Экологический проект «Волшебный мир цветов – Фиалка горная – растение Красной книги Мурманской области и Фиалка комнатная (Сенполия)»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Многочисленные современные проблемы нашей жизни связаны с бездуховностью, безнравственной, невежественной деятельностью человека. Красота спасёт мир – вот наш девиз совместной работы с детьми, а именно, с дикорастущими и комнатными цветами – фиалками.
Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять и, конечно же, знать! Знать строение цветка, его внешний вид, особенности и пользу, которую они приносят.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность В наше время проблемы экологического воспитания дошкольников вышли на первый план и им уделяется все больше внимания. Взаимодействие человека с природой в современном мире приводит к негативному влиянию на нее в большей мере. Поэтому особенно остро стоит вопрос воспитания в подрастающем поколении бережного отношения к природе. И одним из важнейших условий успешной реализации приобщения воспитанников к формированию экологических представлений является развитие интереса к природе Родного края, ознакомлению, расширению и систематизации знаний о растительном мире. Многочисленные современные проблемы нашей жизни связаны с бездуховностью , безнравственной, невежественной деятельностью человека. Красота спасёт мир – вот наш девиз совместной работы с детьми, а именно, с дикорастущими и комнатными цветами – фиалками. Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять и, конечно же, знать! Знать строение цветка, его внешний вид, особенности и пользу, которую они приносят.
Цель Расширение у детей знаний и представлений о растениях севера - Горной фиалке и её ближайшей родственнице комнатной фиалке ( сенполии ) и их свойствах . Задачи 1.Повысить уровень экологической культуры и знаний детей по темам: «Растения Красной книги Мурманской области» и «Комнатные растения». 2. Развивать умения сравнивать растения, делать выводы на основе сравнения. 3.Закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах. 4.Формировать бережное отношение к дикорастущим и комнатным растениям, развивать желание ухаживать за ними. 5.Дать детям знания о разных способах размножения растений: семенами, делением корневища, черенками, листьями. 6.Учить правильно готовить место для посадки растения. 7.Учить детей аккуратно работать с землей, использовать полученные знания на практике. 8.Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к прекрасному, красоте окружающего мира. Планируемые результаты Сформировать систему знаний о дикорастущих и комнатных растениях у детей старшей группы через реализацию проекта. Повысить интерес к особенностям жизни и развитию растений, желание самостоятельно выполнять поручения по уходу за растениями. Сформировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
Реализация проекта: Подготовительный . Определение уровня знаний детей по теме проекта. Подбор и изучение литературы по теме проекта. Разработка содержания образовательной деятельности разных видов. Подбор опытов и экспериментов. Создание мультимедийных презентаций по теме проекта. Создание развивающей среды: дидактические игры, пособия, демонстрационный материал. Основной . Цикл познавательных занятий. Просмотр мультимедийных презентаций «Путешествие в царство комнатных растений», «Весенние первоцветы», «Красная книга редких растений Мурманской области». Отражение результатов познавательной деятельности через художественно – творческую деятельность детей. Заключительный . Анализ и обобщение результатов познавательно – исследовательской деятельности детей. Выставка детского творчества «Разнообразие комнатных фиалок». Участие родителей в выставке «Цветочные фантазии». Оформление альбомов «Растения и цветы Севера», «Лекарственные растения Севера», «Комнатные растения». Составление сборников: «Стихи о цветах для детей», «Загадки о цветах». Ассамблея для родителей сказка «Цветы и бабочки» Презентация проекта.
Организация деятельности детей в рамках проекта Виды деятельности Содержание работы Игровая деятельность - Дидактические игры – «Найди растение»; «Собери цветок»; «Отгадай, что за цветок»; «Какого цветка не стало»; «Четвертый лишний»; «Найди такой же»; «Найди растение по названию»; «Узнай по описанию»; «Что изменилось?». - Словесные игры – «Я садовником родился»; «Опиши цветок»; «Загадай, мы отгадаем». - Подвижные игры – «Солнышко и дождик»; «Цветы и ветер»; «Растения». - Хороводные игры – «Мы на луг ходили»; «Галя по садочку гуляла». - Пальчиковые игры – «Цветы»; «Наши алые цветы». - Настольные игры – мозаика «Выложи цветы»; «Собери комнатное растение»; «Собери букет»; «Цветочное лото»; Домино «Наш сад». - Сюжетно – ролевые игры – «Магазин цветов». Социально - коммуникативная деятельность -Беседа «Редкие растения Красной книги Мурманской области». -Беседа «Что необходимо растениям для жизни? Как ухаживать за комнатными растениями?» -Отгадывание загадок о дикорастущих и комнатных цветах. -Сообщения детей о комнатном растении (живущем у них дома). -Ситуация общения «Для чего нужны комнатные растения». П ознавательно - исследовательская деятельность О ОД «Красная книга Мурманской области. Редкое растение «Горная Фиалка» О ОД «Кто живет на подоконнике? Наше комнатное растение Фиалка» ООД « Исследовательская работа «От листочка – к красивому цветочку» ООД «Экологическая сказка «Сказка о Фиалке»» (презентация) Художественная литература Пересказ сказки Б.Вовк «Чьи цветы лучше»; Г.Охапкина «История одного растения »; Г . Ракова «Фиалка »; С . Каратов «Комнатные цветы»; Н . Нищева «Комнатные цветы »; немецкая сказка «Цветы и бабочки»; «Сказка о волшебной арфе и о принцессе Фиалке»; «Фиалка в легендах и преданиях». Художественно – эстетическая деятельность Лепка «Фиалка». Аппликация «Фиалка». Рисование «Горная Фиалка », «Цветок в горшке - Фиалка», «Мои любимые цветы». Театрализованная постановка «Цветы и бабочки». Д вигательная деятельность Утренняя гимнастика «Волшебные цветы ». Психогимнастика «Если я был бы цветком ». Физкультминутки , пальчиковая гимнастика по теме. Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Цветы и ветер», «Растения », « Кто быстрее посадит цветы». Элементарный бытовой труд Изготовление карточек – моделей: «Условия необходимые для роста фиалки» . Совместная трудовая деятельность в уголке природы. Уход за комнатными фиалкой: п олив и мытье, п осадка рассады, ч еренкование, п ересадка.
Изучаем Горную фиалку – исчезающий цветок, занесенный в Красную книгу Мурманской области и книгу редких растений
Дидактические игры «Найди по описанию» «Найди пару» «Загадай мы отгадаем» «Найди сходства и различия» «Собери фиалку»
Раскрашиваем красивые цветы Слушаем сказку о заболевшей фиалке
Исследуем почву, готовим для посадки растений Расширять представления детей о почве, как компоненте природы, ее составе (корешки растений, остатки насекомых, листьев) о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений. Показать на примере опытов, что в почве есть воздух, при сжимании комочков земли он «уходит», как происходит загрязнение почвы: обсудить последствие этого. Дети рассматривают почву через лупу Пересыпают почву в цветочный горшок
Учимся сажать фиалки - Дать понятие о новом способе выращивания растений – черенковании. - Учить детей приемам правильной посадки черенка. - Воспитывать желание самим вырастить растение из черенка. Дети приступают к посадке черенков, взяв необходимое оборудование.
Условия необходимые для роста фиалок Дети определяют приемы ухода за растениями. На занятии дети изготовили карточки — схемы по уходу за растениями, которые вставили в цветочные горшочки с фиалкой. Такие карточки схемы помогают в уходе за растениями. 1. Поливай растения водой комнатной температуры. Кроме того, вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливают вечером, зимой - утром. 2. Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен - не повреди корни растения. 3. Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой. Растения с мелкими листьями и листьями опушенными очищают от пыли мягкой кисточкой. 4.Осторожно срезай с растений сухие листья и веточки. Следи за чистотой цветочных горшков и подставок. С детьми составили правила ухода за комнатными растениями:
Совместная трудовая деятельность в уголке природы: уход за комнатным растением - фиалкой Рассматриваем листья -Закрепить названия комнатных растений правила и способы ухода за ними. -Самостоятельно определять необходимость ухода, ориентируясь на состояние листьев растения, устанавливать связь между особенностями листьев и способами ухода за ними. -Продолжать формировать умения выполнять трудовые поручения. -Развивать мышление, связную речь, память, воображение. -Воспитывать трудолюбие бережное отношение к растениям. Рыхлим землю Поливаем Осторожно удаляем пыль кисточкой
Сообщения детей о комнатном растении - фиалке и о дикорастущей горной фиалке Детям было дано задание: выбрать растение и рассказать о его особенностях.
«Цветочная зарядка» - Говорит цветку цветок - Подними-ка свой листок. (дети поднимают и опускают руки) - Выйди на дорожку, - Да притопни ножкой. (дети шагают на месте, высоко поднимая колени) - Да головкой покачай - Утром солнышко встречай. (вращение головой) - Стебель наклони слегка Вот зарядка для цветка. (наклоны на туловища) - А теперь росой умойся, Отряхни и успокойся. (встряхивание кистями рук) - Наконец готовы все День встречать во всей красе.
Рисование «Дикорастущая горная фиалка и комнатная фиалка»
Рисование «Горная желтая фиалка»
Аппликация и лепка «Фиалка»
Фиалки растущие у детей дома «Мои зеленые друзья» В моем доме – красота! Круглый год цветы, всегда! И зимой и летом Разным, разным цветом! На одном окошке - клад, Гордость семьи – фиалковый сад! Там цветочки цветут круглый год И любуется ими народ!
Выступаем на ассамблее для родителей со сказкой «Цветы и бабочки»
Результаты реализации проекта -У детей сформирована система знаний о дикорастущих и комнатных фиалках. -Повысился интерес к особенностям жизни и развитию фиалок. -Появилось желание самостоятельно выполнять поручения по уходу за растениями. -У детей повысился интерес к наблюдениям и экспериментированию в процессе поисково-познавательной деятельности. Детям работать над проектом понравилось. Реализация данного проекта научила детей сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково – исследовательской деятельности. В ходе реализации проекта дети пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/10/picture-67232-1699615778.jpg)
" Животные и растения Красной книги Самарской области"- семинар для родителей и детей.
Этот материал разработан мною в помощь родителям и их детям подготовительного к школе возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/17/picture-156847-1481971765.jpg)
Растения Красной книги Амурской области
Организованная образовательная деятельность. Беседа " Растения Красной книги Амурской области"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/24/picture-612765-1427204398.jpg)
Викторина "Животные и растения красной книги Нижегородской области"
Данная презентация предназначена для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с растениями и животными Красной книги Нижегородской области, а так же для закрепления знакомого материала....
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/25/picture-808457-1472144579.jpg)
Презентация "Растения Красной книги воронежской области"
Краткое описание растений Красной книги Воронежской области...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/22/picture-410580-1521726736.jpg)
Реализация совместного проекта "По страницам Красной книги Мурманской области"
Реализация совместного проекта « По страницам Красной книги Мурманской области» Актуальность проекта:Воспитание любви и уважения к природе, является важнейшей составляющей экологическ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/23/picture-590201-1424717515.jpg)
Презентация на тему "Животные и растения Красной книги Саратовской области"
Презентация на тему "Животные и растения Красной книги Саратовской области" для воспитанников подготовительной к школе группы...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/23/picture-1243265-1587642771.jpg)
«По страницам Красной книги Мурманской области»
Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию с использованием метода интеллект – карт «По страницам Красной книги Мурманской области»...