Занятие по экспериментированию с дошкольниками "Волшебная лаборатория"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Доронина Лилия Васильевна

Период дошкольного детства характеризуется тем, что неопытный исследователь (ребенок) пытается понять, как устроен этот мир и процессы, происходящие в нем. Для этого мы в детском саду используем нашу волшебную лабораторию. В ней есть все необходимое для первых опытов и формирования первоначальных умозаключений и закономерностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_zanyatie_laboratoriya.docx17.95 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие 1.

Тема: «Волшебная лаборатория»

Задачи:

  1. Познакомить детей с понятием «лаборатория». Дать представления о назначении детской лаборатории, как вести себя во время эксперимента.
  2. Уточнить у детей, кто такие ученые (люди изучающие мир и его устройство).
  3. Рассказать о способе все узнать самим – эксперименте (опыте).

Материал и оборудование: Лупы, чашки с песком, камешки, пинцеты, штатив, пробирки, мерный стакан, колба, зеркала (обычное, перевернутое, выпуклое, вогнутое), пипетка, чеснок, шоколад, зубная паста, повязка.

Ход:

Педагог: Ребята мы живем на огромной планете Земля. На Земле есть жизнь, а на других планетах ее нет. А знаете почему?

Дети: (ответы детей).

Воспитатель: Все потому, что на Земле есть воздух, которым мы дышим, почва дает нам урожай. Вода- без нее человек не может прожить. А все это мы знаем благодаря людям, которые изучали природу. (показать несколько портретов ученых).

Свои опыты ученые проводили в лаборатории (специальных помещениях со специальными приборами и оборудованием), и добывали знания путем экспериментирования.

Эксперимент – это особый метод исследования, с помощью него мы можем многое узнать, что нам неизвестно.

Я предлагаю вам познакомиться с нашей мини – лабораторией в детском саду. Давайте с вами пройдем к ней.

Физминутка
Вверх рука и вниз рука
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем — будет прок.
(Приседания, хлопки в ладоши над головой)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой!

Подходят к лаборатории.

Сначала мы с вами усвоим правила поведения в лаборатории: не шуметь, внимательно слушать, нельзя трогать неизвестные предметы и вещества, работать в лаборатории в специальной одежде (в настоящей лаборатории лаборант работает в белом халате, в очках, перчатках).

Сейчас мы будем знакомиться со всеми приборами, которые у нас есть здесь.

Смотрите. Что у нас здесь есть? Это лупа. Она представляет собой увеличительное стекло. При помощи нее можно рассмотреть те предметы, которые нам плохо видны. Лупа похожа на очки. Давайте с вами сейчас рассмотрим песок.

Дети берут чашки с песком и рассматривают его. Делают вывод, что песок состоит из мелких частиц, называемых песчинками.

Следующий вспомогательный прибор называется пинцет. Давайте попробуем пинцетом поднять камешек (получается). Теперь попробуем с помощью пинцета взять песок (обнаруживаем, что песчинки выпадают и поэтому у песка есть свойство – сыпучесть).

Ребята, в нашей лаборатории не обойтись без других приборов, в которые мы можем наливать жидкости и смешивать их, а также отмерять необходимое количество.

Педагог показывает мерный стакан, мерный цилиндр, колбу, пипетку, пробирки, штатив.

Далее педагог показывает опыт: из стакана с окрашенной водой с помощью пипетки жидкость переливается в колбу с водой.

При этом вода в колбе становится окрашенной.

Ребята, посмотрите, мы с вами наглядно увидели процесс растворения.

А что такое наглядно (с помощью наших органов зрения- глаз).

Наглядно мы также в нашей волшебной лаборатории можем познакомиться с зеркалами. Оказывается, они бывают совершенно разные (обычные, перевернутые, выпуклой и вогнутой формы). И мы получаем совершенно различное изображение.

Дети смотрят в зеркала и сравнивают изображения отражения в зеркале.

А какие еще у нас есть помощники? Правильно, это органы осязания и обоняния (это нос и язык).

И с помощью них мы сейчас проведем безопасный эксперимент «Понюхай и угадай).

Педагог:

Кто у нас самый смелый?

Педагог завязывает глаза. Дети отгадывают, что находится в баночках (зубная паста, шоколад, чеснок).

Молодцы, ребята. Наше первое знакомство с лабораторией состоялось. Что же мы узнали сегодня?.

Воспитатель: Ребята, а это колбочки, стаканчики и пипетки. Я предлагаю вам провести свой опыт. Одни стаканы у вас с чистой водой, а в другом с краской. Возьмите пипеточки и возьмите немного окрашенной воды и капните в чистую. Что у вас получилось?

Дети: Вода немного окрасилась.

Воспитатель: Ребят, а давайте с вами поиграем в игру «Нюхаем, пробуем». Сейчас я одену вам на глазки повязку, а вы попробуете угадать, что за запах. (духи, лук, чеснок)

Молодцы. Ваши носики хорошо работают.

А теперь проверим ваши язычки, узнают ли они, какие фрукты я приготовила для вас.

Дети пробуют.

Воспитатель: Умницы! Справились с заданием. Теперь можно смело сказать, что вы настоящие исследователи.

Симка: Я хотела бы подарить детям значки «Юные исследователи».

Дети: Спасибо.

Воспитатель: Спасибо Симка, за знакомство с лабораторией и ее оборудованием. Нам очень понравилось.

Симка: Буду ждать вас еще. До свидания!

Воспитатель и дети: До свидания.

Дети возвращаются на стульчики.

Воспитатель: Ребята, мы будем с вами возвращаться в лабораторию?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия - экспериментирования "Путешествие в лабораторию тепла и света"

Тема: «Путешествие в лабораторию тепла и света»Программное содержание: продолжать знакомить детей  с материалами, из которых изготовлены различные вещи: какие из них хорошо проводят тепло.Р...

Конспект занятия по экспериментированию на тему «В лаборатории профессора Почемучкина» в средней группе.

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования....

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Волшебная лаборатория»

Предварительная работа: опыты с магнитом, игры с магнитной доской и магнитными буквами, исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит?»Материал и оборудование: магниты н...

Занятие по экспериментированию в средней группе дошкольного отделения « Свойства воды: лаборатория Бабы Яги»

Сценарий открытого занятия по экспериментированию для детей 4-5 лет, целью которого является расширение знаний дошкольников о воде, знакомство с такими характеристиками воды, как прозрачность, от...

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «В лабораторию к профессору Почемучкину»

С целью развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования:1. воспитывать интерес и желание детей расширять свой кругозор;2. воспитывать любознательность, взаимопомощь,3. во...

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Волшебная лаборатория»

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе«Волшебная лаборатория»Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие....

Конспект занятия по экспериментированию на тему : «Волшебная лаборатория»

Конспект занятия по экспериментированию на тему : «Волшебная лаборатория»...