Познавательное развитие "Путешествие по сказкам А.С.Пушкина"
план-конспект урока по окружающему миру (старшая группа)

Рыбальченко Людмила Валентиновна

 

Непосредственно образовательная деятельность, образовательные области: «Познание» (Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей) «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_puteshestvie_v_stranu_skazok.docx27.71 КБ

Предварительный просмотр:

Схема конспекта занятия

Образовательная область «Познавательное развитие»

Возрастная группа  старшая

Тема занятия: «Путешествие в страну сказок А.С. Пушкина»

Концептуальные основы занятия:

Непосредственно образовательная деятельность, образовательные области: «Познание» (Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей) «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное».

Программные задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»

- Развитие общей и мелкой моторики; общих речевых навыков (голоса, выразительности речи);

- Закрепить знания о творчестве А. С. Пушкина, его стихах и сказках.

- Воспитание ответственности, сотрудничества на занятии.

Образовательная область «Речевое развитие»

- совершенствование навыков свободного общения со взрослыми и детьми;

- Приобщать к владению русским языком:  учить их подбирать определения, которые описывают тот или иной предмет

- развивать познавательную активность детей, стимулировать желание делать выводы.

- продолжать отвечать полным, развернутым  предложением.

Образовательная область  «Социально-коммуникативное развитие»

- Воспитывать у детей интерес и любовь к творчеству великого поэта.

 - Воспитывать лучшие человеческие качества, которые присущи поэту – гордость, патриотизм, честность, доброту.

 - Воспитывать чувство прекрасного, умение ценить и понимать поэзию.

Оборудование, материалы, ресурсы: презентация к занятию, интерактивная доска, Выставка книг: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», видео-отрывки из мультфильмов, пазлы по сказкам А. С. Пушкина, Иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина для оформления, Зеркало, сундучок с орешками, дерево, Раскраски с героями сказок в подарок

  1. Организационный момент, начало занятия включающее

Создание эмоционального фона занятия. Расширение, уточнение, актуализация имеющегося опыта детей.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети:  А.С. Пушкин

Дети: Клубок

Педагог: Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

Педагог: Ребята, послушайте стихотворение.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливый караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Педагог:

Узнали, чье это стихотворение?

Педагог:

Правильно, сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о сказках А. С. Пушкина. Ещё в раннем детстве Александру Сергеевичу напевала песни, рассказывала необычные истории и сказки его любимая няня – Арина Родионовна. В её сказках добрые воевали со злыми, злые были сильными, ловкими, а добрым приходилось трудно, но в конце концов – Добро побеждало Зло.

Став взрослым Пушкин продолжал собирать и записывать народные сказки, а затем и сам создал свои чудесные сказки.

Сказки А. С. Пушкина мы читали, смотрели мультфильмы, раскрашивали иллюстрации. Вам эти сказки понравились и поэтому сегодня мы отправимся в страну, где живут эти сказки.

- а для того чтобы попасть в страну сказок нам нужна волшебная вещица, а какая, вы узнаете, отгадав загадку:

Маленький, кругленький,

А за хвост не поймаешь.

(Слайд 1)

  1. Основная часть

Дети: Сказка о рыбаке и рыбке

Дети: -Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.

- Мачехи –царице

- Свет мой, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

Дети: Сказка о царе Салтане.

Дети:

1. Зеркальце

2. Золотая рыбка

3.С чертенком

4.Откусила яблоко, царица -мачеха

5.Золотого петушка

6. Елисей

7. Балда

8. Царевна лебедь

Дети:1. Сказка о царе Салтане.

- Комар, муха, шмель

2.Сказка о мертвой царевне

 - Солнце, месяц, ветер

3.Заяц

1. Моря

2. Зверюшку

3. Кругом

4.Грызет

5. Плотник

6. Назло

7. Золотого Петушка

8. Рожок

Кот: Мяу! Не пущу, никого не пущу. Я лучше всех знаю сказки, а кто их не знает, того ждут неприятности в этой стране.

Педагог: Котик, миленький, пусти нас, мы постараемся не попадать в неприятности, ведь мы знакомы со сказками.

Кот: Хорошо, но попасть в эту страну вы сможете, если выполните задание: найти нужную книгу со сказкой по видеоотрывку из мультфильма.

Педагог: Сначала смотрим отрывок, затем кто-то 1 найдет нужную книгу со сказкой.

Педагог: Ну что, котик, справились мы с заданием?

Кот: Да, хорошо. Пущу вас, но будьте осторожны. И пусть вам все преграды поможет преодолеть Добро.

- Закрывайте глаза.

Педагог: -Итак, мы очутились в гостях у сказок Пушкина. Вот знаменитый дуб, здесь и золотая цепь и кот учёный.

Кот: Будьте внимательны, вам могут встречаться волшебные предметы.

Педагог: Спасибо, кот ученый.

Ой, ребята, а вот и первый предмет.  

- Из какой сказки этот предмет?

- Кому  он принадлежит?      

- Какие слова произносила Мачеха-царица?

Педагог:  Сейчас вы будете узнавать через это волшебное зеркало героев сказок.

  1. Игра «Будь внимательным!»

Я буду называть персонажей различных сказок, и если этих героев нет в сказках Пушкина, то вы хлопните в ладоши.

Приготовились.

Царевна - Лебедь, лиса, комар

Мачеха, яблоко, колобок

Поп, кот Леопольд, Балда

Старуха, золотая рыбка, журавль

Конёк-Горбунок, Алёнушка, белка.

Педагог: А вот ещё один сказочный предмет. 

Из какой сказки?

Что в нем, давайте проверим

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые…

Ядра – чистый изумруд…

Будем отвечать на вопросы, словно щелкать орешки (значит быстро отвечать).

1: С помощью какого предмета одна своенравная царица узнавала, красива ли она? Покажите книгу.

2: Кто исполняет желания одного бедного старика? 

3: С кем пришлось тягаться в силе и ловкости одному работнику?

4: Отчего заснула молодая царевна?  Кто принёс ей это яблоко? 

5: Кого подарил Мудрец царю Дадону? 

6: Как звали жениха из сказки о мертвой Царевне? 

7: Кто обманул чертей и наказал попа за жадность? 

8:Кого спас от чародея царь Гвидон? 

Педагог: Остались сладкие орешки. Это, ребята, наверное, вам за правильные ответы. Мы заберем их с собой!

Педагог:  Физкультминутка

(Муз. отрывок «Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет…»)

И кораблик подгоняет

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах

Мимо острова крутого

Мимо города большого

Пушки с пристани палят

Кораблю пристать велят

Педагог: А здесь, ребята, еще одна преграда под названием «Сказочные последовательности»:

1)На экране перед вами картинки.

Из какой сказки?

- Назовите в сказочной последовательности, в кого превращался князь Гвидон:

2) На экране перед вами месяц, солнце, ветер. Из какой сказки? Покажите, в какой последовательности царевич Елисей обращался за помощью, чтобы узнать о своей невесте?

3) На экране картинки животных: заяц, коза, слон, лиса, лошадь.

Выберите то животное, которое помогло Балде из сказки обхитрить чертят.

Педагог: Сейчас вы разделитесь по парам. Выберите картинку, которую будете собирать. Надо собрать картинку за 2 минуты.

Иллюстрация к какой сказке получилась у вас

Педагог:  Ребята следующее задание называется «Продолжи фразу»:

Я начинаю фразу, а вы её закончите

1. Жил старик со своею старухой

У самого синего (моря)

2. Родила царица в ночь не то сына, не то дочь;Не мышонка, не лягушку, а неведому ….(зверюшку)

3. И днем и ночью кот ученый

все ходит по цепи (кругом)

4. Белка песенки поет, да орешки все (грызет)

5. Нужен мне работник: повар, конюх и (плотник)

6. Ах, ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне (назло)

7. Вот мудрец перед Дадоном стал и вынул из мешка (Золотого Петушка)

8. Месяц, месяц мой дружок, позолоченный … (рожок)

Кот: Молодцы! До новых встреч!

(Слайд 2)

(Слайд 3)

(дети просматривают отрывок, и находят нужную сказку)

(Слайд 4)

(Переносятся в страну сказок под музыку) Клубок катится, дети вслед за ним подходят к дубу.

(Слайд 5)

(Педагог берет волшебное зеркало)

(сундучок) 

(открывают сундучок, достают орешки)

(Слайд 6)

(Дети выходят по очереди, берут «золотой орешек», воспитатель читает вопрос)

(Слайд 7)

(Слайд 8)

(Слайд 9)

(Слайд 10)

(Слайд 11)

(Слайд 12)

(Слайд 13)

(Слайд 14)

        

Руки вверх через стороны

Взмахи руками

Бегут на месте

Руки вниз

Пальцы расцепляют

Садятся-встают

Хлопают

Топают

(Слайд 15)

(Слайд 16)

(Слайд 17)

(спросить у каждой команды)

(Слайд 18)

3.Заключительная часть занятия:

Подводится итог непосредственной образовательной деятельности, позволяющий определить степень усвоения детьми нового образовательного содержания.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети: (Ответы)

Дети: (Ответы)

Педагог:  А наше путешествие по сказкам А. С. Пушкина заканчивается. Я очень рада, что вам сказки нравятся, вы их читаете и, надеюсь, они навсегда останутся в вашем сердце.

- Что вам особенно запомнилось?

- С кем и с чем мы встречались?

Но знакомство с творчеством А. С. Пушкина не заканчивается. Для этого я дарю вам раскраски.

Спасибо за работу. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное развлечение по сказкам А.С. Пушкина. Тема: «Огонь, вода и медные трубы… Кому сказки Пушкина не любы?»

Литературное развлечение по сказкам А.С. Пушкина. Тема: «Огонь, вода и медные трубы… Кому сказки Пушкина не любы?»Задачи: - формировать навыки художественного исполнения различных образов при худ...

Познавательно-творческий проект «Сказки А.С.Пушкина».

Цели проекта:1.Приобщение детей к русской классической литературе посредством знакомства с творчеством А.С. Пушкина;2.Развитие эстетических и познавательных устремлений детей старшего дошкольного...

Совместный познавательно – творческий проект детей, педагогов и родителей подготовительной группы «Что за прелесть эти сказки» по сказкам А.С. Пушкина

Развитие эстетических, познавательных, творческих      способностей  детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с творчеством А.С. Пушкина...

Познавательная викторина по сказкам А. С. Пушкина

Познавательная викторина состоит из вопросов с ответами - картинками по сказкам А. С. Пушкина. Этот методический материал можно использовать в образовательной, совместной деятельности и в качестве ито...

Методическая разработка. Сценарий познавательной викторины по сказкам А.С. Пушкина для детей старшего и подготовительного возраста.

Методическая разработка. Сценарий познавательной викторины по сказкам А.С. Пушкина  для детей старшего и подготовительного возраста....

Конспект познавательного досуга по сказкам А. С. Пушкина «Путешествие в Лукоморье»

Для досуга использовала содержания  сказок А.С. Пушкина и литературных средств для развитие связной речи и познавательного интереса детей дошкольного возраста....