Конспект занятия на тему «Путешествие по солнечной системе», для детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Музафарова Венера Батыровна
Цель: создать педагогические условия для знакомства детей подготовительного дошкольного возраста с природными явлениями, совершенствования восприятия и формирования социальной позиции личности в отношении к природе и её ресурсам. Задачи: 1.Формировать элементарные представления о космосе и Солнечной системе; о планетах солнечной системы ; о том, что Солнце – самая большая и близкая к Земле звезда; о вращении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Развивать словесно-логическое мышление. 2. Создавать условия для развития воображения, развивать интерес к исследовательской деятельности и наблюдательность. Развивать умение детей моделировать Солнечную систему с использованием условно-символических изображений. 3. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, осознанное отношение к себе как части природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosmicheskoe_puteshestvie.docx21.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

на тему «Путешествие по солнечной системе»,

для детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет)

Цель: создать педагогические условия для знакомства детей подготовительного дошкольного возраста с природными явлениями, совершенствования восприятия и формирования социальной позиции личности в отношении к природе и её ресурсам.

Задачи:

1.Формировать элементарные представления о космосе и Солнечной системе; о планетах солнечной системы ; о том, что Солнце – самая большая и близкая к Земле звезда; о вращении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Развивать словесно-логическое мышление.

2. Создавать условия для развития воображения, развивать интерес к исследовательской деятельности и наблюдательность. Развивать умение детей моделировать Солнечную систему с использованием условно-символических изображений.

3. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, осознанное отношение к себе как части природы.

Оборудование:

Мультимедийное оборудование, презентация «Солнечная система», аудиозапись беседы с Землёй, набор для моделирования Солнечной системы (модели планет), настольная лампа, глобус.

Ход занятия.

1.Вводная часть.

Воспитатель: Проходите, встаньте пожалуйста в круг и давайте поприветствуем друг друга.  

Эй друг не зевай,

Быстро руку мне давай.

Круг сомкнулся, ну дела,

Получился хоть куда,

Всем, всем, всем добрый день!

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие и поэтому к нам пришли гости, повернитесь к ним лицом и поздоровайтесь (дети и воспитатель разворачиваются лицом к гостям).

Воспитатель: Молодцы! Вставайте обратно в круг и ответьте на мои вопросы (воспитатель ждет, когда все дети выстроятся и только потом продолжает беседу)

- Ребята, назовите свой адрес? (Ответы детей).

- Как называется город, в котором мы живем? (Ответы детей).

- К какому округу относится наш город? (Ответы детей).

- В какой стране мы живем?  (Ответы детей).

- Какие страны вы еще знаете? (Ответы детей).

- На какой планете они расположены? (На планете Земля).

- А где находится сама планета Земля? (Ответы детей).

Воспитатель: Молодцы! Вы все правильно сказали, а сейчас обратите внимание на экран (воспитатель и дети поворачиваются к экрану. Включается запись разговора Земли, где она рассказывает о своем место нахождении и приглашает в космос).

2. Основная часть.

Воспитатель: На чем же мы полетим в Космос? (Ответы детей).

Воспитатель: Все верно! Вот и наша ракета (воспитатель обращает внимание на стульчики, стоящие в середине зала и имитирующие ракету).   Проходите. Присаживайтесь. Надевайте шлемы (дети присаживаются на стульчики и надевают шлемы, расположенные на них. Воспитатель тоже присаживается на впереди стоящий стул) Внимание! Прослушаем инструкцию из центра управления космическими полетами (включается запись с инструкцией о соблюдении правил во время полета).

Воспитатель: Начинаем обратный отсчет готовности (дети считают в обратной последовательности вместе с воспитателем) - 10, 9, 8, 7, 6, 4, 3, 2, 1 Пуск! (звучит запись со звуками взлета ракеты, воспитатель вместе с детьми хватается за сиденья стульчика, наклоняется вперед и имитирует взлет)

Воспитатель: Ребята, мы вылетели в открытый Космос (включается проектор, имитирующий звезды). Посмотрите, какая она солнечная система (на экране включается слайд Солнечной системы)

Воспитатель: Обратите внимание на планеты. 

- Какой они формы? (Ответы детей).

- Одинакового ли планеты цвета? (Ответы детей).

- А какие они по размеру? (Ответы детей).

Воспитатель: (далее имитируется полет и на слайде по очереди появляется солнце, а затем планеты в порядке их расположения в Солнечной системе. Воспитатель спрашивает у детей название планеты, спрашивает ее характерные особенности. Если дети затрудняются с ответом, то воспитатель рассказывает все самостоятельно, дополняя информацию о планетах интересными фактами).

На слайде появляется СОЛНЦЕ.

Воспитатель: Ребята, что это? (Ответы детей).

Воспитатель: Солнце самая большая, яркая и горячая звезда. Оно находится в центре нашей Солнечной системы. Солнце – это громадный шар из раскаленных газов. Оно является настолько большим, что Земля может легко поместиться внутри Солнца миллион раз. Вокруг него вращаются планеты и другие небесные объекты. На Солнце очень высокая температура и жизнь там невозможна.

На слайде появляется МЕРКУРИЙ.

Воспитатель: Ребята, как называется эта планета? (Ответы детей).

Воспитатель: Меркурий расположен ближе всего к Солнцу.

Воспитатель: Как вы думаете, можно ли выйти погулять на эту планету? (Нет, потому что эта планета расположена близко к солнцу и на ней очень жарко).

Воспитатель: Действительно, температура на планете Меркурий больше 400 градусов, это очень высокая температура и ничего живого не может существовать при такой температуре.

Воспитатель: А мы летим дальше!

На слайде появляется ВЕНЕРА.

Воспитатель: Как называется планета, расположенная второй от Солнца? (Ответы детей).

Воспитатель: На Венере дуют сильные ветры, сверкают молнии, воздух очень опасен для человека. Люди давно хотят изучить эту планету, посылают к ней различные летательные аппараты, но сам человек не был на Венере.

На слайде появляется ЗЕМЛЯ.

Воспитатель: Как вы думаете, над какой планетой мы сейчас пролетаем? (Ответы детей).

Воспитатель: Земля - это единственное небесное тело в Солнечной системе, 70% поверхности которого занимает вода. Остальную часть занимают материки.

Воспитатель: Что вы видите вокруг Земли? (Ответы детей. Её окружает слой воздуха – это воздушный океан – атмосфера. Она, как рубашка, защищает Землю).

Воспитатель: Как вы думаете, почему на планете Земле может существовать все живое? (Ответы детей. Планета Земля расположена от Солнца на наиболее удачном расстоянии и поэтому получает от него столько тепла и энергии, сколько необходимо для жизни человека, растений и животных. Главное отличие планеты Земля от всех других планет – это наличие жизни, воды, рек, морей, лесов и гор).

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что случится, если не будет Солнца? (Ответы детей. Станет очень холодно и Все замерзнет).

На слайде появляется МАРС.

Воспитатель: Наш космический корабль приближается к следующей планете Солнечной системы. Кто узнал эту планету? (Ответы детей. Это планета Марс).

Воспитатель: На Марсе дуют сильные ветры, мало кислорода.

Воспитатель: Может ли человек жить на Марсе? (Ответы детей. Нет, так как на ней мало кислорода и человек не сможет там дышать).

Воспитатель: Все верно. Человек изучает эту планету с помощью роботов. Планету Марс легко запомнить. Эта планета очень яркая – красного цвета.

На слайде появляется ЮПИТЕР.

Воспитатель: Ребята, кто знает, как называется следующая планета? (Ответы детей).

 Воспитатель: Это планета Юпитер. Она очень большая – больше Земли в 318 раз. Юпитер состоит из газов. Твёрдого грунта, на Юпитере нет и поэтому человек еще не смог изучит данную планету. У Юпитера есть красивые кольца, которые, украшают его как пояс.

На слайде появляется САТУРН.

Воспитатель: Обратите внимание, мы пролетаем рядом с планетой Сатурн.

На слайде появляется УРАН

Воспитатель: Ребята, а это планета Уран.

На слайде появляется НЕПТУН.

Воспитатель: А вот и следующая планета – это Нептун. Данная планета названа в честь древнеримского бога морей и океанов. Она на столько далеко расположена от Солнца, что ее полный оборот вокруг Солнца занимает 165 земных лет.

На слайде появляется ПЛУТОН.

Воспитатель: Мы подлетаем к самой далекой и самой маленькая планета – это Плутон.

 Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, на этих планетах тепло или холодно? (Ответы детей. Очень холодно, так как они находятся далеко от Солнца).

Включается аудиозапись сигнала бедствия.

Воспитатель: Слышите?! Это сигнал бедствия! Мы слишком далеко улетели от Земли, у нас остается очень мало кислорода и наш корабль замерзает. Пора возвращаться на Землю!

Воспитатель берет стул и пересаживается во главе корабля.

Внимание! Сели ровно, взялись крепко руками за сиденья стула, закрыли глаза.  Готовы?! Мы сейчас полетим очень быстро!

Включается аудиозапись возврата.

Воспитатель: Полет окончен! Снимем шлемы, выходим из ракеты и идем за мной.

Воспитатель идет первым и приглашает детей к себе, собрав их в круг в центре зала.

Воспитатель: Мы очень долго были в космосе и немного устали. Пришло время отдохнуть и сделать небольшую разминку.

Звучит динамичная музыка и дети совместно с воспитателем танцуют танец «Я – ракета» (3 раза с ускорением).

Воспитатель: Молодцы! Размялись, а сейчас я приглашаю вас в первую «космическую лабораторию».

Воспитатель: Встаньте пожалуйста рядом, так чтобы было видно всем, толкается и наваливаться на стол в космической лаборатории запрещено.

Воспитатель: Ребята, перед вами космическое панно. Что вы на нем видите? (воспитатель указкой показывает планеты)

Воспитатель: Что это? (ответы детей. Это планеты)

Воспитатель: Верно.

(воспитатель указкой показывает орбиты)

Воспитатель: А это что, как вы думаете? (ответы детей. Это дороги, орбиты).

Воспитатель: Да, вы правы. Это так называемая «дорога для планет», а называется она – орбита. По ней планеты вращаются вокруг солнца и не сталкиваются друг с другом.

Воспитатель: Предлагаю вам посмотреть, как это происходит на модели солнечной системы.

Воспитатель вместе с детьми встают возле стола.

Воспитатель: Прошу вас встать так, чтобы было видно всем и нашим гостям конечно тоже. Не толкаемся и не наваливаемся на стол, а то мы не сможем рассмотреть модель солнечной системы.

Воспитатель демонстрирует модель и сопровождает речь показом.

Воспитатель: Обратите внимание, в центре солнечной системы находится  самая большая звезда – Солнце. А кто помнит, как называется самая быстрая планета? (ответы детей).

Воспитатель: А как называется самая медленная планета? (ответы детей).

Воспитатель: Как вы думаете, почему одна планета самая быстрая, а другая самая медленная? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, а вы знали, что один круг вокруг солнца равен одному году жизни на нашей планете.

- Вот сколько вам сейчас лет? (ответы детей. 6 лет, 7 лет). 

- Значит, сколько раз вы вместе с Землей повернулись вокруг Солнца? (ответы детей 6 и 7 раз). 

Воспитатель: Все планеты вращаются не только вокруг Солнца, но и кружатся сами вокруг своей оси, поэтому происходит смена дня и ночи.

Воспитатель: Ребята, вы чувствуете, как вращается Земля? (ответы детей. Нет, нам кажется, что Земля стоит на месте, а Солнце вращается вокруг Земли, но это не так).

Воспитатель: Чтобы подробнее узнать об этом нам необходимо провести опыт, а для этого необходимо пройти во вторую «космическую лабораторию».

(воспитатель вместе с детьми подходят к столу с глобусом и встают вокруг него).

Воспитатель: Встаньте пожалуйста вокруг стола, так чтобы было видно всем вам и нашим гостям. Напоминаю, что толкаться и наваливаться на стол в космической лаборатории запрещено. Будьте внимательны!

(все рассматривают глобус, стоящий на столе. Воспитатель выбирает ребенка и дает ему фонарик, объясняет, что это Солнце. Все слова воспитателя сопровождаются показом).

Воспитатель: Земля движется вокруг Солнца, которое освещает только часть планеты. Вращаясь вокруг своей оси, земля подставляет Солнцу то одну сторону, то другую. На освещенной половине земного шара – наступает день, на неосвещенной части Земли – наступает ночь. Поэтому на Земле, как и на других планетах Солнечной системы, происходит смена дня и ночи.

(ребенок кладет фонарик на стол)

Воспитатель вместе с детьми проходит в середину зала и обращает внимание на планеты, лежащие на полу. Воспитатель берет самую большую планету и предлагает детям разобрать остальные.

Воспитатель: Ребята, смотрите, у нас рассыпались планеты. Возьмите пожалуйста каждый по одной и рассмотрите их. Обратите внимание на то, что они все разные и по цвету и по форме. Предлагаю устроить парад планет, что бы все смогли ими полюбоваться. Для этого необходимо встать в одну линию лицом к гостям от самой большой планеты к самой маленькой планете. У меня самая большая планета, я встаю первой, а вы все выстраиваетесь рядом со мной, в порядке убывания.

Включить тихо музыку для фона. Дети выстраиваются в необходимом порядке самостоятельно, при необходимости воспитатель оказывает помощь

  Воспитатель: Молодцы ребята, вы прекрасно справились с заданием. Предлагаю поднять все планеты вверх, еще раз показать их гостям. На этом «парад планет окончен».

Воспитатель немного выходит вперед и обращается к детям.

Воспитатель: Сейчас предлагаю разместить  наши замечательные планеты на стене, но выстроив их в правильной последовательности. Так как они расположены в солнечной системе. 

(дети по очереди подходят к воспитателю и отдают планету)

  Воспитатель: У кого уже нет в руках планеты, присаживается на стул.

А теперь присядем на  стульчики.

Все садятся на стульчики, воспитатель присаживается перед детьми.

          Воспитатель: Ребята, у нас сегодня действительно получилось необычное занятие, а настоящее путешествие. Скажите пожалуйста, кому что больше запомнилось? (дети по очереди отвечают).

          Воспитатель: Отлично, спасибо за ваши высказывания ребята.  А еще мне бы хотелось узнать какое у вас осталось настроение после занятия. Для этого предлагаю пройти к нашему звездному небу и разместить на нем «звезды настроения». Если вы сейчас в хорошем, радостном настроении, берите желтую звезду. Если ваше настроение плохое и вам грустно, то ваша звезда будет синего цвета.

(дети выполняют задание. Если вдруг ребенок берет звезду синего цвета, то обратить на это внимание и предложить последующую игру в группе, чтобы ситуация исправилась)

          Воспитатель: Какое замечательное звездное небо у нас получилось! Спасибо вам за занятие и в память о нем, я дарю вам ракеты, чтобы глядя на них, вы еще долго вспоминали наше замечательное космическое путешествие! На этом наше занятие подошло к концу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мероприятие совместной образовательной деятельности по теме « Путешествие по Санкт – Петербургу» для детей старшего дошкольного возраста ( 5-6 лет).

·        Тематические занятия о истории основания города, петропавловской крепости, адмиралтействе, летнем саде.·        Составлен...

Конспект открытого занятия по теме «Путешествие в страну Здоровья» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект  открытого занятия по теме «Путешествие в страну Здоровья»  для детей старшего дошкольного возраста...

Презентация занятия по теме «Путешествие в страну Здоровья» для детей старшего дошкольного возраста

Презентация занятия по теме «Путешествие в страну Здоровья»  для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений на тему: «Путешествие в математическую галактику» для детей старшего дошкольного возраста.

Образовательная область: познание. Цель: Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течении года.Задачи:Образовательные:-совершенствовать умение находить место числ...

Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Путешествие по Родному краю» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект НОД по познавательному развитию  на тему  «Путешествие по Родному краю» для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект ООД по познавательному развитию «Космос. Солнечная система» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Формирование познавательного интереса у детей к изучению космоса, Солнечной системы. Задачи:развивающие Развивать воображение, фантазию, логическое мышление путем создания проблемной с...