Конспект занятия «Маленькие исследователи» старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Осипова Светлана Борисовна

Цель:

Развитие творческой исследовательской деятельности детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

- расширять представления о свойствах воздуха, его  значимости в жизни человека и природы;

- развивать у детей устойчивый интерес  к исследовательской деятельности, любознательности, наблюдательности;

-развивать  мыслительную активность и умение самостоятельно делать выводы;

- совершенствовать навыки нетрадиционного рисования «кляксографии»

- расширять кругозор детей, стимулировать познавательные процессы, активизировать словарь детей;

- воспитывать дружеские отношения между детьми;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Маленькие исследователи» старшая группа

Цель:

Развитие творческой исследовательской деятельности детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

- расширять представления о свойствах воздуха, его  значимости в жизни человека и природы;

- развивать у детей устойчивый интерес  к исследовательской деятельности, любознательности, наблюдательности;

-развивать  мыслительную активность и умение самостоятельно делать выводы;

- совершенствовать навыки нетрадиционного рисования «кляксографии»

- расширять кругозор детей, стимулировать познавательные процессы, активизировать словарь детей;

- воспитывать дружеские отношения между детьми;

Оборудование:

- большой воздушный шар;

- гелиевый шар;

- игрушка Вини Пух;

- шапочки пчел;

- нарисованные схемы: глаз, нос, руки, ухо;

- предметные картинки для дидактической/ игры;

- полиэтиленовые пакеты;

- стаканчики с водой, на дне бусины;

- трубочки для коктейля;

- ароматизированные цветы;

- ватман;

- краски гуашь;

- пипетки, груши для рисования;

- салфетки;

- музыкальные сопровождения (фонограммы)

Ход занятия:

Вводная часть:

Дети заходят в зал и здороваются с гостями.

Дети, а какое у вас сегодня настроение? (отличное)

Давайте  подойдем к гостям и дотронемся до их ладошек своими  и поделимся своим отличным настроением гостями (протягивают ладошки и здороваются с гостями)

- Звучит фонограмма №1 (из м/ф про Вини Пуха)

На воздушном шаре прилетает Вини Пух

-Ребята, посмотрите какой гость прилетел к нам на воздушном  шарике?

-Вы его узнали?

-Да это тот самый Вини Пух, из мультфильма полетел утром на своем воздушном шарике, чтобы узнать, где пчелы прячут свой мед, так, как он его очень любит.

Ребята, а вы знаете, почему этот шарик называется воздушным? (ответы детей)

Правильно его называют воздушным, потому, что его надувают воздухом, а так, как он легкий и воздушный, он легко передвигается по воздуху с помощью ветра.

Воспитатель незаметно прокалывает шар, шар лопается и сдувается, Вини Пух падает.

Воспитатель поднимает Вини Пуха, жалеет его.

- Ребята, что случилось с воздушным шариком? (ответы детей)

- Правильно  шарик лопнул, из него вышел воздух, и теперь он уже никакой не воздушный, а  похож на тряпочку и летать уже не сможет, да и Вини Пух стал совсем грустный…

Ребята, а мы сможем помочь Вини ?

- Да, конечно, не переживай Вини Пух ребята обязательно тебе помогут, ведь они же у нас добрые и  заботливые .

- Посмотрите в руке  у Вини Пуха ,какое – то письмо, прочитаем?

Воспитатель читает письмо "Дорогие ребята я совсем ничего не знаю о воздухе,   который нас окружает, и почему он так важен. А еще я очень хочу знать , где пчелы прячут свой мед?

 Что бы помочь Вини Пуху и узнать где прячут свой мед пчелки нужно выполнить несколько очень важных заданий и собрать ответ из пазл

Задание -1:

                           Загадка:

Через нос проходит в грудь,  и обратный держит путь.

Он невидимый, но все - же, без него мы жить не можем.

                                                                              ( воздух)

- Получают первый пазл

- Звучит  фонограмма № 2

Ребята, а кто это жужжит? (ответы детей)

А  вы хотите превратиться в любознательных и трудолюбивых  пчелок и отправиться в Пчёлкину лабораторию?

Для того, чтобы случилось волшебство, нам необходимо прочитать волшебные слова пчелок  «Я пчелка, пчелка, пчелка, весь день кружусь, тружусь» и обернуться вокруг себя три раза.

- Звучит фонограмма № 3 ( детям одеваются шапочки пчел)

Ну вот теперь мы настоящие любопытные пчелки труженики и готовы искать ответ на вопрос.

Дидактическая игра «Кому нужен воздух»

-Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Кому нужен воздух» Дети выбирают на столе картинки с предметами окружающего мира тех кому нужен воздух и прикрепляют их  на магнитную доску.

- Получают второй пазл

Вывод:  Все мы слышали, что нас со всех сторон постоянно окружает воздух, он всегда вокруг нас. А для чего нам нужен воздух? (Дышать)  

А кому ещё нужен воздух? - Человеку, рыбам, животным, растениям.

 Правильно, всему живому.

Но воздух никто не видел, не трогал руками. Так может, и нет никакого воздуха?

Давайте не будем гадать, а проверим с помощью опытов и экспериментов: существует ли воздух, и какими свойствами он обладает. Я предлагаю вам,  провести опыты которые докажут нам, что воздух существует и помогут нам узнать больше интересного о воздухе.

Ученые при исследовании часто пользуются схемами, моделями. Мы с вами тоже будем применять их методы.

Посмотрите на исследовательскую доску.

На первой схеме изображен глаз.

Как вы думаете, на какой вопрос мы будем сейчас искать ответ?

Да, правильно, - как можно увидеть воздух?

Опыт 1. «Поймай воздух».

Возьмите со столов  полиэтиленовые пакеты. Смотрите, какие они тоненькие, их можно сложить в несколько раз.

Теперь попробуйте поймать в пакет воздух и закрутите его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Значит, воздух существует! Воздух занял всё место в пакете, хоть мы его и не видим.

Вывод: воздух прозрачный, он везде,  чтобы его увидеть, его надо поймать.

И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете точно так же, как и у тебя в животике, В воздушном  шарике – тоже воздух, хоть мы его и не видели.

- Получают  третий пазл

Опыт 3 «Воздух в человеке»

А внутри людей есть воздух? Давайте проверим.

Двигайте к себе стаканчики с водой, на дне стаканчиков лежат бусины. Хотите оживить бусины? Что надо сделать? – Надо подуть в трубочки. Что мы видим? Появились пузырьки - это воздух.  А что делают наши бусинки? Они двигаются. Что же нам помогло их оживить ? Да, конечно же, воздух. Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил бусины двигаться. А откуда взялся этот воздух? – мы подули в трубочки.

Вывод: значит, сейчас мы убедились, что в человеке есть воздух! Мы им дышим!

- Получают четвертый пазл

Физкультминутка.

По небу- шар, по небу - шар

По небу - шар летел,

И знаем мы, что этот шар,

До неба долетел. ( Все слова сопровождаются соответствующими действиями 3 раза с ускорением)

- Получают пятый пазл

- Итак, мы продолжаем проводить эксперименты. Какая следующая схема на нашей исследовательской доске? - Нос.

Как вы думаете, воздух имеет запах? Как проверить?

Опыт 4. «Есть ли запах у воздуха?»

Предложить детям понюхать воздух – не слышно запаха.

Дети а вы сегодня очень любопытные пчелки? Возьмите по цветочку и посмотрите как с помощью воздуха шевелятся их лепестки и передают нам запах цветочка,  дотроньтесь своим хоботком до цветочков что чувствуете? (запах)

Вывод: воздух без запаха, но  может передавать разные  запахи, а еще воздух можно заставить двигаться с помощью руки.

- Получают шестой  пазл

Итак, давайте подойдем к исследовательской доске и расскажем                                                      Вини Пуху, что мы в нашей лаборатории узнали о воздухе?

Вывод 1: Воздух существует!

Вывод 2: Воздух невидимый, бесцветный, прозрачный.

Вывод 3: Воздух без запаха, но может передавать запахи

Вывод 4: Воздух живет вокруг нас и внутри нас

- Ребята теперь мы собрали наш пазл и можем помочь Вини, если разгадаем, что тут изображено.

Дети собирают пазл - подсказку ( улей)

Показывают и рассказывают  Вини Пуху о том что пчелы прячут свой мед в своем домике под названием – улей.

Мы помогли Вини Пуху разгадать секрет пчел, о том ,где живут пчелки и где хранят свой мед

Опыт 7 «Рисуем воздухом»

Проходите в художественную мастерскую, здесь вас ждут новые эксперименты с воздухом, и сейчас мы убедимся в том, что воздухом можно рисовать : надо с помощью трубочек раздуть на альбомном листе кляксы из гуаши от центра в разные стороны.

Посмотрим, что -же у нас получилось – большой воздушный шар.

 Давайте подарим наш шар  Вини, чтобы он уже больше никогда не грустил.

Ребята, а Вини Пух сможет улететь на этом шарике?

-А почему не сможет? (ответы детей)

Ребята , а вы любите фокусы? Тогда закройте глаза и произнесите со мной волшебную фразу «Крэкс, пэкс, фэкс» ( в зале появляется новый шар воспитатель вместе с детьми дарят его Вини и он счастливый улетает искать мед, ведь он теперь знает много о воздухе, и о том, где пчелы прячут мед)

Наш эксперимент подходит к концу, вы все были внимательными, активными. Вини Пух повеселел, он много узнал о воздухе

А теперь, уважаемые пчелки - труженики, мы сейчас возвращаемся в детский сад и нам нужно опять превратиться в детей( под музыку поворачиваются и повторяют волшебные слова "Раз, два, три мы теперь ребята - посмотри." , Надеюсь, вы сможете повторить увиденные эксперименты, и сможете придумать новые.

Спасибо за работу, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Маленькие исследователи"

Цели: формировать умение ставить проблему, выдвигать гипотезы, наблюдать, комментировать, прогнозировать результаты опытов; развивать логическое мышление, творческое воображение, познавательный ...

конспект открытого логопедического занятия на тему "Весна" план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

конспект открытого логопедического занятия на тему "Весна"план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме...

«Маленькие исследователи» старшая группа

Проект «Маленькие исследователи» для детей старшей группы...

Конспект занятия по рисованию в старшей группе с использованием техники правополушарного рисования "Грачи прилетели" план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Цель: формировать восприятие живописи и красок весны, эмоциональное развитие дошкольников.Задачи занятия: Образовательная: познакомить детей со способами изображения весны в творчестве ...