Конспект занятия по экологии в старшей группе «Путешествие капельки»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Путешествие капельки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_ekologii_v_starshey_gruppe.docx30.42 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 96 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Путешествие капельки»

Воспитатель:

Стрелкова Татьяна Николаевна


 

Цель: формирование представлений о свойствах воды посредством экспериментирования, анализа собственных действий и осмысления полученного результата.

Задачи:

Образовательные:        

  • ознакомление детей со свойствами воды;
  • освоение экспериментирования; 

Развивающие: 

  • развитие и закрепление представлений о свойствах воды, её использовании;
  • поощрять и стимулировать проявление речевой активности каждого ребенка;
  •  развитие умения анализировать и самостоятельно делать выводы;
  •  развитие познавательной активности;

Воспитательные:  

  • воспитывать интерес к познанию окружающего мира и экспериментированию;
  • чувство дружбы, сотрудничества, доброжелательного отношения друг к другу;
  • бережное отношение к использованию воды. 

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие».

Форма - проведения: занятие - путешествие.

Возрастная группа: старшая группа (с 5 до 6 лет) общеразвивающей направленности.

Предварительная работа: заучивание стихов о воде; просмотр видеоматериала про значение воды в природе, рассматривание иллюстраций; чтение сказок, познавательной литературы о воде; наблюдение в уголке природы за цветами (полив).

Материал: капли воды (большие и маленькие) изготовленные из бумаги, три ёмкости для опыта, воронка, большая Капелька из картона.

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Формы. Методы. Приемы, виды деятельности

Результат

Организационный  этап

Организация направленного внимания, создать положительный контакт и атмосферу для совместной деятельности.

- Здравствуйте дорогие ребята! Я очень рада видеть вас. Давайте вспомним наш девиз: «С голубого ручейка - Начинается река. А игра - начинается с улыбки!»

И мы с вами тоже улыбнёмся друг другу.

Дети проговаривают вместе с педагогом. Выражают эмоцию.

Упражнение «Подари улыбку»

Дети закрепляют умение выражать эмоцию мимикой.

Дети внимательны, сосредоточены.

Мотивационно- побудительный

(процесс вовлечения в деятельность, игровая мотивация)

Формирование представлений о предстоящей деятельности, её задачах

Воспитатель:

- Послушайте…что-то шумит (шум дождя). Что это?

(На окне появляется капелька). Кто это?
- Но почему Капелька такая печальная? Давайте послушаем её историю: Капелька недавно родилась и совсем ничего не знает про себя. От этого ей очень грустно, ведь ничего о себе не знать – это совсем не весело. И вот поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете. Сможем помочь Капельке?

- А как мы это сделаем?

Дети:

— Это шумит дождь.

— Это Капелька!

- Да, мы поможем Капельке.

- Варианты ответов детей.

Сюрпризный момент

Проблемная ситуация

Дети эмоционально готовы к принятию игровой задачи.

Актуализация (начало выполнения действий по задачам НОД)

Актуализация имеющихся знаний представлений; создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений. умений

Воспитатель:

- Ребята, из чего состоит капелька, и где она живёт?

- А где можно встретить воду?

- Ребята! А Капелька интересуется: знаете ли вы, кому нужна вода?

- Да, ребята, без воды всё живое на свете гибнет. Вода – это жизнь! Вы сказали всё правильно: растениям нужна вода, их нужно поливать водой, иначе они погибнут. А людям вода просто необходима, чтобы готовить пищу, мыться. Ни одно живое существо не может жить без воды. 
(Далее проводится путешествие по группе – обозначение капельками тех мест, где нужна вода). 
Воспитатель:

- Ребята, давайте покажем Капельке, где живут её сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу. А отмечать сестричек-капелек мы будем красивыми капельками. 
- Подходят к уголку природы: возле растений.

- Около раковины (мойки).

- В игровом уголке.

- У стола, на котором стоит бутылка с водой.

- В туалетной комнате.

Воспитатель:

— Вот Капелька, сколько в нашей группе сестричек-капелек живёт, которые приносят нам большую пользу.

Дети:

- Капелька состоит из воды и живёт в воде.

- Варианты ответов детей.

- Вода нужна человеку, животным и растениям.

- Да, для растений нужна вода, они живые, без воды засохнут, завянут, им нужна вода. (Приклеивают большую капельку).

- Да, чтобы мыть посуду, вытирать пыль, убирать в группе. (Приклеивают большую капельку).

- Вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду. (Приклеивают большую капельку).

-  Вода нужна, чтобы мы могли её попить. (Приклеивают большую капельку).

- Вода нужна, чтобы могли мыть руки и лицо. (Приклеивают большую капельку). 

Беседа

Размышления

Вопросы поискового характера

Дети закрепляют представления об использовании воды; каждый ребёнок научается проявлять речевую активность.

Динамическая пауза

Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости

Воспитатель:

- А вы знаете, в какие игры любит играть наша Капелька? Сейчас поиграем. 
- Превратились детки в капельки. Пора им отправляться в путь. 
(звучит аудиозапись со звуками дождя) 
- Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали. 
-
Скучно им стало поодиночке прыгать, собрались они вместе, соединились в маленькие ручейки. 
-
Встретились ручейки и стали большой рекой. 

- А из реки попали в большой океан. 

- Тут капельки вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться, не задерживаться. Подняли капельки ладошки вверх – пригрело их солнышко лучиками, и они испарились. Вернулись капельки к маме Тучке. 

Дети:

- Варианты ответов детей.

- Дети прыгают. 

- Дети берутся за руки и по двое-трое составляют ручейки.

- Дети объединяются в одну цепочку.  

- Дети перестраиваются в хоровод.

- Дети повторяют движения по тексту.

Физкультминутка

Происходит смена деятельности, дети тренируют слуховую память, координацию движения.

Экспериментальная деятельность «Как воду сделать чистой»

Овладение способами действия, применения знаний, навыков и умений.

- Вода из большой реки течёт по специальным трубам и попадает к нам в детский сад и в ваши дома - эти трубы называются водопроводными. Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду - не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.

- Ребята, теперь посмотрите: перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?

- Ребята, а какую воду вы хотели бы выпить - эту или эту? А почему?

- Давайте все вместе попробуем очистить грязную воду.

Для этого возьмём воронку, вложим в неё листок специальной бумаги (фильтр) и начнём пропускать грязную воду через воронку. Посмотрите, что у нас получается.

- А что стало с нашей бумагой?

- Так, можно ли грязную воду очистить и сделать чистой?

С помощью чего очищают воду?

Ответы детей:

- Нет! В одной ёмкости вода чистая, а в другой грязная.

- Потому что здесь вода чистая, а в этом графине грязная.

 - Воду нужно пить чистую и кипячёную.

- Вода стала чистой.

- Она стала грязной.

(Ответы детей)

(Ответы детей) 

Экспериментирование.

Размышление.

Дети осваивают экспериментирования.

У детей разовьются умения анализировать и самостоятельно делать выводы; разовьётся

познавательная активность.

Заключительный этап. Рефлексия.

Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта. Формирование

элементарных навыков самооценки.

 Капелька:

- Спасибо за вашу активную и заинтересованную работу, что вы так много знаете обо мне. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении. А я дарю вам на память о себе волшебные капельки. (Каждому ребёнку вручается капелька). До новых встреч.
Воспитатель:

- Ребята, а чем мы сегодня интересным занимались? Кому сегодня помогали? Получилось ли у нас это сделать?

Дети получают капельки и прощаются с Капелькой.

- Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Краткая беседа

Дети учатся элементарным навыкам самооценки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по экологии в средней группе «Путешествие Капельки».

Цель данного занятия:познакомить детей с основными свойствами воды....

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Путешествие с капелькой»

Цель: Учить устанавливать простейшие взаи­мосвязи и взаимодействия в природе.Познакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды. Развивать понимание того, что на жизнь и здоровье человек...

Конспект НОД по экологии в старшей группе"Летела капелька с небес"(открытое занятие)

Занятие по экологии для воспитанников старшей группы, на котором они знакомятся со свойствами воды (проводятся опыты с водой, снегом и льдом)....

Конспект НОД по экологии в средней группе. Путешествие капельки.

Цель: Закрепить знания  детей о свойствах воды (вкус, цвет, запах и тд.)....

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе. "Путешествие капельки"

Конспект занятия в подготовительной группе по экологии.«Путешествие капельки»Подготовил : воспитатель  Перышкова О.А. Цель:·        Дать...

Конспект НОД по экологии в старшей группе «Путешествие капельки»

Конспект НОД по экологии в старшей группе ДОУ "Путешествие капельки". Цель: Систематизировать и углубить знания о воде посредством познавательно-исследовательской деятельности детей. Пр...