Проектная деятельность-как метод всестороннего развития детей дошкольного возраста
статья по окружающему миру

Елена Николаевна Филина
В статье говорится о том, что одним из эффективных методов работы по ознакомлению с окружающим является метод проектов, который позволяет реализовать принцип оптимального соотношения между развитием детей под влиянием взрослого и развитием, обусловленным собственной активностью ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность -как метод всестороннего развития детей дошкольного возраста

Филина Елена Николаевна,

воспитатель, ГБДОУ детский сад № 29

Курортного района Санкт-Петербурга

Аннотация. В статье говорится о том, что одним из эффективных методов работы по ознакомлению с окружающим является метод проектов, который позволяет реализовать принцип оптимального соотношения между развитием детей под влиянием взрослого и развитием, обусловленным собственной активностью ребенка.

Ключевые слова: проектная деятельность, метод проектов, знания и умения, опыт творческой деятельности, родной край, Родина.

Современная жизнь, современные требования к образованию требуют новых подходов к организации и обеспечению патриотического воспитания детей. Сегодня, процессы образования и развития осуществляются в процессе социального двустороннего обмена, все большее значение приобретает образование в сотрудничестве, когда все участники образовательного процесса задействованы в нем в одинаковой степени.

Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственные сферы, которые не казались бы ребенку скучными, чрез мерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием [1].

Сегодня, одним из таких методов является- метод проектов. Метод проектов возник в начале ХХ века в Америке и был разработан выдающимся американским философом и педагогом Джоном Дьюи сначала как метод проблем. Термин «метод проектов» первым ввел Уильям Килпатрик (последователь Дж.Дьюи) в 1918 году. Тогда был провозглашён принцип «обучение через деятельность», «все из жизни, все для жизни».

В отечественной педагогике А. С. Макаренко можно считать основоположником теории и практики педагогического проектирования, так как именно он был убежденным сторонни ком проектирования в человеке всего лучшего, формирования сильной, богатой натуры.

Определение понятий «проект» и «метод проектов» давалось разными педагогами и психологами. Например, «проект» определяется как:

• спланированное образовательное мероприятие сообщества детей и взрослых в учебных целях;

• метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной деятельности по достижению намеченных целей. Понятие «метод проектов» имеет следующие определения:

• способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели [4];

• педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребёнок познаёт себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.

Таким образом, мы определили, что суть «метода проектов» в образовании состоит в так что обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности.

Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации воспитателя. Воспитатели должны стать партнерами по деятельности и диалогу, стимулировать и со провождать исследовательский процесс, сотрудничая и обучаясь. При этом педагог берет на себя роль модератора, ведущего. Это означает, что начало, планирование и проведение проектов происходят совместно с детьми, но основная ответственность лежит на педагоге (он должен, в частности наблюдать за детьми, вовлекать их в деятельность, чтобы инициировать проект, организовывать рабочие группы, управлять образовательными процессами, привлекать родителей и других членов семьи, обеспечивать документирование и оценку проекта).

Важно при этом, чтобы у педагога была развита культура диалога, способность выслушать и расспросить ребенка.

Задача воспитателя создать проблемную ситуацию, пробудить у ребенка потребность в решении проблемы. Создать условия для нахождения способов ее решения в зоне ближайшего развития ребенка и создание конечного продукта в содержательном и насыщенном взаимодействии с ребенком. Цель ребенка – найти ответы, создать конечный продукт, поставить новые вопросы.

После завершения детьми проекта, проект воспитателя продолжается анализом эффективности и недостатков, определяются пути совершенствования и реализация новой проблемы. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.

Проекты являются идеальной возможностью для интенсивного вовлечения родителей и других членов семьи в актуальную образовательную деятельность. Метод проектов стимулирует сотрудничество с родителями и семьями воспитанников. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка. Значение семьи в формировании нравственно-патриотического сознания трудно переоценить, т. к. привлекая родителей к работе над проектом, создаются дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта.

Значимыми условиями для успешного внедрения проектной деятельности являются:

• развивающая среда;

• уровень общения со сверстниками; способность к сотрудничеству;

• профессионализм педагога; потребность родителей;

• опора на собственный опыт ребенка.

Таким образом, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружаю- щем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов [3, с. 8-12]. Благодаря использованию различных форм и методов работы в процессе ознакомления дошкольников с родным краем, с ее народом, бытом и традициями, у детей формируются и развиваются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.

Литература 1. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов до школьных учреждений / Н.Е. Веракса, Актуальные исследования • 2024. №44 (226) Педагогика | 58 А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 64 с.

2. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008.

3. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании: методическое пособие / Н.А. Кочкина. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012. – 72 с.

4. Трофимова Г.Е. Проектная деятельность в воспитании у детей любви к родному городу / Г.Е. Трофимова // Управление ДОУ. – 2009. – № 1. – С. 83-85.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста

Театрализованная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества, это большой простор для творческих фантазий ребенка. Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко...

Презентация «Sand-Art» как метод всестороннего развития детей дошкольного возраста

«Sand-Art» как метод всестороннего развития детей дошкольного возраста...

Подвижные игры, как метод всестороннего развития детей дошкольного возраста.

Значение подвижных игр для малышей сложно переоценить, поскольку это замечательная возможность помочь ребёнку развиваться всесторонне. Главное, что увлекательная активная игра комплексно воздействует ...

Подвижные игры, как метод всестороннего развития детей дошкольного возраста.

Значение подвижных игр для малышей сложно переоценить, поскольку это замечательная возможность помочь ребёнку развиваться всесторонне. Главное, что увлекательная активная игра комплексно воздействует ...

Подвижные игры, как метод всестороннего развития детей дошкольного возраста.

Значение подвижных игр для малышей сложно переоценить, поскольку это замечательная возможность помочь ребёнку развиваться всесторонне. Главное, что увлекательная активная игра комплексно воздействует ...

Проектная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста.

   В современной дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали ...