Проект "Лекарственные растения"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Бузова Елена Николаевна

Предназначен для детей 6-7 лет с целью ознакомленияя с лекарственными растениями и их ролью в сохранении здоровья человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.may_.lekarstvennye_rasteniya.docx47.79 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад № 21 «Алёнка»

«Утверждаю»

Заведующий

«Детский сад №21 «Алёнка»

___________ /А.В. Штока/

Приказ № ____ от _______

Проект

«Лекарственные растения»

                                                      Автор проекта: Бузова Елена Николаевна,

                                                                   

                                                            воспитатель подготовительной группы

                                                г. Гурьевск                                                                                                                                                                                                                          

                                                    2024 год                                                                        

Участники проекта: Дети подготовительной к школе группы, воспитатель, родители воспитанников.

Тип проекта: познавательно - исследовательский

Срок реализации проекта: 2 мая – 23 мая 2024 г.

Актуальность:                                                     

                                             «У  природы много помощников  здоровья, надо  

                                              только суметь их найти»      

                                                                                                                                           

  А. К. Цельс

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только  помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.

Проблема:

В чем заключается ценность лекарственных растений? Как ими лечиться?  Что полезнее у них – плоды, листья, корни или цветы?

На территории нашего детского сада в естественных условиях растут  лекарственные растения, поэтому мы с детьми решили изучить их.

Забота о здоровье ребѐнка в настоящее время занимает приоритетные                  позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.

Необходимо  вызвать интерес к оздоровлению собственного организма с помощью окружающей нас  среды.

Цель проекта:                                                

- Создание  условий  для  ознакомления  детей  с  миром  лекарственных  растений.

- Формирование  представлений  о  роли   растений  в  оздоровлении  и  сохранении  здоровья  человека.

Задачи:

- уточнить и расширить знания детей  о названиях лекарственных растений, их ценности для здоровья, правил пользования.

- познакомить с разнообразием целебных растений, с правилами их сбора и хранения.

- воспитывать бережное отношение к природе.

Образовательные:

1.Учить  аргументировать свой выбор.                                                                                                         2.Расширять и формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил их использования.                                                                                                          

Развивающие:                                                                                                                                                                                                                                                                                           1.Развивать поисковую деятельность, умение планировать этапы своих действий.                                                                                                            2.Побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, сказки.

2.Обогащать словарь.

3.Совершенствовать умение отгадывать загадки.                                            4.Способствовать развитию памяти, мышления, диалогической и монологической речи  и ее интонационной выразительности.                                                                        

 

Воспитательные:

 Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю.

Сфера  использования  проекта:  все  образовательные  области, самостоятельная  деятельность  детей, совместная деятельность детей, родителей и педагогов.

Формы и методы реализации проекта:

Формы работы с детьми :                                                                                        Тематическая, музыкальная, интегрированная образовательная деятельность; викторина; дидактические игры , подвижные игры.

Формы работы с родителями:

Консультация, совместная работа над созданием альбома «Лекарственные растения».

Методы работы с детьми:                                                                                                  

Словесный метод: беседы, чтение художественных произведений, рассказывание, объяснения, указания, словесные инструкции, проблемно-поисковые вопросы

Наглядный метод: рассматривание лекарственных растений, наглядно-иллюстративного материала, наблюдения; рассматривание растений; тактильно- мышечная  наглядность.                                                                                              

Практический метод: практические задания, разные виды игр: дидактические и подвижные, викторина, исследовательские  опыты, слушание музыки                                                                                                                          

Этапы проекта:

1. Подготовительный этап (май)

Подбор  материала  по  теме: художественной  литературы, энциклопедий, стихов, загадок, физминуток, викторины; работа  с  родителями : создание  альбома «Лекарственные  растения».

- Составление плана мероприятий по работе с детьми и родителями

- Сбор и накопление материала, изучение литературы

- Организация развивающей предметно-пространственной среды: создание клумбы лекарственных растений

- Подбор наглядной информации

2. этап (май) – реализация проекта

С детьми:                                                                                                                             Беседы: «Что  такое лекарственные  растения?», «Для  чего  нужны  лекарственные  растения», «Друг  или  враг», «Скромный одуванчик», «Полезная крапива», « Как хорош сегодня наш лопух!».

Наблюдения: "Наш  верный  друг-подорожник", «Мята – помощница».

Пальчиковая гимнастика: "Цветок", "Ягоды", «Одуванчик»

Подвижная  игра: "Раз, два, три - к  цветку  беги"

Д/игры: "Определи  по  запаху" (мята, сирень, одуванчик), «Узнай растение», «Вершки- корешки», «Съедобное- несъедобное».

Слушание музыки:                                                                                                                                    

1.Ю. Антонов «Не рвите цветы»,                                                                                                                                                                                                              2.Ю. Чичков «Волшебный цветок» «Это называется природа»                                                        3. П. И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов»                                                    

3 этап (декабрь) – заключительный

Коллаж «Полезные травы»                                                                                        

Альбом «Лекарственные растения»

Настольная игра:

«Собери растение»

Заключительный этап

С родителями:                                                                                                                     Изготовление альбома «Лекарственные растения» 

Ожидаемые результаты                                                                                                Дети:                                                                                                                              Научатся  различать  лекарственные  растения, узнают  о  правилах  сбора  и  хранения. У ребят сформируется знание  и  представление  о  лекарственных  растениях, их  многообразии  и  пользе  для  человека. Они   узнают, что нельзя  рвать  растения  с  корнем и какие из них  занесены  в  Красную книгу. Будут  бережнее  относиться  к  природе.                                                                    

Родители:                                                                                                                         Создание  альбома «Лекарственные  растения».

Использованная литература:

  1. Хенцлер Э. Волшебная аптека. « Янтарный сказ». Калининград. 2001.
  2. Николаева, С.Н. Юный эколог. Серия в помощь воспитателю и педагогу/ С.Н.Николаева. Издательство «Мозаика –Синтез» 2002.
  3. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду/ С.Н.Николаева - Москва «Просвещение» 2001.
  4. Плешаков, А.А.Зеленая тропинка/ А.А. Плешаков - Москва «Просвещение» 2002
  5. Горбунов Ю. Разноцветный хоровод. Свердловск. Средне - Уральское книжное издательство.2000.
  6. Шорыгина Т.А. Цветы. Какие они?. Серия «путешествие в мир природы. Развитие речи»/ Т.А. Шорыгина - Москва 2002
  7. Шорыгина, Т.А. Травы. Какие они? / Т.А. Шорыгина. – М.: Гном и Д, 2005.
  8. Шорыгина, Т.А. Зеленые сказки / Т.А.Шорыгина – Москва: Прометей Книголюб 2003
  9. Интернет ресурсы

https://infourok.ru/

Приложение №1                                                                                                                                        

                            Загадки  о  лекарственных  растениях.

1.Вдоль дорожек  его  встретишь,

Ранки, ссадины  излечишь,

Сорвешь  листочек  осторожно.

Кто  нас  излечит?  (Подорожник)

2. Растет  зеленою  стеной,

Ее  обходят  стороной,

Колючая  и  злая  дива.

             А как  зовут  траву? (Крапива)

3.Он  сорняк, он  цветок,

От  болезни  мне  помог.

Как  присяду  на  диванчик,

Вспомню  желтый…  ( Одуванчик)

4.Если что-то заболит,                                                                                                                                                                  Даже зверь не устоит.

               С какой же травкой пить настой?

        С чудо-травкой... (Зверобой)

5.Вкусен  чай  и  ароматен,

С ней  легок  и  приятен:

Листочки  сорваны, помяты.

Что  ты  вдыхаешь?- Запах…( Мяты)  

6.Если  травку  ты  сорвешь,

Руки, знай, не  ототрешь.

    Доктор  всех  аптечных  дел,

         Кто  лечит  ранки ? (Чистотел)

7.Сидит  на  палочке

В  красной  рубашке,

Брюшко  сыто

Камешками  набито. (Шиповник)

8.Семена, как  коготки,

Желто-красные цветки.

                                                     От  горла  помогают,

                     Кто  же  их  не  знает? (Календула)                        

9.Вам зеленый лист огромный                                                                      

   Все отеки уберет.                                                                                                    

   Мы листом  скорей обвяжем                                                                            

   Шишку иль ушиб какой                                                                                                            

   И ему спасибо скажем -                                                                                              

   Снимет боль он как рукой (Лопух)

Приложение №2                                                                                                                                        

ФИЗМИНУТКИ

           «Одуванчик»

Одуванчик, одуванчик!

(приседают, потом  медленно  поднимаются)

Стебель  тоненький, как  пальчик.

Если  ветер  быстрый- быстрый

(разбегаются  в  разные  стороны)

На  поляну  налетит,

Все  вокруг  зашелестит.

(Говорят «Ш-Ш-Ш-Ш-Ш)

Одуванчика  тычинки

Разлетятся  хороводом

(берутся  за  руки  и  идут  по  кругу)

И  сольются  с  небосводом.

                                               «За  ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять,

 (пальчики  обеих  рук  «здороваются», начиная с  больших)

В  лес  идем  мы  погулять

(обе  руки «идут» указательными  и  средними  пальцами  по  столу)

За  черникой,

За  малиной,

За  брусникой,

За  калиной,

Землянику мы  найдем

И  братишке  отнесем.

(загибают  пальчики, начиная  с  большого).

                                 «Мы готовим чай»

Лист малины, лист брусники,
Ложка чайная черники,
Мяты яблочной немножко,
И цветков ромашки ложка.
Сидя в кресле, не скучай,
Мы завариваем чай.
От холодной непогоды
Хорошо добавить меду,
Аромат наполнит дом.
Все довольны будут в нем.

Приложение № 3                                                                                                                                      

                                           Викторина «Зелёная аптека»

1.Верхняя  сторона  листочков  этого  лекарственного  растения  холодная, как  злая  мачеха  в  сказке, а  нижняя- тёплая  и  нежная, как  родная  мама.

Ответ: Мать - и – мачеха

2.Это  лекарственное  растение  растёт  у  дорог, его  листья  заживляют  раны.

Ответ: Подорожник.

3.Сегодня  лесная  полянка  вся  желтая  от  цветов, а  завтра  станет  белой. Желтенькие  цветы  превратятся  в  белые, а  головки  у  них  будут  пушистые. Что  это  за  цветы?

Ответ: Одуванчик.

4.Отгадайте, какое  растение  используется  при  простуде  и  кашле.

Золотая  серединка

И лучи  идут  кругом.

Это, может  быть, картина?

Солнце  в  небе  голубом.

Ответ: Ромашка.

5. С  этим  растением  каждый  день  встречается  тот, кто  любит  чистить  зубы.

Ответ: Мята.

6. Это  растение  с  шипами  и  красивыми  цветами, придаёт  человеку  силы  и  снабжает  организм  витаминами.

Ответ: Шиповник.

7. Календула  лекарственная. Какое  второе  название  этих  цветов?

Ответ: Ноготки

8. Куда  занесены  редкие  лекарственные  растения?

Ответ: Красная  книга.

9. В  какое  время  суток  нужно  собирать  лекарственные  растения, чтобы  они  сохранили  свои  лечебные  свойства?

Ответ : В  солнечный  полдень          

Приложение № 4                                                                                                                                      

                                   Что  такое  лекарственные  растения?

   Лекарственными  называются  растения, которые  применяются  для  лечения  людей, животных  или же  употребляются  в  качестве  сырья  для  производства лекарств.

 Лекарственные  растения - это  огромная  часть  природы, окружающая  нас, это  различные  травы, цветы, деревья, кустарники и другие участники растительного  мира стоящие на страже здоровья  человека.

   Поскольку в живой природе все взаимосвязано, лекарственные  растения оказывают  физиологические воздействия на организм человека, животных и на большое множество микроорганизмов  окружающих нас.

                                                                                                   

Приложение № 5                                                                                                                                                      

                                              Правила  сбора  лекарственных  трав

1.  Хорошо  знать  лекарственное  растение  и  отличать  его  от  ядовитых  растений.

2.Собирать  растения  лучше  в  сухую  погоду, утром, после  того  как  высохнет роса.

3.Нельзя  собирать  растения  в городе и вблизи  дороги. Растения  там  отравлены  ядами  от  выхлопных  труб  транспорта.

4.Не  рвать  растения, которые  занесены  в  Красную  книгу.

5.Сушить  растения  нужно  в  тени, а не на  солнце.

6.Нельзя при  сборе  топтать  соседние  растения, нельзя  рвать  растения  с  корнем и рвать все до последнего.

7.Сорванные  растения складывать  в  широкую  корзину, чтобы  не  помять  их, а  то  выделится  сок.

                                                                

Приложение № 6

                                                СТИХИ                                              

             О лекарственных растениях

Уронило солнце

Лучик золотой.

Вырос одуванчик

Первый, молодой!

У него чудесный

Золотистый цвет,

Он большого солнца

Маленький портрет! (О. Высоцкая)

Носит одуванчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет – нарядится

В беленькое платьице.

Лёгкое, воздушное,

Ветерку послушное (Е. Серова).

На полянке невзначай

раскраснелся иван-чай:

«Мой пурпурный цвет, друзья,

обойти никак нельзя!..»

Он раскланялся  любезно:

«Чай душистый пить полезно!» (А. Алферова)

Добрый день, ромашка,

 

 Белая рубашка,

Желтая середочка,

Листья – словно лодочка!( Л. Куклин).

Пусть пижма  — скромна,

да  лечебная  все же,

Не зря же  цветки

на  таблетки похожи,

Еще — на цыплят,

ярко- желтых пока,

На ощупь — на замшевый

носик щенка (Т. Голикова).

Растет на поле вдоль дорожек

Чудесный доктор — подорожник.

Я вам сейчас открою тайну —

Он здесь дежурит не случайно!

Порежешь палец — он поможет.

Царапинку полечит тоже.

Собьешь коленку — не беда!

Зеленый доктор здесь всегда!  (Н.Томилина)

В поле за деревней,

Средь душистой кашки,

Расцветает клевер —

Лучший друг ромашки.

Красные комочки,

Как кошачьи лапки.

Шарики-цветочки,

Запах поля сладкий.

Клевер, безусловно,

Знает млад и стар—

Сено для коровы.

Для пчелы нектар.

Чтобы у коровы,

Молоко рекой,

Нужен ей для корма,

Клевер полевой.

Пусть кружатся пчёлы,

Над клевером цветком.

Мы потом с тобою,

Чай попьём с медком! (З. Трубицына)

«Матушка, родная земля,

Знаю: ты щедра.

Позволь травушку домой унести,

Здоровье обрести»

Консультация для родителей

«Лекарственные растения. Правила лечения - это полезно знать…»

Осложнений у детей после приема различных медикаментозных средств боятся все родители, тем более, для этого есть серьезные основания. Поэтому врачи сегодня изучают и используют в практике лечения детей лекарства

растительного происхождения. По данным отечественных и зарубежных

медиков, при фитотерапии частота осложнений не превышает 1%, в то время как при медикаментозном лечении осложнения возникают у каждого

третьего-четвертого ребенка. Лекарственные травы помогают быстро и надежно избавиться от многих недугов, но не занимайтесь

самолечением, а обязательно посоветуйтесь с врачом. Это особенно важно, если у ребенка есть предрасположенность к аллергии.

  • Детям с гастритом и пониженной кислотностью в период, предшествующий сезонным ухудшениям, следует пить сборы подорожника, ромашки, мяты и мелиссы.
  • Если ваш ребенок реагирует на изменение погоды обильным газообразованием, то при первых признаках непогоды дайте ему чай из фенхеля, ромашки и укропа.
  • При повышенной нервной возбудимости перед приходом гостей или другим «стрессовым» событием для профилактики следует дать ребенку настои корня валерьянки, пустырника, шишек хмеля и синюхи голубой.
  • Ребенку, склонному к эмоциональным реакциям, летом рекомендуется спать на подушке, набитой молодыми шишками хмеля.
  • Если ребенок к вечеру перевозбужден, то дайте ему понюхать настой корня валерьяны — по три-четыре вдоха каждой ноздрей попеременно.
  • Детям, которые реагируют на первые ягоды поносом и тошнотой,

стоит заварить мяту перечную в пропорциях 2 чайных ложки на стакан воды. Пить настой нужно небольшими глотками в течение дня.

  • При расстройстве кишечника помогает фитосбор из зверобоя и тысячелистника.
  • Боль от укуса комара, овода или пчелы проходит, если потереть укушенное место размятым перышком зеленого лука.
  • С проявлениями кожной аллергии помогают справиться брусника обыкновенная, горец птичий, зверобой, калина, шиповник и другие.                                                                                  Если вы решили использовать лекарственные травы для лечения своего ребенка, необходимо соблюдать следующие правила:
  • Проконсультируйтесь у врача-фитотерапевта или врача общего профиля, который знает состояние здоровья ребенка.
  • Лекарственные растения каждому малышу назначаются строго индивидуально в соответствии с диагнозом, с учетом сопутствующих заболеваний и точным знанием действия фито-препаратов.
  • Для детей от младенчества до трех лет используются сборы из одного, двух, максимум трех растений. Детям постарше можно принимать сборы более сложного состава.
  • Детям противопоказаны сильнодействующие и ядовитые

лекарственные растения: эфедра, безвременник, белена, дурман, плоды  мордовника, багульник, чистотел, барбарис, чилибуха и некоторые другие.

  •  Детям противопоказаны сильнодействующие и ядовитые

лекарственные растения: эфедра, безвременник, белена, дурман, плоды     багульника, чистотела, барбариса, чилибуха и некоторые другие.

Помните, что передозировки лекарственных растений небезопасны. Приобретая травы в аптеке, на упаковке вы видите дозы, рекомендованные для взрослых.                                                                                                            Для детей действуют другие нормы: для расчета можно использовать такой способ - доза для взрослого принимается за единицу, а ребенок должен получать часть дозы взрослого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Открытое занятие по окружающему миру. Растения рядом с нами. Комнатное растение.

Беседа с детьми о комнатных растениях. Условия содержания комнатных растений. Их размножение. Рисование комнатного растения с натуры....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе ДОУ компенсирующего вида по формированию представлений о себе и окружающем мире на тему: «Ребенок и мир растений. Польза растений. Овощи».

Конспект НОД содержит педагогический замысел, коррекционно-развивающие задачи. Состоит из нескольких частей: вступительная часть, информационная часть, проблемная ситуация, стимулирование речемыслител...

Занятие в подготовительной группе «Растения вокруг нас. Лекарственные растения»

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....