Экологический практико-исследовательский проект "Бумажный экобум"
статья по окружающему миру (старшая группа)

Брычкина Татьяна Александровна

Объектом нашего экологического исследования стала бумага. В ходе проекта дети изучили свойства бумаги, возможности ее преобразования и использования. Мы узнали с детьми, что такое экобумага, какая бумага экологичнее, почему важно беречь и экономить бумагу и как рациональное использование вторичного сырья поможет предотвратить экологическую катастрофу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

 В этом учебном году воспитанники нашей группы приняли участие в экологическом практико- исследовательском проекте «Бумажный экобум». Целью проекта было создание  условий для привлечения внимания к необходимости вторичного использования бумажной продукции и формирования у детей стремления бережно относиться к окружающей природе и ее ресурсам.  Тема проекта  выбрана нами не случайно. Дети по натуре своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние детей, они настроены на познание окружающего мира. Объектом нашего экологического исследования стала  бумага. В ходе проекта  дети изучили свойства бумаги, возможности ее преобразования и использования. Мы узнали с детьми, что такое экобумага, какая бумага экологичнее,  почему важно беречь и экономить бумагу и как рациональное использование вторичного сырья поможет предотвратить экологическую катастрофу, а также приняли  участие в экологических акциях и фестивалях.

Паспорт проекта

Продолжительность проекта:  учебный год

Тип проекта: познавательно - исследовательский

Вид проекта: обучающий, исследовательский, творческий

Участники проекта: дети  старшей группы «Аистенок»,

воспитатели и специалисты группы, родители воспитанников.

Объект исследования: бумага

 

Цель проекта: создание условий для активизации познавательных и речевых способностей детей через изучение свойств бумаги

Задачи проекта:

1. Создать предметную среду для расширения знаний и представлений детей о бумаге, изучения особенностей и свойств, и роли бумаги в жизни человека.

2. Развивать познавательный интерес к миру бумаги, любознательность, обогащать речь и активизировать словарь детей по теме проекта;

3. Воспитывать бережное отношение к бумаге и привлечение внимания к необходимости вторичного использования бумажной продукции и формирования у детей стремления бережно относиться к окружающей природе и ее ресурсам

4. Организовать взаимодействие с родителями воспитанников по теме

проекта.

Предполагаемый результат:

1. Создана предметная среда и дидактический материал для работы по теме проекта.

2. Активизирована познавательная деятельность детей, обогащен познавательный опыт.

3. Совершенствованы речевые и коммуникативные навыки, расширен и пополнен словарный запас.

4. Организована совместная деятельность с родителями воспитанников

по теме проекта.

 

Этапы реализации проекта

1 этап - Подготовительный:

Для реализации проекта на подготовительном этапе работа была направлена на то, чтобы познакомить детей с экологической акцией «Бумажный экобум» и заинтересовать детей  знакомством с историей возникновения бумаги и изучением ее свойств и видов. Проект был обеспечен специальной и методической литературой, были подготовлены: дидактические, настольно -  печатные игры, альбомы для рассматривания, демонстрационный и музыкальный материал.

Разработана модель совместной работы по проекту, подобрано содержание деятельности по образовательным областям.

Было предложено родителям принять участие в сборе материала и в выставке поделок по теме проекта.

2 этап – Основной

Реализация содержания проекта

Образовательная область

Организованная деятельность

Познавательное развитие

Рассказ воспитателя об экологическом проекте «Бумажный экобум»

Беседы «Задолго до появления бумаги», «Мир бумаги», «Бумага в медицине», «История рождения бумаги»

Просмотр презентации «Виды бумаги», «Производство и переработка бумаги и картона»

Mimio игра «В бумажном царстве»

Просмотр видеоролика  «История возникновения бумаги» (из серии «Шишкин лес»)

Рассматривание детских энциклопедий «Открытия и изобретения», «Изобретения, изменившие мир», «История изобретений»

Рассматривание тематического альбома «Какая бывает бумага»

Дидактические игры  «Путешествие по волшебному экрану в мир бумаги»,  «Лаборатория изобретателей бумаги», «Определи бумагу на ощупь», «Найди нужный вид бумаги», «Из какой бумаги сделано?»

Исследовательская деятельность «Свойства бумаги»

Акция «День без бумаги»

Речевое развитие

Подбор и чтение художественной литературы:  

1. Д.В.Кошевар «Лучшая детская энциклопедия. Открытия и изобретения»

2. Анна Клэйборн «Изобретения, изменившие мир»

3. Кэтрин Барр, Стив Уильямс «История изобретений. Моя первая книга о главных изобретениях человека»

4. С.Михалков «Лист бумаги»

5. Б.Житков «Откуда пришла бумага»

6. З.Литвинова «Сказка о бумажной фее»

7. Е.Сосна «Сказка о чистом листе бумаги»

Речевые игры и упражнения по теме проекта «Назови виды бумаги» (оберточная, печатная и т.д.), «Подбери слово» (бумажный, бумажечка и т.д.), «Что бывает из бумаги»

Социально – коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия на бумажную фабрику», «Магазин бумажных изделий»

Игра-импровизация «Я – лист бумаги»

Игровая ситуация "Как продлить жизнь бумаги"

Игра по ТРИЗ «Представь, что бумага исчезла», «Что будет, если…»

Трудовая деятельность: сбор бумажного мусора, сбор макулатуры

Художественно – эстетическое развитие

Рисование в технике «По мокрому листу»

Аппликация «Бумажное царство» (обрывная из разных видов бумаги)

Изготовление поделок из яичных лотков для новогодней экоелки

Поделки из бумаги в технике оригами «Бумажная сумочка для мамы», «Галстук для папы», «Кораблики», «Бабочки», «Матрешки»

Физическое развитие

Подвижные игры: «Найди такой же лист»,

«Кто быстрее соберет листы бумаги», «Найди пару», «Кидаем в цель шарик из бумаги»

Физкультурная минутка «Шуршащая бумага»

Пальчиковая гимнастика «Сложи лист бумаги»

Дыхательная гимнастика «Подуй на бумажный комочек»

Динамическая пауза «Бумажные фантики»

Физкультурно-игровое упражнение «Бумажный футбол»

3 этап - Заключительный:

Изготовление коллекций совместно с родителями  «Виды бумаги», «Коллекция фантиков»

Создание плаката  «Вторая жизнь бумаги» (коллективная из фантиков и газет)

Методическая литература

  1. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»,  Мозаика ТЦ «Сфера», Москва 2004 стр 16, 52
  2. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», Учитель, Волгоград 2011, стр 140, 252
  3. Е.В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование», Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2013, стр. 24 «Бумага: ее качество и свойства» млдш. Группа
  4. Е.А. Алябьева «Сказки о предметах и их свойствах. Ознакомление с окружающим миром детей 5-7 лет» ТЦ Сфера , 2014

–Необыччное в обычном: познавательные сказки. Истории о предметах «Приключение бумажной куклы» стр 5; «В книжном царстве» стр 39

СТАТЬИ интернет

  1. Интересно! Откуда взялась бумага и какими были книги до ее возникновения.

https://dzen.ru/a/X8ItM0wSeWXblfgY

  1.  Кто придумал книги

https://artforintrovert.ru/tpost/c0pgndfzb1-kto-pridumal-knigi


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культурная практика. Исследовательско - творческое изучение зимовья диких животных. На основе программы "Миры детства конструирование возможностей"

Данное занятие нацелено на расширение кругозора детей младшей группы,повышение знаний детей о диких животных....

Практико-исследовательский проект "Творожная неделя"

Идея проекта: узнать о твороге, систематизировать знания по тематической неделе «Молочные продукты».Возрастная группа: детистаршего дошкольного возраста.Проблемная ситуация:Однажды Витя за...

Практико-исследовательский проект "Спасательная операция по борьбе с вирусами

От простуды спаса нет, холод, непогода.Видно слаб иммунитет, нынче у народа!В. Плотников [1]Идея проекта: Формирование знаний о профилактике и борьбе с простудными и вирусными заболеваниями.Задачи:- м...

Образовательная практика "Исследовательская деятельность дошкольников".

В настоящее время в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, её готовности к самостоятельной деятельности. А для этого необходимо внедрять в образовательный проц...

Практико-исследовательский проект "Где же Солнце задержалось?!"

Могут ли дети планировать свою деятельность в 3-4 года? Мы этому учимся! Учимся видеть проблему, задавать вопросы и находить способы осуществления задуманного. Проект "Где же солнце задержалось?...

Познавательно-практико-исследовательская акция «Покормите птиц зимой»

Цель: Формировать у детей дошкольного возраста начал экологической культуры личности через развитие интереса к птицам.Привлечение детей и их родителей к природной акции «Покормите птиц зимой&raq...

Экологический практико- исследовательский проект «Бумажный экобум».

Объектом нашего экологического исследования стала  бумага. В ходе проекта  дети изучили свойства бумаги, возможности ее преобразования и использования. Мы узнали с детьми, что такое экобумаг...