Методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию "В гости к народам России" подготовительная к школе группа
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Пасичник Дарина Александровна

Конспект по ознакомлению детей подготовительной группы с разными народами, населяющими Россию, их особенностями, историей, традициями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 76 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Красногвардейского района Санкт - Петербурга

 

Конспект

непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию  

«В гости к народам России»

в подготовительной группе

Пасичник Дарина Александровна

Воспитатель  I  квалификационной категории

Санкт - Петербург

2024

Цель: расширение представлений детей о народах, населяющих территорию России.  

       

 Задачи:

Образовательные:

  • продолжать знакомство детей с разными народами, населяющими Россию, их особенностями, историей, традициями;
  • формировать навыки работы с картой;

Развивающие:

  • поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих;
  • обогащать словарный запас детей: народ, нация, россияне, русские, татары, якуты, чум, юрта, изба, жилище, оберег, курай, тюбетейка, камзол, кафтан, «Исенмесез» (приветствие по-татарски), «Дороболорун» (приветствие по-якутски)

          Воспитательные:

  • побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов;
  • закреплять нравственные понятия дружбы, уважения;
  • следить за соблюдением правил поведения.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная.

Формы организации:  фронтальная

Методические материалы и оборудование к НОД: карта России, иллюстрации с изображением традиционных жилищ народов России, и изображением представителей народов в национальных костюмах, дидактические куклы в традиционных костюмах, бубен, курай (игр. флейта), ловец снов, подушки для детей, видеозапись «Татарский народный танец», браслеты-обереги (подарки для детей), аудио сопровождение, музыкальная колонка.

Примерный ход непрерывной образовательной деятельности:

Деятельность педагога

                     Деятельность детей

Организация детей

 Воспитатель делает вид, что чем-то озадачен, перемещается по группе, совершает хаотичные действия (как будто бы готовится к чему-то).

Обращается за помощью к детям.

-Ребята, меня пригласили в гости, вот я начала собираться и что-то распереживалась. Не знаю, что мне надеть, что взять с собой. Если пойду прямо так, как вы думаете, хорошо? Нужно, наверное, купить что-нибудь к чаю, ведь с пустыми руками в гости не ходят. Кто мне поможет? А как себя вести в гостях, есть какие-то правила? Я, кажется, забыла. Вы знаете?

Воспитатель с детьми вспоминает правила поведения в гостях.

Наблюдают за деятельностью воспитателя.

Помогают воспитателю приобрести в «Магазине» сладости к чаю.

Называют правила поведения в гостях.

Мотивация

Воспитатель приглашает детей пойти вместе с ним в гости.

-Ребята, вы так хорошо знаете правила, что мне даже захотелось взять вас собой. Вижу, что с вами точно не пропадешь. Мне сказали я могу взять с собой друзей, а мы же с вами друзья?

-Конечно, вы мне помогали сегодня, как настоящие друзья!

-Ну что хотите пойти со мной? Тогда отправляемся, и не забывайте о правилах.

 

Ответы детей.

Дети вместе с воспитателем перемещаются в заранее подготовленную зону проведения основной деятельности.

Проблематизация

-Вот мы и пришли. Проходите, присаживайтесь.

-Куда мы пришли? Что думаете?

-Посмотрите, что за картинки лежат на полу? Что на них изображено? Может они нам как-то подскажут.

-Как вы считаете, в каком из домов мы сейчас находимся?

-Таким образом свой дом обустраивали народы севера России – якуты и чукчи, и их жилище называлось – чум. А еще похожие дома были у татарского народа – юрты. Их обтягивали кожей и мехом, обогревали очагом, а сидели и спали прямо на земле, подкладывая для тепла также шкуры и меха животных.

-Ребята, посмотрите пожалуйста на карту. Можно ли сказать, что наша страна – это тоже дом? Почему?

Дети располагаются на подушках, разложенных на полу.

Высказывают свои предположения.

Рассматривают изображения, делятся своим мнением относительно них.

Ответы детей.

Целеполагание

- Что вы знаете о нашей стране?

Словесная игра «Я начну, а вы продолжите»:

1. Наша страна очень … (большая, огромная).

2. В ней много … (рек, озёр, животных, лесов, городов).

3. Люди, которые живут в нашей стране, называются … (россияне).

 - Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.

- Вы бы хотели узнать об их жизни побольше? Как вы считаете, у нас получится это сделать сегодня?

Мы не случайно оказались сегодня в гостях у нашего друга из Якутии, будем узнавать о жизни народов России.

 

Произносят продолжение фразы.

Ответы и предположения детей.

Планирование будущей деятельности

- Как мы будем узнавать? Возможно, нам в этом кто-то может помочь?

Обращает внимание детей на кукол в национальных костюмах.

Наши друзья являются представителями разных народов России, и они сегодня поделятся с Вами некоторыми из своих традиций и обычаев, что поможет нам лучше их узнать.

А я попробую для начала немного рассказать вам о них.

Высказывают свои предположения (спросить у друзей, спросить у воспитателя, узнать по карте, из фильма, из книги и т.п.)

 

Реализация плана

Рассказ воспитателя, работа с картой.

Россия  - многонациональная страна. В России проживает более 180 народов! Русские, татары, якуты, чукчи, буряты, чуваши и многие другие. Каждый народ хранитель уникальных традиций, обрядов и языка. Народ существует до тех пор, пока его представители чтут и передают из поколения в поколение свою культуру, пока говорят на родном языке. А всех нас объединяет наш общий дом. В каждом регионе проживают свои коренные народы, которые из покон веков находились на данной территории. Например, коренные народы дальнего востока (показывает на карте) – чукчи, эскимосы и якуты; юга Сибири – буряты, хакасы, алтайцы, тувинцы; башкиры живут на Южном Урале; на берегах Волги – чуваши и татары. Все народы отличаются друг от друга чертами лица, национальными костюмами, традиционными праздниками и угощениями, говорят на особом языке. Все имеют свои особенности, прямо как мы с вами.

Динамическая пауза.

- Встаньте в обруч те, у кого темные волосы;

- Топните те, у кого есть брат;

- Кивните головой те, кто мальчики;

- Похлопайте те, у кого голубые глаза;

-Встаньте те, кто одет в шорты;

-Поднимите руку те, у кого заплетены косички.

- Видите, ребята, мы с вами все очень разные, у каждого из нас есть свои особенности, не говоря уже о том, что у каждого человека свой внутренний мир. И поэтому мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас неповторим и нужен всем остальным.

-Ребята, мне кажется, мы с вами забыли о самом важном правиле в гостях. Знаете каком?

Мы забыли поздороваться. Давайте поздороваемся с нашими друзьями на их языке. Повторяйте за мной.

Русские – здравствуйте.

Татары – исенмесез.

Якуты – дороболорун.

-Наши друзья очень хотят с вами поделиться своими традициями, как видите они, как и мы -не с пустыми руками.

Русские праздники всегда славились гуляниями и  играми.

Бубен – народная игра «Веселый бубен».

Татары очень веселый народ, их праздники не обходятся без традиционного танца.

Татарский инструмент курай – демонстрация татарского танца.

А якуты верят в злых духов и всячески от них защищаются, делая различные обереги, ловцы снов и талисманы. Вот наш друг дарит вам такие талисманы, чтобы они оберегали вас от всего дурного и приносили удачу.

-Повеселились, теперь можно и к столу. Любимым национальным блюдом русского народа являются пироги и блины. Татары делают вкуснейшие сладости, например, чак-чак. Армянским национальным блюдом являются: толма, хаш, пахлава. Посмотрите на наш богатый национальными блюдами стол.

Имитация чаепития.

 

 Слушают рассказ воспитателя, смотрят на карту.

Высказывают свои предположения.

Произносят приветствия на разных языках.

Встают в круг, бубен пускают по кругу под музыку, на ком она останавливается, тот и танцует.

Смотрят видео.

Имитация чаепития.

Рефлексия

-А пока пьем чай, давайте обсудим, что же сегодня происходило здесь в гостях.

-Что вам больше всего запомнилось/понравилось?

-Как вы считаете, сильно мы отличаемся от других народов или все же чем-то похожи?

- Что позволяет всем народам жить в нашей стране мирно?

ДРУЖБА.

Сегодня вы узнали, что в нашей стране – России живут люди разных национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее. Чтобы дружба народов была крепкая, необходимо соблюдать правила!!!

  1. относись к людям так, как ты хочешь, чтобы другие относились к тебе;
  2.  гордись своей национальностью, но всегда уважай национальность другого;
  3. старайся дружить и сотрудничать с людьми другой национальности, которые живут, учатся или работают рядом с тобой, - обретешь новых друзей, интересней станет жизнь;
  4. изучай культуру других народов, этим ты обогатишь свою собственную.

- Пора прощаться, давайте поблагодарим наших друзей за гостеприимство, поможем им убрать со стола и продолжим наш день.

 

Ответы детей.

Помогают убрать игрушки и подушки, переходят к самостоятельной игровой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в старшей группе на тему: «Волшебная страна Времени»

Методическая разработка конспектнепрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию(формирование элементарных математических представлений) в старшей группе на тему: «Волшебная с...

Методическая разработка конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (природный мир) в подготовительной группе на тему:"Волшебница вода"

Методическая разработка конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (природный мир) в подготовительной группе на тему: "Волшебница вода"...

Методическая разработка конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в подготовительной группе на тему: "Путешествие на остров Знаний"

Методическая разработка конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементрных математических представлений) в подготовительной группе на тему: "Путеше...

Методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию "Путешествие в лес" для детей подготовительной группы.

Материал содержит приемы использования различных технологий: игровой, познавательно-исследовательской, здоровьесберегающей. На занятии используется много демонстрационного материала: карта климатическ...

Методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию "Путешествие в лес" для детей подготовительной группы.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 43 комбинированного видаНевского района Санкт-Петербурга       Методическая разраб...

Методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей дошкольного возраста (6 – 7 лет) «Встречаем гостей!»

Конспект непрерывной  образовательной деятельности по познавательному развитию для детей дошкольного возраста (6 – 7 лет)«Встречаем гостей!»Цель: Закрепить знания детей о посуде...