Проект "В стране наук". Подготовительная к школе группа.
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Вишнёва Алла Анатольевна

Изучение науки и проведение опытов и экспериментов помогают детям развивать важные навыки и интерес к учебе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Воспитываем вместе28.07 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «В стране наук»

с 01.02.2024г. по 08.02.2024г.

Подготовительная к школе группа «Колобок».

                                             

                                                                        Составила воспитатель

                                                                        Вишнева А.А.

Цель проекта: практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

Актуальность. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить, значит,  сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Задачи проекта:

- расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;

- развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;

- обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);

- развивать наблюдательность;

- воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;

- воспитывать желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.

Вид проекта: групповой; краткосрочный; поисково-исследовательский.

Участники проекта: воспитатель группы, дети 6 -7 лет, родители воспитанников.

Состав проектной группы: воспитатель, воспитанники группы 6 – 7 лет, родители воспитанников.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный. 01.02. – 02.02.

• Изучить и проанализировать методическую литературу по теме.

• Составление планирования опытно-экспериментальной деятельности.

• Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.

2 этап – основной. 05.02 – 07.02.

Внедрение в воспитательно – образовательный процесс опытно-экспериментальной деятельности. Перспективный план.

3 этап – заключительный. 08.02. – НОД «День Российской науки».

• Определить эффективность проведенной работы.

• Провести анализ полученных результатов.

Место проведения: подготовительная к школе группа «Колобок».

Сроки проведения: с 01 февраля по 08 февраля 2024 года.

Режим занятий: 1 занятие в день, во второй половине дня. Продолжительность одного занятия 30 минут.

08.02 – НОД «Мы ученые».

Ожидаемые результаты.

• Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.

• Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.

• У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

Перспективный план работы по основному этапу проекта:

Тема. Программное содержание. Совместная деятельность педагога и детей (НОД по экспериментальной деятельности). Совместная деятельность родителей и детей.

05.02. Понедельник. «НЕВИДИМКА ВОЗДУХ».

Задачи. Формировать представление о воздухе, его свойствах; о роли в жизни живых существ. Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию. Развивать мышление, учить делать выводы в процессе эксперимента.

1. Эксперимент «Как поймать воздух?».

Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетом? Что в них находится? Какой он? Вы его видите? Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите пакет. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? И так, мы его не видим, но чувствуем.

ПАРАШЮТЫ (дома совместно с родителями изготавливаем игрушечный парашют).

2. Эксперимент «Воздух внутри нас».

- Давайте надуем шарики, чтобы они стали весёлыми. Я беру этот, а вы, господа ученые, подойдите к столу, где лежат шарики, возьмите их и надуйте.

- Если у вас сразу не получается, продолжайте пробовать дальше. У ученых тоже не все сразу получается, они пробуют по нескольку раз и только после этого получается результат. Молодцы.

Господа учёные, скажите: а как это у нас из маленького грустного шарика получился такой весёлый? (потому что мы его надули воздухом).

- А как он туда попал? (через нас, а как это через нас)

- Давайте наберём его (набирают воздух, и,  подставив руку выдыхают его).

- Мы сделали первое научное открытие, подскажите, что мы узнали? (воздух находится внутри нас).

- Надо это открытие отметить схемой (подходят к доске).

- Какой же схемой мы обозначим наше новое открытие? (на доску выставляем на магнит карту-схему).

- Мы с вами надували шарики. Теперь вы знаете, что внутри нас есть воздух и какой опыт поможет это проверить.

- А какие вы можете привести примеры из жизни использования этого свойства?

- Мы, надувая шарик, выдуваем из себя воздух.

- При игре на духовых инструментах мы тоже выдуваем воздух.

3. Что в стакане?

Воспитатель: посмотрите, у меня в руках стакан. Как вы думаете, он пустой? Сейчас мы это проверим. Нам понадобиться ёмкость с водой и этот стакан. Перевернём стакан вверх дном и будем медленно опускать его в воду. Обратите внимание, что стаканчик нужно держать ровно. Что вы видите? Попадает ли вода в стакан? Вынимаем стакан из воды. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри? (Воспитатель предлагает детям потрогать стакан внутри). Ребята, почему вода не попала в стакан? Какой можно сделать вывод? Правильно, в стакане находится воздух, он не пускает туда воду.

4. Почему гаснет свеча?

Оборудование: 2 свечи, 2 блюдца, банка, спички.

Взяли 2 свечи, поставили на блюдца и подожгли их. Одну из свечей накрыли банкой и стали наблюдать, что будет происходить дальше. Через некоторое время свеча накрытая банкой погасла. Почему она погасла? В банке кончился кислород и образовался углекислый газ. Вот так и мы не можем жить без кислорода.

5. Воздух легче воды.

Перед вами стаканы с водой и трубочки для коктейля. Вставьте трубочки в воду и подуйте в них. Что вы видите? Что выходит из воды с пузырьками? Откуда он берётся? Пузырьки поднимаются на поверхность потому, что воздух легче воды.

6. Имеет ли воздух вес?

Нам нужны весы и два воздушных шара. Эти весы можно сделать самим из верёвочки и палочки. С двух сторон я подвесила шары. Посмотрите, сейчас весы уравновешены. Я возьму острую палочку и проткну один из шаров. Что произошло? Какой можно сделать вывод? Шар с воздухом опустился вниз, а лопнувший шар поднялся вверх. Значит шарик с воздухом тяжелее, чем шар без воздуха.

7. Движение воздуха.

Возьмите лист бумаги и помашите перед лицом. Что вы почувствуете? А если бы мы сейчас открыли окно, что бы вы почувствовали? Молодцы! Сейчас возьмем пустую тарелку накроем ее пакетом, сверху положим рассыпчатый сахар. Будем по очереди громко кричать  на сахар. Что мы видим? Мы видим, как крупинки сахара от движения воздуха подпрыгивают. Итак, делаем вывод, что воздух – движется.

Ребята, сегодня мы много говорили о воздухе, его свойствах, но забыли сказать самое главное, что воздух необходим всему живому. Без него мы не проживём и 5 минут. Попробуйте, закройте рот и зажмите нос двумя пальцами. Не дышите. Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватало? Хорошо вам было без воздуха?

06.02. – 07.02. Вторник – среда. «ЦАРИЦА – ВОДИЦА».

Задачи. Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды; способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды; развивать речь, мышление, любознательность; развивать умение делать выводы, умозаключения; воспитывать аккуратность при работе.

1. Какой формы вода?

На столе лежат кубик и шарик.

Воспитатель: какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмём узкую банку и наполним её водой. Перельём эту воду в широкую банку. Форма, которую принимает вода, всё время изменяется. Вывод: вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода-жидкость. Вспомните лужи после дождя. На дороге растекается, в ямках собирается, а в землю впитывается. И так вода не имеет формы.

2.Какого цвета вода?

Возьмём два стакана: один с водой, а другой с молоком. Возьмём картинку и поставим её за стаканом с водой. Нам видно картинку? (Ответы детей).

А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили? Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко нет. Значит вода прозрачная жидкость.

Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунём её в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через неё на картинку. Рисунок не виден. И так, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость.

3. Льдинки на тропинке.

Оборудование: краски, 3 ёмкости, формочки, вода.

В ёмкости налили воды. Воду подкрасили акварельными красками разного цвета. Подкрашенную воду разлили в формочки. Формочки положили в морозилку. На следующий день получили разноцветные льдинки.

4. Вода – растворитель.

А если у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают своё мнение.

Один ребёнок размешивает в воде сахар, другой - соль, третий – аскорбиновую кислоту. Теперь попробуйте воду снова. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, солёная, кислая. Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы добавили в воду? (Ответы детей). А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Так же не растворилось и масло, оно осталось на поверхности.

5. Яйцо утонет или всплывет?

Оборудование: 2 яйца (сваренные в крутую), соль, вода, 2 ёмкости.

Положили 2 яйца в разные ёмкости с водой. Они утонули. В одну ёмкость с яйцом насыпали соль. Яйцо всплыло и держится на поверхности. Вода солёная, поэтому вес воды увеличился, а яйцо стало легче солёной воды и оно поднялось на поверхность.

6. Есть ли запах у воды?

Давайте определим, есть ли запах у воды? (Ответы детей). Теперь размешаем в воде травяной настой и мятные капли. И снова понюхаем воду. У воды появился запах. Растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах.

7. Фильтрование воды.

Бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но жизненно важно глотнуть хотя бы глоток воды. Существуют разные способы очистки воды. С самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся. Для этого возьмём воронку, платок, вату и ёмкость для воды. Делаем очистительные устройства – фильтры.

08.02. Четверг. НОД «Мы ученые».

Задачи.

Образовательные:                                                                                                

Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности.        

Формировать умения детей наблюдать, комментировать, прогнозировать результаты опытов с солью.

Развивающие:

Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом.

Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.

                                                                                                                  Воспитательные:                                                                                                       Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.          

Воспитывать привычку взаимопомощи, интерес к проведению опытов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно занятия «Школа дорожных наук» ( подготовительная к школе группа)

·        Занятие закрепляет  знания детей о безопасном поведении на улицах и дорогах, правилах дорожного движения, дорожных знаках, различных видах транспортных...

Занятие «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЖИДКОСТИ». Подготовительная к школе группа.

Цель:  - закрепить понятие круговорота воды в природе.           -  развивать творческое воображение, фантазию....

Конспект занятия кружка по обучению грамоте "Путешествие в страну АБВГДейки" подготовительная к школе группа

Конспект занятия кружка по обучению грамоте "Путешествие в страну АБВГДейки" подготовительная к школе группа...

Конспект НОД "Страна птиц" (подготовительная к школе группа)

Конспект НОД по образовательной области "речевое развитие" "Страна птиц". Использовались методы и приёмы ТРИЗ , картинки - модели, музыкальное сопровождение, мультимедийная презентация, игровые методы...

Конспект занятия (организованной образовательной деятельности) по математическому развитию «В стране Математики» (подготовительная к школе группа)

Содержание данного конспекта занятия направлено на решение задач математического развития воспитанников посредством занимательного математического материала....

Открытый просмотр НОД (в рамках сотрудничества с начальной школой) Тема : «Путешествие в страну Знаний» Подготовительная к школе группа № 11 «Почемучки» Воспитатель высшей квалификационной категории Гордюхина Е.А.

Открытый просмотр НОД ( в рамках сотрудничесва с начальной школой) Тема: " Путешествие в страну Знаний." Подготовительная к школе группа № 11 " Почемучки"...