КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ.
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Яндиева Елена Александровна

Разработка предназначена для воспитателей средней группы детского сада, направлена на развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26 компенсирующего вида Пушкинского района Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЭКСПЕРИМЕРТИРОВАНИЮ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ.

«Путешествие в волшебную страну»

                                                                                             

                                                                                     Составил:

                                                                                     воспитатель Яндиева Е.А.


 

Цель: развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

Образовательные:

-расширять  представление  детей  о  свойствах  различных  веществ  и  материалов;

-знакомить с техникой проведения опытов;

-обогащать словарь детей новыми словами (эксперименты, предположения, вывод).

Развивающие:

-развивать познавательный интерес, умение наблюдать, анализировать, сравнивать;

-развивать коммуникативные умения;

-развивать мелкую моторику в процессе исследовательских действий.

Воспитательные:

-воспитывать самостоятельность и активность в процессе опытов;

-воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами;

-воспитывать любознательность, взаимопомощь.

Методы и приемы:

Словесные: вопросы, художественное слово.

Наглядные: иллюстрации, стаканчик с водой со скрепкой на дне,  магнит большой силы.

Практические: физкультминутка, исследование предметов.

Оборудование: набор бумажных цветов, тазик с водой, стаканы с водой, краски, ключ, магниты, набор предметов из разных материалов,. Колпачки волшебников, медали.

Ход занятия:

1.Приветствие.

Дети встают полукругом, лицом к гостям. Давайте за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. Посмотрите, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. 

Дети: Здравствуйте!

2.Сюрпризный момент

Воспитатель: Ребята, посмотрите, наша знакомая ворона принесла нам письмо. «Здравствуйте, ребята, ребята сегодня я для вас приготовила, что-то необычное. Посмотрите вокруг я оставила в вашей группе коробку, там вы найдёте предметы, которые вам помогут отправиться в необычное путешествие. (находим коробку). (читаю письмо от сороки). Ребята, сегодня вы отправитесь в волшебную страну. Чтобы попасть туда, надо сказать волшебные слова, закройте глазки и произнесите такие слова: «Фокус, покус, мокус!» (Звучит музыка, воспитатель одела накидку волшебницы). Ребята мы попали в волшебную страну. А в коробке есть кое-что ещё (достаю колпачки) Ребята, давайте превратимся в маленьких волшебников, для этого все оденем колпачки (одеваем колпачки). Ребята, в коробке лежит еще волшебная палочка, я, думаю, она нам пригодится, возьму ее с собой, она нам поможет.

Пойдемте, мои маленькие волшебники, посмотрим, что здесь интересного.

Подойдите к столу. На столе у вас бутылочки с водой. Скажите, пожалуйста, какого цвета вода? («прозрачная»). Хорошо, правильно. Давайте посмотрим первый, волшебный эксперимент.

3. Эксперимент «Разноцветная вода».

На столе стоят пластиковые бутылки, наполненные водой. Воспитатель произносит волшебные слова и взмахивает волшебной палочкой: «Была водичка простой, стань водичка цветной!» Волшебники, помогайте, берите бутылочки и взбалтывайте воду (вода окрашивается в яркие цвета).

- Как вы думаете, почему вода окрасилась в разные цвета? (вода смешалась с краской и поэтому стала цветной). Давайте проверим. Воспитатель берет кисточку, обмакивает ее в краску, затем опускает в воду. Дети убеждаются, что вода  смешалась с краской и окрасилась. Давайте сделаем вывод.

Вывод: Вода бесцветная, т.е. не имеет цвета. Но если ее смешать с краской, то она примет цвет краски.

Воспитатель: Я вас приглашаю посмотреть второй волшебный эксперимент.  4. Эксперимент «Живые цветы».

 А с чем мы будем экспериментировать, вы узнаете, если разгадаете загадку.

Она бывает документом,

Плакатом, фантиком, конвертом,

Письмом, обоями, листовкой,

Альбомом, книгой, упаковкой,

Салфеткой, веером, талоном,

Неувядаемым пионом.

Она бывает и деньгами.

Про что сказала,  догадайтесь сами!

На чем мы пишем что-нибудь,

На чем мы любим рисовать,

Что можно скомкать и согнуть

И даже трубочкой свернуть?

Воспитатель: Да, вы угадали – это бумага. Бумага – это тоже волшебный предмет. Садитесь за стол. Перед каждым из вас лежит несколько видов бумаги.

 Потрогайте, погладьте поверхность бумаги и скажите, какая она? (гладкая, шершавая, рифленая) Поднимите полоску, которую вы считаете самой гладкой… шершавой.    Теперь   еще   раз   потрогайте   полоски   по   очереди   и   скажите,  одинаковые листочки бумаги по толщине? (ответы детей)  Верно, есть полоски тонкой бумаги, есть  толще.  Попробуйте смять бумагу. Получилось? (ответы детей)  Какая полоска смялась очень сильно, какая нет. Почему? (ответы детей)   Правильно, ребята, самая тонкая бумага мнется сильнее, чем бумага толстая, но всё равно бумага мнется и тонкая, и толстая, и белая, и цветная.  

Попробуйте   распрямить   бумагу,   разгладьте   ее   ладошкой.   Получилось? Почему? (ответы детей)  Вывод бумага мнется, совсем не разглаживается.  

  А сейчас оторвите по кусочку от каждой полоски. Получилось? Вывод бумага рвется, мнется, режется. Бумага-это не прочный материал.

Ребята, посмотрите, на столах лежат цветы, сделанные из бумаги. Возьмите в ручки по одному цветочку. Я произнесу волшебные слова, взмахну волшебной палочкой и после этого вы аккуратно опустите на поверхность воды цветочки.

Воспитатель: Эй, цветочки, просыпайтесь! Лепесточки раскрывайтесь! (воспитатель взмахивает волшебной палочкой, дети опускают цветочки и наблюдают за раскрытием лепестков).

Ребята, как вы думаете, в чем секрет этого волшебства?

- Почему лепестки цветов стали раскрываться? (лепестки намокли, бумага впитала воду).

Вывод: бумага намокает в воде и становится непрочной. 

Воспитатель: Молодцы, ребята, секрет второго волшебства вы отгадали. 

5. Эксперимент «Волшебный ключик».

Воспитатель: Чтобы увидеть следующий волшебный эксперимент нам нужно пройти по дорожке. Постройтесь за мной и повторяйте движения, которые я буду показывать.

Вот волшебники идут, ( идём высоко поднимая ноги)

И где палочкой взмахнут (руки вверх, помахать кистями рук)

Изумруды там и тут

Ну а если что-то скажут (повороты вправо, влево)

«Крекс, пекс, фекс»

Чудеса они покажут. (разводят руки в стороны)

 Дети подходят к мольберту.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на этот мольберт

-Что вы видите?

Дети: Крючок.

Воспитатель: Ребята раз есть крючок, значит можно на него что-нибудь повесить. (предлагаю повесить на крючок разные предметы, но не  получается). Ничего не получается, крючок не настоящий. Но мы же с вами в волшебной стране и у меня есть волшебная палочка. Глаша возьми ключик, а я произнесу заклинание,

Ключик, ключик не ленись,

И к крючочку прикрепись!

Воспитатель взмахивает волшебной палочкой.

Воспитатель: Ну а теперь, Глаша, прикрепи ключ к  крючку (ключ держится).

Воспитатель: В чём секрет этого волшебства?

Дети: предполагают, что магнит может притягивать металл. Может быть сзади магнит.

Воспитатель: Давайте проверим наши предположения.

Перед вами на тарелочках предметы из различных материалов(пластмассы, дерева, стекла, резины, металла). Возьмите в руки магнит и проведите по предметам. Предметы, которые притянул магнит положите в маленькие тарелочки. Какие предметы притянул магнит? Из какого материала сделаны эти предметы? (дети убеждаются в том, что магнит притягивает металл).

Воспитатель: Ребята, давайте сделаем вывод.

Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы; значит в нашем случае с ключом, сзади, скорее всего, находился магнит (показывает).

А теперь давайте проведём волшебный эксперимент. У меня есть стаканчик с водой. Как вы думаете, смогу ли я достать скрепку, при этом не намочить руки. С помощью чего мы можем это сделать? (с помощью магнита). Давайте проверим это, попробую достать скрепку из воды.  Как мне это удалось?

Дети: магнит её притянул.

Воспитатель: Скажите, а сохраняются ли свойства магнита в воде?

Дети: Сохраняются.

Правильно, молодцы. Магнит действует на металлические предметы даже через  воду. Давайте убедимся, что магнит действует и через другие предметы. У вас на тарелочке лежит божья коровка, приставьте магнит с обратной стороны тарелки и подвигайте им. Божья коровка стала двигаться, переверните её, на обратной стороне приклеена скрепка, она металлическая. Значит, магнит действует и на металл и через другие предметы.

3.Заключительная часть.

 Воспитатель: Вот и пришло время прощаться, пора возвращаться в детский сад.

Звучит волшебная музыка.

Закройте глазки и скажите волшебные слова «Фокус, покус, мокус!»  Воспитатель: Но на этом волшебство и чудеса не заканчиваются. Они повсюду, надо только внимательно посмотреть по сторонам.

Если очень ждать и верить,

 И смотреть во все глаза.

Постучаться в наши двери,

Волшебство и чудеса!

Вы теперь по праву можете называться « Маленькими волшебниками» и  заслужили эти медали.

Детям вручаются медали « Маленькие волшебники». А ещё на память о волшебной стране у вас останутся колпачки волшебников.

Рефлексия.

Воспитатель: Вам понравилось быть волшебниками и путешествовать по городу Волшебства?

И мне то же очень понравилось.

Воспитатель: А с какими секретами волшебства вы познакомились? Что вы делали?

Дети: Мы  опускали цветы кувшинки с водой и наблюдали за ними, смешивали воду с краской, разгадали волшебство магнита.

Воспитатель: Ну а теперь давайте попрощаемся с нашими гостями.

Дети: До свидания!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по экспериментированию в средней группе "Волшебница- вода»

Программные задачи:Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах), уточнить значение воды для всего живого на земле.Развивать любознательность, мышление и речь детей, ввести в активный слова...

Конспект открытого занятия по экспериментированию в средней группе на тему «В гости к Снегурочке»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад № 158 города Тюмени   Конспект открытого занятия по экспериментированиюв средней груп...

Конспект открытого занятия по экспериментированию в средней группе по теме: «В гости к Снегурочке»

Образовательная деятельность - Познавательное развитиеЦель: Закрепить знания детей о воде и ее свойствах....

Конспект открытого занятия по экспериментированию в средней группе "Воздух вокруг нас"

Примерный план проведения занятия по ознакомлению со свойствами воздуха детей средней группы....

конспект открытого занятия по экспериментированию в средней группе

Тема:"Воздухоискатели".Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие&raq...