Открытое занятие по образовательной области «Познание» по освоению темы «Русская изба» в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Евгения Александровна Трипутина

Занятие по освоению темы: «Русская изба»

Интеграция видов деятельности: художественное творчество, коммуникация, социализация

Цель: познакомить дошкольников с частями и внутренним убранством русской избы, бытом русского народа.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с традициями наших предков, предметами быта русского народа, обогатить словарь детей народными пословицами;

Воспитательные: воспитывать интерес к прошлому нашей страны, уважение к культуре и традициям наших предков;

Развивающие: развивать интерес к прошлому и традициям России, интерес к русскому фольклору, вызывать эмоциональную отзывчивость.

Планируемые результаты занятия: дети познакомились с русской избой и предметами быта русского народа.

Подготовительная работа: беседа о быте русского народа, подготовлены и расставлены экспонаты русского быта. 

Материалы и оборудование: русская печь (сделанная из бросового  материала), чугунки,  деревянные  ложки, прялка, ухват, крынки, половики,  дрова,  лучина,  сундук,  рушники, утюг, самовар,  платки. 

Запись  русской  народной  песни.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности Образовательной области «Познание»

 по освоению Темы: «Русская изба»

Воспитатель: Трипутина Евгения Александровна

Возрастная группа (подготовительная группа)

Тема: «Русская изба»

Интеграция видов деятельности: художественное творчество, коммуникация, социализация

Цель: познакомить дошкольников с частями и внутренним убранством русской избы, бытом русского народа.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с традициями наших предков, предметами быта русского народа, обогатить словарь детей народными пословицами;

Воспитательные: воспитывать интерес к прошлому нашей страны, уважение к культуре и традициям наших предков;

Развивающие: развивать интерес к прошлому и традициям России, интерес к русскому фольклору, вызывать эмоциональную отзывчивость.

Словарь: ИЗБА, БРЕВЕНЧАТЫЙ, КОНЕК, СУНДУК, ЧУГУН, УХВАТ.

Планируемые результаты занятия: дети познакомились с русской избой и предметами быта русского народа.

Подготовительная работа:  беседа о быте русского народа, подготовлены и расставлены экспонаты русского быта.  искусство            экспоээээээээээээээ

Материалы и оборудование: русская фольклоре печь (сделанная высоко из живёте бросового компенсирует материала), ВО чугунки, колобка деревянные сущностное ложки, алалии прялка, одежду ухват, мысли крынки, фразовую половики, доступа дрова, улучшились лучина, эмоционально сундук, какой бочка, резали рушники, Рефлексивный старинный фонетического утюг, будущего самовар, жизнь платки, Теперь повседневный лежит народный нравственным костюм. про Запись себе русской художественную народной рассказано песни.

Этап, его

продолжительность

Содержание деятельности, приемы

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Планируемый результат

Вводная часть

Организационно- мотивационный этап.

Организация направленноговнимания и формирование интереса у детей к теме занятия

-Здравствуйте ребята.

Здороваются

Психологическая готовность

Вводно – организационный

Беседа

Уходят в прошлое деревни,
к закату клонится их день…
Как нету леса без деревьев,
России нет без деревень!

 (Людмила Дербина «Уходят в прошлое деревни»).

Хозяйка избы встречает детей у входа.

— Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость.

   Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.

    В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.

-Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

-Как мы себя чувствуем дома?

Дети  слушают и отвечают на вопросы воспитателя присаживаются на лавочку.

Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания

Мотивационно – побудительный

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме

Сегодня, ребята, мы отправимся в гости в русскую деревню. Кто из вас был в деревне?

Деревянный деревенский дом назывался изба. Издавна на Руси дома строили из дерева, из бревен. Как вы думаете почему?

 Люди жили среди полей, поля были окружены лесами. Лес давал человеку кров, кормил, обувал, одевал. Дерево на Руси было особым материалом. Русский человек рождался в рубленой бревенчатой избе, всю жизнь жил в ней.

Ответы детей

  Дети рассматривают слайды (иллюстрации) с изображением деревянных изб.

Дети замотивированы, отвечают на вопросы

Основная часть

Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме

— Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»

Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.

— А из чего люди раньше могли построить себе дом? Из какого дерева? Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:

«Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки» (лиственница)

— Почему же из лиственницы строили дома?

    Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы.

  Какие вы видели дома в деревне? Деревянный деревенский дом назывался изба. Издавна на Руси дома строили из дерева, из бревен. Как вы думаете почему?

 Люди жили среди полей, поля были окружены лесами. Лес давал человеку кров, кормил, обувал, одевал. Дерево на Руси было особым материалом. Русский человек рождался в рубленой бревенчатой избе, всю жизнь жил в ней.

 Посмотрите, избы стоят рядышком, как сестрички прижались друг к другу. Как вы думаете, почему народ сложил пословицу: «Дом построить – не шапку на голову надеть?» Действительно, красивый, прочный дом построить трудно, строили его не один день. Та часть избы, которая выходила на улицу, была «лицом» избы, поэтому дорогу, у которой стояли избы, стали называть улицей.

Дом смотрел на мир окнами-глазами. Для чего в доме нужны окна? 

 Правильно, через окна в избу входил солнечный свет, люди наблюдали за происходящим через окна. Окна называли ласково «оконцами» и украшали их наличниками. Как вы думаете, почему наличники получили свое название? Правильно, они находились на «лице» дома. Были у окон ставни, с помощью ставен окна закрывали на ночь.  Какую часть у избы вы еще можете называть?

Как вы думаете, почему крыша была со скатом, а не прямая? 

Часто крышу дома украшала фигурка коня, ее называли «конек». Люди верили, что конек охраняет дом, служи оберегом. Давайте пройдем в избу и посмотрим, что находится вы видите?

Дети участвуют в беседе отвечают на вопросы воспитателя

 Дети рассматривают слайды (иллюстрации) с изображением деревянных изб.

Демонстрация иллюстраций, фото, слайдов с изображением наличников и ставен.

У избы есть крыша.

(Показ слайдов или иллюстраций).

Крышу делали со скатом, чтобы стекала вода и снег скатывался.

В избе есть печь, лавки, стол, сундук, кровать, люлька , вязаные коврики, куклы, посуда на столе

Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового

Этап восприятия материала

Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о…

- Уточнить представление о машине грузовик, о его основных частях.

- Уточнить представление о круглой, квадратной и прямоугольной формах.

- Уточнить знание об оранжевом, желтом и зеленом цветах

— Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?

     Послушайте, да отгадайте мою загадку:

«Летом спит, зимой горит,

Рот открывает, что дают – глотает» (печь)

     Печь – это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.

-Чем же могла печь накормить своих хозяев?

В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Не зря в старину сложили пословицы: «Печь нам – мать родная», « У печи все красное лето».

Дети участвуют в беседе отвечают на вопросы воспитателя

Беседа, загадки вопросы.

Фронтальный

Осознанные усвоенные понятия, сформированные представления, закономерности, умения, навыки и т.д. овладение способами познавательной деятельности. Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту. Любознательность и активность

Динамическая пауза

Физкультминутка

 Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.

Дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения, играя на ложках.

Участвуют в физкультминутку, выполняют физические и речевые  упражнения

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта

Этап практического решения проблемы

Овладение действиями, способами решения проблемы

Вот теперь мы можем приступать к выполнению задания.

Словесная игра «Какая каша»

Ребята, я вам буду называть крупу, из которой будет каша, а вы ответите, какая получится каша.
Из манки — манная,
из овса – овсяная,
из риса – рисовая,
из перловки – перловая,

из гречки - гречневая
из пшена – пшенная.

Также в старину на печи люди спали, сушили одежду, валенки.  В нижней части печи люди хранили печной инвентарь: ухват, совок, кочергу Ухватом ставили в печь и доставали чугунки со щами, кашей и пареной репой. В верхней части печи висели пучки засушенных лекарственных трав.

 Ребята, из каких материалов посуда есть у вас дома?

  Раньше у людей была простая посуда. Горшки для приготовления пищи, миски, чашки делали из глины, также ложки, миски вырезали из дерева. Позже появились чугуны – посуда для приготовления пищи в печи, сделанная из чугуна, специальный сплав железа. 

Ели в избе за деревянным столом. Семьи были большие: родители, дети, бабушки, дедушки. Чтобы все поместились за столом, люди ставили деревянные лавки. Ребята, где вы дома храните одежду?

  В старину одежду, постельное белье, полотенца хранили в сундуках. Вещи в сундуках перекладывали мешочками с ароматными травами, чтобы у белья был приятный запах и не заводилась моль.

 А это что такое? Да, это люлька. В ней в старину качали детей. Кроваток в старину не было. Люльку подвешивали к потолку и качали в ней малышей. Обычно старшие дочки в семье помогали мамам в уходе за младшими братьями и сестрами. Как можно успокоить малыша и улодить его спать?

 Молодцы. Давайте споем колыбельную вместе.

Люли, люли, люленьки,

Летят сизы гуленьки,

Летят гули вон, вон,

Несут Ване сон, сон!

Будут Ване ворковать,

Будет Ваня крепко спать;

Будут гули говорить,

Чем Ванюшу накормить;

Полетят они в лесок и найдут там колосок

Станут кашу варить, станут Ваню кормить,

Белой кашкой с молочком и румяным пирожком.

Люли, люли, люленьки,

Летят сизы гуленьки,

Летят гули вон, вон,

Несут Ване сон, сон!

 Давайте посмотрим, кто в нашей колыбельке спит?(  Достает игрушку)

А ещё в старину люди верили, что в каждой избе живет домовой – дух-помощник. Домовые не выносят ссор, беспорядка в доме, в такой семье домовой баловаться начинает: вещи прятать, ночью в трубу гудеть.  Домовые очень любят, когда в семье лад и согласие, любят запах вкусных щей и пирогов. Тогда домовые людям помогают в делах, добро помогают скопить, берегут избу от пожара.

Этот домовенок Кузя хочет с вами поиграть.

Хороводная игра «Домовой»

  В центр становится водящий. Дети водят вокруг него хоровод и проговаривают слова:

Дедушка Домовой,

Мы хотим играть с тобой,

Ты нас месте не сиди,

Влево, вправо поклонись.

Приседай и вставай

Да и нам заданье дай.

Высказывают свои предположения

Дети отвечают

Дома есть посуда из металла, стекла, фарфора.

(Рассматривают глиняную посуду, деревянные ложки, чугунки).

Ответы детей

 

Спеть колыбельную песню.

 Дети вместе с воспитателем тихим голосом поют колыбельную

Водящий под музыку показывает либо спортивные упражнения, либо элементы русского танца.

Овладение определенным объемом практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности.

 Овладение умениями  слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми

Заключительный этап

Рефлексия

Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки

 Ребята, вам понравилось сегодня в гостях в русской избе? Что особенно Вам понравилось?

  На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого цвета  и синие тучки.

     Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; тучки – занятие не понравилось, не было никакой полезной информации.

 А теперь посмотрите на стол,

На столе самовар стоит,

И на вас глядит

Самовар то не простой.

Самовар то расписной,

Гостинцы берите, да к самовару подходите.

Отвечают на вопросы,

радуются своим результатам

Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Сформированность элементарных навыков самооценки

Подводят итоги деятельности

Приложение №1

Макет.

                    E:\Desktop\Уроки\моя семья\моя семья 2024\Новая папка\IMG-20240418-WA0005.jpg                         E:\Desktop\История России в стихах\12.04.24 с тел\IMG-20240412-WA0013.jpg

E:\Desktop\История России в стихах\12.04.24 с тел\IMG-20240412-WA0012.jpg   E:\Desktop\Уроки\моя семья\моя семья 2024\Новая папка\IMG-20240418-WA0006.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по образовательной области «Познание (ФЭМП) » с использованием технологии Зака, Никитина. Тема: «В поисках клада…» Старшая группа

Целями этого занятия являются следующее: 1.Формировать умение находить и выделять из общей массы данных фигур уже знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).2.Учить детей констр...

Открытое занятие по образовательной области «Познание (формирование целостной картины мира)» Тема: «Москва – столица нашей Родины»

Занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста. Цели занятия: 1.Продолжать знакомить детей с главным городом России – Москвой.2. Формировать у детей представления об истории возникновения...

Организации и проведения открытого занятия в образовательной области «Познание» с детьми подготовительной к школе группы

Программные задачи:-Развивать счетные умения дошкольников, умения соотносить количество предметов и соответствующую цифру, -Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.-Развивать зр...

Открытое занятие по образовательной области «Познание (ФЭМП)» с использованием развивающих игр. Тема: «Путешествие в мир неизвестного». Старшая группа

Цели:  1.Закреплять умение детей конструировать предметные формы по образцу.2. Упражнять детей в упорядочении палочек по длине, количественном и порядковом счете, пространственной ориентировке, р...

Открытое занятие по образовательной области Познание в средней группе. Тема: "Экологический светофор"

В открытом занятии по ОО Познание закрепляются знания о диких животных и их детенышах, о правилах поведения в природе и  бережном отношении к ней....

Конспект открытого интегрированного занятия по познавательному развитию с использованием художественно–творческой деятельности на тему: «Русская изба» в подготовительной группе

Цель: приобщение детей к традициям русской народной культуры.Задачи:Образовательные:Приобщение детей к истокам русской народной культуры;Дать общее представление детям о внутреннем убранстве русс...

Конспект открытого занятия по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» тема «Остановись, мгновенье!» в старшей группе

Цель: Создание условий для развития социально-коммуникативных навыков старших дошкольников средствами фото и фототехники. Задачи:1.Познакомить детей с историей фотоаппарата.2.Расширить представле...