Консультация "Экологическое воспитание младших дошкольников"
консультация по окружающему миру (младшая группа)

Голубева Ольга Григорьевна

Приёмы знакомства с экологией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soderzhanie_ekologicheskogo_vospitaniya.docx14.91 КБ

Предварительный просмотр:

 

Содержание экологического воспитания детей младшей группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО.

Голубева Ольга Григорьевна

Воспитатель ГБДОУ детский сад№122

Невского района Санкт-Петербурга

      Дошкольный период – чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, формируются различные способности, закладываются основы черт характера и моральные качества личности.

       Слово «экология» было введено немецким натуралистом Эрнстом Геккелем. Оно определялось как наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. В переводе с греческого языка «экология» - наука о доме, жилище. Сейчас это направление называется биологической или классической экологией. В дальнейшем экология обрела широкую известность, она стала наукой, которая должна помочь людям выжить и сделать их среду обитания приемлемой для живых существ.

      Дети учатся видеть мир в его красках и образах, воспринимать природу, вызывающую радость, восторг, удивление. К. Д. Ушинский обращал внимание воспитателя на необходимость общения детей с природой, на их умение с ранних лет наблюдать за явлениями природы. В дошкольном возрасте закладываются основы экологической культуры, так как в этот период накапливаются яркие образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру, развивается познавательный интерес к миру природы, формируются умения и навыки бережного заботливого отношения к природе, формируются умения и навыки наблюдения за природными явлениями и объектами, формируются.

     Младший возраст – важный этап в становлении экологического воспитания ребенка, с самого раннего возраста зарождается интерес ко всему живому.

      Детский сад является первой ступенью непрерывного экологического воспитания.

      Задача младшего дошкольного возраста – заложить первые азы в мире природы, растений и животных. Главным условием реализации задачи экологического воспитания является создание эколого-развивающей предметной среды, способствующей формированию у дошкольников экологической воспитанности, которая определяет проявление гуманных чувств к живым существам, умение видеть красоту родной природы, учить бережно и безопасно вести себя на природе.

      Экологическое воспитание может проводиться различными способами. В процессе экологического воспитания используются методы:

  - наглядные (наблюдение и демонстрация);

  - практические (игры с природным материалом, дидактические игры, труд в природе);

  - словесные (рассказы, чтение художественной литературы, беседы);

  - экспериментирование (несложные опыты).

      Наблюдение является основным методом ознакомления детей с природой. Целью наблюдения является непосредственное восприятие детьми явлений и объектов окружающего мира. Наблюдая, дети опираются на чувственное восприятие, обеспечивается живой контакт с реальными объектами природы.

      Методические демонстрации заключаются в показе детям натуральных предметов или их изображений: листья, плоды деревьев и кустарников, камни. Здесь ребёнок уточняет и обобщает свои знания, формирует представления о недоступных для непосредственного восприятия объектах.

      Рассказ обогащает ребёнка впечатлениями, влияет на его умственное развитие и воображение.

      Чтение художественной литературы способствует расширению знаний дошкольника о предметах и явлениях, формированию художественных вкусов и возникновению сопереживаний.

      Беседа используется для обобщения и систематизации знаний. Участвуя в беседе, ребёнок включается в диалогическую речь, слушает других детей, управляет своим вниманием.

      Проводя несложные опыты и экспериментируя с песком, водой, воздухом, ребёнок проводит простейший анализ основ физических процессов. Дети учатся обследовать и прислушиваться. У детей развивается любознательность.

       Экологические, проводимые в детском саду, воспитывают у дошкольников любовь к природе, стремление охранять её. Прогулки и экскурсии имеют огромное воспитательное и образовательное значение, обеспечивают общение детей с природой, активную деятельность.

       Бережное отношение к природе формируется постепенно, ребёнку рассказывают, почему нельзя рвать цветы, ломать ветки, загрязнять воду, учат ухаживать за растениями и животными, бросать мусор, который представляет угрозу человеку, животным, рыбам, птицам и т.п. У детей формируются нормы поведения по отношению к природе, навыки рационального природопользования в повседневной жизни, умение и желание сохранять природу и, при необходимости, оказывать ей помощь (уход за животными и растениями), формировать элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

        Целенаправленная и системная работа по экологическому воспитанию дошкольника в интересной занимательной форме поможет увидеть красоту природы, раскрыть все её тайны, воспитает в детях доброту, ответственность по отношению к окружающему миру.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективно-тематическое планирование социально-личностного развития и воспитания младших дошкольников (2 младшая группа)

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов  проекта Государственного стандарта по дошкольному о...

Родительское собрание во 2 младшей группе "Экологическое воспитание младших дошкольников"

Повышение уровня экологической компетентности родителей; формирование правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой; повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе....

Методическая разработка (2 младшая группа) на тему: План Самообразования тема:«Нравственное воспитание младших дошкольников через любовь к семье».

Повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Углубление знаний через изучение методической литературы по теме самообразования....

Консультация для родителей второй младшей группы "Игры - экспериментирования в воспитании младшего дошкольника"

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — метод экспериме...

План работы по самообразованию воспитателя во 2 младшей группе «Гендерное воспитание младших дошкольников»

Актуальность темы:Проблема воспитания и обучения дошкольника в соответствии с его полом в настоящее время очень актуальна. Социальные изменения, происходящие в нашем обществе, привели к разрушению тра...