Конспекты занятий по экспериментированию
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

 Познавательный интерес, будучи, включенным в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжен с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе – познания предметного мира и отношения к нему, научным истинам – формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру, которому способствует познавательный интерес.

Более того, познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения ее целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pilozhenie_7.docx39.27 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 7

Конспект занятия в старшей группе

«Секреты мыльных пузырей»

Цель: ознакомление детей со способами приготовления мыльных пузырей и возможных способов их использования

Задачи:

Образовательные: продолжать формировать умения самостоятельно проводить «исследование», подбирать необходимое оборудование. Активизировать и систематизировать имеющиеся у детей представления о свойствах мыла и воды. Обогащать и активизировать словарь по теме.

Развивающие: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; развивать мыслительные способности: сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение, анализ; Развивать внимание и память.

Воспитательные: Создать положительную мотивацию к самостоятельному экспериментированию. Создать дружескую атмосферу в группе во время проведения исследований. Воспитывать умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи, аккуратность.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная

Педагогические технологии, методы и приемы:

Технологии: здоровьесберегающие; информационно-коммуникативные; решение проблемных ситуаций; игровая;

Методы и приемы:

Наглядные - просмотр слайдов презентации, использование пособий

Словесные – беседа, уточнение, распространение высказывания.

Практические –метод ассоциаций (игровые упражнения, упражнения показ, символы, схемы).

Средства реализации занятия, оборудование

Мультимедийная презентация, звуковые эффекты, стаканчики с водой по количеству детей емкости с жидким мылом, ложечки, коктельные трубочки, влажные салфетки, пустые флакончики от мыльных пузырей, глицерин, гуашь, альбомные листы, 2 письма, подарочный пакет, вода, халаты, обручи, разносы, чистая вода.

Ход

1. Организационный момент.

(Дети проходят в группу, становятся в круг)

Воспитатель: Ребята, поздороваемся с гостями.

Я хочу с вами поделиться улыбкой,

Я дарю вам свою улыбку.

Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом.

Улыбнитесь друг другу.

Воспитатель: Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку:

Круглый, гладкий, как арбуз…

Цвет – любой, на разный вкус.

Коль отпустишь с поводка,

Улетит за облака.

Дети: Воздушный шарик

Воспитатель: правильно ребята, какие вы молодцы! А вы знаете, что воздушные шарики – это старшие братья мыльных пузырей, которые живут в далекой сказочной стране и очень любят прилетать к нам на землю поиграть. Ребята, а вы хотите попасть в страну мыльных пузырей?

Дети: Да!

Воспитатель: Для того чтобы попасть в страну мыльных пузырей, мы закроем глаза.

Если мы глаза закроем

И подсматривать не будем –

Мы волшебный мир откроем

О котором не забудем

(звук)

Воспитатель: Открывайте глаза, вот мы и попали в страну мыльных пузырей. Ребята, вам нравится пускать мыльные пузыри?

Дети: да!

Воспитатель: ребята, а вы знаете, как пускать мыльные пузыри?

(ответы детей)

Воспитатель: давайте попробуем

Делаем глубокий вдох через нос, и медленно выдуваем пузыри, стараемся дуть как можно дольше, чтобы получились большие пузыри (дети дуют)

2. Основная часть.

(Звучит песня «Шоу мыльных пузырей»)

Воспитатель: Как хорошо у вас получается! Теперь мы готовы играть в стране мыльных пузырей. А вот и пузыри! Поиграем?

Дети: да!

(Флаконы стоят на столе, открывают флакончики и пробуют запустить мыльные пузыри, но ничего не получается, флакончики оказываются пустыми)

Воспитатель: Ребята, ну что же вы? Где пузыри?

Дети: У нас нет пузырей.

Воспитатель: Что же делать? Как нам быть, где нам пузыри добыть? Как вы, ребята думаете?

(озвучиваются предложения решения проблемы)

Воспитатель: Как много разных предложений. Но в магазин нам сейчас не попасть, поэтому давайте сделаем сами. (А мне нравится предложение сделать самим) Попробуем?

Дети: да.

Воспитатель: Здорово! Тогда я приглашаю всех пройти в волшебную лабораторию и надеть халаты.

(Дети надевают халаты)

Воспитатель: Ребята, вспомним правила безопасности при работе в лаборатории.

(Перечислить правила)

Воспитатель: Отлично! Теперь можно приступить к приготовлению мыльных пузырей. Посмотрите, что у вас на столах?

(Дети перечисляют)

Воспитатель: А кто из вас знает – как делать мыльные пузыри?

(Ответы детей)

Воспитатель: ну что же, тогда начинайте делать, а если кому-то нужна моя помощь – я вам помогу.

(Дети самостоятельно изготавливают мыльные пузыри, пробуют их надуть)

Воспитатель: Получились у кого-нибудь мыльные пузыри(нет).

Стук в дверь. Вручается письмо. Воспитатель зачитывает его содержание детям.

Здравствуйте, ребята!

Я знаю вы, любите надувать мыльные пузыри. Но в последнее время в нашей стране ни у кого они не получаются, потому что злой колдун заколдовал схему. Чтобы ее расколдовать, нужно отгадать загадки. Помогите нам, пожалуйста!

Фея мыльных пузырей

(во время чтения письма на экране появляется схема с черными квадратами)

Воспитатель: Ну что, ребята, поможем жителям волшебной страны?

Дети: да

1. Меня пьют, меня льют,

Всем нужна я,

Кто я такая? (Вода)

2. Не люблю грязнуль, нерях,

Грязных шортиков, рубах.

Чтоб без сажи были лица,

Предлагаю всем умыться.

А чтоб тело чистым было,

Вам поможет в этом (Мыло)

(На схеме появляются картинки воды и жидкого мыла)

Воспитатель: Молодцы, ребята, отгадали загадки, расколдовали схему.

(Стук в дверь)

Воспитатель: слышите, кто-то стучится. Пойду проверю.

(Вручается подарок в нем глицерин и письмо)

«Ребята, большое вам спасибо! Вы нам очень помогли. А за это я дарю вам волшебную жидкость, которую мы добавляем, чтобы мыльные пузыри всегда получались. И называется она – глицерин. Фея мыльных пузырей»

Воспитатель: ну что же, ребята, испытаем волшебную жидкость? Проверим – поможет она нам сделать мыльные пузыри или нет. Готовы?

Дети: да

Воспитатель: Обратите внимание на экран. Скажите, что нам нужно?

Дети: вода, жидкое мыло и глицерин.

Воспитатель: тогда начинаем.

Подойдите к столам. Поставьте перед собой стакан с водой. Влейте в воду жидкое мыло из маленького стаканчика.

А я вам помогу добавить глицерин. Ребята, а еще я знаю, что глицерин делает пузыри прочными. Возьмите мерную ложечку и аккуратно перемешайте. Раствор готов, но я вижу, что вы устали, поэтому давайте поиграем. Выходите все на коврик.

Давайте представим, что вы - мыльные пузыри. А эти обручи - «домики для мыльных пузырей. Пока звучит музыка, вы свободно двигаетесь по группе. Как только музыка остановилась, вы должны занять любой домик. В одном домике живет только один мыльный пузырь. А кому домика не хватило - значит, мыльный пузырь лопнул. Вы готовы? Начинаем!

Игра проводится 2-3 раза.

Воспитатель: Давайте испытаем раствор. Возьмите трубочки и начинаем.

(Дети пускают пузыри)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Получаются у вас пузыри?

Дети: да

Воспитатель: А они прочные?

Дети: да

Воспитатель: Кто помнит, что мы добавили, чтобы они получились и стали прочными?

Дети: глицерин

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что еще можно делать с мыльными пузырями?

(Дети высказывают свои предположения)

Воспитатель: А я вам сейчас подскажу. Ребята, мыльными пузырями еще можно рисовать.

Воспитатель: Но, чтобы рисунок было видно, раствор нужно сделать цветным. Как вы думаете, как его можно сделать цветным?

Дети: добавить краску

Воспитатель: Совершенно верно. Возьмите краску и влейте ее в раствор, хорошо перемешайте. А посмотрите, что нужно сделать.

(наглядный показ, Дети наливают краску в раствор и рисуют)

Воспитатель: Какие вы молодцы ребята! Давайте пофантазируем – у кого что получилось? Мне кажется, что мой рисунок похож на ….А на что похожи ваши рисунки?

Ответы детей

Воспитатель: ребята, пришло время возвращаться в детский сад.

Закройте опять глаза

Снова мы глаза закроем

И подсматривать не будем

В детский садик мы вернемся

Мир волшебный не забудем.

Звук

Воспитатель: ну вот мы и вернулись в детский сад. Расскажите, где мы сегодня с вами были?

Чем мы сегодня занимались?

Из чего мы делали мыльные пузыри?

Что за волшебная жидкость помогла сделать мыльные пузыри?

Глицерин помогает сделать пузыри какими?

Что еще мы делали?

-Ребята, вам понравилось наше путешествие по стране мыльных пузырей?

А что понравилось больше всего?

(ответы детей)

Воспитатель: Ребята, нам пора прощаться! А на память о нашем путешествии я дарю вам мыльные пузыри. Скажем до свидания гостям.

Конспект непосредственной образовательной деятельности

«Удивительные камни»

Цель: Развитее познавательной активности ребенка в процессе знакомства с разнообразием мира камней и их свойствами.

Задачи образовательных областей:

Познание:

Познакомить детей со свойствами камней посредствам поисково-экспериментальной деятельности.

Развивать и активизировать познавательную деятельность через мышление (классификацию, суждение, умозаключение, внимание и память (вербальную, двигательную, образную аффективную).

Формировать поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.

Коммуникация

Совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы.

Безопасность:

Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

Социализация:

Воспитывать у детей любознательность, уважительное отношение к неживой природе

Планируемый результат:

повышение уровня интеллектуально-личностного развития,

повышение познавательной интереса к практическим опытам с камнями.

Интеграция: П., К., Б. ,С.

Предварительная работа: изготовление макета гор, чтение сказки Бажова П. П. «Хозяйка медной горы», сбор коллекций камней, наблюдения на прогулках.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, видео письмо, макет вулкана с кратером, сода, уксус, сухая красная краска, моющая жидкость.

На каждого ребенка: салфетки, поднос с разнообразными камнями, емкость для опыта с водой, лупа.

Ход

I. Создание совместного настроя на работу

Дети входят в группу.

Воспитатель:

-Ребята посмотрите, сколько гостей сегодня пришло. Давайте поздороваемся.

Дети вместе с воспитателем произносят стихотворение.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться«Доброе утро!»

«Доброе утро!» - солнцу и птицам.

«Доброе утро!» - улыбчивым лицам.

Воспитатель:

- А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки гостям.

II. Введение в тему.

- Ребята, сегодня я принесла вот такой чудесный сундучок.

Дети встают полукругом вокруг демонстрационного стола. На нём лежит ящик ощущений, внутри которого лежит один большой камень. Дети по очереди подходят к ящику. Просовывают руки с двух сторон и ощупывают предмет.

Делают вывод: что же лежит внутри ящика? – Камень.

Воспитатель достает камень. Включается видеозапись.

СЛАЙД №1

Хозяйка Медной горы:

Здравствуйте, дети! Я – Хозяйка медной горы. Прослышала я, что вы очень

любознательные, наблюдательные, любуетесь красотой природы, исследуете

её. Может вы сможете помочь моей беде. Злой колдун превратил все мои

камни-самоцветы в щепки и пока я не узнаю главную тайну камней, какие у

них свойства – чары не рассеются.

Воспитатель:

В. :- Ну что, ребята, поможем хозяйке медной горы?

- Я предлагаю вам отправиться в нашу исследовательскую лабораторию.

- Одевайте халаты и шапочки и присаживайтесь на свои рабочие места.

- Давайте вспомним правила при работе в лаборатории.

Воспитатель показывает карточки-схемы: внимательно слушать, аккуратно работать с оборудованием, убирать за собой рабочее место.

III. Основная часть. Проведение опытов.

Воспитатель:

Опыт 1. Определения цвета и формы

Воспитатель:

- Сначала мы определим какой формы, цвета бывают камни.

- Уберите салфетки, возьмите камни и рассмотрите какого они цвета, какая у них форма.

Воспитатель: Какой сделаем вывод?

Выводкамни по цвету и форме бывают разные.

Воспитатель прикрепляет схему к доске.

Опыт 2. Меняет ли камень форму.

Воспитатель:

-Как вы думаете, меняет ли камень форму? (Ответы детей.)

Да или нет

Проведем эксперимент.

- Возьмите в руку любой камень и сожмите крепко-крепко.

- Изменил ли он форму? Нет? А почему?

Воспитатель: - Какой сделаем вывод?

Вывод: камень не меняет форму потому, что он твердый и плотный.

Воспитатель прикрепляет схему к доске.

Опыт 3. Определение размера

Воспитатель:

-Все камни одинакового размера(ответы детей)

- Давайте это докажем.

- Выложите камни в ряд – от самого большого к самому маленькому.

Дети выполняют задание.

В. : -Какой сделаем вывод?

Выводкамни бывают разных размеров.

Воспитатель прикрепляет схему к доске.

Опыт 4. Определение характера поверхности

Воспитатель:

- Ребята, поверхность у камней одинаковая(ответы детей)

Да или нет

Проведем эксперимент

- Как это проверить? (погладить каждый камушек)

Дети выполняют задание.

Хорошо, проверили.

-Какой сделаем вывод?

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.

Воспитатель прикрепляет схему к доске.

Опыт 5. Рассматривание камней через лупу

Воспитатель:

- Как лучше рассмотреть поверхность камня?

-Что нам для этого понадобится? (лупа)

(Дети рассматривают все свои камни)

В. : -Что интересного вы увидели? Какой сделаем вывод?

Вывод: На камнях есть рисунок(Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. п.)

Воспитатель прикрепляет схему к доске.

Опыт 6. Определение температуры.

Воспитатель:

- Сейчас мы с вами будем определять температуру камня.

Как это можно сделать? (дети предлагают способы действия)

(Дети берут камни и по-очереди прикладывают к щеке)

Воспитатель:

-Какой сделаем вывод?

Выводкамни могут быть теплые и холодные.

Воспитатель прикрепляет схему к доске.

Опыт 7. Звук.

Воспитатель:

-Ребята, камни могут создавать звук? (ответы детей)

Да или нет

Проведем эксперимент

- Как можно это проверить? (стукнуть камень о камень, насыпать в пластмассовые коробочки немного мелких камушков, закрыть и погреметь.)

Воспитатель:

-Какой сделаем вывод?

Выводкамни могут создавать звук.

Воспитатель прикрепляет схему к доске.

Опыт 8. Есть ли в камне воздух.

Воспитатель:

-Есть ли в камне воздух(ответы детей)

Да или нет

Проведем эксперимент

-Как проверить есть ли в камне воздух(опустить камень в воду, посмотреть идут ли пузырьки)

Воспитатель: Какой сделаем вывод?

Вывод: в камне нет воздуха.

Воспитатель прикрепляет схему к доске.

В. : - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на дОску. Давайте расскажем о свойствах камней по схемам.

(Дети по-очереди рассказывают обо всех проделанных опытах.)

Воспитатель:

Давайте с вами поиграем

Про камни кое-что еще узнаем.

Физминутка

С другом мы гулять пойдем, (встают парами, шагают на месте)

Речку – каменку найдем.

Речка весело журчит (руки вперед, движение «волна»)

И по камушкам бежит.

Через речку мы вдвоем (шагают на месте)

По мосточку перейдем.

Мостик каменный стоит, (пальцы рук соединены перед грудью)

Речка весело журчит. (руки вперед, движение «волна»)

Из камней построен дом, (движение «кулачок об кулачок»)

Мы с тобой в него войдем. (руки над головой в форме «крыши»)

Мостик каменный стоит, (пальцы рук соединены перед грудью)

Речка весело журчит. (руки вперед, движение «волна»)

Домик прочный из камней, (руки над головой в форме «крыши»)

Для друзей всегда открыт! (руки в стороны ладонями вперед).

СЛАЙД №2

Воспитатель: Обратите внимание на экран.

- Разные камни есть на нашей планете земля (на экране образцы камней)

Кто силач и богатырь,

Носит камешек – сапфир.

Тот, кто любит аметист,

Дружбе верен, сердцем чист.

Самоцветный камень красный,

Это камень –яшма.

На закат похож гранат,

На восход похож агат.

СЛАЙД №3 (горы)

-А, там где их много, образуются горы. (на экране горы)

СЛАЙД №4

Хозяйка Медной горы

- Спасибо, дорогие ребята, вы очень помогли мне узнать тайну камня. А если вам захочется снова окунуться в удивительный мир камня, почаще смотрите вокруг себя, и вы непременно встретите молчаливых жителей моего каменного царства. А на прощание я хочу рассказать вам одну легенду.

СЛАЙД №5

«Жил на свете богатырь по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы.

СЛАЙД №6

А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг.

СЛАЙД №7

Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел.

– Вулкан работает, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть вулканами.

Ребята, разные вулканы извергаются по-разному.

СЛАЙД №8

Иногда они как будто взрываются. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор.

СЛАЙД №9

А бывает, лава, выходящая из вулкана, вытекает «спокойно». Лава - это огненная жидкость

Воспитатель:

- Ребята, а вы хотите увидеть, как извергается вулкан? (ответы детей) Давайте попробуем его «запустить», посмотрим, что у нас получится.

Воспитатель готовит раствор и заливает его в «жерло» вулкана. (Вода с лимонной кислотой, в вулкане – красная краска и сода). Наблюдают «извержение вулкана».

Воспитатель:

В. : - Ребята, вам интересно было сегодня в нашей лаборатории? (ответы детей)

Спрашиваю у каждого, что понравилось и что особенно было интересно.

-Молодцы, ребята! Вы сегодня были замечательными учеными-лаборантами. Мне с вами было очень интересно. А теперь давайте приведем свои рабочие места в порядок, снимем и сложим фартуки и шапочки. Спасибо!

Экспериментирование в старшей группе «Зубная паста для слона»

Цель: закрепить гигиенический навык чистки зубов.

Задачи:

  1. Закреплять навык чистки зубов;
  2. Объяснять детям важность чистки зубов;
  3. Учить детей проводить простые опыты;
  4. Развивать наблюдательность;
  5. Развивать познавательный интерес;
  6. Показывать детям реакции соединения повседневно наблюдаемых веществ.

Оборудование: проектор (телевизор), ноутбук.

Материалы: ламинированные карточки с изображением улыбок, маркеры, зубные щетки, видео ролик «звонок слона», бутылка, воронка, 1/2 стакана трехпроцентной перекиси водорода, 1 столовая ложка сухих дрожжей, 3 столовых ложки теплой воды, жидкость для мытья посуды, пищевой краситель, перчатки, защитная одежда, лоток или поднос.

Ход занятия:

Организационная часть:

На экран выводится запись «звонок слона», где герой просит помощи с больным зубом.

Основная часть:

Узнаем у детей почему могут болеть зубы.

Что нужно делать, чтобы избежать боли в зубах и кариеса?

Спрашиваем при помощи чего чистятся зубы.

Предлагаем научить слона чистить зубы.

На изображении улыбки маркером нарисован кариес. Задача детей отчистить рисунок зубной щеткой.

Уточняем у детей подойдет ли обычная зубная паста для слона.

Предлагаем ребятам изготовить слоновую зубную пасту.

Бутылку размещаем по центру подноса. Дрожжи разводим в теплой воде. С помощью воронки осторожно переливаем раствор перекиси водорода в бутылку. Туда же добавляем пищевой краситель. Много лить не нужно, достаточно 5 капель. Далее добавим примерно ложку средства для мытья посуды. Тщательно перемешаем полученную жидкость, взбалтывая бутылку.

Теперь внимание! предельно осторожно на этом этапе! Выливаем дрожжи в бутылку. Раз, два и…

Оставшуюся в бутылке жидкость можно «отправить» в Африку слону.

Рефлексия:

Что же мы сегодня делали?

А зачем нам это понадобилось?

Как думаете, а слону понравится наша посылка?

На экране появляется видео запись звонка слона с ответом детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментированию с бумагой «Волшебница бумага» (старшая группа)

Цель:         Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни. Познакомить с производством бумаги. Научить отличать вещи, сделанные из б...

Конспект занятия по экспериментированию,подготовительная группа"Три задания для Иванушки"

Программное содержание:Образовательные задачи:-Обобщить знания детей разновидностей металлов, о свойствах и действия магнита.-Расширить представления детей о том, с какими предметами...

Конспект занятия по экспериментированию «Воздушный океан»

Цель занятия:  Продолжать формировать представление о роли воздуха, познакомить с некоторыми его свойствами, расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека. Развивать с...

Конспект занятия по экспериментированию с бумагой «Волшебница бумага» (старшая группа)

Цель: Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни. Познакомить с производством бумаги. Научить отличать вещи, сделанные из бумаги, определять ее качество (цвет, гладкость, ...

Конспект занятия по экспериментированию с песком в старшей группе

Конспект занятий по экспериментированию с песком в старшей группе...

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Воздух и его роль в жизнедеятельности человека» выполнена в условиях реализации ФГОС

Данный конспект позволяет рассказать детям о свойствах воздуха путем экспериментирования через органы чувств, наглядных образов и вспомогательных материалов. Закреплять умение устанавливать прич...