ООД "Моя Россия"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Киселева Наталья Александровна

Организованная образовтельная деятельность в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ood_moya_rossiya.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение                                  детский сад №9 «Петушок» комбинированного вида

г. Благовещенска Республики Башкортостан

Организованно – образовательная деятельность  

в подготовительной к школе группе

«Моя Россия»

                                            Подготовила  и провела:

                         Киселева Н.А.

 

Благовещенск - 2021

Цель: Систематизировать и обобщить знания детей о России и развивать их в процессе совместной деятельности.

Задачи                                                                                                                                                 Образовательные:                                                                                                                                    - Закрепить знания детей о государственных символах России (флаг, герб, гимн), о символическом значении герба и цветов флага России;

- Закрепить знания детей о неофициальных символах России (матрешка, балалайка, береза...).

Развивающие: 

-  Продолжать развивать грамматически правильный строй речи, отвечая на вопросы полным, развернутым предложением;

- Обогащать словарный запас детей;

- Развивать детскую самостоятельность и инициативу, дружеские взаимоотношения и сотрудничество со сверстниками;

- Развивать познавательные процессы: восприятие, память, внимание, воображение.

Воспитательные:  

- Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине; уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что государственные символы призваны объединять жителей одной страны.

Предварительная работа: рассматривание карты России, герба, флага России; беседы и просмотр презентаций о российской символике; чтение стихотворений,  пословиц, поговорок о Родине, о березе. Беседы и просмотр презентаций «Неофициальные символы России», чтение  художественной литературы о березе: дидактические игры: «Собери герб России», «Собери флаг России», «Народы России», «Собери неофициальные символы России»; хороводные игры народов России.

Оборудование: телевизор, ноутбук, презентация, политическая карта мира, фотографии г. Благовещенска, основа для картины; раздаточный материал: карточки с изображением флагов и гербов разных стран, народов России, 3 круга разных размеров и цветов, карандаши, бумажные берёзы.

Содержание

  1. Организационный момент

Сл.№1                                                                                                                                                                 - Ребята, сегодня по дороге в детский сад я встретила волшебное солнышко (на мониторе), оно хочет подарить нам хорошее настроение, улыбки. Давайте и мы с вами подарим друг другу свои улыбки и поприветствуем гостей – Доброе утро!                                                             - Молодцы! Проходите на свои места. Садимся правильно, спина прямая, ноги вместе.                                                                                                                                                      

  1. Основная часть

- Ребята, а сейчас внимательно посмотрите на экран. Сл.№2                                                                   - Скажите, что вы видите? (Картинки)                                                                                                                                          - Правильно, что на них изображено? (роза, облако, дельфин, индюк, ножницы, арбуз).                                                                                                                                                   - Хорошо, а сейчас составьте слово по первым звукам слов, которые мы только что назвали. (Дети называют слово РОДИНА)                                                                                      - Молодцы, получилось слово Родина!   Сл.№3                                                                                                                                                                                                                         

- Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на занятии? (О Родине)                               - Правильно. Как вы думаете, что такое Родина (Ответы детей)                                                                        - Правильно. У каждого человека есть Родина – это  родной город, село, дом, где он родился и вырос. И будет она называться малой Родиной.                                                                     - А как называется наша большая Родина? (Россия)                                                                               - Правильно, Россия, по-другому – Российское государство.

- Ребята, обратите внимание на карту – это карта мира. На ней обозначены разные страны нашего мира.

- Какие страны вы знаете? (Россия, Америка, США, Украина…)                                                          - Молодцы, а теперь, Дима, покажи на карте территорию Российского государства. (Ребёнок проводит указкой по границам России).                                                                                        - Молодец!                                                                                                                                                    - Вот другие страны: Франция, Австралия, Индия, Америка.                                                                       - Посмотрите и внимательно на карту. Что можете сказать про нашу страну, какая она по сравнению с другими странами? (Большая)                                                                                                                    - Правильно, наша страна Россия огромная, красивая. Я предлагаю послушать стихотворение  «Наша Родина», которое прочтет нам Самира.                                                                                                                                        «Как велика моя земля,                                                                                                                                Как широки просторы!                                                                                                                      Озера, реки и поля,                                                                                                                               Леса, и степь, и горы.                                                                                                                 Раскинулась моя страна                                                                                                                            От севера до юга:                                                                                                                                 Когда в одном краю весна,                                                                                                                          В другом - снега и вьюга».                                                                                                                - Красиво поэт описывает величие нашей Родины, на самом деле, если ехать на поезде с востока на запад, то нам понадобится целая неделя.                                                

- Наша Родина - большое и красивое государство. У любого государства есть отличительные знаки – государственные символы. Что это за символы? (Герб, гимн, флаг)                                   - Правильно, молодцы – это флаг, герб и гимн. Сейчас я вам предлагаю   поработать с карточками.  Сл.№4                                                                                                                                                    - На карточках изображены флаги, гербы разных стран, ваша задача обвести красным карандашом герб и флаг России. /Проверка выполненной работы через монитор/                                                                  - Молодцы! Все спаривались с этим заданием.                                                                                

- Давайте вспомним, что изображено на гербе РФ? (Двуглавый орёл золотого цвета на темно-красном щите). Сл.№5                                                                                                                                                                              - А что символизирует орел? (символизирует солнце и бессмертие)                                                                                                    - Правильно. Орёл символ солнца и небесной силы бессмертия. Двуглавый орёл на гербе появился очень давно.                                                                                                                                       - А что изображено внутри герба на груди орла? (Всадник на белом коне)                                                      - Внутри герба, на груди орла, расположен герб города Москвы. Георгий Победоносец пронзает копьём дракона. Дракон - это зло, которое есть на земле.                                                             

- Следующий символ – это флаг.   Сл.№6                                                                                                                                                                                                                                                                                           Назовите цвета флага. (Красный, белый, синий)                                                                                                         - Правильно. Каждая полоса имеет свое значение. Вспомните, что означает белый цвет флага? (Мир и чистоту).                                                                                                                 - Что означает синий цвет флага? (Верность и правду).                                                                                      - Что означает красный цвет флага? (Мужество и отвагу, силу, кровь, пролитую за Отечество).

- Да, ребята, вы правильно назвали значения каждого цвета на флаге. Наша страна сильная и миролюбивая.

- Остался еще один государственный символ. Подскажите, мне, пожалуйста, как он называется. (Гимн) Сл.№7                                                                                                                                                                               

- Правильно. А что такое гимн? (Самая главная торжественная песня страны)

- Молодец. На каких событиях звучит гимн РФ? (На парадах, на соревнованиях…)

- Молодцы. Гимн  исполняется в особенно торжественных случаях. Под звуки гимна самым выдающимся людям страны - артистам, спортсменам, учёным - вручают награды. Молодые воины принимают присягу, то есть дают Родине клятву в верности.

- Как мы должны слушать гимн? (Гимн слушают стоя)

- Правильно. Вот мы с вами назвали отличительные символы нашей страны.                                                                                                                  

  Сл.№8                                                                                                                                                                             

- Есть много разных стран, но Россия необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Она очень красивая, большая и многонациональная. На территории России проживает больше 100 наций и народностей. Даже в нашей группе, где сейчас мы находимся, присутствуют люди разных национальностей - это башкиры, татары, мари, русские ….., значит, в нашей огромной стране живут люди  разных национальности. Давайте вспомним, люди, каких национальностей живут в нашей стране. А для это нам нужно подойти к столу, где лежат карточки.

- Возьмите по 1 карточке и попробуйте по костюму определить национальность. (Дети рассматривают карточки и называют национальность, на мониторе появляются изображения людей в национальных костюмах). 

- Вот видите, сколько народов разных национальностей живёт в нашей огромной России, и живём мы все дружно. У нас есть даже такой праздник.

- Кто мне подскажет, как он называется? (День народного единства)

- Правильно. А когда он отмечается? (4 ноября)

- Молодцы. У каждого народа есть свои обычаи и традиции. Сейчас я предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «У дядюшки Трифона».

Сл.9

- Россия - страна очень большая и красивая, мы об этом уже говорили. Через всю страну протекает много рек, очень много лесов (воспитатель сопутствует свои слова показом по карте – зелёный цвет – леса, линии синего цвета и вот такие синие пространства – это реки и моря), в которых водится много разных животных, растет много ягод и грибов.                                                                                                                    - Кто знает дерево, которое на Руси издревле считалось священным? (Береза)  Сл.№10                                                                                                                                                                                                - Берёза–символ нашей Родины, любимое дерево русского народа (на мониторе берёзовая роща). Мы любим нашу березу. Как можно назвать березу, какая она? (Кучерявая, белоствольная, плакучая, нарядная, стройная, гибкая, зеленая, красивая, русская, кудрявая, тонкоствольная, красивая).                                                                                                                                         – Молодцы. Посмотрите. Тонкие ветки березки опущены вниз. Такой белой коры больше не найдешь ни на одном дереве. О русской березе написано много стихов, песен, сказок, загадок. Ею можно восхищаться в любое время года.  Мы очень много говорили с вами о березе, и я уверена, что вы сейчас ответите на вопросы викторины, согласны?                                                                                      1. А знаете ли вы, что такое береста? (Береста - это поверхностный слой коры. Белая кора - береста защищает дерево от солнечных ожогов, так как белый цвет отражает солнечные лучи).                                                                                                                                           2. Для чего используется береста? (Много лет назад бересту использовали как бумагу, делали короба, разжигают печи – она хорошо горит)                                                                                                                                                           3. Что можно изготовить из древесины березы? (Мебель, лыжи, фанеру, приклады для оружия).                                                                                                                                                           4. Ребята, а знаете ли вы, сколько лет может прожить береза? (150 лет).                                            5. В каком месяце начинается сокодвижение у березы? (В апреле)                                                       6. Можно ли детям пить березовый сок? (Да. Сок очень полезен. В нем много витаминов, глюкозы).                                                                                                                                           7. А какие сказки про березу вы знаете? ( «Береза и жар-птица», «Береза и три сокола», «Сказка о двух березках», «Красавица береза», «Почему у березы ствол белый»).                                                                                                                                                       8. В каком месяце отмечается праздник берёзы? (В начале июня)                                                             9. Где ещё можно применить берёзу? (В бане – берёзовые веники, в медицине – берёзовые почки, берёзовый дёготь, в косметологии)                                                                                                           - Молодцы, вы порадовали меня своими знаниями, а сейчас я попрошу вас взять по 2 листочка и украсить нашу берёзку, при этом мальчики называют пословицы, а девочки приметы, согласны? (Листочки жёлтого цвета и несколько зелёных).                                  

- Посмотрите, ребята, какая красивая берёзка у нас получилась. Только почему то она жёлтая и на ней мало листьев. Почему, как вы думаете? (Потому что сейчас время года осень, а осенью листья на деревьях желтеют) 

А сейчас отгадайте загадки (отгадки появляются на мониторе):                                                                                                                                                               1. В руки ты ее возьмешь,                                                                                                                            То растянешь, то сожмешь.                                                                                                        Звонкая, нарядная,                                                                                                                             Веселая, трехрядная.                                                                                                                    Заиграет, только тронь                                                                                                                                 Наша русская...   (Гармонь) Сл.№11                                                                                                                                                                               

2.  «Ой, звенит, она звенит,                                                                                                                  Всех в округе веселит.                                                                                                                                 А всего-то три струны.                                                                                                                                 Ей, для музыки, нужны.                                                                                                                       Кто, такая, отгадай-ка.                                                                                                                                Это наша... (Балалайка)     Сл.№12                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

3. В этой молодице прячутся девицы,                                                                                                           каждая сестрица - для меньшей темница.                                                                                                 Красные щечки, пестрые платочки                                                                                                               Хлопают в ладоши веселые  (Матрешки)   Сл.№13                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

- Загадки вы отгадали, молодцы, но какое отношение они имеют к нашей Родине, кто как думает? (Ответы детей)                                                                                                                  - Правильно, это тоже символы нашей Родины, это их место рождения, поэтому люди, которые приезжают из других стран, обязательно стараются приобрести эти наши символы (матрёшки, гармони, балалайки).     Сл.№14                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

- Ребята, мы очень активно с вами работаем, наши глаза устали, я предлагаю отдохнуть. (Проводится зрительная гимнастика стоя).      

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

Закрывают оба глаза.

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

Продолжают стоять с закрытыми глазами.

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

Открывают глаза, взглядом рисуют мост.

Нарисуем букву о, получается легко.

Глазами рисуют букву о.

Вверх поднимем, глянем вниз,

Глаза поднимают вверх, опускают вниз.

Вправо, влево повернем,

Глаза смотрят вправо- влево.

Заниматься вновь начнем.

Глазами смотрят вверх, вниз.

- А теперь, ребята прошу вас посмотреть вот на эту выставку фотографий, внимательно посмотрите, узнали что-нибудь? (На фото здание детского сада, школа, памятник воинам, БАЗ, почта..). (Ответы детей)                                                                                                          - Отлично, вы узнали здания, предприятия, которые находятся в нашем городе.                                                            - А как называется наш город?  (Благовещенск)                                                                                                                   - А как называется наш детский сад и на какой улице он находится? («Петушок», ул. Коммунистическая, 21)                                                                                                                                         - На территории, какой республики находится наш город? (на территории Республики Башкортостан)                                                                                                                        

Мы сказали, что наш город Благовещенск, находится на территории республики Башкортостан – это наша малая Родина, а Башкортостан – это часть большой России – нашей большой Родины. Давайте вместе  попробуем изобразить схему при помощи кругов: берём большой зелёный круг – это Россия, затем поменьше синий и положим на красный – это наша республика и красный маленький круг положим на синий – это наш город.                                                                        - Какой можно сделать вывод? (Ответы детей)                                                                                                                                                                         - Правильно. Наша страна Россия огромная, республика на много меньше, а наш город – это частица огромной большой страны.                                                                                                                                              - А теперь подумайте и ответьте, что мы должны делать, чтобы сохранить свою родину и  ее богатства, (Ответы детей)                                                                                                                                             - Правильно, любить свою Родину, свою семью, беречь и охранять природу, животный мир, гордиться своей страной. Ребята, вы все маленькие россияне. Вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих друзей и близких.

III. Итог

- Вот подходит к завершению наше занятие. Давайте вспомним, о чем мы говорили на занятии, что делали.

- Ребята, какие вы молодцы!!! Много знаете о своей стране. Эта красота, эти широкие степные просторы, леса, полноводные реки даны нам свыше. А наши деды и прадеды сохранили их для нас, уберегли от гибели, от уничтожения, от врагов земли русской. Теперь пришла ваша очередь – беречь, хранить, защищать родную Землю, родную природу, свою огромную прекрасную Родину-Россию».

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Природные зоны России" конспект к презентации по проекту " Моя Россия. Природа России" 5 раздел.

«Природные зоны России»Цель:·        Познакомить детей с климатическими зонами России.·         Воспитывать любовь и уважение...

Литературный конкурс, посвящённый Дню России «Россия, родная Россия».

Цель мероприятия: воспитание чувства уважения и любви к своей Родине, к её традициям и обычаям, к народному творчеству; способствовать созданию радостного, праздничного настроения, приобщению к в...

Нет края на свете красивей, Нет Родины в мире светлей! Россия, Россия, Россия, – Что может быть сердцу милей?

12 июня мы отмечаем День России – важный государственный праздник Российской Федерации.У каждого человека есть самое дорогое место, где он чувствует себя по-настоящему счастливым....

ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю» Номинация: «Символика России» для детей 4-6 лет

Проект в старшей группе по патриотическому воспитанию ( символы государственности : флаг, герб, гимн)...

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.12 июня-День России.Мы любим тебя,Россия!Государственные Праздники и Памятные Дни России.Рассказ "Вася-Василек".

1).Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.12 июня-День России."Мы любим тебя,Россия"! Авторские стихи-Романченко Е.Х.2).Материалы из Интернета.Стихотворени...