Материалы по лексической теме "Дикие животные"
материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Надежда Владимировна Тупицына

Закреплять представления о лесе, как месте обитания диких животных. Закрепить понятие «дикие животные», «детеныши диких животных», «жилища диких животных», «травоядные и хищные животные». Развивать наблюдательность, мышление, память, диалогическую речь, активизировать и обогащать словарь. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание ее сохранить в первозданном виде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskaya_tema.docx20.39 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Игра «Один — много»: белка — белочка и т.д.

  1. Образование сложных прилагательных: У лисы длинный хвост. Какая лиса? (длиннохвостая.) Короткий хвост. Короткие лапы. Толстые лапы, длинные уши. Острые уши. Короткие усы...

  1. Образование притяжательных прилагательных: Нора лисы. Чья нора? (Лисья.) Берлога медведя. дупло белки. Логово Волка. Морда лисы. Хвост зайца.

  1. Образование существительных с помощью суффикса -ищ-: нос — носище, лапы, хвост, усы, глаза, зубы.

  1. Подбор слов-антонимов: У лисы длинный хвост, а у зайца короткий хвост. У медведя толстые лапы, а у лисы

  1. Чтение художественных текстов: М. Пришнин «Еж», русских народных сказок в обработке Л.Н. Толстого «Маша и медведь», «Три медведя».

  1. Игры «Чей домик?», «У кого кто?»

  1. Назовите слова близкие по значению - «слова - приятели»:

Зверь - зверюга, дикое животное.

Напал - накинулся, набросился.

  1. Назовите слова противоположные по значению - «слова - неприятели»:

Ловкий - неуклюжий

Густой - редкий

Сильный - слабый

Сытый - голодный

Нападать - защищаться

Уснуть - проснуться

Схватить - выпустить

Стремительно - неподвижно

Трусливый - смелыйСкажите по-другому:

Заяц - зайка, зайчишка, зайчонок, заинька, заюшка

Волк - волчище, волчонок, волчишко, волчище

Лис - лиса, лисица, лисонька, лисичка, лиска

Медведь - медведица, медвежище, медвежонок.

Еж - ежик, ежиха, еженька.

  1. Скажите ласково:

Серый - серенький

Белый - …

Хитрый - …

Толстый - …

Слабый - …

Шустрый - …

  1. Составьте новое слово из двух:

Толстая кожа - толстокожий

Узкий лоб - узколобый

Сам защищается - самозащита

Острые зубы - острозубый

Толстые ноги – толстоногий

  1. Ответьте на вопросы, какой? Какая? Какое? Какие? Кто больше вспомнит слов?

Зверь (какой?) дикий, лесной, хищный, умный, смелый, свирепый….

Лиса (какая?) рыжая, хитрая, осторожная, пушистая…

Белка (какая?) рыжая, серая, ловкая, шустрая…

Шерсть у зверей (какая?) грубая, мягкая, лохматая, короткая…

  1. Угадайте, кто я такой.

Серый, колючий, маленький, шустрый, забавный - ежик.

Серый, голодный, злой, сильный, большой, осторожный, смелый - волк.

Бурый, лохматый, сильный, массивный, неторопливый, косолапый - медведь.

Серый, белый, пушистый, ушастый, ушастый, быстрый, трусливый - заяц.

  1. Ответьте на вопросы чей? чья? чье? чьи?

Чей пушистый рыжий хвост? (лисий)

Чей короткий белый хвостик? (заячий)

Чья нора? (лисья)

Чья берлога? (медвежья)

Чье дупло? (беличье)

Чье логово? (волчье)

Чьи острые зубы и когти? (волчьи)

Чьи рога? (оленьи)

Чьи следы? (заячьи, волчьи, лисьи, беличьи)

  1. Угадайте, кто так делает?

Воет, рыщет, нападает, охотится (волк)

Прыгает, грызет, заготавливает, царапается (белка)

Фыркает, сворачивается, колется, засыпает (ежик)

  1. Вспомните и скажите:

Сколько лап у двух медвежат?

Сколько ушей у трех ежей?

Сколько глаз у трех лисят?

Сколько шей у трех ежей? (ни одной)

Сколько хвостов у пяти барсуков?

«Кто кем будет?»

Ежонок будет ежом.

Лисенок будет лисой.

Волчонок будет волком.

Медвежонок будет медведем.

Бельчонок будет белкой.

Зайонок будет зайцем.

Лосёнок будет лосем.

Барсучонок будет барсуком.

Кабанчик будет кабаном.

Бобрёнок будет бобром.

"Узнай зверя по описанию"

Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц)

- Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь)

-Серый, злой, голодный. (Волк)

-Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса)

-Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка)

-Кто на своей голове лес носит? (Олень)

«У кого кто?»

У лисы- лисенок, лисята.

У волка- волчонок, волчата.

  «Кто меньше, кто больше»

Кто меньше- медведь или медвежонок?"

- "Кто меньше- лиса или ежик?"

- "Кто меньше- ежонок или медвежонок?".

«Четвертый лишний»

дети должны знать названия и особенности внешнего вида животного; уметь обобщать понятия при выделении лишнего (наглядный пример - карточки)

Ёж, лиса, волк, белка (у ежа короткий хвост)

Медведь, заяц, кабан, лиса (у лисы длинный хвост)

Лось, кабан, волк, олень  (все кроме волка, защищаются отростками на голове)

Ёж, медведь, лиса (лиса не впадает в спячку)

«Угадай животных в загадке»

Он в берлоге спит зимой Зимой белеький,

Под большущею сосной, А летом серенький.

А когда придёт весна, Никого не обижает,

Просыпается от сна. А всех сам боится. (Медведь) (Заяц)

Кто по ёлкам ловко скачет Рыжая птичница

И взлетает на дубы? В курятник пришла,

Кто в дупле орехи прячет, Всех кур перечла

Сушит на зиму грибы? И с собой унесла.

(Белка) (Лиса)

Кто зимой холодной Кто на своей голове

Бродит злой, голодный? Лес носит?

(Волк) (Олень)

«Закончи предложение»

Заяц зимой белый, а летом.

- У зайца хвост короткий, а уши.

- У зайца (белки) задние лапы длинные, а передние.

- Заяц пушистый, а ёж.

- Ёж спит днём, а охотиться.

- Ёж маленький, а медведь.

- Белка зимой серая, а летом.

- У белки хвост длинный, а у зайца.

- Белка живёт в дупле, а ёж в.

- У лисы шерсть мягкая, а у волка.

- Лиса живёт в норе, а волк.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий на материале лексической темы «Животные жарких стран».

Представляю Вашему вниманию конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий на материале лексической темы «Животные жарких стран»....

Тематическое планирование лексических тем. Логопедические пятиминутки. Материалы по лексическим темам для сайта.

        В этом учебном году, 2015-2016, мы решили в разновозрастной  логопедической группе взять за основу программу Н.Нищевой.  Программа хорошо проработана, по н...

Календарный план по лексической теме"Животные нашего края, зимующие птицы и животные жарких стран" для детей от 5 до 6 лет группа "Золотой ключик" .

Календарный план разработан с учетом возрастных особенностей детей от 5 до 6 лет, а так предусматривает учет индивидуального маршрута с каждым ребенком....

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ НА МАТЕРИАЛЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЫ «ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН»

Развитие речевого дыхания на материале лексической темы «Животные жарких стран»...

Конспект ООД с детьми 6-7 лет «Комфортная температура воды в жизни животных» (Лексическая тема: «Животные севера», «Животные жарких стран»)

Целью образовательной деятельности на тему «Комфортная температура воды в жизни животных» является формирование представлений о том, какая температура воды является комфортной для животных...