Открытое занятие по образовательной области Познание в средней группе. Тема: "Экологический светофор"
консультация по окружающему миру (средняя группа) на тему

Галиханова Ралия Хабибяновна

В открытом занятии по ОО Познание закрепляются знания о диких животных и их детенышах, о правилах поведения в природе и  бережном отношении к ней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №32 общеразвивающего вида городского округа

г. Нефтекамск

Открытое занятие

по образовательной области Познание

в средней группе.

Тема: "Экологический светофор"

Провела: воспитатель средней  группы

Галиханова Р.Х.

Нефтекамск  - 2017г.

Цель: воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.

Задачи: расширять представления детей о характерных признаках зимы. Закрепить знания о правилах поведения в природе, приёмов бережного отношения к ней. Формировать логическое мышление, устойчивость внимания. Учить отвечать на вопросы развёрнутой фразой, использовать доказательную речь. Развивать мелкую моторику рук, фантазию, творчество. Воспитывать выдержку, проявлять терпение, дружеские качества.

Оборудования: макеты деревьев, игрушки резиновые и плюшевые (медведь, заяц, лиса, белка), бумбокс со светомузыкой, игрушечный светофор

Организационный момент

Воспитатель (концентрирует внимание детей):

Утром солнышко проснулось и ребятам улыбнулось,

Мы за ручки все возьмёмся, и друг другу улыбнемся.

Основная часть

В-ль: Ребята, я вас сегодня приглашаю в путешествие. А куда мы пойдем, узнаете, если разгадаете загадку.

Летом в шубе, а зимой раздетый.

(лес)        

Дети: Лес

В-ль: Правильно. Это лес. Хотите увидеть волшебный лес? Тогда отправляемся в путешествие. Закройте глаза. Раз, два, три – повернись, в волшебном лесу окажись.

Ребята, посмотрите. Как же красиво в лесу!

Беседа

– Как вы думаете, в каком лесу мы оказались, какое время года? (Зима)  Как вы узнали? Чем отличается зима от осени?

Дети: ответы детей

В-ль: Сейчас я вам прочитаю стихотворение Ивана Сурикова «Зима» (звучит тихая мелодия)

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле побелело,

Точно пеленою

Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

В-ль: Вам понравилось стихотворение? О чем говорится в нем? Какой снег? Что происходит зимой с лесом?

Дети: Да. Про зиму. Снег белый, пушистый. Лес спит.

В-ль: Хотите снежки слепить?

Поиграем в  игру. 

«1,2,3,4, Мы с тобой снежок слепили

Круглый, крепкий, очень гладкий,

Раз подбросим, два поймаем,

Три уроним и сломаем»

В-ль:

Ребята, посмотрите. Какие чудеса в лесу. СВЕТОФОР! Почему звери в лесу поставили светофор? (варианты ответа). Я думаю, скоро мы об этом узнаем.

–Тихо! Кто-то здесь рычит. Не шумите. Это может быть опасно. А я посмотрю, кто это рычит. Кто это? Как называют детеныша Медведя? А если их много? Как называется жилище медведя? Что делают медведи в берлоге зимой?

Дети: Медведь. Детеныша называют медвежонком. Если их много - медвежата.  Жилище медведя - берлога. Медведи зимой спят.

В-ль: А почему же тогда он не спит? Спросим у него?

Медведь: Вы что расшумелись, спать мне не даёте?

В-ль: Ребята, он еще разговаривает. Точно мы в волшебном лесу оказались. В лесу можно громко разговаривать? Почему?

Дети: В лесу нельзя шуметь. А то можно распугать диких животных и птиц.

В-ль: Правильно, шум и громкая музыка мешает и пугает лесных жителей. Мы сейчас уложим медведя спать обратно в берлогу и больше не будем шуметь в лесу. Договорились?

Дети: Хорошо.

В-ль: Посмотрите, на светофоре загорелся красный свет. Вот почему светофор в лесу нужен. Когда кто-то нарушает правила поведения в лесу, загорается красный свет. Желтый – предупреждает. Зеленый – разрешает, что нужно сделать.

В-ль:  Ой, ребята, под деревом лежит письмо. Прочитаем письмо? «ЕСЛИ РАЗГАДАЕТЕ ЗАГАДКУ, ТО УЗНАЕТЕ КТО ЗДЕСЬ ЖИВЕТ».

Зверь пушной живёт в дупле,
Любит там сидеть в тепле,
Хоть дупло совсем не грелка.
Зиму там проводит - (Белка)

Дети: Белка

В-ль: Правильно угадали. Это белка. Как называют детеныша Белки?  А если их много? Где живет белка?

Дети: Детеныша белки называют бельчонок. Бельчата.  Белка живет в дупле. В-ль: Белка такая красивая. Может сфотографируем ее? Как вы думаете можно фотографировать красоту зимнего леса?

Дети: варианты ответов.

В-ль: Правильно вы ответили. На светофоре загорелся зеленый свет. Значит мы правильно поступили.

В-ль: Ребята, тут на земле чьи-то следы? Как вы думаете, кто здесь ходил? Сейчас узнаем, кто же под кустом спрятался. Кто это? Как называют детеныша зайца? А если их много? Где живет заяц?

Дети: Это – заяц. Детеныша называют зайчонком. Зайчата.  Заяц живет под кустом.

В-ль: Мне этот зайчик понравился. Я хочу его взять к себе домой. Пусть он у меня живет. Вот только я не знаю, правильно я поступлю.  Вы как думаете, можно забирать диких животных домой? Почему?

Дети: Нет. Нельзя диких животных забирать домой. Они погибнут.

В-ль: Загорелся красный свет. Значит нельзя забирать диких зверей домой. Их родной дом – это лес.

В-ль: Ребята, кто то под деревом плачет. Это же лиса с перевязанной лапой. Что с тобой случилось, лиса?

Лиса: Я по лесу бежала и не заметила по снегом разбитую стеклянную банку. Вот и порезалась.

В-ль: Откуда в лесу стеклянные банки появились? (человек оставил мусор)

Ребята, можно в лесу оставлять мусор?

Дети: Нельзя.

В-ль: Нельзя, мусор надо собрать в мешок и взять с собой. Какой свет загорелся на светофоре?

Дети: Красный.

В-ль: Посмотрите, на дереве что-то висит. Что это?

Дети: Это кормушка. 

В-ль: Для чего она нужна?

Дети: В кормушку зимой ложат  корм для птиц, чтобы они не погибли от голода.

В-ль:  Молодцы. Зимой трудно живётся птичкам. Надо их подкармливать. На светофоре загорелся желтый предупреждающий свет.

В-ль: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Встаньте в круг и закройте глаза. Раз, два, три – повернись и в группе окажись. (дети возвращаются в группу)

В-ль: Вот мы и в группе. Садитесь на свои места

Рефлексия

-Ребята, вам понравилось путешествие?

-Какие правила поведения в лесу вы знаете? Давайте об этом расскажем. (Нельзя шуметь, раскидывать мусор, забирать диких животных домой, трогать яйца птиц, надо подкармливать птиц, можно фотографировать)

И друг другу на прощанье мы подарим обещанье:

БУДЕМ С ЛЕСОМ МЫ ДРУЖИТЬ, ОХРАНЯТЬ ЕГО ЛЮБИТЬ!



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное  учреждение

детский сад №32 общеразвивающего вида городского округа

г. Нефтекамск Республики Башкортостан

           

 Консультация для воспитателей

«Формы и методы

экологического воспитания».

Подготовила: воспитатель

средней группы Галиханова Р.Х.

Нефтекамск 2017г.

Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней должны воспитываться с раннего детства в семье и дошкольных организациях. Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать ее.

Целью экологического воспитания является формирование у воспитанников экологических начал через привитие любви и уважения к природе.

Важными задачами являются:

- формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника;

- формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;

- формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы).

Экологическое воспитание дошкольников — это часть образовательного процесса, которая способствует развитию у воспитанников мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственного воспитания, то есть становления личности в целом.

 Формы экологического воспитания – это

- занятия;

- походы и экскурсии;

- экологические праздники и досуги;

- ознакомление детей с природой в повседневной жизни;

- элементарная поисковая деятельность детей.       

  1. Занятия.

            Занятия являются ведущей формой организации работы по ознакомлению детей с миром природы.  Они позволяют педагогу формировать знания о природе в системе и последовательности с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения.

 Можно выделить несколько типов занятий, которые принципиально отличаются друг от друга дидактическими задачами, логикой построения, ходом организации и проведения.

Первично-ознакомительный тип занятий

Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения. Главным компонентом таких занятий становятся различные демонстрационные и учебные пособия. Обучение детей на таких занятиях осуществляется через рассматривание картин и беседу. Нередко их компонентом становятся чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильмов или слайдов, рассказ воспитателя. Занятия первично-ознакомительного типа имеют место во всех возрастных группах. Младших дошкольников воспитатель с помощью картин знакомит с домашними животными, при этом используются картины «портретного» типа, с несложным сюжетом.    

В средней группе воспитатель активизирует речь детей: просит подробнее отвечать на разные вопросы, предлагает говорить простыми фразами, учит замечать соотношение предметов, их связи.           

Со старшими дошкольниками занятия первично-ознакомительного типа, как правило, значительно сложнее. С ними можно рассматривать картины природы, далекие от их опыта, «выходить» за пределы изображенного сюжета, рассматривать одновременно несколько картин,  этому способствуют и некоторые, уже имеющийся у детей опыт и круг представлений. Неоценимую пользу картины, слайды, видеофильмы могут оказать в ознакомлении детей с экосистемами недоступными для непосредственного их восприятия: морем, пустыней, Арктикой.

Обобщающий тип занятий

На протяжении ряда лет дети младшего и среднего возраста обстоятельно знакомятся с овощами, фруктами, деревьями, сезонными явлениями природы. Это позволяет в старшем дошкольном возрасте сформировать обобщенные представления об однородных объектах и явлениях природы, что и происходит на занятии обобщающего типа.

Углубленно-познавательный тип занятия

 Это занятия, которые строятся на разнообразных конкретных знаниях, полученных детьми во время наблюдений, и на которых воспитатель дополняет знания новыми сведениями, углубляет их демонстрацией.

Комплексные занятия

Комплексные занятия – это занятия, которые в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Эти занятия можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны со старшими дошкольниками.

  1. Походы и экскурсии.

Поход с детьми старшего дошкольного возраста в ближайшее природное окружение – это интересное и полезное педагогическое мероприятие. Однако в нашей практике мы не можем использовать данную форму экологического воспитания, так как это связано с мерами безопасности.

Экскурсии  –  один из основных видов занятий и особая форма организации работы по ознакомлению детей с миром природы.

Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. 

            Экскурсии, как форма занятий, проводятся в средней, старшей и подготовительной к школе группах. Например, экскурсии по экологической тропе, на приусадебный участок, в парки, скверы и т.д.

3. Экологические праздники и досуги.        

    Экологические праздники могут быть посвящены временам года,

урожаю, снежной и ледяной скульптуре, весеннему возрождению природы. Летом проводятся праздники, посвященные воде и солнцу, цветам, праздники оздоровительного характера.

            Чаще, чем праздники, проводятся досуги на самые разные темы - их организует воспитатель.  

4. Ознакомление детей с природой в повседневной жизни.

      Прогулки широко используются для ознакомления детей с природой. Они дают возможность накопить у детей представления о таких явлениях природы, которые протекают длительное время. Педагог знакомит воспитанников с повседневными изменениями природы по сезонам, организует разнообразные игры с природным материалом:  песком, глиной, льдом, листьями и т. д. 

5. Элементарная поисковая деятельность воспитанников.

Под элементарной поисковой деятельностью понимается совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре и труде, в процессе познания мира. Поисковая деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания.     Элементарная поисковая деятельность как форма организации используется в старшем дошкольном возрасте. 

А теперь остановимся на методах экологического воспитания.

В педагогическом процессе детского сада используются различные методы обучения:

- наглядные,

- практические,

- словесные.

При ознакомлении детей с природой широко используются все указанные методы.

К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов. 

Практические методы - это игры (дидактические, подвижные, творческий), элементарные опыты и моделирование.

Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. 

          Моя  Консультация называется

«Формы и методы экологического воспитания». (Слайд 1)

Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней должны воспитываться с раннего детства в семье и дошкольных организациях. Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать ее. (Слайд 2)

Целью экологического воспитания является формирование у воспитанников экологических начал через привитие любви и уважения к природе. (Слайд 3)

Важными задачами являются:

- формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника;

- формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;

- формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы).

Экологическое воспитание дошкольников — это часть образовательного процесса, которая способствует развитию у воспитанников мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственного воспитания, то есть становления личности в целом. (Слайд 4)

 Формы экологического воспитания – это

- занятия;

- походы и экскурсии;

- экологические праздники и досуги;

- ознакомление детей с природой в повседневной жизни;

- элементарная поисковая деятельность детей.       

1. Занятия.

            Занятия являются ведущей формой организации работы по ознакомлению детей с миром природы.  Они позволяют педагогу формировать знания о природе в системе и последовательности с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения.

 Можно выделить несколько типов занятий, которые принципиально отличаются друг от друга дидактическими задачами, логикой построения, ходом организации и проведения. (Слайд 5 )

Первично-ознакомительный тип занятий

Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения. (Слайд 6) Главным компонентом таких занятий становятся различные демонстрационные и учебные пособия. (Слайд 7) Обучение детей на таких занятиях осуществляется через рассматривание картин и беседу. (Слайд 8) Нередко их компонентом становятся чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильмов или слайдов, рассказ воспитателя. Занятия первично-ознакомительного типа имеют место во всех возрастных группах. Младших дошкольников воспитатель с помощью картин знакомит с домашними животными, при этом используются картины «портретного» типа, с несложным сюжетом.    

(Слайд 9) В средней группе воспитатель активизирует речь детей: просит подробнее отвечать на разные вопросы, предлагает говорить простыми фразами, учит замечать соотношение предметов, их связи.           

(Слайд 10) Со старшими дошкольниками занятия первично-ознакомительного типа, как правило, значительно сложнее. С ними можно рассматривать картины природы, далекие от их опыта, «выходить» за пределы изображенного сюжета, рассматривать одновременно несколько картин,  этому способствуют и некоторые, уже имеющийся у детей опыт и круг представлений.  (Слайд 11) Неоценимую пользу картины, слайды, видеофильмы могут оказать в ознакомлении детей с экосистемами недоступными для непосредственного их восприятия: морем, пустыней, Арктикой.

Обобщающий тип занятий

На протяжении ряда лет дети младшего и среднего возраста обстоятельно знакомятся с овощами, фруктами, деревьями, сезонными явлениями природы. Это позволяет в старшем дошкольном возрасте сформировать обобщенные представления об однородных объектах и явлениях природы, что и происходит на занятии обобщающего типа.

Углубленно-познавательный тип занятия

 Это занятия, которые строятся на разнообразных конкретных знаниях, полученных детьми во время наблюдений, и на которых воспитатель дополняет знания новыми сведениями, углубляет их демонстрацией.

Комплексные занятия

Комплексные занятия – это занятия, которые в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Эти занятия можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны со старшими дошкольниками. (Слайд 12)

2. Походы и экскурсии.

Поход с детьми старшего дошкольного возраста в ближайшее природное окружение – это интересное и полезное педагогическое мероприятие. Однако в нашей практике мы не можем использовать данную форму экологического воспитания, так как это связано с мерами безопасности.

Экскурсии  –  один из основных видов занятий и особая форма организации работы по ознакомлению детей с миром природы.

(Сайд 13) Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. 

            Экскурсии, как форма занятий, проводятся в средней, старшей и подготовительной к школе группах. Например, экскурсии по экологической тропе, на приусадебный участок, в парки, скверы и т.д. (Слайд 14)

3. Экологические праздники и досуги.        

    Экологические праздники могут быть посвящены (Слайд15) временам года,

(слайд 16) урожаю, снежной и ледяной скульптуре, весеннему возрождению природы. Летом проводятся праздники, посвященные воде и солнцу, цветам, (Слайд 17) праздники оздоровительного характера.

            Чаще, чем праздники, проводятся досуги на самые разные темы - их организует воспитатель.   (Слайд 18)

4. Ознакомление детей с природой в повседневной жизни.

      Прогулки широко используются для ознакомления детей с природой. Они дают возможность накопить у детей представления о таких явлениях природы, которые протекают длительное время. Педагог знакомит воспитанников с повседневными изменениями природы по сезонам, (Слайд19) организует разнообразные игры с природным материалом:  песком, глиной, льдом, листьями и т. д. (Слайд20)

5. Элементарная поисковая деятельность воспитанников.

Под элементарной поисковой деятельностью понимается совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре и труде, в процессе познания мира. Поисковая деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания.     Элементарная поисковая деятельность как форма организации используется в старшем дошкольном возрасте. (Слайд21)

А теперь остановимся на методах экологического воспитания.

В педагогическом процессе детского сада используются различные методы обучения:

- наглядные,

- практические,

- словесные.

При ознакомлении детей с природой широко используются все указанные методы. (Слайд 22)

К наглядным методам относятся наблюдение,(Слайд23) рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов. (Слайд 24)

Практические методы - это игры (дидактические, (Слайд 25) подвижные, творческий), (Слайд26) элементарные опыты и моделирование.  (Слайд 27)

Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. (Слайд 28)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый показ образовательной области-Познание-по математике.

1.Работа со счетными палочками.2.Работа со счетными палочками Кюизенера.3.Дидактическая игра "Посчитай и ответь".4.Дидактическая игра на внимание "Отзовись"....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по освоению детьми образовательной области «Познание» в средней группе По теме: «Зима в городе»

Управление  общего   образования    Администрации Ртищевского Муниципального района Саратовской областиМуниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский с...

Открытая непосредственно- образовательная деятельность в образовательной области «Познание» в средней группе с использованием нетрадиционных техник рисования

Открытая непосредственно-образовательная  деятельностьв образовательной области «Познание»в средней группес использованием нетрадиционных техник рисования( ТЫЧОК)...

Конспект НОД по области познания в подготовительной группе Тема: «Экологическое развитие детей посредством художественной деятельности. Техника кляксография.»

формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей. Расширение представлений о нетрадиционных видах художественной деятельно...

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.

Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...

Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе Тема: «Экологический светофор зимой»

Под формированием основ экологической культуры дошкольника мы понимаем процесс, направленный на синтез элементов: экологических знаний, экологического отношения к природе и культуры экологически оправ...