Волшебный мир дерева
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Людмила Евгеньевна Березкина

Конспект занятия ООД по окружающему миру 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_okruzhayushchemu_miru.docx40.79 КБ

Предварительный просмотр:

      Конспект занятия ООД по окружающему миру «Волшебный мир дерева»

Цель:

Формировать представления детей о дереве, его качествах и свойствах.

Задачи:

- Учить делать выводы и умозаключения о свойствах дерева с помощью экспериментальных действий.

-Способствовать овладению средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта по известному алгоритму. Стимулировать желание детей для самостоятельного проведения исследования.

-Воспитывать бережное отношение к природе, экологическое сознание.

Оборудование: пилка, гвоздь, деревянная доска; емкость с водой, лупа; колокольчик, шарик, конверт с письмом, спички для воспитателя.

Демонстрационный материал: иллюстрации и картинки на тему «Деревья».

Раздаточный материал: небольшие срезы дерева на каждого; краски и кисточки.

Предварительная работа: а) наблюдение на прогулке за деревьями;

б) в совместной деятельности: отгадывание загадок, ребусов о деревьях,

рассматривание энциклопедии.

Виды детской деятельности: исследовательская, игровая.

Ожидаемый результат:

Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Организационный момент.

Воспитатель стоит у окна и звенит колокольчиком:

Воспитатель:

Мой звоночек звенит, заливается

И ребята вокруг собираются

Собрались все дети вкруг

Ты мой друг и я твой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся.

Основная часть.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить:

Весной веселит, летом холодит,

Осенью питает, зимой согревает. (Дерево)

Воспитатель: Ребята, а где растут деревья?

Дети: В лесу, на улице, на участке, в поле.

Воспитатель: Хорошо, а как узнать название деревьев?

Дети: По стволу, по форме листьев.

Воспитатель: Начинается разминка!

Отвечайте чётко, ясно,

Чтобы было всем понятно.

Рассматривание картинок «Лиственные деревья».

Воспитатель: Какое это дерево? Как можно назвать эти деревья? А почему мы их так называем?

А я предлагаю поиграть в мою любимую дидактическую игру « Назови листочек». Я называю дерево, а вы называете какой листочек.

дуб – дубовый

клён – кленовый

осина - осиновый

рябина – рябиновый

берёза – берёзовый

тополь – тополиный

калина - калиновый

Молодцы! Правильно

Рассматривание иллюстраций «Плодовые деревья».

Воспитатель: Какие это деревья?

Дети: Плодовые, от слова «Плод». Или их еще называют фруктовые.

Воспитатель: Ребята, для чего нужны деревья, чем они полезны?

Дети: Деревья очищают воздух, пополняют землю кислородом, украшают природу, сохраняют тень в жаркий день.

Воспитатель: Какие предметы изготавливают из дерева?

Дети: Из дерева изготавливают мебель, игрушки, посуду, музыкальные инструменты, двери, оконные рамы, строят дома.

Воспитатель: Как называется профессия людей, которым для работы необходим материал-дерево?

Дети: Плотник.

Воспитатель: Закройте глазки и повторяйте за мной: 1,2,3 – волшебство скорей приди!

Влетает шарик, ни нитке письмо. Воспитатель – ловит шарик, удивляется.

Воспитатель: Ух ты, что это? Давайте его прочтем.

Воспитатель читает: «Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться. Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться. Что делать? Ребята, помогите найти решение. Мальвина».

Дети высказывают предположения. Если кто-либо не высказывает версию о том, что Буратино думает, как ему перебраться через реку (ведь плавать он не умеет), то воспитатель подводит детей к формулировке проблемы.

Воспитатель: «Как переплыть реку, если не умеешь плавать?».

Дети предлагают различные варианты решения проблемы, выдвигают гипотезы и все вместе анализируют их.

Гипотезы: построить лодку, но это долго; попросить кого-нибудь его перевезти, но рядом никого нет; может, он не утонет, он же деревянный.

Последнюю гипотезу воспитатель предлагает проверить.

Воспитатель: А как нам проверить тонет ли предмет из дерева?

Дети: Провести опыт, эксперимент.

Воспитатель: Опыт – это наблюдение за предметом в разных условиях, чтобы изучить его.

Воспитатель: А что необходимо для опыта?

Дети берут деревянные предметы, наливают в тазики воду и проводят эксперимент.

Воспитатель: Что вы наблюдаете? Что можно сказать о деревянном предмете, который находится в воде? Он тонет в воде?

(Проделав опыт, дети делают вывод: дерево в воде не тонет, значит, и Буратино не утонет, доплывёт, потому что он деревянный).

Воспитатель: Что же мы посоветуем Буратино?

Дети: Прыгнуть в речку и быстро ее переплыть. В школу Буратино успеет вовремя.

Воспитатель: Мои исследователи, о каком же свойстве дерева мы узнали?

Дети: Дерево не тонет в воде.

Воспитатель: Мы с вами оставим в воде свои срезы дерева и в конце нашего занятия мы посмотрим, изменилось что-то или нет. Ребята, а давайте представим себя деревьями.

Проводится физкультминутка.

Физкультминутка:

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед –

Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна. Наступила тишина. (Дети садятся на коврик)

Воспитатель: А сейчас я хочу вновь вас пригласить в нашу лабораторию. Возьмите в руки брусок, закройте один глаз и попробуйте рассмотреть сквозь него, что вы заметили? Какой вывод сделаем? (Дерево непрозрачное и каждое имеет свой рисунок)

А теперь скажите, какая поверхность у деревянного бруска?

Дети: Шероховатая или гладкая.

Воспитатель: Проведите гвоздиком по поверхности дерева. Что осталось на дереве? (отпечаток, отметка).

Воспитатель: А как можно узнать возраст дерева? (По кольцам на срезе). Правильно, возраст дерева можно узнать по количеству колец на пеньке. Два соседних кольца: темное и светлое, соответствует одному году роста.

Воспитатель: Дети, у вас на столе лежат спилы дерева. Возьмите лупу и давайте посчитаем, сколько лет было дереву?

Воспитатель: Как узнать поддается ли дерево обработке: его можно пилить? Давайте с вами проверим.

Но сначала вспомните о безопасном использовании остро-режущих инструментов. Держать инструмент нужно за ручку. Размахивать инструментом нельзя. Этот опыт проведут нам мальчики: Даня и Ваня, а девочки посмотрят. Возьмите пилку, левой рукой придерживайте деревянный брусок, а правой попробуйте пилить. Ваня, ты какие движения пилой будешь делать: вперед-назад или вправо-влево? (Вперед-назад.) А ты, Даня? Верно, молодцы. Работайте. (Дети пилят) Кто уже знает ответ на этот вопрос: можно ли пилить дерево? Маша! (Дерево можно пилить.)

Воспитатель: Проблемный вопрос: если дерево можно пилить, можно ли его рубить топором? (Да). Верно. В деревнях печь топят дровами, которые рубят чем? Топором!

Воспитатель: Сделаем вывод: какими еще свойствами обладает материал «дерево»?

Дети: Дерево можно пилить и рубить.

Воспитатель: А из чего сделаны спички? (Из дерева). Следующий опыт проведу я, а вы сделайте вывод: каким еще свойством обладает дерево. (Воспитатель поджигает спичку и показывает, как быстро сгорает дерево.)

Воспитатель: Кто назовет еще одно свойство дерева?

Дети: Дерево горит.

Показать знак:

Воспитатель: Ребята, а кто знает, что означает этот знак?

Дети: Нельзя играть со спичками.

Воспитатель: У вас на столе лежат краски и кисти и деревянные бруски. Как вы считаете можно ли покрасить предметы из дерева? (Можно)

Воспитатель: Давайте попробуем покрасить брусок. Цвет краски выберите сами. Скажите, ребята, хорошо окрашивается? (Да)

Воспитатель: А теперь давайте посмотрим, что у нас случилось с брусочком, который остался лежать в воде?

Дети: Намок, стал сырой, впитывает воду.

Воспитатель: Какой вывод мы сделаем?

Дети: Поглощает влагу и от этого меняется в размере.

Воспитатель: Вы исследовали свойства дерева глазами и руками. А теперь пусть ваши носики поработают. Поиграем в игру «Отличи по запаху дерево от пластмассы» Закройте глаза. Молодцы, ребята. Хорошее у вас обоняние. Запах дерева знаете.

Рефлексия.

Воспитатель: Какие свойства дерева мы узнали, проделав эксперименты?

Дети: Дерево не тонет в воде, но впитывает ее, увеличиваясь в размере. Не прозрачное и хорошо окрашивается. Дерево можно распилить, оно имеет рисунки на спилах, хорошо горит, на нем остаются следы от острых предметов.

Воспитатель: А теперь скажите, зачем людям знать свойства материала?

Дети: Люди знают разные свойства материалов и поэтому делают разные предметы, которые им нужны.

- Мы с вами играли, проводили опыты, а теперь давайте оценим вашу активность, правильность ответов, вашу правильную речь:

- кто отлично работал – покажет ладошку«5»

- кто хорошо работал, но делал некоторые ошибки - покажет кружок «Хорошо!»

- кто только слушал, но не отвечал – покажет знак «Руки накрест»- «Нет»

И так, подумайте. Начали!

Воспитатель: Интересно вам знать всё о деревьях? (Да)

Кто хочет дома, вместе с родителями, сочинить сказку или стихотворение о каком–либо дереве? Кто хочет слепить разные деревья? Кто хочет сделать макет деревьев из картона или бисера? Кто хочет найти историю любого дерева, собрать информацию и вместе с родителями выступить в саду перед ребятами. Много желающих. Тогда я предлагаю провести праздник: «Какие они, деревья?» Согласны? Готовьтесь. А сегодня спасибо всем за участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Волшебное осеннее дерево" (Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста)

Сценарий  осенненго праздника для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект НОД в подготовительной группе "Волшебный мир дерева"

Китайская пословица гласит: "Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму" ...

ОД по ФЭМП в младшей группе "Путешествие к волшебному чудо дереву"

Конспект  интегрированной образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие»(формирование  элементарных математических представлений во второй младшей группе)На тему: « Путеше...

КОНСПЕКТ НОД "ВОЛШЕБНЫЙ МИР ДЕРЕВА И МЕТАЛЛА"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10478718","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"360"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10478720","...

Волшебный мир дерева

Волшебный мир дереваОбразовательная область: Познавательное, художественно-эстетическое, речевое развитие.Тема: Знакомство детей с разнообразием пород деревьев и использование дерева человеком.Задачи:...

Рисование в подготовительной логопедической группе «Волшебное фруктовое дерево»

Конспект занятия, направленного на закрепление знаний у детей о характерных особенностях каждого фрукта....

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по теме «Волшебное осеннее дерево» с использованием нетрадиционных техник рисования (оттиск смятой бумагой, чай и опилки)

Цель: учить детей самостоятельно в определенной последовательности, создавать осенний пейзаж с использованием нетрадиционных техник рисования («чай и опилки», «смятая бумага&raq...