Проект "Огород на окне"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Суханова Евгения Борисовна

Проект"Огород на окне"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ogorod_na_okne_2.docx31.21 КБ
Файл ogorod.docx175.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Долгопрудный детский сад общеразвивающего вида №13 «В гостях у сказки»

(МАДОУ детский сад №13 «В гостях у сказки»)

Проект

«Огород на окне»

Общеобразовательная область

Познавательное развитие

11 группа «Зайчата»

                                                                                    Подготовила и провела

         Воспитатель гр. 11

Суханова Е.Б.

г. Долгопрудный  2024 г.

Экологический проект «Огород на окне» в подготовительной группе ДОУ

Тип проекта

- Познавательно - исследовательский, творческий

- Групповой, с привлечением родителей

- Долгосрочный

Участники проекта

Дети подготовительной группы, воспитатель, родители.

Срок реализации проекта

Февраль 2024 г. – июнь 2024 г.

Актуальность проекта

Дети дошкольного возраста очень любознательны и любят всё исследовать, очень любят принимать участие в различных экспериментах, познавать новое. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и неопознанное.

Тема разработанного проекта выбрана с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объёма информации, которая может быть ими воспринята. Этот детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно-исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни. В процессе систематического ухода за растениями формируются определённые трудовые навыки у детей, дошкольников приучают внимательно относится к живой природе и заботиться о растениях.

Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.

Ребёнок является первооткрывателем всего того, что его окружает. Он может усвоить всё прочно и надолго, если ему расскажут и покажут, и если он попробует сделать сам. Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут , о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.

Цель проекта

Формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно-исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.

Приобщение детей к работе по выращиванию вместе с взрослым растений на подоконнике, развивать целеустремлённость, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.

Прививать детям желание ухаживать за посаженными семенами, развивать чувство ответственности, заботы.

Задачи проекта

- Формировать у детей знания о росте и потребности растений (тепло, вода, свет).

- Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.

- Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.

- Формировать партнёрские взаимоотношения между педагогом. Детьми и родителями.

- Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.

- Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

Этапы проекта

Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.

Основные мероприятия проекта:

- Исследовательская деятельность и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания огородных и декоративных культур.

Предполагаемый результат проекта:

- Дети научатся сажать и ухаживать за культурными огородными растениями. Познакомятся с условиями их содержания.

- Дети узнают особенности строения растения, узнают много интересного из жизни растений.

- Опытным путём дети исследуют условия необходимые для роста культурных растений.

- Дети научатся вести наблюдения.

- Воспитатель продолжит осваивать метод проектирования, который позволяет эффективно развивать познавательно-исследовательское и творческое мышление дошкольников.

Формы реализации проекта

Формы работы с детьми: наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, тематические прогулки.

Формы работы с родителями: индивидуальные беседы, рекомендации, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий, конкурсы.

Этапы реализации проекта

  1. Подготовительный

• определение темы;
• выявить цели и определить задачи;
• подборка материала (литература, наглядный материал, дидактические игры, муляжи овощей, семена для посадки);
• беседы с детьми «Что такое огород и что на нём растёт»; «Что такое «Огород на окне»; «Какие растения можно вырастить на подоконнике»;
• работа с родителями – ознакомить с предстоящим проектом, сбор необходимого материала для создания огорода;
• подготовка семян.
Ответственные за выполнение: воспитатели, родители.

  1.  Основной

Содержание деятельности воспитателя и детей: 
• рассматривание и сравнение семян (помидор, морковь, огурец, перец, кабачок, горох, фасоль, баклажан, редис); 
• посадка: лук (коллективно), горох, фасоль, редис, перец, морковь (корнеплод) – индивидуально; 
• посев: цветочных семян;
• исследовательская и практическая деятельность по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:
- подготовка почвы; 
- отбор хороших семян от плохих; 
- знакомство с моделью трудового процесса; 
- посадка; 
- установка на светлое место; 
- полив; 
- рыхление;
- оформление огорода на окне; 
- установка дежурства по уходу;
- наблюдение за первыми всходами и дальнейшим развитием; 
- знакомство с моделью строения растения; 
- ведение дневника наблюдения; 
- отражение результата в художественно - творческой деятельности;
- чтение детской литературы про овощи; 
- отгадывание загадок про овощи;
- дидактические игры: «Что сначала, а что потом?», «Собери из частей целое», «Чудесный мешочек» и др. 
Работа с родителями
• беседы с родителями: «Для чего нужен «огород на окне»? 
• помощь родителей в оформлении «мини – огорода»; 
• памятка для родителей «Лук от всех недуг»; 
• подборка литературы про овощи с участием родителей.
Ответственные за выполнение: воспитатели, дети, родители.

  1. Заключительный 

Содержание деятельности воспитателя и детей: 
• анализ полученных результатов;
• оформление таблицы наблюдений (лук); 
• презентация проекта «Огород на окне». 
Работа с родителями
Предложить родителям продолжать работу по ознакомлению с овощами с мая по август. 
Ответственные за выполнение: воспитатели, родители.

Работа с детьми; Работа с родителями 

1. «Земля – какая она».
Цель: выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая); «Семена растений отличаются друг от друга»
Цель: выявить внешние отличия луковиц лука и чеснока друг от друга.
Посадка овощных культур.
Чтение В. Коркина «Что растет у нас на грядке? » 


2. «Вода и растения»

Цель: выявить насколько вода необходима для роста растений
Отгадывание загадок про овощи и фрукты.
Д/И «Что растет на огороде»
Цель: выявить характер представлений детей об овощных культурах, пользе для человека. Изготовление масок овощей для игры.


3. Чтение стихотворения С. В. Михалкова «Овощи»
П/и «Огуречик»
Цель: формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом.
Д/И ««Собери из частей целое»
Цель: развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику; закреплять названия овощей. 


4. Беседа "Овощи, фрукты, полезные продукты"
Цель: научить детей выбирать продукты, полезные для здоровья, вызвать стремление к здоровому питанию.
Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки»
Д/И «Вершки и корешки»
Цель: закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки. Консультация «О луке – детям»


5. Хороводная игра «Огородная хороводная»
Цель: учить детей согласовывать действия с текстом игры; закреплять названия овощей.
Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление.
Лепка «Овощи: огурцы и помидоры»
Цель: учить передавать форму овощей, развивать речь. 


6. Д/И «Мой любимый овощ»
Цель: закреплять знания детей об овощах. Развивать связную речь.
Рисование «Помидоры в банке».
Цель: расширять представления детей об овощах.
Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин»
Цель: закрепить знания детей об обобщающем понятии «магазин», а также знания об овощах и фруктах. 


7. Д/И «Найди по описанию»
Цель: развивать память, внимание; формировать умение при отгадывании не перебивать товарищей, не выкрикивать, внимательно выслушивать педагога.
Подвижная игра «Овощи — фрукты»
Цель: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность.
Раскрашивание овощей. Папка – передвижка «Овощи и фрукты – полезные продукты».


8. Игра м/п «Огород у нас в порядке»
Цель: развивать внимание, способность координировать свои движения с движениями других детей.
Заучивание: А. Прокофьева «Огород»
Аппликация «Лук» 


9. Д/И «Четвертый лишний»
Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку.
Хороводная игра «Кабачок»
Цель: развивать музыкальный слух, чувство ритма; формировать творческий потенциал.
Сюжетно-ролевая игра «Приготовим
щи для кукол»
Цель: Воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле. Развивать речь и мышление. 


10. Изготовление фотоальбома «Огород на окне»
Хороводная игра «Огородная хороводная»
Цель: учить детей согласовывать действия с текстом игры; закреплять названия овощей. 


Хороводная игра - «Огородная хороводная»
Цель: учить детей согласовывать действия с текстом игры; закреплять названия овощей.
Дети стоят в кругу, предварительно выбираются «морковь», «лук», «капуста», «шофер». Они тоже стоят в кругу.
Дети идут по кругу и поют:
Есть у нас огород. Там своя морковь растет
Вот такой ширины, вот такой вышины! (2 раза)
Дети останавливаются и раскрывают руки в ширину, а затем поднимают их вверх.
Выходит «морковь», пляшет и по окончанию куплета возвращается в круг; дети, стоя на месте, поют:
Ты, морковь, сюда спеши. Ты немного попляши
А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза)
Дети идут по кругу и поют:
Есть у нас огород, там зеленый лук растет
Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза)
В кругу танцует «лук», по окончанию куплета возвращается в круг, дети, стоя на месте, поют:
Ты лучок сюда спеши, ты немного попляши,
А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза)
Дети идут по кругу и поют:
Есть у нас огород и капуста там растет
Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза)
Выходит «капуста» и пляшет в кругу, по окончанию куплета возвращается в круг, дети поют:
Ты капуста, к нам спеши, ты немного попляши,
А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза)
Дети идут по кругу и поют:
Есть у нас грузовик, он не мал и не велик.
Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза)
Выходит «шофер» и пляшет в кругу, по окончанию куплета возвращается в круг, дети поют:
Ты, шофер, сюда спеши, ты немного попляши
А потом не зевай, увози наш урожай!

Дидактическая игра «Что растёт в огороде?»
Цель: выявить характер представлений ребёнка об овощных культурах, правилах их жизнеобеспечения и пользе для человека.
Используется метод беседы.
Материал.
Карточки с изображением овощей, садово-огородного инвентаря,
природных явлений. Игровой персонаж – пугало, от имени которого педагог задаёт вопросы детям.
-Покажи и назови овощи. Какие из них ты любишь?
-Какие не любишь, почему?
-Как ты думаешь, овощи полезны для человека? Почему?
-Хочешь ли ты сам вырастить овощи?
-Как ты думаешь, что тебе для этого потребуется? Выложи карточки.
-Какой водой и как нужно поливать овощи?
-Как ты думаешь, а сами овощи любят витамины (подкормку)?
-Что может произойти с овощными растениями, если не ухаживать за ними?

П/и «Огуречик… огуречик…»
Цель: формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом. 
Ход игры: На одном конце зала – воспитатель, на другом дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит: «Огуречик, огуречик не ходи на тот конечик, 
Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет». 
После окончания речевки, дети убегают в свой дом. Воспитатель произносит слова в таком ритме, чтобы дети могли на каждое слово подпрыгнуть два раза. После того как игра освоена детьми роль мышки можно поручать наиболее активным детям.

Загадки про овощи и фрукты
Круглое, румяное, 
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И малые детки.
(Яблоко)

Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(Малина)

Длинноножка хвалится – 
Я ли не красавица,
В сама – то косточка,
Да красненькая косточка.
(Вишня)

Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый - все довольны.
Так приятен он на вкус!
Что это за шар? (Арбуз)

Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя, резкий.
Горький вкус имеет он
Обжигает… не лимон. (Лук)

В огороде – жёлтый мяч.
Только не бежит он вскачь.
Он как полная луна,
Вкусные в нём семена. (Тыква)

В зелёной палатке
Колобки спят сладко.
Много круглых крошек.
Что это? (Горошек)

Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это? 
(Репка)

Красна девица сидит в темнице, 
А коса на улице.
(Морковь)

В земле сидит дед,
Во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает.

Список используемой литературы и методических пособий.

1. Загадки для развития речи, внимания, памяти и абстрактного мышления / сост. О.В. Узорова, Е. А. Нефедова. – М.: Астрель, 2005.

2. Шорыгина Т. А. Ягоды. Какие они? Путешествие в мир природы и развитие речи. Москва: «Издательство ГНОМ и Д», 200зг

3. Цветкова И. В. Экологический светофор для младших школьников. Москва: Педагогическое общество России, 2000г.

4. Деревенский домик. Демонстрационный материал для занятий в группах детских садов и индивидуально. Г. Киров 30.03.05г.

5. Ягоды садовые. Наглядно – дидактические пособие. Издательство «Мозаика – Синтез». Москва 2005г.

6. Вохринцева С. Окружающий мир. Дидактический материал. Издательство «Страна Фантазий» 2003г.

7. Животные обитающие на территории нашей страны. Демонстрационный материал для занятий в группах детских садов и индивидуально. Г. Киров 2004г.

8. Цветы луговые, лесные, полевые. Демонстрационный материал для фронтальных занятий. Издательство ООО «Книголюб» 2000г.

9. Гризик Т.И. Радуга. Познавательное развитие детей 2-7 лет.: метод. Пособие для воспитателей. Москва. 2010г.

10. Цветы садовые. Демонстрационный материал для фронтальных занятий. Издательство ООО «Книголюб» 2000г.

11. Шорыгина Т. А. Вежливые сказки. Этикет для малышей. – Москва. Прометей; Книголюб, 2003.

12. Попова Т. И. Мир вокруг нас г. Москва 1998г.

13. Дрязунова В. А.. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателя дет. Сада.- М.: Просвещение, 1981.- 80 с., ил.

14. Шорыгина Т. А. Ягоды. Какие они. ООО «Издательство ГНОМ и Д» г. Москва 2003г.

15. Шорыгина Т. А. Какие звери в лесу?! Путешествие в мир природы и развитие речи. Москва: «Издательство ГНОМ и Д», 2000г.

16. Шорыгина Т. А. Овощи. Какие они? Путешествие в мир природы и развитие речи. Москва: «Издательство ГНОМ и Д», 2004г.

17. Шорыгина Т. А. Кустарники. Какие они? Путешествие в мир природы и развитие речи. Москва: «Издательство ГНОМ и Д», 2004г.



Предварительный просмотр:

Описание: https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/03/15/img_20230315_070207_012.jpg

Описание: https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/03/15/img_20230315_064107_173.jpg

Описание: https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/03/15/img_20230315_064107_532.jpg

Описание: https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/03/15/img_20230315_070224_408.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цветы на окне и за окном

Конспект занятия для детей средней группы по ознакомлению с миром природы. К разработке прилагается набор карточек для игры....

консультация для родителей "Безопасные окна" памятки "Как предотвратить выпадение ребёнка из окна" памятка для родителей "Безопасность при движении зависит и от вас" листовка "Тонкий лёд" памятка для родителей "Безопасный интернет"

фликерыСоветы безопасного поведения на дороге3Д-ручка для ребёнка-интересная информация.безопасность на льдуКонсультация для родителей "Безопасные окна"памятки  "Как предотвратить ...

«Мастер-класс для детей и родителей «Украшаем окна к Дню Победы» Акция «Окна победы»

laquo;Мастер-класс для детей и родителей «Украшаем окна к Дню Победы»Акция «Окна победы»...

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении смотра-конкурса лучшего оформления окна группы к Новому году «Волшебное окно»

Цели и задачи смотра-конкурсаЦелями и задачами смотра-конкурса являются:создание праздничной новогодней атмосферы в группе;эстетическое воспитание дошкольников;активизация инициативы, творчества, выду...

За окном еще холодно, а у нас на окне зазеленело!

За окном еще холодно, а у нас на окне зазеленело! Работа на нашем огороде началась зимой. На занятиях по экологии мы разобрали культуры, которые будем выращивать, изучили правила ухода....

Памятка для родителей "КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ВЫПАДЕНИЕ РЕБЕНКА ИЗ ОКНА? Современное окно стало причиной несчастных случаев с детьми.

КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ВЫПАДЕНИЕ РЕБЕНКА ИЗ ОКНА? Современное окно стало причиной несчастных случаев с детьми....

Памятка для родителей по профилактике выпадения детей из окна “Безопасные окна”

Как защитить ребёнка от падения из окна?ЗАПОМНИТЕ несколько правил, которые сохранят жизнь Вашему ребенку!...