какая птица открывает весну? (ответ детей) Правильно, грач.

Ребенок: Всех прилетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Целый день на пашне вскачь

И зовется птица грач.

-Дети, а почему в народе так говорят: «Грач открывает весну»? (дети отвечают)

-Каких весенних певцов вы знаете еще?

-На самом деле птиц гораздо больше. Хотите, я дополню ваш список?

Только будьте внимательней, ребята.  Не перепутайте птицу с каким-нибудь другим предметом.

Игра на внимание «Птицы»

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Ласточки, орлы,
Соколы, столы.
Гуси, пеликаны,
Яблоки, фазаны.
Филины, скворцы,
Коршуны, щипцы.
Прилетели соловьи,
Сковородки, воробьи и т.д.

(Дети реагируют на лишние слова хлопками.)

-Давайте ребята дружно расселим птиц правильно, под знаком «солнышко» поместим картинки с перелётными птицами, а под знаком «снежинка» с зимующими.

– Возьми картинку, кто у тебя, куда поселишь, почему?

(Дети выполняют задание, отвечают на вопросы).

– Почему этих птиц называют перелётными? (Осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются).

– Почему птицы улетают осенью?(Становится холодно и нечем питаться).

– Что для перелётных птиц страшнее: холод или голод?

(Голод, потому что они питаются только насекомыми, а от холода можно спрятаться).

– Весной у птиц много важных дел. Что делают птицы весной? (Строят гнёзда, выводят птенцов, кормят птенцов).

Давайте вспомним, как называют птенцов.

Игра с мячом «Кто у кого».

У грача – грачата, у галки – галчата, у журавля – журавлята, у вороны-воронята, у стрижа – стрижата, у утки – утята, у скворца – скворчата.

Дети, а какие правила нужно соблюдать придя в лес, по отношению к птицам? (не ловить, не уносить с собой птенцов; не брать в руки яйца, птицы могут покинуть свое гнездо; не разорять гнезда и т.д.)

-Весной у птиц будет много еды. Птицы будут весело петь, давайте  вспомним весёлое стихотворение о весне.

Речь с движением «Веснянка».

Солнышко, солнышко,
Золотое донышко,
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей.
Прилетело сто грачей.
А сугробы тают, тают,
А цветочки подрастают.

Идут по кругу, взявшись за руки.

 

Бегут по кругу, взявшись за руки.
«Летят» по кругу.
Приседают медленно.
Тянутся на цыпочках, руки вверх.

Воспитатель: Ребята, а загадки вы умеете отгадывать? Слушайте внимательно:

 На шесте – дворец,

 Во дворе – певец,

 А зовут его..... (Скворец)

- Как называется домик у скворца? Кто строит скворечник – люди или птицы? Давайте, и мы построим уютные домики для скворцов.

Дети выкладывают скворечники из счетных палочек на столе.

Воспитатель  читает отрывок стихотворения:

Шумит река, сильна, грозна, 
Большие льдины крушит. 
Как широка!

Зимой она ….
Была в три раза уже. 

Ребята, о какой весенней примете я прочитала вам стихотворение?

Ребенок: Ледоход: лед идет, 
                Вышел на берег народ, 
                Смотрит, как река играет, 
                Лед в кусочки разбивает. 

-Дети, на какой реке стоит наш город?  (Волга) Она пока скована льдом. Но и на ней очень скоро начнется ледоход. И вы можете со своими родителями понаблюдать за этим интересным явлением.

А пока мы сами сотворим ледоход из бумаги обрывным способом, без ножниц (дети получают белые листы бумаги,  на которых нарисован контур льдины). Посмотрите, наши льдины получились похожие   на различные геометрические фигуры. Выходите сначала те, у кого льдины похожи на треугольник, а теперь – на круг и т.д.

-Ребята назовите следующую примету весны.  Правильно на проталинах  появляются первые цветы  - «первоцветы». Какие вы знаете первоцветы? (ответы детей)  Молодцы, посмотрите какие они красивые. Давайте вспомним правила обращения с цветами (ответы детей).

Ребята, как вы думаете, можно просто так рвать цветы? (Нет).

Правильно, цветы нельзя рвать:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

Давайте, мы с вами будем беречь природу, и она в ответ будет радовать нас своей красотой.

-Ребята, для вас у меня есть еще одна загадка:

На ветках

Плотные комочки.

В них дремлют

Клейкие листочки.

Что это? (почки)

-Проснулись ребята не только цветы, на деревьях скоро будут набухать почки, а потом появятся  молодые  зеленые листочки.

Я предлагаю украсить нашу ветку зелеными почками. А изготовим мы их из салфеток (показ).  Возьмите все салфетки и начинайте скатывать (сначала пальчиками, а потом ладошками), придавая овальную  форму. Вот и получились у нас зеленые весенние почки. Давайте подойдем и украсим нашу веточку.

–Ребята,  весной хочется говорить красивые слова,  сейчас будем передавать друг другу  цветок и говорить красивые слова о весне.

-Весна, какая? (Солнечная, тёплая, весёлая, радостная, поющая, зелёная).

Воспитатель: - А почему весну называют красной? долгожданной? (Потому что она красивая и все ей рады и все долго ее ждали).

-Скажите, вы любите весну? Чем весна плоха? (Идут дожди, много луж, на улице грязь)

- Чем она хороша? (Солнце теплое, дни длиннее, теплее, появляется трава, листья)

Давайте повторим все приметы весны.

Игра: Скажи правильно»:
Распускаются листочки или цветочки?
Порхают птички или лисички?
Тает снежинка или слезинка?
Журчат ручьи или грачи?
Набухают почки или листочки?
Прилетают насекомые или птицы?
Трещит лед или ледоход?

Воспитатель: Весна по городу, лесу ходит солнечная, звонкая, нарядная.  Подарим ребята, ей песню. 

Ребенок: Чтобы солнце в синеве

 Жарче нам пекло,

 Песню звонкую весне

 Дружно мы споем.

Дети встают в полукруг и поют песню о весне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«План конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе «В гостях у Бабы Яги».

Конспект написан  в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями и строятся с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможност...

План - конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе.

План - конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками  разработан в соответствии с ФГТ....

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема: «Чудо - полянка»

Работа  с природным материалом - это источник новых знаний, способствующий формированию у детей чувства прекрасного. Каждое знакомство с природой - урок развития детского ума, творчества, чувства...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема: «С чего начинается Родина» с использованием информационно-компьютерной технологии и технологии исследовательской деятельности.

Конспект организованной образовательной деятельности со старшими дошкольниками по патриотическому воспитанию с использованием информационно- компьютерных технологий и технологий исследоват...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема: «Сказочная птица» (логика образовательной деятельности).

Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема "Сказочная птица" (логика образовательной деятельности)....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. «Весна шагает по дворам».

Совершенствовать умение детей составлять рассказ с помощью плана – схемы; упражнять в образовании слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами; упражнять в подборе слов – антонимов; совершенствоват...