Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Волшебная бумага» (с использованием здоровьесберегающей, игровой технологий, технологии исследовательской деятельности)
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)

Казакова Лидия Владимировна

1.     

  1. Обогащать представления детей о разнообразных качествах бумаги и ее свойствах в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой. Познакомить детей с профессией – фокусник. Формировать у детей умения самостоятельно делать выводы и умозаключения по результатам опытов, наблюдений. Развивать логическое мышление, внимание, память, наблюдательность.
  2. Продолжать развивать у детей связную речь. Формировать умение детей последовательно излагать свои мысли, отвечать полным предложением на вопросы. Обогащать активный словарь.

 

  1. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми в процессе экспериментальной деятельности. Формировать умение выражать свою точку зрения, прислушиваться к мнению товарищей.

 

  1. Снять утомление и напряжение, совершенствовать общую моторику детей и повысить умственную работоспособность посредством физминутки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx1_.docx25.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение детский сад «Тополек», корпус № 2, г. Бабушкин МО «Кабанский район»

Республики Бурятии

Конспект НОД

по познавательному развитию

на тему: «Волшебная бумага»

(с использованием здоровьесберегающей, игровой технологий, технологии

исследовательской деятельности)

с детьми старшего дошкольного возраста

                                                                           

Подготовила воспитатель

                                                                                                            Казакова Л.В.

г. Бабушкин 2021

Цель: развивать познавательный интерес и способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности

Задачи

  1. Обогащать представления детей о разнообразных качествах бумаги и ее свойствах в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой. Познакомить детей с профессией – фокусник. Формировать у детей умения самостоятельно делать выводы и умозаключения по результатам опытов, наблюдений. Развивать логическое мышление, внимание, память, наблюдательность.
  2. Продолжать развивать у детей связную речь. Формировать умение детей последовательно излагать свои мысли, отвечать полным предложением на вопросы. Обогащать активный словарь.

  1. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми в процессе экспериментальной деятельности. Формировать умение выражать свою точку зрения, прислушиваться к мнению товарищей.

  1. Снять утомление и напряжение, совершенствовать общую моторику детей и повысить умственную работоспособность посредством физминутки.

Воспитатель: Встанем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

Дети стоят в кругу и проговаривают слова приветствия.

Воспитатель: А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки друзьям.

Недавно мы с вами говорили о профессиях, а как вы думаете какая профессия самая загадочная и волшебная?

Дети: Фокусник

Воспитатель: Давайте вспомним, кто такой фокусник?

Дети: Человек, который показывает фокусы.

Воспитатель: Фокус – это чудо, это сказка, это превращение. А вы умеете показывать фокусы?

Дети: Нет.

Воспитатель: Хотите, я научу вас некоторым детским фокусам, и вы сможете показать их родным и близким?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда я предлагаю вам посетить «Школу фокусников». Все согласны отправиться? Давайте скажем волшебные слова и превратимся в фокусников.

Дети хором произносят слова:

Мы друг другу улыбнулись

Дружно вверх все потянулись

До земли мы поклонились и

Все в фокусников превратились.

Воспитатель: Ребята мы очутились в «Школе фокусников». Здесь фокусники изучают свойства какого-либо материала, с помощью которого будут показывать фокус. Ведь не зная свойств материала – фокус не получится.

А какой сейчас изучают материал в «Школе фокусников» вам поможет узнать загадка:

Она бывает документом,

Салфеткой, фантиком, конвертом,

Письмом, обоями, билетом,

Альбомом, книгой и при этом

Она бывает и деньгами.

Что это? Догадайтесь сами!

Дети: Бумага

Воспитатель: Вы правильно отгадали загадку. Расскажите мне, пожалуйста, зачем нам нужна бумага? Как вы думаете, из чего делают бумагу?

Ответы детей.

Воспитатель: В жизни мы очень часто сталкиваемся с бумагой: дома, в детском саду вы на ней рисуете, читаете книги. Но оказывается, бумага была не всегда, раньше рисовали на камнях и писали на деревянных дощечках. Но две тысячи лет назад в Китае изобрели бумагу. В наше время бумага производится на бумажных фабриках, делают ее из дерева, в основном из ели и сосны. В процессе переработки бревен получается целлюлоза, из которой и делают бумагу. Послушайте стихотворение

Лесорубы дерево срубили,

На станке на части разделили,

Чурбачки на щепки порубили,

И в растворе долго их варили.

А потом всю жидкость отжимают,

Валиком утюжат, сушат, гладят.

Так выходит чистый лист бумаги

Для журнала, книги и тетради.

Это очень тяжелый труд, поэтому мы должны аккуратно относиться к изделиям из бумаги.

Воспитатель: Сейчас я предлагаю нам с вами провести опыты и узнать, какие же свойства есть у бумаги. Готовы?

Дети: Да.

Воспитатель: Но прежде чем начать, нужно вспомнить правила безопасности.

-В лаборатории нельзя бегать, баловаться, драться, шуметь, брать без разрешения вещи.

-В лаборатории нужно слушать внимательно воспитателя и своих товарищей, не перебивая их, выполнять задания по инструкции.

Дети подходят к столу №1.

«Изучи бумагу с помощью рук и глаз»

Воспитатель: Посмотрите, перед вами лежит бумага. Рассмотрите ее. Какая она? Что вы можете сказать?

Дети: (рассматривают и ощупывают бумагу). Гладкая, шершавая, толстая, тонкая, гофрированная, бархатная, прозрачная, мягкая, цветная.

Воспитатель: Какой вы можете сделать вывод?

Дети: Бумага бывает: гладкая, шершавая, толстая, тонкая, гофрированная, прозрачная, мягкая, цветная.

Воспитатель: Правильно, бумага бывает разная: по плотности – тонкая и толстая, по цвету – белая и разноцветная, и существует много разных видов бумаги.

Подходим к столу№2 – Картинки с изображением ножниц, мятая бумага и нота.

Воспитатель: Для следующего опыта нам потребуются ножницы. Как вы думаете, что мы должны сделать?

Дети: Разрезать бумагу.

Воспитатель: Правильно, нам нужно узнать, какая бумага режется и рвется быстрее и легче. Попробуйте разрезать ножницами сначала альбомный лист бумаги, а затем картон. А теперь попробуйте без ножниц руками порвать ту же бумагу.

Какой вывод вы можете сделать?

Дети: Тонкая бумага разрезалась и рвалась быстро и легко, а картон сложнее.

Воспитатель: А сейчас, помните ещё раз бумагу и картон (выполнять движение «стирка белья») и послушайте, издает ли она при этом какой-либо звук.

Какой вывод вы можете сделать?

Дети: Вывод: бумага мнется вся, но тонкая бумага легче мнется, и пальцы не устают. Бумага шуршала, скрипела.

Воспитатель: Бумага режется и рвется легче, если она тонкая. Чем толще бумага, тем сложнее ее разрезать ножницами и порвать руками. При смятии, трении – бумага издаёт звук. Бумагу можно порвать, значит, она непрочная.

Пальчиковая гимнастика

Мы бумагу рвали, рвали.

Мы бумагу мяли, мяли,

Так, что пальчики устали.

Мы немножко отдохнем,

И опять ее порвем.

Воспитатель: Проходим к столу № 3 Картинка «капля воды »

Перед детьми лежат кусочки разных видов бумаги (картон, бумага для рисования, газетная, салфетки). Предлагаю поместить эти кусочки в тарелочку с водой. Необходимо выяснить, что произойдет с бумагой?

Дети: Кусочки бумаги намокают с разной скоростью в зависимости от плотности.

Воспитатель: Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще, тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Бумага боится воды, бумага материал не прочный.

Воспитатель: Что-то мы устали немножко, давайте с вами поиграем в игру.

Дети встают в круг.

Чок – чок, каблучок! (потопать ногами)

В танце кружится сверчок. (покружиться)

А кузнечик без ошибки

Исполняет вальс на скрипке (движения руками, как при игре на скрипке)

Крылья бабочки мелькают (движения руками, как крыльями)

С муравьем она порхает (покружиться парами)

Звонко хлопают ладошки! (похлопать в ладоши)

Всё! Устали ножки!

Воспитатель: Отдохнули немножко, давайте продолжим наше исследование.

Проходим к столу № 4 Картинка «ветер».

Дыхательная гимнастика.

Сейчас мы подуем на бумажные полоски. Понаблюдаем за их движением.

На полоску дуй легонько,

Будет двигаться тихонько.

На полоску дуй сильнее,

Побежит она веселее.

Воспитатель: Что же происходило с бумагой, когда мы на нее дули?

Ответы детей.

Воспитатель: Вывод: полоски бумаги легкие, поэтому, когда дует ветер, они разлетаются.

Воспитатель: Проходим к столу № 5 Сильная бумага.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, может ли бумага выдержать груз?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте проверим. Сделаем из двух брусков и листа бумаги мост, и положим на бумагу (мост) груз (игрушку). Посмотрите, что произошло.

Дети: Бумага прогнулась и груз упал.

Воспитатель: Но, я знаю один секрет, как сделать бумагу сильной, чтобы она выдержала груз.

Для этого нам нужно изменить форму бумажного листа, сложить его «гармошкой». Это свойство бумаги люди используют с давних времен в строительстве арок. Теперь поставим этот мост и поставим на него груз. Что происходит?

Дети: Бумага не прогнулась и груз не упал.

Воспитатель: Вывод: бумага сложенная «гармошкой» становится более прочной.

Воспитатель: Проходим к столу № 6 Картинка «спички»

Воспитатель: Что произойдёт, если бумагу поднести к огню?

Дети: Бумага загорится.

Воспитатель: Бумага горит и легко воспламеняется. Это свойство бумаги мы экспериментировать не будем. Потому что это очень опасно, может быть пожар, можно получить ожог, травму глаз и др. Надо быть осторожным с огнём, нельзя подходить к нему с бумагой. Ребята, запомните: «Спички детям не игрушка».

Воспитатель: Вот мы узнали о свойствах бумаги. А теперь, зная их, мы научимся делать фокусы из бумаги. Ваша задача не только показать фокус, но и отгадать его секрет.

Фокус №1: «Живые цветы»

Воспитатель показывает детям цветок, сделанный из бумаги.

Воспитатель: Возьмите по цветочку и аккуратно положите на поверхность воды. Давайте скажем все вместе: «Эй, цветочки, просыпайтесь! Лепесточки раскрывайтесь!»

Дети наблюдают за раскрытием лепестков. Наши чудные цветки распускают лепестки.

Воспитатель: Как вы думаете, а в чем секрет этого фокуса?

Воспитатель: Почему лепестки стали раскрываться?

Дети высказывают свои предположения.

Необходимо подвести детей к правильному ответу: бумага впитывает в себя воду и лепесточки под тяжестью воды раскрываются, и ложатся на поверхность воды.

Фокус №2 «Радуга в стакане»

Воспитатель: На прямоугольных полосках рисуем цветные точки по цветам радуги. Должен получиться ровный рядок из цветных точек. Затем возьмите полоску салфетки и опустите её в стакан с водой вниз точками, так чтобы точки воды не касались. И наблюдаем, что получается. Радуга поднимается вверх. Цветные точки сами собой превращаются в длинные полосы. Теперь у вас есть своя «радуга в стакане».

Как вы думаете, какое свойство бумаги использовали в этом фокусе?

Ответы детей.

Воспитатель: Этот фокус основан на впитывании воды бумагой. Салфетка намокает снизу вверх, а цветная краска делает этот процесс наглядным. Чем тоньше бумага, тем выше и быстрее поднимается вода. Вам понравились фокусы?

Дети: Да.

Воспитатель: А сейчас нам пора возвращаться в детский сад, давайте произнесем волшебные слова.

Мы друг другу улыбнулись

Дружно вверх все потянулись

До земли мы поклонились и

В детском саду мы очутились.

Рефлексия

Воспитатель: Сегодня мы побывали в «Школе фокусников». Скажите мне, пожалуйста, легко ли быть фокусником?

Дети: Нет.

Воспитатель: Да, чтобы стать настоящим фокусником, нужно очень много знать о различных предметах и их свойствах. Какие свойства бумаги вы запомнили?

Ребята, сегодня вы справились со всеми заданиями: отгадали загадки, разгадали свойства бумаги, показали фокусы и открыли их секреты. Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, теперь вы можете показывать опыты и рассказывать о бумаге своим товарищам и даже маме и папе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по познавательному развитию на тему «Волшебная грядка» для детей старшей группы

Систематизировать знания детей о выращивании рассады из семян и дальнейшей посадке в грунт-такие цели было призвано решить занятие в старшей группе "Волшебная грядка", проведенное в рамках п...

Конспект НОД по познавательному развитию для детей младшей группы (с использованием здоровьесберегающих технологий)

Конспект непрерывной образовательной деятельности  по познавательному развитию для детей младшей группы  (с использованием здоровьесберегающих технологий) "Прогулка в лес"...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы с использованием здоровьесберегающих технологий "В гости к Незнайки"

Цель:формировать представления детей о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни.Задачи:учить беречь свое здоровье и заботиться о нем;продолжать прививать культурно-гигиенические навы...

Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Волшебная бумага» с детьми старшего дошкольного возраста.

Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Волшебная бумага» с  детьми старшего дошкольного возраста....

Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Волшебная бумага» с детьми старшего дошкольного возраста

Цель: развивать познавательный интерес и  способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности....

Конспект занятия ОО "Познавательное развитие( ФЦКМ) на тему «Мир профессий» с использованием здоровьесберегающих, игровых технологий

Цель: закрепить знания детей о профессиях.Задачи:- Расширить познавательный интерес к профессиям;- Развивать интерес к выполнению разных заданий;-Воспитывать уважение к труду взрослых разных проф...