КОНСПЕКТ ОД ПО КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Гуренок Светлана Павловна

Конспект по развитию речи в средней группе "Поможем Федоре"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommun.d-t_23.docx163.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОД  по коммуникативной деятельности
«Поможем Федоре»
(составление описательного рассказа о посуде)

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе составления описательного рассказа о посуде

Задачи: 

- создать условия для взаимодействия детей;

- создать условия для развития умения  составлять описательные рассказы о посуде с опорой на схему;  

- упражнять детей различать и правильно называть предметы чайной, столовой и кухонной посуды, используя в речи соответствующие слова: чайная, столовая, кухонная;

- создать условия для развития умения  образовывать слова-названия предметов посуды по аналогии (сахарница, хлебница, салфетница, чайник, молочник, кофейник, солонка, масленка);

- создать условия для уточнения и активизации в речи название частей посуды (ручка, носик, стенки, дно, крышка и т.д.)


Предварительная работа:

Чтение и рассматривание иллюстраций в сказке К.Чуковского «Федорино горе»

Проведение цикла занятий по ознакомлению со схемой-моделью  (по методике Т.А.Ткаченко)
Экскурсия на кухню с целью ознакомления с кухонной посудой
Ознакомление с видами и назначением посуды, рассматривание деревянной, металлической, стеклянной и керамической посуды

Дидактические игры: « Разложи посуду правильно (дифференциация чайной и столовой посуды)», «Чаепитие у куклы Кати», «Кукла Катя обедает», 

« Расскажи о своей посуде», «Четвертый лишний».
Оборудование и атрибутика: 

Кукла-бибабо «Бабушка Федора», шапочки-ободки с картинками посуды (кастрюля, чайник, сковородка ложка, вилка, чашка)

Наборы посуды: чайной, кухонной, столовой, схема-модель для составления рассказа (Т.А.Ткаченко)
Ход деятельности:

1.Вводная часть:
( На руке у воспитателя кукла-бибабо «Бабушка Федора»)
- Ребята, сегодня по дороге в детский сад, я встретила знакомую бабушку с посудой. Вы ее узнали? Нет? 
Ну, послушайте, какая беда с ней приключилась, и вы сразу вспомните ее.
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
Вот и чайник за кофейником бежит, 
Тараторит, тараторит, дребезжит.
А за ними блюдца, блюдца
Дзынь-ля-ля, дзынь-ля-ля.
И бежит сковорода:
- Вы куда, куда, куда?
Чашки, да ложки стучат по дорожке.
Что же мне теперь делать?

- Кто это? (бабушка Федора из сказки Чуковского «Федорино горе») 

- Почему она плачет?

- Ребята, как вы думаете, почему от Федоры ушла вся посуда? (Она ее не мыла, не чистила, закоптила, запылила, плохо хранила ее, часто разбивала)

- Ребята, вы можете помочь, Федоре, в её горе? Как?
(Сажаем куклу на видное место – на окошко)
- Ты, Федора, посиди, да на деток погляди, а мы постараемся вернуть тебе твою посуду.
2. Основная часть:  
 (
к Федоре-кукле): Вот видишь, Федора, ты совершенно ничего не знаешь о посуде, не умеешь правильно с ней обращаться, вот и покинула она тебя.

- Федора, а ты знаешь названия своей посуды? (нет)

- Ребята, у Федоры много посуды, разной-разной, а вот названия предметов посуды она и не знает, а вы знаете? Тогда разложим посуду Федоры правильно и аккуратно.

Работа в минигруппах. Д/И: «Разложи Федорину посуду», «Что где находится»

Презентация работы.
- Хорошо вы знаете названия предметов посуды. А хочешь, Федора, мы тебе расскажем о посуде, красивой и нужной, а поможет нам в этом наша схема с окошечками (поворачивает схему к детям).

Схема - наша помощница, глядя на ее окошки, мы можем красиво и правильно рассказать о нашей посуде. Я вам напомню, о чем мы должны рассказать, а вы постарайтесь придумать красивый рассказ о посуде. Сначала мы расскажем о том, какого цвета посуда, затем – какой она формы и величины, потом узнаем, из чего она сделана, и из каких частей состоит, и в конце вы расскажете, что можно в этой посуде готовить и как за ней ухаживать

 Рассказывания о посуде по схеме Ткаченко (с помощью воспитателя)

- Молодцы, ребята! Но, бывает в сказках, посуда наша может и сама о себе рассказать.
- Ф:  Вот, какие вы молодцы! Столько я узнала нового о посуде моей дорогой! Буду ее теперь беречь и заботиться о ней. Прощается с ребятами.

3. Заключительная часть:

- Ребята, кто был у нас в гостях?

- Какая проблема была у Федоры?

- Как вы ей помогли?

- С помощью чего мы описали посуду?

- Что для вас было трудным?

- Что понравилось больше всего?

- Какое у вас настроение и почему?

Воспитатель выставляет 3 значка-картинки: «чайник», «стол», «плита», обозначающие чайную, столовую и кухонную посуду

^ Из общего количества посуды трое детей раскладывают на 3 стола, где стоят значки, чайную, столовую и кухонную посуду. Затем называют каждый свою посуду («У меня на столе чайная посуда: чайник, чашка с блюдцем, сахарница, чайная ложечка. У меня на столе – столовая посуда: тарелка, ложка, вилка, хлебница, стакан. У меня на столе – кухонная посуда: кастрюля, сковорода, миска.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, и разложили правильно, и назвали верно. А еще посуда называется так, как она используется. Поиграем с вами в игру.

^ Проводится игра «Что где находится»

Воспитатель: Я называю продукты, а вы называете, где они хранятся или находятся в доме, а ты, Федора, слушай да запоминай:

Чай - …в чайнике

Кофе - …в кофейнике,

Молоко - .. в молочнике

Масло - … в масленке

Соль – …в солонке

Сахар - …в сахарнице

Хлеб - …в хлебнице

Конфеты - …в конфетнице

Воспитатель: Хорошо вы знаете названия предметов посуды. А хочешь, Федора, мы тебе расскажем о посуде, красивой и нужной, а поможет нам в этом наша схема с окошечками(поворачивает схему к детям).

Воспитатель: Схема - наша помощница, глядя на ее окошки, мы можем красиво и правильно рассказать о нашей посуде. Я вам напомню, о чем мы должны рассказать, а вы постарайтесь придумать красивый рассказ о посуде.

Итак (
воспитатель говорит и показывает на каждое окошко схемы), сначала мы расскажем о том, какого цвета посуда, затем – какой она формы и величины, потом узнаем, из чего она сделана, и из каких частей состоит, и в конце вы расскажете, что можно в этой посуде готовить и как за ней ухаживать

^ Проводится 3 рассказывания о посуде по схеме Ткаченко ( с помощью воспитателя)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Но, бывает в сказках, посуда наша может и сама о себе рассказать.

(
читает стихотворение)

Нашу кухню однажды колдун посетил.

^ И посуду своим волшебством оживил,

И решила посуда, что нынче она

Рассказать о себе всем ребятам должна.

(Выходят дети в шапочках-ободках с изображением посуды и читают стихи)


«Чашка»

Меня узнали? Чашка – я!

И создана я для питья.

За ручку все меня берут

И из меня чай, кофе пьют.

«Кастрюля»

Я – кастрюля! В кухне вашей

Вам варю борщи и каши,

И картошку, и бульоны,

И супы, и макароны!

«Сковорода»

Ну-ка, отвечайте четко

Для чего вам сковородка?

Без меня, сковороды,

Не пожарить вам еды!


«Ложка»

Ложку каждый уважает

Мною суп и борщ хлебают

Если чай с пирожным пьют,

Тоже ложечку берут.

«Вилка»

Вот, знакомьтесь, перед вами

Вилка с длинными зубцами

Мной яичницу едят, 
И сосиски, и салат,


Но со мною не шутите – 

Вилкой в глаз не попадите.

«Чайник»

Я – звонкий чайник со свистком,

Я с детства каждому знаком,

И если чайник засвистел,

То, значит, чай уже вскипел.


(Воспитатель во время чтения стихов надевает незаметно на руку куклу-бибабо)


Воспитатель (голосом Федоры): Вот, какие вы молодцы! Столько я узнала нового о посуде моей дорогой! Буду ее теперь беречь и заботиться о ней. А у меня для вас есть еще загадки в картинках. Они тоже про посуду. Отгадаете?

Воспитатель: Отгадаем, ребята? 

Дети : Отгадаем

Воспитатель: Я помогу тебе, Федора, загадаю твои загадки в картинках.


  1. Сел за стол я и копаю


Маленькой лопаткою

Инструмент я окунаю

В борщ, в повидло сладкое.

Что лопатка зачерпнет

Отправляю прямо в рот

Кашу, торт, бульон, окрошку,

Знают все, что это …..ЛОЖКА


  1. Для нас она необходима


Ведь пищу из нее едим мы.

Глубокая и мелкая

Зовут ее….ТАРЕЛКОЮ


  1. На кухоньке нашей 


Мы варим в ней кашу

Картошку, бульоны,

Супы, макароны. КАСТРЮЛЯ


Воспитатель: Ну, вот, Федора, все, что мы про посуду знали – все тебе рассказали. 

Помогать готова всюду

Нам различная посуда.

На нее еду кладут,

Из нее едят и пьют.

Благодарны мы посуде,

И ее за это будем

За собою убирать

Чисто мыть и протирать!

А ты, Федора, возвращайся в сказку и береги свою посуду. 

А вам, ребята, спасибо большое и до новых встреч в сказке!


http://fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1521/d-1520596/1520596_html_m4e9119d7.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по коммуникативной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий «Зимушка-Зима!»

Это занятие поможет закрепить знания о характерных признаках зимы, поспособствует воспитанию у детей желания заботиться о своем здоровье....

Конспект ООД по коммуникативной деятельности в средней группе

Тема: «Герои русских народных сказок»Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие&raqu...

Конспект занятия по коммуникативной деятельности во 2-й младшей группе.

Тема: «Расскажи о космосе»Цель: Учить составлять рассказ по картине.Задачи:- Учить детей рассматривать сюжетную картину, называть отдельные предметы.- Помогать понятно излагать свои мысли.- Развивать ...

Конспект занятия по коммуникативной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: "Откуда хлеб пришёл".

Конспект предназначен для воспитатеоей подготовительной группы  на тему: "Откуда хлеб пришёл", его цели, материал, игры , беседы о хлебе, также пословицы и стихи. Конспект дополнен фотографиями д...

Конспект занятия по коммуникативной деятельности в средней группе.

Тема: «Дикие животные» Задачи: • Закрепить и обобщить знания детей о диких животных, их признаках, их приспособлении к условиям жизни; • Упражнять детей в образовании качественных и притяжательн...

План-конспект НОД по коммуникативной деятельности в подготовительной к школе группе "Белка прыгала с ветки на ветку..."

План-конспект НОД по коммуникативной деятельности в подготовительной к школе группе составлен в соответствии с ФГОС ДО...