Конспект познавательного занятия с детьми средней группы. Тема: « Почему землю называют родной?»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

 

В конспекте решаются задачи познавательного характера, чтобы способствовать развитию детей к определению задач на основе поставленной проблемы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya._pochemu_zemlyu_nazyvayut_rodnoy.docx21.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательного занятия с детьми

средней группы.

Тема: « Почему землю называют родной?»

Задачи:

- Способствовать развитию детей к определению задач  на основе поставленной проблемы;

 - Расширить и обогатить знания детей о родном крае;

- Углубить представления детей о многообразии живых существ, населяющих нашу землю; развивать познавательную активность детей;

 - Развивать поисковую деятельность детей;

Цель:

Познакомить детей с понятием «Родина», «родная земля»;

Совершенствовать речь детей, развивать фантазию, творческое воображение, коммуникативное общение;

Упражнять умственные способности детей;

Воспитывать чувство гордости и сопричастности к родному краю.

Предварительная работа:

Рассматривание открыток и иллюстраций родного города; края.

Чтение литературы о лесе; целый цикл подготовительной работы по накоплению конкретных представлений детей о лесе и его обитателях;

наблюдение на прогулках и экскурсиях.

Чтение и заучивание пословиц и стихов о нашей планете.

Рассматривание панно с изображением подводного мира реки, рисунков, фотографий.

Развивающая среда:

Иллюстрации, фотографии с изображением родных просторов, города в котором  живём;

Комплект карточек-пазлов для д/и «Откуда родом»; карточки для д/и «Посели животное».

Запись русской народной песни «Родина».

Содержание занятия

Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель: Мы речь свою ведём о том,

                        Что вся земля – наш общий дом.

                        Наш добрый дом, просторный дом –

                        Мы все с рожденья в нём живём.

                        Ещё о том ведём мы речь,

                        Что мы наш дом должны сберечь,

                        Давай докажем, что не зря

                        На нас надеется Земля.

      - Ребята, скажите, пожалуйста, кого мы называем родными?

 (ответы детей: маму, папу, бабушку).

      - Воспитатель: В каком городе вы родились?

      - Дети: (в городе Волгограде).

      - Воспитатель: А можно его назвать «родным»?

  (ответы детей)

 Воспитатель поясняет, что слова: Родина, родитель, родная земля, родной город и т. д. – родственные слова.

- Мы с вами живём в России. Россия – это наша с вами Родина. А что значит слово «Родина»?

- Родина – значит родная. Как мать и отец.

-Дети: (это где мы живём; это мама и моя семья; это наш город; это и детский сад).

Дети садятся в кружок на ковре.

        Дидактическая игра: «Откуда родом».

        Цель: Уточнить и расширить представления детей о месте рождения и обитания животных, птиц и рыб.

Детям раздаются карточки-пазлы. На которых изображены животные, птицы и место их рождения. Дети находят картинку которой соответствует карточка с изображением места рождения: например цыплёнок вылупляется из яйца, рыбка из икринки, медведь в лесу у медведицы и т.д. , а подсказка – это пазл.

- Воспитатель: Наша планета Земля очень щедра и богата:

                          Горы, леса и поля – дом наш родимый, ребята!

Звучит мелодия русской народной песни «Родина» (Вижу чудное приволье…).

                                                  Аутотренинг

Воспитатель: А сейчас закройте глаза – мы с вами отдохнём…(звучит запись)

«Представьте, свой дом, свою улицу, где вы родились, где живёте, где играете.

Но вот подул ветерок, я чувствую, как я набираюсь сил, бодрости, я открываю глаза, у меня хорошее настроение, я весел…».

- Воспитатель: Мы гордимся нашей  великой Россией, её разнообразной природой, а в особенности трудолюбивыми и талантливыми людьми её населяющими. Но на свете есть и другие страны, где живут такие же люди, но говорят они на других языках. И у всех у нас есть общий дом. Ребята отгадайте загадку и вы узнаете, что это за дом.

Ни начала, ни конца

Ни затылка, ни лица.

Знают все, и млад и стар,

Что наш дом – большущий шар.

- Дети: (Земля)

- Ребёнок: А в народе ещё так говорят: «Никого не родила, а все матушкой зовут».

- Воспитатель: Красива и удивительна наша планета Земля. Сколько живёт человек, он всегда, всю жизнь любуется её красотами и постигает её секреты и тайны.

Земля – наш общий дом для всех, кто на ней живет. Она всем нужна, и все кто на ней живёт, то же нужны. У нас над головой общая крыша – голубое небо. Под ногами общий пол – земная поверхность, у нас один на всех светильник и печка – Солнце. У нас общий вентилятор – ветер.

- А сейчас мы поиграем в игру.

Дидактическая игра: «Посели животное».

Цель: Закрепить знание мест обитания животных (лес, луг, водоросли, почва, берег водоёма).

Каждый ребёнок получает набор карточек, на которых изображены лес, луг, водоросли, почва, берег водоёма. Педагог показывает картинки с разными животными  и прикрепляет на ковролин, а дети показывают и прикрепляют картинку с изображением места, где животные родились и обитают.

- Воспитатель: Просто замечательно, вы все справились с заданием игры, а сейчас…

 Дыхательная гимнастика: «Вырасти большой».

Встать прямо, ноги на ширине плеч, поднять руки вверх. Хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить.

- Воспитатель: Ребята, вам понравилось занятие? А почему нашу землю называют «родной», «нашим домом»?

Ответы детей: Потому, что мы на ней живём. Мы здесь родились…

- Дети вспоминают стихотворения о родном крае.

  1. Ребёнок: Я узнал, что у меня

                            Есть огромная семья

                            И тропинка, и лесок,

                            В поле каждый колосок

                            Речка, небо голубое

                            Это всё моё родное.

  1. Ребёнок: Слышишь песенку ручья –

                Это Родина моя!

                Детский сад, мои друзья -

                            Это Родина моя!

                            Всех люблю на свете я

                            Это – Родина моя!

- Воспитатель: На этом занятие наше закончилось. Дети, я знаю, что вы любите на прогулке играть в футбол.

Занятие заканчивается игрой на жизненную ёмкость лёгких (Ж.Ё.Л.)  

Игра «Воздушный футбол».

Цель: Выработать глубокий вдох и более длительный выдох. 

Оборудование: Мячи из ваты, кубики.

В коробке игровое  футбольное поле. Два игрока стараются забить гол. Набирая в лёгкие воздух, дети дуют на «мяч» (ватный  шарик). «Мяч» должен оказаться между кубиками.  Кто первый задул «мяч» в ворота, тот и выиграл.

Литература

Л.А. Кондрыкинская « Занятия по патриотическому воспитанию в детском    

                                       саду». М.:ТЦ СФЕРА

Т. Гризик  Познаю мир. – М.:ИД «Воспитание дошкольников», 2004

                 

И.П. Нагибина, К.Ю. Белая «Большая и малая Родина».

Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми». – Воронеж, 2007

И.М. Воротилкина «Физкультурно – оздоровительная работа в дошкольном      

                                  образовательном  учреждении –

                                  М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006