Викторина «Что мы знаем о Петре 1»
занимательные факты по окружающему миру (подготовительная группа)

Клевина Наталия Ионаса

Ребята, я вам рассказывала о том, что на Руси было много царей. Сегодня мы поговорим о царе, который очень много сделал для России (показывает портрет). Царём в России мог стать только тот, кто родился в царской семье. Отцом Петра 1 был царь-Алексей Михайлович, но  он умер рано, и маленького Петра   воспитывала мать. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina_o_petr_1.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

         Викторина «Что мы знаем о Петре 1»

Ребята, я вам рассказывала о том, что на Руси было много царей. Сегодня мы поговорим о царе, который очень много сделал для России (показывает портрет). Царём в России мог стать только тот, кто родился в царской семье. Отцом Петра 1 был царь-Алексей Михайлович, но  он умер рано, и маленького Петра   воспитывала мать. Маленький Пётр был очень умным, здоровым, смелым. Очень хотел учиться. Учителя не успевали отвечать на его вопросы. А в свободное время он очень любил играть в солдатиков. Кроме игрушечных солдатиков у него было «потешное войско».

«Потешное», потому что не настоящее. Оно состояло из таких же мальчишек, как и он сам. Но ребята по-настоящему учились маршировать, строить крепости и брать их.

 Мальчик Пётр рос, а вместе с ним росли и мальчики из «потешного войска». И когда Пётр вырос и стал царём, это «потешное войско» превратилось в самые лучшие полки: Преображенский и Семёновский. (показать иллюстрацию «Пётр 1 и полки»).

У солдат форма была разного цвета: у Преображенского полка - зелёного, у Семёновского полка – синего. Ребята, представим, что вы – войско. Те, у кого эмблема зелёного цвета – солдаты Преображенского полка, эмблема синего цвета – солдаты Семёновского полка. Пётр Первый любил устраивать учения. Давайте устроим соревнования, а жюри будет оценивать ваши ответы.

Физкультминутка. Дети упражняются: 1). Кто выше прыгнет с места. 2). Кто дольше простоит на одной ноге.

Воспитатель: Но кроме физических упражнений Пётр Первый устраивал проверку знаний своего войска. И вам сейчас я задам вопросы, а за правильный ответ жюри присудит очко.

1 задание. Игра «Раньше и теперь».

2 задание. Викторина о Петре Первом. ( Вопросы задаются командам поочерёдно ).

1. Назовите фамилию царя Петра Первого ( Романов ). 

2. Сколько лет было царевичу Петру, когда он стал царём? ( 10 лет ). 

3. Чем стреляли «потешные робятки» из пушек (пареной репой, обёрнутой в коровью кожу). 

4. Как звали друга Петра Первого с детства и на всю жизнь? Чьим сыном он был? ( Александр Меньшиков, он был сыном конюха ). 

5. Как называется памятник Петру Первому в Санкт – Петербурге? ( « Медный всадник», так его назвал ).

6. Сколько раз Пётр Первый был в Архангельске? ( три раза ). 

7. Почему домик Петра Первого в Архангельске называли «царскими светлицами»? ( Потому что в нём было много окон: 10 окон стеклянных и 7 слюдяных).

 8. Что придумал Пётр Первый, чтобы научить своих «потешных робяток» выполнять команды: «направо», «налево»? ( Велел на один башмак привязать сено, на другой солому. Так и командовал: «Сено» - повернуть налево, «солома» - повернуть направо).

3 заданиеУ нас сейчас нет ни сена, ни соломы, но мы заменим эти предметы. Командам предлагается  сориентироваться относительно предметов.

 4 задание.

1. Как назывался первый корабль, который был построен в Архангельске? ( Святой Павел). 

2. Какой флаг стали поднимать на российских торговых кораблях? ( Бело – сине – красный флаг ). 

3. Какой флаг поднимали на российских военных кораблях ( Андреевский) 4. Что стали означать 4 конца креста на Андреевском флаге? ( То, что Россия имела выход к 4 морям: Белому, Балтийскому, Азовскому, Каспийскому).

Воспитатель: В давние времена моряки посылали послания по воде в банках, бутылках.  

Существовал свой «Морской словарь» -У  моряков всё называется по – особому. 

ТРОС – морская верёвка; 

ШТУРВАЛ – рулевое колесо корабля; 

БОРТ – бок корабля; 

НОС – передняя часть корабля; 

ТРАП – лестница на корабле;

ИЛЛЮМИНАТОР – окно на корабле; 

СКЛЯНКИ – песочные часы на корабле; 

РЫНДА – корабельный колокол; 

ПАЛУБА – пол на корабле; 

КАМБУЗ – кухня на корабле;

Воспитатель: « Морские команды ». ( Игра «Адмирал» - воспитатель даёт команды, дети выполняют их, жюри оценивает правильность выполнения).

«Лево руля!» - шаг налево. 

«Право руля!» - шаг направо. 

«Нос!» - шаг вперёд. 

«Корма!» - шаг назад. 

«Поднять паруса!» - поднимают руки вверх. 

«Драить палубу!» - все делают вид, что моют пол. 

«Пушечное ядро!» - приседают. 

«Адмирал на борту!» - все замирают, встают по стойке «смирно» и отдают «честь».

5 задание. Воспитатель: Пётр Первый был очень умный, сильный, смелый и трудолюбивый. Пословицы о труде. ( (Воспитатель начинает, дети продолжают пословицу). –

Уменье и труд – всё перетрут.

Торопливый дважды одно дело делает.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. –

Птицу узнают в полёте, а человека в работе. –

Кончил дело – гуляй смело. –

Муравей не велик, а горы копает. –

Нужно наклониться, чтобы из ручья напиться. –

Землю красит солнце, а человека труд. –

Мала пчёлка, да и та работает. –

Труд человека кормит. а лень портит. 

Воспитатель: Назовите любимую пословицу Петра Первого. ( Делу время – потехе час ).

Воспитатель: Вы отлично справились со всеми заданиями. Жюри подводит итоги. Вы, дорогие друзья, сегодня приглашены на Петровскую Ассамблею. Пётр Первый в 1718 в своём указе пояснял, что ассамблея – это «вольное собрание или съезд, делается не только для забавы, но и для дела, ибо тут можно друг друга видеть и о всякой нужде переговорить, также слышать, что где делается».                                                                                                                  Мы открываем ассамблею. Менуэт продолжит бал. Приглашайте, кавалеры, Своих милых, нежных дам!                                                                                     Танец «Менуэт».                                                                                Воспитатель: Пётр Первый придавал ассамблеям значение школы светского воспитания. По его замыслу на них должна царить непринуждённая обстановка. Давайте посмотрим, какие разговоры велись на Петровских ассамблеях:

1.Когда – то царь Великий Пётр, Приехав из Европы

Бороды заставил брить, Сарафаны не носить                                                   Завёз в Россию правил свод Не знал другой заботы

Рот платочком вытирать, Руку даме целовать

 2.Государь указ издал  Кто из вас его читал?                                                    России нужен сильный флот,                                                                                  Пусть грамоте морской обучится народ!                                                         Отменно прочно строить корабли,                                                                          Чтоб в плаванье ходить на край земли                                                                   Всем в море выходить, учась морской науке                                                         Не предаваясь лености и скуке.

3. Просила я одну княжну Прислать мне бархат из Парижа».                                    В Россию бархат не велел ввозить, Чтоб русские, российские носить.

4.Наш государь умён и просвещён, Весь Петербург идеей восхищён!

Приказ царя: « Державу укреплять И матушку Россию прославлять!»

Наш конкурс закончился, просим жюри подвести итоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра – викторина «Что мы знаем о профессиях».

Игра в форме викторины направлена на закрепление знаний о профессиях....

Викторина "Что мы знаем о театре?" для детей среднего дошкольного возраста

Данная работа предназначенна для детей среднего дошкольного возраста для знакомства с различными театрами. К данной работе прилагается презентация....

Познавательно - развлекательный досуг для детей подготовительной к школе группы (6 -7 лет) викторина «Что мы знаем о космосе?»

Викторина о космосе поможет закрепить знания детей, полученные в процессе различных видов деятельности, а так же научит ребят применять свои знания по теме "КОСМОС"....

Конкурс знатоков «Что мы знаем о Петре Ильиче Чайковском»

Сценарий конкурса поможет, в необычной форме, отследить знания детей  о жизни и творчестве всемирно известного музыканта и композитора Петра Ильича Чайковского....