Почему земля кормит?
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по экологии
в подготовительной к школе группе
Тема: «Почему земля кормит»
Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды деятельности детей: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная, двигательная.
Цель: познакомить детей с почвой.
Программное содержание: познакомить детей с компонентами, которые входят в состав почвы, при помощи опытов; воспитывать познавательный интерес и навыки исследовательской деятельности.
Материалы и оборудование: комочки сухой почвы, колба с водой, палочки, лупы, свечка, стеклышко, ложка, таблица “Почва”.
Планируемые результаты: у детей сформированы представления о составе почвы.
Структура занятия
I | Вводная часть | Загадка | 2 мин |
II | Основная часть | 25 мин | |
1 | Сказка | «Волшебная кладовая» | 4 мин |
2 | Беседа | «Почва»» | 5 мин |
3 | Физкультминутка | 3 мин | |
4 | Опыты | 8 мин | |
5 | Кроссворд | «Состав почвы» | 5 мин |
III | Заключительная часть |
| 3 мин |
Длительность 30 минут
Ход занятия
- Вводная часть
- Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о чём мы сегодня будем говорить.
Меня бьют, колотят,
Ворочают, режут -
Я все терплю
И всем добром плачу.
-Что это? (Земля.)
- О чём же мы будем сегодня говорить? (О земле, о почве.)
II. Основная часть
1. Сказка «Волшебная кладовая»
- Послушайте сказку о волшебной кладовой и скажите, почему землю называют кормилицей?
«Расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много. Она у нас под ногами. И зовётся она – земля. Да, только тогда она добра и щедра, когда люди к ней добры, и, когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка.
Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасала: ягоды, грибы, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно специально приносить с собой из полей зёрна и сажать возле жилья. Выросли первые колоски хлеба. Сперва ячменя, потом пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи».
- Так почему же землю называют кормилицей? (Земля кормит людей, на ней растут растения, которые человек употребляет в пищу.)
- А кого ещё кормит наша земля? (Насекомых птиц, зверей.)
- Чем радует нас земля? (Зелёной травой, душистыми цветами, вкусной ягодой.)
2. Беседа «Почва»
-Ребята, знаете ли вы, как по-другому называется земля? Где растут растения? (Почва.)
- А что такое почва?
- Верхний слой земли, который питает и кормит растения, называется почвой. Почва везде разная. В одном месте в ней много песка. Такую почву называют песчаной. В другом месте больше глины. Как называется такая почва? (Глинистая.)
- А если почва богата перегноем, её называют чернозёмом. Она чёрного цвета.
- Давайте рассмотрим таблицу “Почва в разрезе”.
- Сколько слоёв почвы вы видите на таблице? (Четыре.)
- Какого цвета верхний слой земли? (Тёмного.)
- Это плодородный слой земли. А какого цвета второй слой? (Жёлтого.)
- Как вы думаете, что это? (Песок.)
- А что на таблице изображено голубым цветом? (Вода.)
- Верно, это изображение подземных вод.
- Потом идет слой глины. Каким цветом изображена глина (Оранжевым, рыжим.)
- А что ещё вы видите на таблице? (Там еще изображены те, кто в земле живут: червяки, кроты, жуки.)
-А сейчас мы отправимся в путешествие в подземное царство.
3. Физкультминутка
Вырос красивый цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и сиянье
Дружно дают под землей корешки.
А теперь будем червячками.
Под землей червяк ползет,
Делает он узкий ход,
Чтоб в подземном царстве
Лучше всем жилось,
Чтоб в подземном царстве
Лучше всем рослось.
Слова стихотворения сопровождаются движениями.
4. Опыты
- Жители поземного царства прислали нам очень ценный подарок – мешочек с сюрпризом. Как вы думаете, что в этом мешочке? (Почва, земля.)
- Мы поближе познакомимся с землей – матушкой.
Опыт № 1. В почве живут микробы
- Давайте положим на лист бумаги немного почвы, рассмотрим и определим цвет и запах.
Дети растирают комочки земли, находят остатки растений.
- В почве живут микробы, они превращают перегной в минеральные соли, столь необходимые растениям для жизни.
Опыт № 2.
- Размешаем почву в стакане с водой.
Через некоторое время дети увидят, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.
- Почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину.
Опыт № 3. В земле есть воздух
- Как вы думаете, воздух в земле есть или нет?
- Проверим ваши ответы экспериментально. Возьму в руки комочек земли, так чтобы он не рассыпался, и осторожно опущу его в баночку с водой. Что вы увидели? (Из комочка выделяются маленькие пузырьки. Это воздух поднимается из воды.)
- Так есть в почве воздух? (Есть, он внутри почвы.)
- Да, воздух был внутри комочка, между песчинками. Вода вытеснила его. Воздух всплыл, так как он легче воды и смешался с окружающим нас воздухом.
Опыт № 4. Есть ли в почве вода?
- Только что мы убедились, что в почве есть воздух. А вода в почве есть или нет?
- Предлагаю и эти ваши ответы проверить с помощью опыта. В чистую сухую ложку я положила кусочек почвы. Я зажгу свечку, и буду держать ложку с почвой на огне. Что происходит с почвой? (Она согревается.)
- Теперь накрою ложку чистым сухим стеклышком.
Через некоторое время показываю стеклышко детям.
- Что произошло со стеклышком? (На стекле появились капельки воды.)
- Сделайте вывод: есть вода в почве или нет? (В почве есть вода.)
5. Кроссворд «Состав почвы»
- А теперь нас ждет кроссворд, который называется «Состав почвы» и догадайтесь, какое ключевое слово спрятано.
- Что не имеет формы, вкуса, запаха. Цвета? Что в руках не удержать, а в решете не унести? (Вода)
- Верхний плодородный слой земли, состоящий из перегнивший остатков растений и животных. (Почва)
- Белая как сахар, но совсем не сладкая. (Соль)
- Он желтый и сыпучий, на дворе насыпан кучей. (Песок)
- Он есть повсюду: и вводе, и в земле, и вокруг нас. (Воздух)
- Догадайтесь, какое ключевое слово спрятано в кроссворде? (Перегной.)
III. Заключительная часть
- Что узнали о почве?
- Какие свойства почвы знаете?
- Почему её называют кормилицей?
- Как образуется почва?
- Что понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательного занятия с детьми средней группы. Тема: « Почему землю называют родной?»
В конспекте решаются задачи познавательного характера, чтобы способствовать развитию детей к определению задач на основе поставленной проблемы....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/03/picture-136959-1351969937.jpg)
Авторская разработка конспекта занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Почему Земля - магнит?"
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о физическом явлении - магнетизме, магните и его свойствах в опытно-экспериментальной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/08/picture-139974-1352383246.jpg)
Авторская разработка конспекта занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Почему Земля - магнит?"
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о физическом явлении - магнетизме, магните и его свойствах в опытно-экспериментальной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/28/picture-575579-1422460289.jpg)
План-конспект ОД "Почему земля кормит" в подготовительной группе
Занятие направлено на знакомство детей с понятием «почва» на основе опытов, её составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира, на формирование у ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/27/picture-437366-1530088257.jpg)
Проект «Почему земля круглая» для детей старшего возраста
План проекта для старшей группы на тему "Почему Земля круглая?"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/07/picture-252385-1367906448.jpg)
Конспект НОД по экспериментальной деятельности "Почему Земля кормит"
Конспект НОД по экспериментальной деятельности "Почему Земля кормит"...