Методическая разработка конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в старшей группе на тему: «Волшебная страна Времени»
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Методическая разработка конспект

непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию

(формирование элементарных математических представлений) в старшей группе на тему:

 «Волшебная страна Времени»

 

Использованные технологии:

ü  Личностно-ориентированная;

ü  Игровая: дидактическая познавательная игра лото «Времена года»;

ü  Здоровьесберегающая:  физминутка «Гномики», пальчиковая гимнастика «Дни недели».

 

 

Автор:

воспитатель группы:

Кинева Н.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnaya_strana_vremeni.docx36.65 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников

Петродворцового района Санкт-Петербурга

Методическая разработка конспект

непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию

(формирование элементарных математических представлений) в старшей группе на тему:

 «Волшебная страна Времени»

Использованные технологии:

  • Личностно-ориентированная;
  • Игровая: дидактическая познавательная игра лото «Времена года»;
  • Здоровьесберегающая:  физминутка «Гномики», пальчиковая гимнастика «Дни недели».

Автор:

воспитатель группы:

Кинева Н.В.

Санкт-Петербург

2016г.

Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с образовательной программой дошкольного образования ГБДОУ детский сад №12.

Возрастные особенности группы:

К пяти годам уже возможно оценить характер ребенка, его индивидуальность, способность к творчеству. У ребенка уже заложен фундамент интеллекта и видны первоначальные итоги воспитания. Он ориентируется во многих бытовых вещах, ситуациях и даже сложных межличностных отношениях. Этот возраст - пик развития фантазии и вымысла.

Мышление. В старшем возрасте продолжает развиваться образное мышление. К шести годам ребенок в состоянии не просто обобщить животных, но и подразделить их на домашних и диких, способен по отдельным признакам объединить предметы, оценивая их различия и сходство.

Ребенок способен сочинять не только сказки. Он пересказывает книги и фильмы, причем отражает все то, что видит и знает. Ребенок в этом возрасте уже имеет собственное мнение. Он наблюдателен. Собственное «я» его уже интересует меньше, чем мир вокруг, в котором он стремится отыскать причинно-следственные связи, чтобы отличить существенное от второстепенного.

Речь. Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, т.е. ребёнок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. К пяти годам ребенок уже способен правильно произнести почти все звуки речи.

Ребенок бегло излагает свои мысли. Без труда находит в тексте пропущенное слово, заканчивает незаконченное предложение. Ребенок способен оценить, как исполнялся стих, найти ошибки речи у других, чуть позже – у себя.

Физическое развитие. С пяти до шести лет у ребенка наблюдаются значительные сдвиги в усовершенствовании моторики и силы. Скорость его движений продолжает возрастать, и заметно улучшается их координация. Ребенок уже может выполнять одновременно два-три вида двигательных навыков: бежать, подбрасывая мяч; ловить мяч, сев на корточки и пританцовывая.

Отношения со сверстниками. К этому периоду жизни у ребёнка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребёнок стремиться поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. После пяти лет отношения со сверстниками нередко переходят в дружеские. Появляются друзья обычно его пола, с которыми он проводит большую часть времени.

Отношения со взрослыми. Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т.е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений. И чтобы не потерять доверие взрослого, а часто и оградить себя от нападок, ребёнок начинает придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывать вину на других. С пяти лет дети твердо знают свою половую принадлежность и даже в играх не хотят ее менять. В этот период в воспитании мальчика необходимо доминировать отцу, а девочки – матери. Роль другого пола ребенок в основном осознает в семье, у близких.

Игровая деятельность. Дошкольники осваивают сложные конструктивные игрушки, вплоть до компьютеров. На улице отдается предпочтение спортивным играм.

В возрасте 5-6 лет активно развивается потребность в новых знаниях, впечатлениях, ощущениях, проявляющаяся в любознательности и любопытстве детей. Ребенка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины следствия его возникновения. Поэтому главным вопросом становится «Почему».

Индивидуальные особенности детей в группе:

Дети в группе общительные, доброжелательные, умеют договариваться между собой, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результат. При разрешении конфликта, обращаются к помощи взрослых.

Активность детей также направлена на познание природы и животного мира родного края, основ безопасности жизнедеятельности, которая реализуется в совместной игровой и практической деятельности. Дети проявляют интерес к опытнической, экспериментальной деятельности. У воспитанников группы сформированы на должном уровне трудовые навыки. Оказывают помощь в уборке участка, группы, уборке рабочего места после непосредственно  образовательной деятельности. Дети умеют быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдают порядок в своем шкафу. Следят за своим внешним видом, замечают неряшливость у других, исправляют ошибки. Сформированы элементарные навыки личной гигиены, владеют простыми навыками поведения во время еды. У детей сформированы культурно – гигиенические навыки. Дети умеют подсказать друг другу последовательность  мытья рук.  

Уважительно относятся к труду помощника воспитателя.

Дети последовательно, с использованием фраз приближенных к тексту - пересказывают прочитанное им произведение. Могут назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение, считалку. Дети  составляют  предложения, рассказы, выделяют звуки, слоги,  составляют рассказы при   помощи схем – моделей,  рассказы по сюжетным картинкам, умеют  задавать  вопросы и отвечать на них. Любят слушать сказки, рассказы, стихотворения, пересказывают небольшие  произведения. Проявляют интерес к рассматриванию иллюстрированные издания детских книг. Драматизируют (инсценируют) с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок).

Воспитанники группы могут легко участвовать в беседе, большинство аргументируют свой ответ. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и по интонации взятой роли. Могут сочинять оригинальные и последовательно развивающиеся истории и рассказывать их сверстникам, используя при этом все части речи.

Умеют пользоваться средствами рисования (передают несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов),  лепки (использует все многообразие усвоенных приемов лепки) и аппликации, вырезать сложные фигуры, аккуратно наклеивать, располагать рисунок на листе, проявляют творчество при самостоятельной продуктивной деятельности.

Игровые действия детей обретают особый смысл, усложняется игровое пространство. Умеют организовать самостоятельно:  сюжетно – ролевые, подвижные, настольные игры. Распределяют роли, следуют правилам игры. Умеют договариваться с партнерами, развивают сюжет игры. Понимают и принимают правила игры, следят за их выполнением. Знают много различных игр. В дидактических играх противостоят трудностям, подчиняются правилам. В настольно-печатных играх могут выступать в роли ведущего, объяснять сверстникам правила игры.

Ребята умеют анализировать конструктивные постройки, быстро и правильно подбирают нужный материал. Способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям. Умеют работать коллективно, использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств. Мальчики любят конструировать, строить, ремонтировать, играть с машинками и спортивным инвентарём. Девочки любят рисовать, складывать пазлы, играть с куклами, в настольно-печатные игры, а также в различные сюжетно-ролевые игры.

НОД по социально-коммуникативному развитию (развитие речи)

«Волшебная страна Времени» в рамках комплексно-тематической недели «Неделя математики».

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое».

Цель: Закреплять представление детей о времени: его периодичности, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года;

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить детей с часами жителей страны Времени: Старика годовика; Сестер Времен года, Братьев Месяцев, Дней недели, Частей Суток;
  2. Закреплять представление детей о времени: его периодичности, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года;
  3. Закреплять знания детей о составных частях суток;
  4. Закреплять умение детей наблюдать за изменениями в природе, замечать природные явления, присущие тому или иному времени года.

Развивающие:

  1. Развивать познавательный интерес к математике;
  2. Развивать интерес к временным представлениям;
  3. Формировать у детей представления о целостном восприятии календарного года, времен года;
  4. Развивать внимание, память, умение анализировать;
  5. Развивать устную речь, обогащать словарный запас детей;
  6. Развивать умения к самоанализу, способность делать умозаключения.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к окружающему миру, желание познавать его;
  2. Воспитывать дисциплинированность, организованность, коллективизм.

Предварительная работа:

  • Чтение детям сказки «Старик-годовик»;
  • Создание игровых условий, для более легкого восприятия детьми данного материала (сказочные персонажи, чтение сказок, стихотворений о временах года, частях суток, месяцах, интригующие сюрпризные моменты, разгадывание сказок о природе);
  • Практические наблюдения на прогулке за изменениями в природе;
  • Посредством художественно-эстетического развития закрепление наблюдений детьми на бумаге в рисунках и аппликации, а также в лепке;
  • Дидактические и настольные игры по математике.

Материалы и оборудование:

  • Модели разных часов: старика Годовика, Сестер Времен года, Братьев Месяцев, Дней недели, Частей Суток;
  • Вырезанные изображения: Старика-годовика, гномика Тик-Так, Братьев Месяцев, Времен года, дней Недели;
  • Колпачки на каждого ребенка;
  • Альбомные листы, краски, кисточки, баночки с водой;
  • Большие мягкие модули для создания ворот в Волшебную страну Времени;
  • Большие часы с циферблатом и двумя стрелками на воротах в Волшебную страну Времени; маленькие часы гномика Тик-Так;
  • Красный дворец Старика-годовика; сияющий белый в серебряных блестках дворец Зимы; изумрудный дворец Весны; сияющий красный дворец Лета; золотой дворец Осени; Дом гномика Тик-Так; домик Дней недели;

Методические приемы:

  • Наглядные: модели часов; пример взрослого;
  • Словесные: художественное слово; загадки; объяснение педагога; вопросы  к детям;
  • Практические: физминутка «Гномики», пальчиковая гимнастика «Дни недели», рисование радуги.

Использованные технологии:

  • Игровая: дидактическая познавательная игра лото «Времена года»;
  • Личностно-ориентированная;
  • Здоровьесберегающая: физминутка «Гномики», пальчиковая гимнастика «Дни недели».

Взаимодействие с родителями:

Консультация для родителей «Зачем детям математика?», изготовление дидактических игр по математике своими руками.

Планируемые результаты:

Дети имеют представление о такой величине, как время (о часах года, временах года, месяцах, о днях недели, сутках).

Рекомендации по использованию данного конспекта:

  • Открытое занятие для родителей;
  • Воспитателям, работающим по ФГОС.

Ход НОД:

Воспитатель: 

- Гномик Тик-Так приглашает нас в страну Времени. На приглашении он указал число, месяц и день недели. Какое сегодня число? День? Месяц?

Этот день уже наступил и мы с вами отправляемся в гости.

«Тик-так, тик-так, в гости мы шагаем так».

Вот мы и подошли к воротам страны Времени. На воротах висят знакомые вам часы с циферблатом, расположенными по кругу и двумя стрелками.

Что обозначают стрелки на этих часах? (Большая стрелка показывает минуты, маленькая часы). Вот по этим часам определяют время все жители этой страны.

Кто может сказать, какое время показывают часы? (Ответы детей).

Вот по таким часам и мы с вами живём. Но у жителей страны Времени есть свои особенные часы.

Что это за жители? Какие у них часы? Вот мы сейчас и познакомимся.

«Стрелки – стрелки, покружитесь и ворота отворитесь».

(Воспитатель подводит детей к первому дворцу).

А вот и первый житель. В красном модном доме живёт старик – Годовик (Показывает). На кого он похож? (Ответы детей). Да его ещё называют Дед Мороз. На стене его дворца висят большие часы с одной стрелкой. Весь год он собирает подарки детям и когда стрелка пройдёт полный круг (Показывает детям движение стрелки) и остановится на ёлочке, он кладёт свои подарки в сани и отправляется к детям на праздник – встречать новый год.

Что же обозначают часы Старика Годовика - Деда Мороза? (Что прошёл целый год. Часы – годовики).

Неподалёку от дома Старика Годовика стоят ещё четыре сияющих дворца.

Здесь живут сёстры.

Догадались, как их зовут?

Белый, весь в алмазных и серебряных блесках дворец волшебницы Зимы.

В изумрудном дворце, расписанном цветами, живёт красавица Весна.

В красном дворце живёт доброе, тёплое Лето.

А дворец сверкающий золотом – это дом Осени.

В каждом дворце есть часы, разделённые на четыре части.

И когда стрелка показывает белый цвет – наступает что? (Зима). Стрелка движется дальше и показывает на зелёный цвет – наступает что? (Весна). Дальше стрелка движется и наступает – Что? (Лето). А после лета наступает Осень. Какое у нас сейчас время года?

- Сестрицы приготовили для вас задание: с помощью игры лото, вы должны правильно определить признаки, которые характеризуют то или иное время года.

Дидактическая познавательная игра лото «Времена года».

Дети, каких вы знаете помощников времён года? (Это месяцы)

Какие вы знаете месяца осени? (Сентябрь, октябрь, ноябрь). А какие месяца у зимы? (Декабрь, январь, февраль) и т. д.

Дети, кто это нам машет рукой? Да, это гномик Тик-Так. Давайте пройдём в гости к его дворцу.

А у него в домике висят вот такие маленькие часики.

По ним он узнаёт, когда наступило утро, день, вечер, ночь.

Посмотрите на эти часы, (Воспитатель передвигает стрелку на утро) что наступает? (Утро). – Что мы делаем утром? (Ответы детей). А если мы передвинем стрелку сюда, что наступает? (День). Что мы делаем днём. И т. д.

Дети пройдёт и утро, и день, и вечер, и ночь. Как это можно назвать одним словом? (Прошли сутки).

Что быстрее пройдут сутки или зима? (Сутки. Почему?).

Год или весна? (Ответы детей).

Гномик приготовил нам колпачки, давайте наденем их и тоже превратимся в гномиков. 

Физминутка «Гномики»:

Вставайте в круг.

Колокольчики звенят

Гномики играть хотят

Хлопают в ладошки,

Поднимают ножки.

Солнышко поймать хотим

И соседям раздадим.

И на травку мы посмотрим

Всё увидеть норовим

Раз, два, три, четыре, пять

Вышли гномики гулять

И попрыгали немножко,

А потом собрались спать.

Станем вместе в хоровод.

Пляшет маленький народ.

Танцевать, танцевать, мы готовы целый год (Дети выполняют движения согласно тексту).

(Переходим к другому дому)

Воспитатель:

Вот стоит красивый дом

И живёт неделя в нём,

Дней в неделе ровно семь –

Знать об этом надо всем!

Братья Гномы здесь живут,

Дружно песенки поют –

И рассказывая сказки

Каждый день меняют краски.

Что это за братья? (Дни недели).

Пальчиковая гимнастика «Дни  недели»:

Изучаем дни недели (Хлопаем в ладоши)

Их известно ровно семь (Демонстрируем 5 пальцев одной руки и 2 - другой)

Пять рабочих, два других (5 пальцев одной руки сжимаем-разжимаем, затем 2 пальца другой руки)

Начинаем называть (Пальцы обоих рук разгибаются и загибаются)

Станем пальцы разгибать (Пальчики обеих рук в кулачках)

Понедельник, Вторник, Среда, Четверг, Пятница (На каждый день недели, разгибаем пальцы одной руки)

Суббота, Воскресенье дни для отдыха веселья (Разгибаем 2 пальца другой руки)

Давайте еще раз назовем все дни недели по порядку (Понедельник, вторник, среда, четверг, и т. д.)

Часы гномиков разделены на семь частей и стрелка на них движется быстрее, чем у времени года и медленнее, чем у гномов Тик – так.

А какие же краски они меняют?

Говорить мы не будем, а нарисуем радугу – дугу по дням недели.

(Рисуют в сопровождении чтения стихов и движения стрелки по часам недели).

Вот стоит красивый дом,

И живёт неделя в нём.

Дней в неделе ровно семь

Знать об этом надо всем!

Братья гномы здесь живут,

Дружно песенки поют

И рассказывая сказки,

Каждый день меняют краски.

Понедельник первый гном

В красный цвет покрасил дом.

А во вторник стало вдруг

Всё оранжевым вокруг.

Жёлтым всё покрасил в среду

Самый средний крошка-гном,

Жёлтый, как цыплёнок он.

Гном Четверг – зелёный весь,

В пятницу стал дом другим –

Словно небо, голубым.

А шестой был гном – Суббота.

Синий цвет – его работа.

В воскресенье гномы

Отдыхали дома;

Фиолетовая краска

Им рассказывала сказки.

Вот неделя пролетела

Свою песенку пропела

Радугу – дугу цветную

Я теперь сижу, рисую.

(Рисунки оставляют гному Тик - Так)

Дети для чего нам нужны часы? (Ответы детей)

Для чего нам необходимо знать точное время? (Ответы детей)

Все жители страны очень ценят и берегут время, всегда идут друг за другом и никогда не опаздывают и не забегают вперёд.

И нам с вами нужно беречь время и делать всё по времени, не опаздывать.

Наше путешествие закончилось. Давайте подойдём к воротам.

«Стрелки, стрелки покружитесь

И ворота затворитесь».

Итог занятия:

- Что нового вы сегодня узнали на занятии?

- Что вам больше всего понравилось?

- С какими сложностями столкнулись?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в подготовительной группе на тему: "Путешествие на остров Знаний"

Методическая разработка конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементрных математических представлений) в подготовительной группе на тему: "Путеше...

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений) в старшей группе на тему «Волшебные звездочки»

Данное занятие полностью построено на игровом сюжете. Интересные занятия в игровой форме способствуют легкому освоению детьми программных задач. Наличие презентации помогает детям самостоятельно осуще...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (Формирование элементарных математических представлений) для детей среднего дошкольного возраста ТЕМА: «Счет в пределах 5. Геометрическое фигуры»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (Формирование элементарных математических представлений) для детей среднего дошкольного возраста  ТЕМА: «Счет в...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в старшей группе общеразвивающей направленности на тему: «Весёлая неделька»

Цель:систематизация  и углубление  знания детей по разделам ФЭМП.  Задачи:Образовательные:- способствовать формированию у детей мыслительных операций, развитию речи, умению отвечат...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) "Лесовичок и белочка" для детей второй младшей группы детского сада (3– 4 года)

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию(формирование элементарных математических представлений)"Лесовичок и белочка"для детей второй младшей ...