Методическая разработка "Загадочный космос" (конспект НОД)
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Сеземина Наталья Николаевна

Данная публикация познакомит дошкольников с загадками космоса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_otk_zanyatie_24.docx39.94 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное   учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр»

имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика

муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

«Загадочный космос»

(конспект образовательного мероприятия)

Старшая группа

Конспект составила: воспитатель

 Сеземина Наталья Николаевна

2023-2024 учебный год,

п.г.т. Стройкерамика

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие;  физическое развитие.

Цель: закрепить и систематизировать знания детей о космосе.

Задачи:

Обучающие:

- расширять представления детей о космосе, о его составляющих;

- формировать представления детей о Солнечной  системе.

            Развивающие:

        -  развивать связную речь дошкольников, совершенствовать  словарный запас,     связанный с понятием «космос»;

          - совершенствовать монологическую и диалогическую речь, умение составлять простые и сложные предложения;

        - развивать двигательную активность;

- развивать моторику пальцев рук.

Воспитательные:

- воспитывать чувство патриотизма;

- воспитывать чувство взаимопомощи и дружбы.

Словарная работа: активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Материалы и оборудование

Методы и приемы:

Практические: динамические паузы, пальчиковая гимнастика, конструирование.

Наглядные: рассматривание альбомов, книг, фотографий.

Словесные: беседа,  словесные игры, составление рассказа, используя мнемотаблицу.

Предварительная работа: беседы с детьми  о космосе, о Дне космонавтики, рассматривание иллюстраций, альбомов о космосе, космонавтах, чтение художественной литературы, энциклопедии для детей, просмотр отрывков мультфильмов, презентаций о космосе, работа с разными видами конструктора.

Формы организации совместной деятельности

Детская

Деятельность

Формы и методы

организации совместной деятельности

Двигательная

 Динамические паузы «Полет в космос», пальчиковая гимнастика «Космос», артикуляционная гимнастика «В космос!», массаж для снятия напряжения глаз.

Игровая

Дидактическая игра «Собери картинку» .

Продуктивная

Конструирование «Планета Земля»

Познавательно-исследовательская

Словесная игра «Какой космос?», дидактическое упражнение «Доскажи словечко», составление рассказа «Наша планета».

Коммуникативная

Беседа  «Солнечная система», решение  проблемной ситуации «Да-нет».

Логика образовательной деятельности

Этап занятия

Задачи                            

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный этап.

Приход детей в музыкальный зал.

Воспитатель заводит детей в зал. Предлагает поздороваться с гостями.

Заходят в зал. Здороваются с гостями.

Создать атмосферу психологической безопасности.

Ситуативный разговор «День Космонавтики»

Включаются в совместную деятельность.

Вступают в диалог без особых трудностей. Отвечают на простые вопросы.

Воспитатель: Ребята, давным-давно, когда люди еще жили в пещерах, они каждую ночь смотрели в небо и удивлялись: над их головами сверкали бесчисленные точки. Они исчезали к утру, чтобы появиться вновь следующей ночью. Днем сияло Солнце, ночью была Луна, которая меняла свою форму. Люди не понимали, почему происходит именно так. Но прошло много лет, и люди узнали ответы на свои вопросы. Поэтому, люди договорились, что день. когда человек первый раз полетел в космос, стал называться – днем  Космонавтики.

Дети находятся около воспитателя.

Предлагают ответы.

Слушают рассказ педагога.

Деятельностный этап.

Снять мышечное напряжение.

Артикуляционная гимнастика  «В космос!»

Повторяют и показывают движения в соответствии с текстом.

Воспитатель: правильно, мы полетим на ракете. Но сначала давайте сделаем гимнастику для наших язычков, чтобы давать четкие ответы на мои вопросы.

Чу-чу-чу, в космос полететь хочу.

Им-им-им, на ракете полетим.

Ды-ды-ды, полетим мы до звезды.

Ой-ой-ой, затем вернемся мы домой.

Выполняют артикуляционную гимнастику.

Совершенствовать умение образовывать имя прилагательное от имени существительного.

Словесная игра  «Какой космос?»

Образовывают имя прилагательное от существительного.

Воспитатель: ребята,  нужно выполнить несколько заданий.

Первое задание – от предложенного слова нужно образовать слово, отвечающее на вопрос «какой».

Предлагаемые слова: звезда, холод, туман, солнце, луна, ночь, планета, ракета.

Воспитанники садятся на стулья.

Дети образуют имена прилагательные от существительных.

Закрепить знания детей о солнечной системе.

Беседа  «Солнечная система»

Вступают в диалог без затруднений, легко отвечают на вопросы полным предложением.

Сформированы представления детей о солнечной системе.

Воспитатель предлагает  ответить на вопросы:

Что находится в солнечной системе?

Какие планеты вы знаете?

Что вы знаете о звездах? Какая из них самая большая?

Как расположены звезды в пространстве: отдельно или группами? Как называются группы звезд?

Слушают педагога, отвечают на вопросы.

Снять мышечное напряжение.

Динамическая пауза  «Полет в космос»

Повторяют и показывают движения в соответствии с текстом.

1 2, 3, 4 – в космос мы лететь решили!

Чтобы в космос полететь,

Нужно многое уметь!

Вправо, влево наклонись

И нисколько не ленись!

Руки вверх, вперед и вниз.

И вперед ты наклонись!

Дети выполняют.

Активизировать мыслительные процессы: память, внимание, мышление, логику.

Решение  проблемной ситуации «Да-нет» (использование элементов ТРИЗ)

Решают проблемную ситуацию.

Воспитатель: ребята, я загадала название звезды. Чтобы узнать название этой звезды, вы будете мне задавать вопросы, а я буду отвечать «да» или «нет».

Дети (садятся на стулья) задают вопросы педагогу, выделяя  один конкретный признак задуманного объекта.

Развивать логическое мышление, творческое воображение.

Совершенствовать знания о космосе.

Дидактическое упражнение   «Доскажи словечко»

Закрепляют знания о космосе.

Закрепляют умение работать в команде.

Воспитатель: ребята, я предлагаю вам игру «Доскажи словечко». Нужно меня внимательно слушать, чтобы верно подобрать нужное слово.

Главным правилом у нас -

Выполнять любой (приказ).

Космонавтом хочешь стать?

Должен много-много (знать).

Любой космический маршрут

Открыт для тех, кто любит (труд).

Скучных, хмурых и сердитых

Не возьмем мы на (орбиту).

Планета с багровым отливом.

В раскрасе военном, хвастливом.

Словно, розовый атлас,

Светится планета (Марс).

Чтобы глаз вооружить

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб,

Нужен мощный (телескоп).

До Луны не может птица

Прилететь и прилуниться,

Но зато умеет это

Делать быстрая (ракета).

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

Он – же астронавт,

Или просто – (космонавт)

Дети слушают педагога и добавляют нужные слова.

Снять мышечное напряжение глаз.

Массаж  для снятия напряжения  глаз.

Повторяют и показывают движения в соответствии с текстом.

Воспитатель: 

Мы ладошки разотрем,

Разотрем, разотрем

И к глазам своим прижмем,

Аккуратно так прижмем.

Раз, два, три, четыре, пять

Глазки будут отдыхать!

Выполняют массаж для снятия напряжения глаз.

Закрепить умение собирать целое изображение из частей.

Дидактическая игра «Собери картинку»

Собирают из частей целое изображение.. развивают мелкую моторику рук.

Воспитатель: ребята, предлагаю вам из частей собрать целое изображение нашей планеты Земля.

Дети собирают целое изображение из частей.

Развивать связную речь детей, активизировать словарный запас.

Составление рассказа «Наша планета Земля»

(использование мнемотаблицы)

Составляют рассказ, используя мнемотаблицу.

Воспитатель:

Планета Земля – наш общий дом.

Расскажем мы сейчас о нем!

И здесь нам пригодится

Помощница – таблица!

(Примерный рассказ)

Земля - это наша планета. Она имеет форму шара. Земля - большая, но Солнце еще больше. Земля – разноцветная. Голубая, потому что на ней есть реки, озера, моря и океаны. Коричневая – это суша: земля, пустыни, горы. Зеленая – это растения: деревья, цветы, трава. Белый цвет – это облака, которые, как одеяло, укутывают Землю. На Земле есть жизнь: растения, животные, люди.

Наша планета – самая красивая и мы ее очень любим!

Дети, опираясь на мнемотаблицу, рассказывают о планете Земля.

Снять мышечное напряжение рук.

Пальчиковая гимнастика «Космос»

Снимают мышечное напряжение рук.

Раз, два, три, четыре, пять! (вращают кистями рук)

Будем в космосе летать (поочередно загибают пальцы на руке).

1 –комета, 2 – планета,

3- луноход, 4- звездолет, 5 – земля.

До свидания, друзья! (машут руками).

Дети выполняют движения в соответствии с текстом

Закрепить навыки работы с конструктором.

Конструирование «Наша планета Земля»

Закреплены  навыки работы с конструктором

Воспитатель предлагает детям сделать планету Земля из конструктора «Трубочки».

Дети выполняют.

Заключительный этап.

Активизировать мыслительные процессы: память, внимание, мышление, логику.

Рефлексия

Повторяют материал занятия.

Вступают в диалог без особых трудностей. Отвечают на простые вопросы.

Воспитатель предлагает детям определить свое настроение.

Дети рассказывают о своем настроении, эмоциях.

Повторяют материал занятия.

Вступают в диалог без особых трудностей. Отвечают на простые вопросы.

Воспитатель предлагает ребятам рассказать своим друзьям, родителям о космосе, о Солнечной системе.

Дети соглашаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Проект "Космос"

Разработка содержит  материал, котрый  может быть использован при работе над этой темой в ДОУ....

Учебно-методическая разработка "Проект "Космос" - 2017.

Данная учебно-методическая разработка демонстрирует работу , проведённую по теме "Космос" в подготовительной группе детского сада. Проект значительно пополнил и обогатил знания детей о небесных светил...

Методическая разработка "Бесконечный космос"

Нравственно - патриотическое воспитание в школе....

Методическая разработка. Тема:Космос.

Совместная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы по теме « Космос»Цель: Расширять представления детей о космосе через дидактические и развивающие игры . Задачи...

Методическая разработка в виде конспекта коррекционного интегрированного занятия в средней группе по ФЭМП по теме: «Космос»

Цели:- формирование количественных представлений в пределах 8,- закрепление представлений о частях суток.Задачи:- совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта в пределах 8,- закрепить м...

Методическая разработка " Покорение космоса на Урале" проект " Урал и космос"

Методическая разработка " Покорение космоса на Урале" проект " Урал и космос"...

«Загадочный Космос», конспект познавательного занятия с элементами рисования

Познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики. Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса....