Проект в старшей группе
проект по окружающему миру (старшая группа)

Денисова Елена Николаевна
Проект в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мир вокруг нас46.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка - детский сад «Ладошки» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области

Среднесрочный проект:

«Мир вокруг нас».

в старшей группе «Карамельки»

Подготовила воспитатель:

Денисова Елена Николаевна

.

2024 г.

Данный среднесрочный проект «Мир вокруг нас» для старшей группы детского сада посвящен опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России ДОУ являются просветительскими центрами для родителей.

Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников знания об окружающем мире через практические навыки.

Подробнее о работе:

В среднесрочном проекте для старшей группы ДОУ «Мир вокруг нас» предлагается решение задач познавательного развития дошкольников через организацию в детском саду ряда мероприятий, направленных на изучение природы вокруг нас посредством опытно-экспериментальной деятельности. В работе представлены этапы реализации проекта "Мир вокруг нас".

Данная работа (проект) для старшей группы детского сада «Мир вокруг нас» будет полезна для воспитателей ДОУ при организации проектной деятельности с воспитанниками старшей группы детского сада, а также для родителей детей дошкольного возраста.

Введение

 «Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму
».
(Китайская народная мудрость.)

Актуальность: Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

ФГОС ДО: Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)

Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.

Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.

Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).

Проект позволит:

Разработать цикл занятий и мероприятий по опытно-экспериментальной деятельности с использованием презентаций. Обогатить предметную среду в группе.

Участники проекта: Дети, воспитатели, родители старшей группы.

Цель и задачи проекта: Расширить знания детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность, воспитывать любознательность, активность, формировать знания о науке, профессиях.

Задачи проекта:

  • Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
  • Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);
  • Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);
  • Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух - его давление и сила; Почва - состав, влажность, сухость;
  • Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;
  • Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;
  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
  • Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
  • Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для возможности радоваться сделанному открытию.
  • Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач;
  • Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.

Предполагаемые результаты:

Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.

Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности. Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

Сроки реализации:

с 02 сентября по 27 декабрь учебного года.

Материалы и оборудование:

Уголок по экспериментированию, наборы индивидуальные: трубочки-соломинки, воронки, лупы, пробирки, одноразовые стаканы, оборудование для занятий.


Этапы реализации проекта

  1. Подбор методической литературы, интернет-ресурсов.
  2. Разработка перспективного плана работы с детьми.
  3. Разработка конспектов занятий с детьми по опытно- экспериментальной деятельности.
  4. Организация развивающей среды в группе - оформление уголка по экспериментированию.
  5. Анкетирование родителей.
  6. Разработка перспективного плана работы с родителями.
  7. Оформление консультативного материала для родителей.

Краткая аннотация:

Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено:

  • специально-организованное обучение в форме занятий;
  • совместная деятельность взрослого с детьми;
  • свободная самостоятельная деятельность детей.

Формы работы:

  1. Занятия;
  2. Эксперименты;
  3. Беседы;
  4. Наблюдение и труд;
  5. Работа в лаборатории.

Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая (с подгруппой), фронтальная (со всей группой).

Предпочтение отдается подгрупповой форме организации экспериментальной работы. Наблюдения и эксперименты могут быть случайными, они не требуют специальной подготовки и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса, проводятся на участке или в “Уголке природы”, плановые наблюдения и эксперименты проводятся на выраженном предмете, объекте.

Существуют эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка: ребенок после не сложного наблюдения сам устанавливает истину.

В каждом эксперименте можно выделить следующую структуру:

  • Осознание того, что хочешь узнать;
  • Формирование задачи исследования, продумывание методики эксперимента, выслушивание инструкций, прогнозирование результатов;
  • Выполнение работы, соблюдение правил безопасности, наблюдение результатов;
  • фиксирование результатов, анализ полученных данных;
  • Совмесный отчет об увиденном, формулирование выводов.

Совместная деятельность взрослого с детьми является основным в опытно экспериментальной деятельности.

Экспериментальные занятия построены на совместном творчестве педагога и детей. Они стимулируют познавательную и творческую активность детей.

Всем известно, как важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. А опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости.

После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Ход занятий может меняться. Это зависит от того, что именно заинтересует детей. Например: детям очень нравятся опыты с водой, поэтому вместо двух занятий, было проведено три. Или, например, после занятия о вулканах, дети попросили рассказать о цунами, морском шторме и торнадо. Занятия были показаны с просмотром презентации, видеоролика, а также проведён опыт с использованием фена (имитация ветра).

Всего в проекте двадцать семь занятий из них - шесть на формирование представлений о собственном теле, человеческом организме.

Структура проведения занятий по исследовательскому обучению и экспериментированию в основном, такая:

  • Создание проблемной ситуации.
  • Поиск возможных решений.
  • Прогноз результата эксперимента.
  • Проверка возможных решений, исходя из данных.
  • Формулировка вывода в соответствии с результатами проверки.
  • Обобщение

Планирование работы свободной самостоятельной деятельности предполагает в первую очередь создание педагогом условий для возникновения самостоятельной деятельности детей. Окружающая детей предметно-развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника. Дети проводят опыты в “лаборатории”, используя пособия и материал для проведения исследования.

Свои знания дети закрепляют в дидактических играх, а результаты опытов – в изодеятельности.

Общение с детьми, в ходе проведения экспериментальной деятельности,

самостоятельному исследованию и активному познанию.

Перспективный план работы с детьми Сентябрь

Неделя

Занятия

Беседы

Наблюдения

1 неделя

Занятие №1

«Наша Земля» Глобус»

Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, жизни на земле, растениях, животных, живой и неживой природе. Углублённо знакомить с водой, водными резервуарами (океаны, реки, моря, озёра) и её свойствами. Продолжать знакомить с макетом Земли, картой мира, России.

«Что есть на нашей Земле»

Цель: расширять знания детей о поверхности земли: травой, цветами, водой.

Показ презентаций о явлениях природы, морях, океанах

Наблюдения за облаками, небом, тучами, солнцем и другими явлениями природы.

Оформление альбомов о водных ресурсах

2 неделя

Занятие №2

«Как хлеб на стол пришёл»

Цель: Познакомить детей с процессом выращивания хлеба, изготовлении муки, техникой, старинными инструментами для обработки хлеба. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Беседа «Виды хлеба»

Цель: показать детям хлебные изделия (баранки, булки, каравай, пряники, сухари и др). Сравнить их свойства и состав.

Наблюдение за колосьями, сбор полевых букетов, составление икебаны с колосьями.

Оформление уголка «Хлеб»

3 неделя

Занятие №3

«Свойства некоторых вещей»

Цель: Познакомить детей с пластмассой, железом, тканью и другими материалами окружающими нас.

Учить пользоваться журналом научных наблюдений.

«Что окружает нас в группе и из чего оно состоит?»

В группе организовать выставку предметов, изготовленных из разных материалов (стекло, железо, пластмасса, ткань, глина)

4 неделя

Занятие №4

«Наши помощники - органы чувств»

Цель: Расширять знания детей о своём теле. Познакомить с органами чувств и их назначением. Дать практическое подтверждение функции анализаторов (нос, глаза, язык). Продолжать работать в научном журнале. Прививать навыки ЗОЖ

Беседа «Мы такие разные»

Цель: Учить наблюдать и сравнивать себя и других (волосы, руки, цвет глаз и другие особенности).

Предложить детям дома наблюдать за домашними животными

(особенности их органов чувств)

Октябрь

Неделя

Занятия

Беседы

Наблюдения

1 неделя

Занятие №5

«Волшебница соль»

Цель: Познакомить детей со свойствами и назначением соли, её применением в быту, медицине, кулинарии. Показать разные виды соли: морская, каменная, мелкая йодированная. Показать, как действует лёд на снег. Учить готовить соляной раствор.

Предложить детям вспомнить дорогу зимой. Спросить, почему на дороге тает снег.

Рассказывать детям о том, как добывают соль (солончаки). Почему в море вода солёная?

Закреплять знания о применении соли.

Наблюдать за работой повара (как она солит еду, зачем это делает, какой солью пользуется)

2 неделя

Занятие №6

Занятие «Бумага – наша помощница»

Цель: Познакомить детей с историей происхождения бумаги и современным её производством, свойствами, применением

Беседы:

«Берегите бумагу»

«Где изобрели бумагу»

«Почему бумага разная?»

3 неделя

Занятие №7

«Свойства песка»

Цель: Показывать разные виды песка, расширять знания детей о свойствах сухого и мокрого песка. Расширять знания детей о применении песка в строительстве, стеклопроизводстве.

Беседа «Горы»

Цель: Знакомить детей с применением полезных ископаемых. Учить соблюдать безопасность при проведении.

Закреплять знания о пройденном материале.

Наблюдать за песком в песочнице (сухой, сырой, лепится).

4 неделя

Занятие № 8 «Огонь наш друг и враг»

Цель: Познакомить со свойствами огня (выделяет тепло, на нём можно греть пищу, огонь может уничтожить бумагу и др). Рассказывать о пользе огня и о мерах предосторожности в обращении с ним. Воспитывать безопасность при проведении опытов. Рассказывать об опасностях, которые могут произойти, если играть с огнём.

Беседовать об опасностях при игре с огнём, приучать детей не шутить с огнём. Рассказывать об ожогах.

Показ презентации «Как добывали огонь наши предки»

Оформить альбом «Его величество огонь», «Кто такой Прометей»

Ноябрь

Неделя

Занятия

Беседы

Наблюдения

1 неделя

Занятие №9

«Вулканы»

Цель: Познакомит с явлением природы – вулкан. На примере макета вулкана показать механизм его действия

Познакомить с профессиями вулканолога, метеоролога, геолога. Закреплять знания безопасности при проведении опытов

«Цунами»

Беседа с показом видеофильма

«Торнадо. Ветер»

Беседа с показом видеофильма

Цель: Закреплять знания о явлениях природы. Познакомить детей с необычными явлениями природы. Показ презентации о явлениях природы

2 неделя

Занятие №10

«Магнит. Как достать скрепку?»

Цель: Познакомить с магнитом. Дать понятие притяжения, магнитного поля.

Учить рисовать схемы.

Рассказы воспитателя о необычных явлениях природы

3 неделя

Занятие №11

«Удивительные камни»

Цель: Показать виды камней (галька, булыжник, гранит). Закреплять знания об их свойствах (холодные, тяжёлые). Расширять знания детей о свойствах камней.

«Где применяются камни?»

В группе организовать выставку различных камней (гранит, булыжник, камни разной формы и размеров).

4 неделя

Занятие №12

«Наше здоровье»

Цель: Закрепить знания о частях своего тела, строением.

Продолжать знакомить детей с понятием «здоровье». Кто такой здоровый человек. Учить детей укреплять здоровье.

В беседах рассказывать детям о разных видах закаливания

(воздушные, водные).

Оформить альбомы изображающие полезные и вредные факторы для здоровья.

Декабрь

Неделя

Занятия

Беседы

Наблюдения

1 неделя

Занятие №13

«Зачем нужна вода»

Цель: Расширять знания детей о значении воды, её применении. Рассказывать о её местоположении (море, океан, колодец и др). Дать понятие чистой и грязной воды. Воспитывать в детях бережное отношение к воде.

Объяснять, что жизнь зародилась в воде.

Беседы с показом опытов «Солёная вода»

Беседы об охране воды.

Познавательные беседы о крупных и мелких водных резервуарах.

Наблюдаем за снегом, льдом, сосульками (если есть)

Изготовление цветного льда.

2 неделя

Занятие №14

«Свойства воды»

Цель: Совершенствовать знания детей о воде и её свойствах. Закрепить представление детей о свойствах воды (бесцветная, не имеет запаха, без вкуса). Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, выполнять элементарные опыты. Развивать собственный познавательный опыт детей с помощью наглядных средств, схем и информационно коммуникационных технологий.

Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы, познакомить со словом фильтр, фильтрация.

Воспитывать умение работать в коллективе, развивать дружеские взаимоотношения. Развивать художественно- эстетические качества.

«Где применяется вода»

На прогулке: «Что получится, если поливать снег горячей водой и почему?»

3 неделя

Занятие №15

«Свойства снега и льда»

Цель: Закреплять знания детей о зиме, явлениях природы. Продолжать знакомить с тремя состояниями воды, свойством льда и снега.

Опыты с водой на улице «Цветные бусы для Снеговика»

Цель: Учить сравнивать снег и лёд.

4 неделя

Занятие № 16

«Где прячется воздух. Свойства воздуха»

Цель: Установить, где находится воздух и как его обнаружить. Познакомить детей с его свойствами. Показывать опыт с феном (ветер).

На примерах опытов с воздушными шариками, пакетами показать, что воздух находится везде. Объяснить понятие «невесомость в космосе». Закреплять у детей полученные понятия

Беседы о правильном дыхании, вреде различных респираторных болезней. Рассказывать о пользе прогулок на свежем воздухе, пользе хвойных деревьев

Наблюдение за воздухом на прогулке. Учить детей анализировать (воздух чистый, прозрачный, прохладный)


Мониторинг

- Анализ результатов проекта.

Работа с родителями

Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому я привлекаю их к активной помощи.

Так, например, предлогаю родителям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.

Для просвещения родителей провела консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой».

Количественные данные позволят проследить эффективность работы, отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу.

Сотрудничество с семьями детей, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. В работе с родителями по воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.

Анкетирование.
Перспективный план работы с родителями
Беседы, обсуждения на родительских собраниях.
Консультации для родительского уголка.
Совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.
Участие в выставках, смотрах-конкурсах и т. д.
Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности.

Заключение

Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и учебно-воспитательный процесс на основе темы проекта, создать развивающую, познавательную, безопасную предметную среду. Не менее важно, определить направление поисковой и практической деятельности, организовать совместную (с педагогами, родителями и детьми) деятельность. Ведь необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада.

Список литературы

1. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.

2. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. детская энциклопедия А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.

3. Поддьяков А.И. «Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком» Вопросы психологии, 1990 №5.

4. Поддьяков Н.Н. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект» — Волгоград: Перемена, 1995.

5. Прохорова Л.Н., БалакшинаТА. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира», «Формирование начал экологической культуры дошкольников» (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

6. Рыжова Н. А. «Волшебница –вода» Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997.

7. Рыжова Н.А. «Игры с водой и песком», Обруч,— № 2.

8. Рыжова НА. «Опыты с песком и глиной» Обруч — № 2.

9. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. «Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста», Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.

10. Цыплякова О. «Где же пятый океан?» Дошкольное воспитание. – 2006. - № 8.

11. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в старшей группе «Моя родословная» Срок проекта: с 01.10.2019г-31.10.2019г.Участники проекта: дети 25, родители 10, 2 воспитателя.

Проект в старшей группе «Моя родословная» Срок проекта: с 01.10.2019г-31.10.2019г.Участники проекта: дети 25, родители 10, 2 воспитателя....

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Культура питания» ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «Паровозик» «Культура питания»

Актуальность проекта обусловлена возросшим интересом к возрождению культуры поведения за столом, обучению правилам хорошего тона детей старшего дошкольного возраста.Проблема: В ходе наб...

Проект в старшей группе "Блинная неделя" в старшей группе

Масленица - веселый старинный праздник проводов зимы и встречи весны, который с удовольствием отмечают как дети, так и взрослые....

педагогический проект в старшей группе"Книга - лучший друг" проект (старшая группа)

Во всём мире интерес к традиционной книге постепенно угасает. Печатные издания к сожалению отходят на второй план, уступая место разнообразным устройствам: телевизорам и компьютерам.Не отрицая значени...