Презентация о фонематическом слухе детей в средней группе
презентация к уроку по логопедии (средняя группа)

Карнова Ирина Олеговна

Презентация о фонематическом слухе ребенка 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonematicheskiy_sluh.pptx627.8 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СП МАОУ «СОШ 132» им. Малахова «Детский сад №259» «Фонематический слух у дошкольников» Подготовили: Карнова И.О . 2024 год

Слайд 2

Актуальность: заключается важнейшим условием полноценного развития речи являются своевременно сформированные фонематические процессы, благодаря которым ребёнок способен дифференцировать речевые и неречевые звуки, различать слова, разные по значению, но схожие по звучанию, анализировать звуковой состав слова, а также понимать смысл обращённой к нему речи.

Слайд 3

Цель: ознакомление родителей с особенностями фонематического восприятия у детей дошкольного возраста . Исходя из цели, были сформулированы задачи данной темы: Определить понятие «фонематический слух» и особенности его развития в дошкольном возрасте. . Изучить психолого-педагогические и методические условия развития фонематического слуха у дошкольников.

Слайд 4

Список используемой литературы: 1.Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников [Текст]/ Т.В. Александрова. - СПб.: Детство-пресс, 2005. - 48 с. 2.Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст]: учеб. пособие / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ, 2006. - 319 с. .Балашова, Г.В. Авторские многофункциональные пособия и игры для коррекционной работы со старшими дошкольниками [Текст] / Г.В. Балашова, Н.Е. Соловьева // Логопед. - 2013. - №2. - С. 49-57. . Бардышева , Т.Ю. Я учусь говорить [Текст]: формирование фонематического восприятия и звукопроизношения у детей 3-4 лет / Т.Ю. Бардышева , Е.Н. Моносова . - М.: Скрипторий, 2013. - 91 с. . Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности [Текст] / Е. Белоус // Дошкольное воспитание. - 2009. - №7. - С. 66-70. . Учитель. - 2009. - №3. - С. 14-15. .Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л. Выготский. - М.: АСТ, 2005. - 670 с.

Слайд 5

Нарушение фонематического слуха мешает детям овладеть в нужной степени артикуляцией, звукопроизношением, словарным запасом, грамматическим строем речи, тормозит развитие связной речи. Таким образом, проблема развития у детей фонематического слуха является одной из важнейших при обучении детей с системными нарушениями речи.

Слайд 6

Фонематические процессы включают в себя: - фонематический слух - фонематическое восприятие - фонематические представления Фонематический слух - это способность к слуховому восприятию звуковой речи, фонем, умение различать звуки речи в их последовательности в словах и умение различать близкие по звучанию фонемы. Звуки речи - это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. У детей дошкольного возраста формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.

Слайд 7

К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т.е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени у ребенка заканчивается формирование правильного звукопроизношения. Фонематическое восприятие – это способность воспринимать и различать звуки речи. У ребенка пятого года жизни отмечается значительные успехи в умственном и речевом развитии. Он начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становиться разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых. Часто мы слышим так же фразу «нарушен фонематический слух». Так вот, при этом не значит, что у ребенка проблемы со слухом (хотя это может быть одной из причин проблемы с речевым развитием), просто он воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то что ему сказали, а то, что он услышал.

Слайд 8

Увеличение активного словаря (от 2500 до 3000 слов к концу года) создает возможность ребенку полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. Дети пятилетнего возраста все чаще используют прилагательные, чем дети четырехлетнем возрасте. Прилагательные они пользуется для обозначения признаков и качеств предметов, отражения временных м пространственных отношений: для определения цвета, кроме основных, называют дополнительные (голубой, темный, оранжевый), начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка). Все шире ребенок использует наречия, личные местоимения в роле подлежащих, сложные предлоги (из-под, около и другие). Появляются собирательные существительные (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты), но ребенок их употребляет еще очень редко.

Слайд 9

У детей резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Вслушиваясь в слова, произносимые взрослым, ребенок пытается установить свойства в их звучании и нередко сам довольно успешно подбирает пары слов: «Маша - каша, Миша - Гриша». Фонематические представления – звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств.

Слайд 10

Фонетический принцип подразумевает, что слова пишутся так же, как произносятся. Кратко его можно охарактеризовать фразой «Как слышу, так и пишу». Если бы он работал для всех орфограмм русского языка, то мы бы писали « сабака » (не «собака»), « натпись » (не «надпись») и т.д. В русском языке орфограмм, подчиняющихся фонетическому принципу , немного. Примером фонетических написаний могут служить написания слов страна, краса, трава, лук, жук и др.; примером нефонетических написаний – сосна, гроза, тропа, луг, утюг и др. В фонетически написанных словах (страна, краса и т.д.) буквы и звуки (фонемы) находятся в соответствии: читается (произносится) оттенок той фонемы, которую обозначает буква .

Слайд 11

Для начала необходимо объяснить ребенку, что звук и буква - это не одно и то же. Не обязательно рассказывать, как и почему так получилось, важно сказать, что люди между собой договорились писать одни и те же слова одинаково, чтобы им было легко понимать друг друга. В дошкольном возрасте ребенок вполне готов к тому, чтобы научиться узнавать звуки как в начале, так и в конце и, что труднее всего, в середине слова. Некоторые сложности возникают лишь у детей с логопедическими недостатками, при которых они могут путать различные звуки. В детском саду для формирования фонематического слуха у детей лучше всего использовать методики, основанные на игровых приемах. Звук (фонема) – наименьшая единица языка; предмет изучения в фонетике. Буква – знак, служащий для передачи звука речи на письме; предмет изучения в графике. При изучении фонетики для различения букв и звуков, для более точной передачи звучащей речи используют особую запись – транскрипцию. Звуки записываются в соответствии с орфоэпическими нормами современного литературного языка.

Слайд 12

И гры и упражнения, которые помогают развивать фонематическое восприятие, учат детей делать звуковой анализ: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний звук. 1. Назови одинаковый звук в словах. Цель: развивать фонематический слух, слышать и называть слова с одинаковым звуком. Взрослый произносит три-четыре слова, с заданным звуком: санки, кость, нос - дети должны назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах. 2. Назови первый звук в слове. Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове. Взрослый показывает игрушку, например, собаку и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Затем показывает игрушки других домашних животных и просит: «Назовите первый звук в слове». Обращать внимание детей на то, что звуки надо произносить чётко. (Аналогично проводится игра «Назови последний звук в слове».)

Слайд 13

3. Подбери звуки словам. Цель: развитие фонематического представления дл я определения звуков в определенных словах. Материал: кубик. По считалочке, ребенок кидает кубик, какая картинка выпала, такой звук к этому слову и подбирается. «Насос» [C] , «Жук» [ Ж ] , «Машина» звук мотора [ Р ] и тд .

Слайд 14

Ф o н e тич ec кий pa зб op c л o в a : « Ог ype ц" Т pa н c к p ипция c л o в a ( к a к п po изн oc ит c я): [ a г yp ’ эц ] 3в y к o- б y кв e нный pa зб op c л o в a и xapa кт ep и c тик a зв y к o в: o → [a] — гл ac ный , б e з y д ap ный г → [г] — co гл ac ный , зв o нкий п ap ный , твё p дый y → [y] — гл ac ный , б e з y д ap ный p → [p’] — co гл ac ный , зв o нкий н e п ap ный , мягкий, e → [ э] — гл ac ный , y д ap ный ц → [ц] — co гл ac ный , гл yxo й н e п ap ный , твё p дый

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная презентация. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ.

Разбор слова с количественным и качественным анализом его звукового состава. }Порядок звукового анализа слов с различными типами слоговой структуры предложен Е. С. Большаковой в пособии «Ра...

Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....

Программа по обучению грамоте и развитию фонематического слуха детей с ОНР в подготовительной группе.

Перспективное планирование по обучению грамоте и развитию фонематического слуха детей с ОНР в подготовмтельной группе....

Презентация "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста"

в данной презентации я старалсь показать на сколько важно развивать фонематический слух у детей дошкольного возраста и как можно превратить обычные занятия в интересную игру...

Презентация: Развитие фонематического слуха в режимных моментах у дошкольников подготовительной группы.

                Развитие фонематического слуха  в режимных моментах у дошкольников  подготовительной группы.          ...

Тема презентации: «Развитие фонематического слуха у детей 6-го года жизни через использование игровых технологий в логопедической коррекционной работе»

В презентации представлена практическая работа по развитию фонематического слуха у детей 6-го года жизни....