Технологическая карта интегрированного занятия с детьми ОВЗ «Моя семья» в средней группе
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа)

Закреплять  понятие «семья», воспитывать чувство гордости за свою семью. Расширять представления детей о членах семьи, возрастных различиях.

Пополнять представления детей о родственных отношениях в семье. Называть членов семьи, установлении их по старшинству от старших к младшим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dubrovina_n.m._tehnokarta_integrrir._zan._moya_semya.docx32.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего типа №210 «Ладушки»

Технологическая карта

интегрированного занятия (окружающий мир и социальное окружение)

 «Моя семья» в средней группе №192/2

Составил воспитатель:

 Дубровина Н.М.  

г.о.Тольятти  2024г.            

Тема «Моя семья»

Цель: закреплять  понятие «семья», воспитывать чувство гордости за свою семью.

 Интеграция областей 

«Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

I ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

Задачи

1.Образовательные 

Расширять представления детей о членах семьи, возрастных различиях.

Пополнять представления детей о родственных отношениях в семье: каждый ребенок одновременно сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра); мама и папа – дочь и сын бабушки и дедушки.

Упражнять в образовании ласковых слов, назывании членов семьи, установлении их по старшинству от старших к младшим.

Активизировать знание героев русской народной сказки «Гуси-лебеди».

2. Воспитательные

Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.

Воспитывать умение внимательно и до конца слушать вопросы и отвечать на них.

Воспитывать позитивное отношение и чувство принадлежности детей к семье, уважение к родителям, дружелюбное отношение к другим членам семьи.

3.Развивающие 

Продолжать развивать умение обводить ладонь карандашом, вырезать её по кругу, закреплять умение правильно держать карандаш и ножницы

Развивать моторику пальцев рук в соответствии с речетативом в пальчиковой гимнастике «Кто живет в семье»

Развивать двигательный опыт детей бросания и ловли мяча в игре м/п «Назови ласково»

Планируемый результат

Знатьгероев  русской народной сказки «Гуси-лебеди», членов семьи

Иметьпредставление о родственных отношениях в семье и возрастных различиях

Уметь: отгадывать загадки,  называть членов семьи, образовывать ласковые слова, выполнять пальчиковую гимнастику в соответствии с речетативом, бросать и ловить мяч

Основные понятия: семья, члены семьи, возраст старше, младше, ласковые слова

Форма проведения: групповая

II ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ:

Оборудование : матрешка с шестью матрешками-вкладышами, мяч, комплект картинок семьи  (бабушка, дедушка, мама, папа, сестра, брат), листы белой бумаги А5 и простые карандаши по количеству детей,  планшет (наборное полотно) для размещения рисунков ладошек детей.

Предварительная работаРазучивание пальчиковых игр «Кто живет в семье», «Как у деда Ермолая». Рассказывание и чтение сказок «Три медведя», «Коза с козлятами», «Три поросенка»; стихотворения А. Барто «Две сестры глядят на брата». Альбом «Как я провел лето». Игры: сюжетно-ролевая игра «Семья»; дидактические игры «Накроем стол для чаепития», «Папино, мамино хозяйство», «Поможем маме». Беседа о том, как нужно называть родителей, бабушку, дедушку.

Формы и методы организации совместной деятельности

Детская

деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

коммуникативная

художественное слово-загадка

рассуждения

познавательно - исследовательская

рассматривание матрешки 

поисковая деятельность

поисковые вопросы (викторина)

игровая

технология «Цепочка» (игра с мячом «Назови ласково»)

технология  «Хоровод» (игра «Распредели по старшинству»)

двигательная

пальчиковая гимнастика

игра малой подвижности

художественно-эстетическая

обведение карандашом

самостоятельная

вырезание ножницами

Логика образовательной деятельности

продолжительность этапа

этап занятия

действия воспитателя

действия детей

1.

1мин

Мотивационно -побудительный

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку, а отгадку найти в группе, на полке с игрушками.
В этой куколке-девице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица —
Для меньшей темница. (Матрешка)

Хвалит ребят за правильную отгадку, берет в руки матрешку. Спрашивает, хотят ли дети познакомиться с гостьей Матрешкой?

Слушают и отгадывают загадку. Ищут и находят отгадку в группе.

Выражают желание познакомиться.

2.

3мин

1мин

2мин

3мин

1мин

3 мин

Организационно- поисковый

Воспитатель от имени Матрешки знакомится с ребятами: «Меня зовут бабушка Матрена. Я кукла деревянная, круглолицая, румяная. В разноцветном сарафане, с кружевным платком в кармане. Пришла я в гости не одна. Со мной мой муж – дед Антон, две мои дочки Маша и Даша и мои внуки: Маришка, Иришка и Тимошка – чуть больше орешка».

Педагог интересуется, где же перечисленные родственники бабушки Матрены? Предлагает ребятам поискать их.

- Ребята, можно ли сказать, что все матрешки – это одна большая, дружная семья? Почему?

Бабушка Матрена очень любит играть в разные игры со своими внучатами, давайте мы ей покажем наши игры?

- Игра «Назови членов семьи». У меня есть фотографии одной семьи, помогите определить, кто на них изображен?

- Скажите, ребята, родные в семье по возрасту как отличаются?  

игра «Распредели по старшинству».

-А вы знаете, что наши пальчики живут тоже как семья? Вставайте все в круг, приготовьте пальчики на руках.

Пальчиковая  гимнастика «Кто живет в семье»

этот пальчик дедушка

этот пальчик бабушка

этот пальчик папа

этот пальчик мама

этот пальчик буду я

вот и вся моя семья!

-Выходите, теперь вы (воспитатель приглашает в круг детей со статусом ОВЗ) и  ребятам расскажите игру с пальчиками, а мы с вами все повторим.

- Почему пальчики в ладошке можно назвать семьей?

Семья это самые родные и близкие люди в вашей жизни, всегда вместе как пальцы в кулачке.

-Ребята, вы помните сказку «Гуси-лебеди» и ее героев в семье?

Мини-викторина «Кто кому кем приходится»

Воспитатель задает вопросы:

   – Кто Ваня для своих мамы и папы? (Ваня сын.)

  - Кто Алена для своих родителей? (дочка)

   – Чьи дети Иванушка и Аленушка? (Дети мамы и папы.)

  - Если бы в сказке были бабушка и дедушка, кто для них были Ваня и Алена? (внуки)

  – Кто сестра Вани? (Алена, девочка.)

  - Ваня для Алены кто? (брат)

-Бабушки очень любят своих ласковых внучат, а вы умеете, ребята, быть ласковыми?

Проводится игра с мячом «Назови ласково».

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет любого члена семьи, например: «Мама» (папа, сестра, брат, бабушка, дедушка).

С детьми ОВЗ помогает в образовании слов и просит повторить слова правильно.

Слушают Матрешку

Дети ищут и находят матрешки-вкладыши в большой матрешке и все матрешки выставляют на столе.

Рассуждения и высказывания детей.

Высказывают согласие поиграть

Все дети рассматривают и называют членов семьи. Повторяют по1-2 картинке дети с ТНР, Полина называет индивидуально с помощью

воспитателя.

Ответы детей (есть старшие, младшие).

Приглашенные дети выходят вперед, встают в ряд. Все помогают расположить членов семьи от самых старших до самых младших.

Повторяется 2ой раз с детьми ОВЗ. Полина повторяет с помощью воспитателя.

Встают в круг, выполняют движения со словами с воспитателем.

Дети со статусом ОВЗ выходят вперед и показывают пальчиковую игру. Полине помогает загибать пальцы воспитатель.

Рассуждения и высказывания детей.

Хоровые ответы детей.

Дети встают в круг. В центре круга стоит воспитатель с мячом.

Ребенок, поймавший мяч, называет маму ласково (мамочка, мамуля, мамулечка, матушка).

Дети с ОВЗ повторяют слова четко и правильно. Полине воспитатель помогает образовать ласковое слово и просить ее повторить его.

3.

1мин

2мин

1мин

2мин

итого

20 мин

Рефлексивно-

корригирующий

Воспитатель делает вывод: «У всех вас есть семья, в которой вы живете вместе, где все любят друг друга и заботятся друг о друге и внимательны к друг другу. Давайте узнаем, как же внимательны ваши родители, вы нарисуете свою ладошку и потом узнаем, найдут они вашу ладошку среди всех?

Для рисования давайте все сядем за столы.

- В какой руке держите карандаш? (в правой). Какую ладошку вы сейчас можете обвести? (левую).

Воспитатель помогает детям с ТНР держать карандаш правильно, держать плотно на листе ладонь. Полине совместно обводит ее ладонь, держа карандаш «рука в руке».

Воспитатель предлагает  прикрепить ладошки на стенд для родителей в раздевалке, просит самих попробовать угадать, где чья ладошка.

Просит детей поделиться, что им понравилось  и запомнилось, какое после всех игр у них сейчас настроение?

- Отметьте, пожалуйста, ваше настроение на «шкале эмоций» вашей прищепкой

Детей с ОВЗ воспитатель по выбранной ими картинке просит назвать и четко повторить эмоцию, а Полину повторить за воспитателем.

Слушают, проявляют интерес и желание рисовать.

Дети садятся за столы с листами и простыми карандашами. Отвечают на вопросы воспитателя

Сначала обводят ладошку, по желанию закрашивают, потом вырезают.

Дети с ОВЗ по их просьбе или необходимости получают помощь воспитателя.

Дети прикрепляют ладошки на стенд для родителей в раздевалке, рассматривают друг у друга, пытаются угадать, где чья ладошка.

Делятся эмоциями и впечатлениями,

выражают собственные чувства к проделанной работе, отмечают свое настроение на «шкале эмоций» прищепками и называют его.

Дети с ОВЗ устанавливают прищепки, сами повторяют название эмоций, Полина повторяет за воспитателем.

Использованные источники:

1. О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением (4-5 лет). Москва,2020.

2. О. В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий». Моя семья. Стр.35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми по пожарной безопасности в средней группе:"День пожарной безопасности"

Если вдруг пожар возникТы обязан в тот же мигВ часть к пожарным позвонить,О пожаре сообщить....

Конспект занятия с детьми с нарушением зрения в средней группе.Тема «О малышках - девчонках и мальчишках».

Занятие. направленное на формирование у детей представления о своем внешнем облике, о принадлежности себя к женскому или мужскому полу, осознание своей индивидуальности, особенности, неповторимо...

Конспект занятия с детьми: Игра - квест «Ромашка дружбы» Средняя группа

Методическая   разработка  занятия с детьми: Игра - квест  «Ромашка дружбы»Средняя группаЦель: формирование у детей представлений о доброте, радости, дружески...

Конспект итогового занятия совместно с родителями «Дружная семья» в средней группе по программе духовно-нравственного развития «Социокультурные истоки»

Задачи:  познакомить детей с особенностями жизни крестьянской семьи: избой-жилищем, с предметами русского быта (печь, ухват, прялка, стиральная доска );  познакомить некоторыми кухонными принадлежно...

Занятие с детьми по пожарной безопасности в средней группе на тему: "День пожарной безопасности"

- воспитывать у детей желание соблюдать правила безопасности дома, в детском саду;- дать представление о том, что огонь может приносить не только пользу человеку, но и вред, сформировать чувство...

Конспект итогового занятия совместно с родителями «Дружная семья» в средней группе по программе духовно-нравственного развития «Социокультурные истоки»

Задачи:Образовательные:-Формировать первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Семья»-Формировать у детей и родителей отношения к семье, как основной из главных социокультурны...