Педагогический проект "Хлеб - всему голова".
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Параунина Наталия Олеговна

В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приверженность к общечеловеческим духовным ценностям. Ребёнок должен научиться ориентироваться в природе, предметах созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни. Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, следует уделят больше внимания для комплексного изучения природы и её связи с человеком. Убеждать детей в том, что человек – часть природы и он должен беречь и уважать окружающий мир.

При этом важно найти интересующую детей тему, создать условия для постижения способов активного взаимодействия с миром, проявления эмоционально-оценочного отношения к происходящему.

Всегда ли мы бережно относимся к хлебу? Кто использует хлеб для питания? Всегда ли хлеба было вдоволь на столе у людей? От чего зависят урожай хлеба и разнообразие его на прилавках магазина? Как хлеб попадает на наш стол? Кто заботится о том, чтобы мы могли приобрести к своему столу?

Знакомство детей с процессом выращивания и производства хлеба, людьми, участвующими непосредственно в его изготовлении, способствует расширению кругозора детей, умению определять названия хлебобулочных изделий, устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных продуктов, определять технологию изготовления хлебобулочного изделия. При этом дети знакомятся с профессиями людей, обследуют предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, группируют предметы в соответствии с познавательной задачей.

В процессе знакомства детей с новыми понятиями, названиями продуктов, зерновых, техники, профессий, хлебобулочных изделий, использованием зерна и муки в жизни человека пополняется активный словарь детей, а значит, развиваются речевые умения и навыки личности, повышается уровень познавательных способностей, развивается воображение, формируется личность в целом.

Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без элементарного знания окружающего мира, природы, без понимания взаимосвязи «человек – природа». Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса, бережного отношения к природным богатствам.

У современных детей нет понимания ценностного отношения к труду человека, работающего на сельскохозяйственном поле. Хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине или супермаркете. Дети перестали ценить хлеб, как главный продукт питания для русского человека. И чтобы его вырастить необходимо, приложить много сил и труда. Поэтому мы решили уделить этому вопросу особое внимание в нашей работе с детьми. Самое главное в предстоящей работе способствовать формированию у детей четкого понимания роли человеческого труда в современном обществе и воспитывать уважительное, бережное отношение к результату его деятельности.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_hleb_2024.docx26.46 КБ

Предварительный просмотр:

                              МДОУ «Детский сад №112»

     Проект для детей 6-7 лет

        «Хлеб - всему голова»

                                   Разработала воспитатель: Параунина Н. О.

                                                                                   

                                  г. Ярославль, 2024 год.

     Проект «Хлеб – всему голова»

Вид проекта: экологический, познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Актуальность: В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приверженность к общечеловеческим духовным ценностям. Ребёнок должен научиться ориентироваться в природе, предметах созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни. Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, следует уделят больше внимания для комплексного изучения природы и её связи с человеком. Убеждать детей в том, что человек – часть природы и он должен беречь и уважать окружающий мир.

При этом важно найти интересующую детей тему, создать условия для постижения способов активного взаимодействия с миром, проявления эмоционально-оценочного отношения к происходящему.

Всегда ли мы бережно относимся к хлебу? Кто использует хлеб для питания? Всегда ли хлеба было вдоволь на столе у людей? От чего зависят урожай хлеба и разнообразие его на прилавках магазина? Как хлеб попадает на наш стол? Кто заботится о том, чтобы мы могли приобрести к своему столу?

Знакомство детей с процессом выращивания и производства хлеба, людьми, участвующими непосредственно в его изготовлении, способствует расширению кругозора детей, умению определять названия хлебобулочных изделий, устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных продуктов, определять технологию изготовления хлебобулочного изделия. При этом дети знакомятся с профессиями людей, обследуют предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, группируют предметы в соответствии с познавательной задачей.

В процессе знакомства детей с новыми понятиями, названиями продуктов, зерновых, техники, профессий, хлебобулочных изделий, использованием зерна и муки в жизни человека пополняется активный словарь детей, а значит, развиваются речевые умения и навыки личности, повышается уровень познавательных способностей, развивается воображение, формируется личность в целом.

Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без элементарного знания окружающего мира, природы, без понимания взаимосвязи «человек – природа». Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса, бережного отношения к природным богатствам.

У современных детей нет понимания ценностного отношения к труду человека, работающего на сельскохозяйственном поле. Хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине или супермаркете. Дети перестали ценить хлеб, как главный продукт питания для русского человека. И чтобы его вырастить необходимо, приложить много сил и труда. Поэтому мы решили уделить этому вопросу особое внимание в нашей работе с детьми. Самое главное в предстоящей работе способствовать формированию у детей четкого понимания роли человеческого труда в современном обществе и воспитывать уважительное, бережное отношение к результату его деятельности.

Ожидаемые результаты:
• сформировать у детей представления о ценности хлеба;
• получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
• воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
• воспитывать бережное отношения к хлебу.


Цель: формирование целостного представления о процессе выращивания хлеба у детей старшего дошкольного возраста, воспитание бережного отношения к хлебу, к труду людей, которые его выращивают.

Задачи:
Образовательные:
• изучить историю возникновения хлеба;
• познакомить детей со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом;
• расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека, и его изготовлении.
Развивающие:
• развивать познавательно – исследовательскую деятельность;
• развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и
умозаключения.

Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда;
• воспитывать желание делиться полученными знаниями.
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
• Социально-коммуникативное развитие;
• Художественно-эстетическое развитие.

Этапы проекта:

Подготовительный этап:
- определение объектов изучения;
- подбор семян злаков, предметов ухода, формочек для теста
- подбор пословиц и поговорок, загадок о хлебе;
- определение уровня знаний детей о хлебе;
- постановка целей и задач проекта.
Основной этап.
Комплексно-тематическое планирование по теме проекта. Непосредственное внедрение в совместную деятельность воспитателя и ребёнка всех образовательных областей для реализации поставленных целей и задач по теме проекта.
Познавательное развитие:
ОД: «Как люди на Руси жили»

ОД: «Откуда хлеб пришел»

Беседы:
«История хлеба»;
«Путь от зерна до каравая»;
«Кто такой хлебороб? Труд хлеборобов в старину и в современном мире»;
«Хлеб всему голова! Традиции русского народа, связанные с хлебом»
«Что такое злаки и из чего пекут хлеб?»;
«Какой бывает хлеб»;

 «Как мы можем беречь хлеб»;

 «Какие бывают виды хлеба»;   

«Почему надо беречь хлеб?»

«Беседа-итог: «Что вы знаете о хлебе?»;

КВН «Хлеб-всему голова».



Рассматривание иллюстраций и репродукций:
Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Выращивание хлеба»;
Составление рассказов по иллюстрации «Как выращивают хлеб».

Просмотр презентаций:

-«Как крестьяне выращивали хлеб»;

-«Когда и где хлеб родился»;

-Интерактивная викторина «Хлеб-всему голова».


Знакомство с профессиями:

-Хлебороб;
- Комбайнер;
- Пекарь;
- Кондитер;

- Продавец.

Исследовательская деятельность:
Рассматривание и сравнивание зерен при помощи лупы (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
Выстраивание схемы «Этапы выращивания хлеба»;

Опытно – экспериментальная деятельность:
Замешивание соленого теста и лепка булочек из него.

Речевое развитие.
- ОД. Развитие речи: «Хлеб – всему голова»;

- ОД. Рассматривание картины Шишкина «Рожь»;

- Составление сказки: «Путешествие колоска».

- Чтение художественной литературы о хлебе:
• Сказки: «Легкий хлеб», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»
• М. Глинская «Хлеб»;
• В. Ремизов «Хлебный голос»;
• Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», «Хлеб хлебу брат», сказка «Сто колобков», «Какой хлеб лучше», «Сказка о пшеничном зернышке»;
• Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»;
• И. Токмакова «Что такое хлеб»;
• С. Погореловский «Вот он хлебушек душистый»
• С. Михалков «Булка»
• Загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, стихи, приметы о хлебе.

Социально-коммуникативное развитие:
Сюжетно-ролевые игры:
«Семья»;
«Хлебный магазин»;
«Кулинария».

Дидактические игры:
- «Назови профессию»;
- «Что, где растет»;
- «Что из какой муки испекли?»;
-«Что сначала, что потом»;
- «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;
- «Как превратить муку в тесто?»;

«Цепочка слов» /Хлеб/;

-«Найди хлебобулочное изделие по описанию»;


- «Назови ласково».

Художественно-эстетическое развитие:
Изобразительная деятельность:
- Рассматривание картин и иллюстраций о хлебе;

-Театрализованная деятельность: украинская народная сказка: «Колосок»;

- ОД. Рассматривание картины Шишкина «Рожь»;
- ОД. Аппликация «Чудесный колосок»;
- ОД. Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми;
- ОД. Разукрашивание хлебобулочных изделий из теста;

-Раскраски о хлебе;

-ООД. Рисование «Хлебное поле».


Физическое развитие:
Пальчиковые игры: «Копна», «Как у деда Ермолая»
Физкультурные минутки: «Каравай», «В поле вырос колосок»

Заключительный этап:
- обобщение результатов работы;
- оформление экспозиции поделок из теста;

- выставка рисунков «Хлебное поле»;

-книжка-малышка: сказка «Путешествие колоска»;

- выставка работ по аппликации: «Чудесный колосок»;
- памятка для родителей правила обращения с хлебом.

Список используемой литературы:
1. Люблю мое отечество. Сборник проектов по патриотическому воспитанию дошкольников. Ю.В. Федулова, О.А. Рогожина, О.Ю. Депутатова
2. Расскажите детям о хлебе. Умные карточки для занятий в детском саду и дома, Мозаика-Синтез.

3. Т. А. Шорыгина «Беседы о хлебе»«Злаки. Какие они?»

4. О.А. Скоролупова «Осень. Овощи и фрукты. Грибы. Хлеб».

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Хлеб - всему голова"

Педагогический проект "Хлеб – всему голова"Целью нашего проекта является формирование целостного представления у детей старшего дошкольного возраста о процессе выращивания хлеба и профессиях люд...

"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"

"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"  Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...

Педагогический проект "Хлеб - всему голова"

Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности...

Презентация педагогического проекта «Хлеб – всему голова»

Ознакомление детей с тем, как хлеб пришел к нам на стол....

Педагогический проект «Хлеб – всему голова»

Вам и расскажут, и в книгах прочтёте:Хлеб наш насущный всегда был в почёте.Низкий поклон мастерам урожаев,Тем, кто зерно в закромах умножает,И хлебопекам-умельцам искусным,Всем, кто нас радует хл...

педагогический проект "Хлеб - всему голова "

Проект для детей старшего дошкольного возраста...