"Путешествие капельки"
план-конспект занятия по окружающему миру

 Конспект занятия по экологии

Тема «Водные ресурсы земли»

в группе общеразвивающей направленности 5-6 лет

 

 

 

 

 

 

                                                                            

                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия по экологии для детей 5-6 лет группы №1

 

Тема: Водные ресурсы земли.

 

Программное содержание. Расширять представления детей о разнообразии водных ресурсов: родники, озера, реки, моря и т. д., о том, как человек может пользоваться водой в своей жизни; о том, как нужно экономично относиться к водным ресурсам. Расширять представления о свойствах воды. Закреплять знания о водных ресурсах родного края; о пользе воды в жизни человека, животных и растений.

Формирование представлений обучающихся о взаимодействии живой и неживой природы через изучение круговорота воды в природе.

 

Предварительная работа. Просмотр мультфильма «Беги ручеек!»; беседы о водных ресурсах; рассматривание иллюстраций с изображением водных обитателей; дидактические игры по ознакомлению с морскими животными и растениями;чтение стихотворения Бальмонта К. «Ручеек»; наблюдение за таянием снега, за дождем, за растениями;

Словарная работа: Капелька-КАПИТОША, путешествие, круговород воды, речка, море, земля, ручеек, планета, пар, лед.

Материал и оборудование. Слайды (или картинки) с изображением рек и морей; видео сказка «Путешествие капельки» ноутбук; проектор; глобус; капельки из бумаги; капелька-КАПИТОША; зеркало и термос с водой; фланелеграф с наглядным материалом-ручейки , река, озеро, море, океан, тучи, солнце,  аудио запись –шум дождя.

 

 

Ход занятия

1.Вводная часть.

    

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю отправится в путешествие по водным просторам нашей планеты Земля.

 

-Скажите - «Что вы знаете о воде?»

( Обобщает ответы детей.Рассматриваем с детьми глобус - модель Земли.)

Воспитатель: «Из космоса наша планета видится голубой. Почему? Какая часть планеты покрыта водой? Как изображена на глобусе вода? Жизнь есть только там, где есть только там, где есть вода! Вот как велико значение воды. И так наше путешествие начинается! Отгадайте загадку:

Бегу я, как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня. (Ручеек)

 2.Основная часть.                               

1 Водные ресурсы

1.1Остановка  «Ручеек» (слайд с изображением ручья)

Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним с детьми содержание мультфильма «Беги ручеек!».

(Беседует о значении ручьев в жизни человека и животных. )

Воспитатель: Вы знаете, откуда берет начало родник? Он бьет из под земли. В роднике вода чистая, прозрачная, ее можно пить.

 (Рассказывает, что ручеек начинается из родника при этом прикрепляя на фланелеграф 2-3 узких отрезка голубого цвета.)

 

Воспитатель: Слушайте еще одну загадку:

Течет, течет – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит. (Река)

                                    1.2 Остановка  «Река» (слайды  с изображением речных пейзажей).

Воспитатель: Ребята давайте вспомним с вами слова из детской песни «С голубого ручейка начинается река».

( Беседуют о значении рек в жизни человека и животных и прикрепляет на фл-фе широкий отрезок голубого цвета)

Воспитатель: А кто из вас знает названия рек, назовите названия рек которые вы знаете? Какие реки протекают в нашем крае, в нашем городе?

 

Воспитатель: Ребята отгадайте еще одну загадку:

Кругом вода,

А с питьем беда! (Море)

                                    1.3Остановка «Море» (слайды  с изображением морских пейзажей).

Воспитатель: ребята, а кто из вас знает, чем отличается река от моря. Ответы детей

-Ребята, а названия каких морей вы знаете?

-Что больше океан или море?

(Воспитатель предлагает рассказать свои впечатления о море (если дети были на море). (Возможен рассказ педагога).)

Ребята, значит, для кого нужна на земле вода?

(ответы детей: для людей, для животных, для растений)

(Слышится шум дождя).

         

Воспитатель: Кажется дождь начинается ( под шум дождя проводиться физминутка)

 

1.4Массаж спины «Дождик»

(дети встают «паровозиком»)

Слова

Действия

Дождик бегает по крыше -Бом, бом, бом! По весёлой звонкой крыше -Бом, бом, бом!

Похлопывание ладонями по спине

Дома, дома посидите -Бом, бом, бом! Никуда не выходите -Бом, бом, бом!

Постукивание пальцами

Почитайте, поиграйте -Бом, бом, бом! А уйду - тогда гуляйте.. Бом, бом, бом!

Поколачивание кулачками

Дождик бегает по крыше -Бом, бом, бом! По весёлой звонкой крыше -Бом, бом, бом!

Поглаживание ладонями

                                 

Дети поворачиваются на 180 градусов и повторяют массаж

Воспитатель: А что остается после дождя?(лужи)

-Как называется если лужи очень больших размеров? (озеро)

-Назовите необычное  озеро, которое есть в Оренбургской области. (озеро «Соленка» в Соль-Илецке)

 

2.Круговорот воды в природе.

2.1 Капелька -Капитоша

(Воспитатель подходит к растению и предлагает посмотреть детям, что это такое.) Осторожно встряхнуть лист и ей на руку падает капельки.

 

Воспитатель:Кто это?(вносится игрушка капелька –Капитоша)

-А как тебя зовут, капелька? (Капитошка)

— А что ты делаешь? (я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в д\с)

— Дети, а где живут сестрички-капельки, покажите, у нас в группе?

(Провести обследование группы: вода есть в туалете и кранах-две капельки наклеиваются на дверь;

Вода есть в раковине, где моют посуду. Наклеивается одна капелька.

Затем по капельке в уголок природы, где живут растения, которым необходимо быть в воде.)

Капитошка: Спасибо, дети, я порадовался за своих сестричек, что им у вас живется хорошо.

Воспитатель:А теперь я расскажу вам сказку о путешествии капельки...( или показ видео : «Путешествие капельки»)

    

                          

 

 

2.2  Чтение сказки или просмотр видео «Путешествие капельки»

 

"Жила-была  капелька. Как-то сидела она на тучке со своими подружками, но вдруг сверкнула молния и ударил гром. Капелька испугалась и, спрыгнув с тучки, полетела вниз вместе с другими капельками. Упав на землю, они образовали лужу. Теперь капелька со своими подружками стала купаться и веселиться в луже..."  .( на фл –фе прикрепить капельки падающие вниз со стрелочками)

 

- В каком состоянии находится капелька сейчас? (В жидком.)

"...После того, как капелька оказалась на земле, не долго ей пришлось играть в луже. На улице стало холодать, лужа постепенно замерзла - и капелька превратилась в льдинку. Ее подружки нарядились в красивые платьишки и падали на землю уже снежинками. Скучно стало капельке, когда лужа замерзла, ведь она теперь не могла двигаться..."(прикрепить рядом с каплями падающими вниз снежинки , а на лужи кристалики)

А в каком состоянии находится капелька сейчас? (В твердом.)

 

"...Становилось все теплее, и вскоре лужа растаяла, и капелька снова могла свободно плавать. Но дни становились все жарче и жарче, солнышко припекало все сильнее и сильнее, капелька стала очень легкой и полетела вверх, и в небе со своими подружками они образовали белое пушистое облачко...". (на фл-фе прикрепить капельки поднимающиеся вверх и облака)

 

Воспитатель: В каком состоянии капелька находится теперь? (В газообразном.)

- Давайте посмотрим как вода превращается  в пар.

 

2.3Опыт  «Пар – это  тоже вода»

Взять термос с кипятком. Открыть его и показать детям пар. Над ним поставить зеркало ли стекло-пар оседает на стекле, когда поднимают стекло с него стекают капельки воды.

Вывод: пар – это капельки воды.

                                                     2.4 ИГРА-ТРИЗ

Воспитатель: А сейчас мы с вами немножко отдохнем. Мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях.

Когда вода находится в твердом состоянии, то ее  маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно - они замерзли.

Давайте и мы с вами встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда.

А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся за ручки и могут двигаться и менять положение.

Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить в группе по кругу  змейкой, как будто ручеек бежит весной.

Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее молекулы отпускают ручки друг друга и разлетаются. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.

Хорошо, отдохнули. Теперь вернемся на место и продолжим "...Капелька сидела на своем облачке и мечтала вновь вернутся на землю..."

 

3.Заключительная часть.

Воспитатель: Я вам рассказала сказку про путешествие капельки – это круговорот воды в природе.

  

(Показываю слайд «Круговорот воды в природе» или на фланелеграфе с детьми вкладываем капельки показывая круговорот воды в природе)

-Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, Крошечные капельки вода поднимаются в воздух и там соединяются. Образуется облако . Когда капельки воды в облаках становятся слишком тяжелые, они падают на землю в виде дождя. И мы снова встретимся с нашей капелькой. Так происходит круговорот воды в природе. содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух высоко, вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака , тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом - дождя , зимой - снега. Так происходит круговорот воды в природе.

 

Воспитатель: Скажите ребята, о чем мы свами сегодня говорили?

-Как нужно относится к водным богатствам нашей планеты?

-Что для этого нам всем нужно делать?

 

  

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx1.32 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие «Путешествие капельки».

уточнить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, всех предметов, кот...

Интегрированое занятие в старшей группе "Путешествие капельки". Экология + развитие речи.

На занятии дети в увлекательной форме знакомятся с круговоротом воды в природе, упражняются в составлении сложных предложений, развивают графические навыки. Занятие способствует развитию воображения, ...

КОНСПЕКТ ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ/старшая гриппа/."ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ"

Познавательное  игра- занятие ,ознакомление с окружающей средой....

Конспет занятия " Путешествие капельки"

Конспект занятия "Путешествие капельки" с приёмами мнемотехники.(интектуального тренинга)...

Интегрированное занятие "Путешествие капельки"

Детей знакомят с круговоротом воды в природе. В гости приходит капелька, с которой дети путешествуют, исполняя песни, пляски, игры и хороводы....

Конспект развлечения- авторской сказки "Путешествие капельки"

Маленьким детям даётся понятие о круговороте воды в природе...

Сказка про капельку "Путешествие капельки"

Сказку "Путешествие капельки" можно использовать при проведении тематической недели "Праздник воды и земли" в средней группе по речевому развитию .Цель:  формировать  нач...