Методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию "В гости к народам России" подготовительная к школе группа
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект по ознакомлению детей подготовительной группы с разными народами, населяющими Россию, их особенностями, историей, традициями.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 76 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Красногвардейского района Санкт - Петербурга
Конспект
непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию
«В гости к народам России»
в подготовительной группе
Пасичник Дарина Александровна
Воспитатель I квалификационной категории
Санкт - Петербург
2024
Цель: расширение представлений детей о народах, населяющих территорию России.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать знакомство детей с разными народами, населяющими Россию, их особенностями, историей, традициями;
- формировать навыки работы с картой;
Развивающие:
- поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих;
- обогащать словарный запас детей: народ, нация, россияне, русские, татары, якуты, чум, юрта, изба, жилище, оберег, курай, тюбетейка, камзол, кафтан, «Исенмесез» (приветствие по-татарски), «Дороболорун» (приветствие по-якутски)
Воспитательные:
- побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов;
- закреплять нравственные понятия дружбы, уважения;
- следить за соблюдением правил поведения.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная.
Формы организации: фронтальная
Методические материалы и оборудование к НОД: карта России, иллюстрации с изображением традиционных жилищ народов России, и изображением представителей народов в национальных костюмах, дидактические куклы в традиционных костюмах, бубен, курай (игр. флейта), ловец снов, подушки для детей, видеозапись «Татарский народный танец», браслеты-обереги (подарки для детей), аудио сопровождение, музыкальная колонка.
Примерный ход непрерывной образовательной деятельности:
Деятельность педагога | Деятельность детей |
Организация детей Воспитатель делает вид, что чем-то озадачен, перемещается по группе, совершает хаотичные действия (как будто бы готовится к чему-то). Обращается за помощью к детям. -Ребята, меня пригласили в гости, вот я начала собираться и что-то распереживалась. Не знаю, что мне надеть, что взять с собой. Если пойду прямо так, как вы думаете, хорошо? Нужно, наверное, купить что-нибудь к чаю, ведь с пустыми руками в гости не ходят. Кто мне поможет? А как себя вести в гостях, есть какие-то правила? Я, кажется, забыла. Вы знаете? Воспитатель с детьми вспоминает правила поведения в гостях. | Наблюдают за деятельностью воспитателя. Помогают воспитателю приобрести в «Магазине» сладости к чаю. Называют правила поведения в гостях. |
Мотивация Воспитатель приглашает детей пойти вместе с ним в гости. -Ребята, вы так хорошо знаете правила, что мне даже захотелось взять вас собой. Вижу, что с вами точно не пропадешь. Мне сказали я могу взять с собой друзей, а мы же с вами друзья? -Конечно, вы мне помогали сегодня, как настоящие друзья! -Ну что хотите пойти со мной? Тогда отправляемся, и не забывайте о правилах. |
Ответы детей. Дети вместе с воспитателем перемещаются в заранее подготовленную зону проведения основной деятельности. |
Проблематизация -Вот мы и пришли. Проходите, присаживайтесь. -Куда мы пришли? Что думаете? -Посмотрите, что за картинки лежат на полу? Что на них изображено? Может они нам как-то подскажут. -Как вы считаете, в каком из домов мы сейчас находимся? -Таким образом свой дом обустраивали народы севера России – якуты и чукчи, и их жилище называлось – чум. А еще похожие дома были у татарского народа – юрты. Их обтягивали кожей и мехом, обогревали очагом, а сидели и спали прямо на земле, подкладывая для тепла также шкуры и меха животных. -Ребята, посмотрите пожалуйста на карту. Можно ли сказать, что наша страна – это тоже дом? Почему? | Дети располагаются на подушках, разложенных на полу. Высказывают свои предположения. Рассматривают изображения, делятся своим мнением относительно них. Ответы детей. |
Целеполагание - Что вы знаете о нашей стране? Словесная игра «Я начну, а вы продолжите»: 1. Наша страна очень … (большая, огромная). 2. В ней много … (рек, озёр, животных, лесов, городов). 3. Люди, которые живут в нашей стране, называются … (россияне). - Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих. - Вы бы хотели узнать об их жизни побольше? Как вы считаете, у нас получится это сделать сегодня? Мы не случайно оказались сегодня в гостях у нашего друга из Якутии, будем узнавать о жизни народов России. |
Произносят продолжение фразы. Ответы и предположения детей. |
Планирование будущей деятельности - Как мы будем узнавать? Возможно, нам в этом кто-то может помочь? Обращает внимание детей на кукол в национальных костюмах. Наши друзья являются представителями разных народов России, и они сегодня поделятся с Вами некоторыми из своих традиций и обычаев, что поможет нам лучше их узнать. А я попробую для начала немного рассказать вам о них. | Высказывают свои предположения (спросить у друзей, спросить у воспитателя, узнать по карте, из фильма, из книги и т.п.)
|
Реализация плана Рассказ воспитателя, работа с картой. Россия - многонациональная страна. В России проживает более 180 народов! Русские, татары, якуты, чукчи, буряты, чуваши и многие другие. Каждый народ хранитель уникальных традиций, обрядов и языка. Народ существует до тех пор, пока его представители чтут и передают из поколения в поколение свою культуру, пока говорят на родном языке. А всех нас объединяет наш общий дом. В каждом регионе проживают свои коренные народы, которые из покон веков находились на данной территории. Например, коренные народы дальнего востока (показывает на карте) – чукчи, эскимосы и якуты; юга Сибири – буряты, хакасы, алтайцы, тувинцы; башкиры живут на Южном Урале; на берегах Волги – чуваши и татары. Все народы отличаются друг от друга чертами лица, национальными костюмами, традиционными праздниками и угощениями, говорят на особом языке. Все имеют свои особенности, прямо как мы с вами. Динамическая пауза. - Встаньте в обруч те, у кого темные волосы; - Топните те, у кого есть брат; - Кивните головой те, кто мальчики; - Похлопайте те, у кого голубые глаза; -Встаньте те, кто одет в шорты; -Поднимите руку те, у кого заплетены косички. - Видите, ребята, мы с вами все очень разные, у каждого из нас есть свои особенности, не говоря уже о том, что у каждого человека свой внутренний мир. И поэтому мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас неповторим и нужен всем остальным. -Ребята, мне кажется, мы с вами забыли о самом важном правиле в гостях. Знаете каком? Мы забыли поздороваться. Давайте поздороваемся с нашими друзьями на их языке. Повторяйте за мной. Русские – здравствуйте. Татары – исенмесез. Якуты – дороболорун. -Наши друзья очень хотят с вами поделиться своими традициями, как видите они, как и мы -не с пустыми руками. Русские праздники всегда славились гуляниями и играми. Бубен – народная игра «Веселый бубен». Татары очень веселый народ, их праздники не обходятся без традиционного танца. Татарский инструмент курай – демонстрация татарского танца. А якуты верят в злых духов и всячески от них защищаются, делая различные обереги, ловцы снов и талисманы. Вот наш друг дарит вам такие талисманы, чтобы они оберегали вас от всего дурного и приносили удачу. -Повеселились, теперь можно и к столу. Любимым национальным блюдом русского народа являются пироги и блины. Татары делают вкуснейшие сладости, например, чак-чак. Армянским национальным блюдом являются: толма, хаш, пахлава. Посмотрите на наш богатый национальными блюдами стол. Имитация чаепития. |
Слушают рассказ воспитателя, смотрят на карту. Высказывают свои предположения. Произносят приветствия на разных языках. Встают в круг, бубен пускают по кругу под музыку, на ком она останавливается, тот и танцует. Смотрят видео. Имитация чаепития. |
Рефлексия -А пока пьем чай, давайте обсудим, что же сегодня происходило здесь в гостях. -Что вам больше всего запомнилось/понравилось? -Как вы считаете, сильно мы отличаемся от других народов или все же чем-то похожи? - Что позволяет всем народам жить в нашей стране мирно? ДРУЖБА. Сегодня вы узнали, что в нашей стране – России живут люди разных национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее. Чтобы дружба народов была крепкая, необходимо соблюдать правила!!!
- Пора прощаться, давайте поблагодарим наших друзей за гостеприимство, поможем им убрать со стола и продолжим наш день. |
Ответы детей. Помогают убрать игрушки и подушки, переходят к самостоятельной игровой деятельности. |

По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в старшей группе на тему: «Волшебная страна Времени»
Методическая разработка конспектнепрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию(формирование элементарных математических представлений) в старшей группе на тему: «Волшебная с...
Методическая разработка конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (природный мир) в подготовительной группе на тему:"Волшебница вода"
Методическая разработка конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (природный мир) в подготовительной группе на тему: "Волшебница вода"...
Методическая разработка конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в подготовительной группе на тему: "Путешествие на остров Знаний"
Методическая разработка конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементрных математических представлений) в подготовительной группе на тему: "Путеше...

Методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию "Путешествие в лес" для детей подготовительной группы.
Материал содержит приемы использования различных технологий: игровой, познавательно-исследовательской, здоровьесберегающей. На занятии используется много демонстрационного материала: карта климатическ...

Методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию "Путешествие в лес" для детей подготовительной группы.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 43 комбинированного видаНевского района Санкт-Петербурга Методическая разраб...

Методическая разработка: Конспект непрерывной образовательной деятельности (интегрированного занятия) с детьми компенсирующей (логопедической) подготовительной к школе группы «Путешествие по рекам и каналам Санкт-Петербурга»
Методическая разработка будет интересна педагогам, занимающимся с детьми старшего дошкольного возраста по направлению "Петербурговедение"...

Методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей дошкольного возраста (6 – 7 лет) «Встречаем гостей!»
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей дошкольного возраста (6 – 7 лет)«Встречаем гостей!»Цель: Закрепить знания детей о посуде...
