Наглядные пособия как средство активизации работы по экологическому воспитанию
методическая разработка по окружающему миру

Васина Алина Кальевна

Организованное наблюдение натуральных объектов и явлений природы является основным способом  ознакомления с природой и экологического воспитания. С помощью наблюдения на основе совместной деятельности анализаторов успешно развивается мышление, речь, воспитывается интерес и любовь к природе. Организация наблюдений возможна на занятиях, экскурсиях, прогулках, во время игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наглядные пособия

как средство активизации работы по экологическому воспитанию

Формирование целостного преставления о природе – одна из основных задач воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Психологами и педагогами установлено, что для успешного обучения необходимо знать возрастные особенности детей. Учитывая конкретность мышления и небольшой опыт детей дошкольного возраста процесс ознакомления с природой необходимо делать более наглядным, поэтому ознакомление с окружающим миром и экологическое воспитание происходит в основном путем наблюдений. Организованное воспитателем наблюдение натуральных объектов и явлений природы является основным способом ознакомления с природой и экологического воспитания.

С помощью наблюдения на основе совместной деятельности анализаторов успешно развивается мышление, речь, воспитывается интерес и любовь к природе. Организация наблюдений возможна на занятиях, экскурсиях, прогулках, во время игр.

Экскурсия – это один из видов наблюдения. На экскурсиях дети могут под руководством педагога наблюдать в естественной обстановке явления природы, сезонные изменения, увидеть, как человек преобразует природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит людям. Все изменения, вся в высшей степени интересная и важная зависимость растений от внешних условий, связь между отдельными растениями, растительные группы и картины – могут быть наблюдаемы только на экскурсиях. (Герд А.Я. Избранные педагогические труды. – М. :Изд. АПН РСФСР, 1953).

Преимущества экскурсий-занятий и в том, что здесь дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Эти занятия помогают формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе.

Экскурсии носят, как правило, сезонный характер. При планировании экскурсий необходимо большее внимание обратить на отбор экскурсионных объектов и обработку экскурсионного материала. Подготовку к экскурсии следует начать с ознакомления с объектами с помощью изобразительных пособий. В соответствии с местом проведения экскурсии (парк, лес, водоем) педагог выбирает необходимые изображения и демонстрирует их детям на магнитной доске. Преимущество моделей-аппликаций перед демонстрационной таблицей состоит в том, что изображения растений и животных выкладывают постепенно, акцентируя внимание обучаемых на характерных признаках организма (форма, цвет и т.д.). Здесь же педагог рассказывает, где этот объект можно увидеть в природе.

Существенным моментом является использование этого же пособия при закреплении полученных на экскурсии знаний на последующем занятии. В этом случае дети сами находят нужное изображение и рассказывают, где видели это растение, какое оно и т.д. С помощью рекомендуемых моделей-аппликаций детям дошкольного возраста можно показать простейшие пищевые связи, роль растений в жизни животных, влияние человека на природные сообщества.

Продолжением экскурсии может быть создание вместе с детьми диорамы природных сообществ «Смешанный лес», «Болото», «Сад», изменяющихся по сезонам. Использование подобного оборудования создает функционально-значимый интерьер кабинета, положительный настрой обучающихся. Предлагаемая экспозиция составляется с учетом сезонных изменений. Небольшие изменения дают возможность продемонстрировать явления природы в разное время года. Кроме того, по усмотрению педагога, в соответствии с особенностями местности пособие можно дополнить натуральными объектами (объемно засушенными растениями и др.), а также их изображениями (муляжами, моделями), которые могут выполнить сами учащиеся, что способствует активизации их творческой деятельности.

C:\Users\Тамара Александровна\Desktop\FOTO 20051013\

С помощью данной диорамы можно проиллюстрировать следующие вопросы:

  • значение растений в природе и в жизни человека;
  • условия существования того или иного природного сообщества;
  • распределение растений и других организмов по ярусам.

При необходимости экспозиция дополняется различными объектами, в этом случае информативная емкость пособия увеличивается: могут быть показаны вредители леса, влияние неправильного поведения человека на природные сообщества.

C:\Users\Тамара Александровна\Desktop\FOTO 20051013\

Таким образом, применяя изобразительные пособия, в процессе познания будет задействовано большее количество анализаторов, что способствует формированию целостного восприятия действительности.

Желательно сезонные экскурсии проводить в одном месте, чтобы детям легче было сравнивать состояние природы в разное время года. Перед выходом на экскурсию необходимо напомнить детям о правилах поведения на экскурсии:

  • Одеваться соответственно погоде.
  • Не причинять вреда природе.
  • Не ходить босиком
  • Не трогать животных.
  • Не шуметь.
  • Не лазить на деревья.
  • Не пить воду из природных водоемов.
  • Не пробовать на вкус растения, плоды.

Педагогу необходимо перед организацией экскурсии обратиться к методической литературе, которая помогает найти наиболее типичные явления в природе в данное время года, напомнить о структуре экскурсии, которая включает в себя:

  1. Вводная беседа
  2. Самостоятельная работа детей
  3. Обобщение
  4. Обработка материала.

Для примера рассмотрим осеннюю экскурсию. Особенностью данной экскурсии является то, что ее можно проводить в условиях города, в ближайшем парке, а при необходимости на участке около учебного учреждения.

Осенняя экскурсия

Цель: наблюдение за состоянием природы в осеннее время, приобретение знаний и навыков, необходимых для распознавания типичных для данной местности деревьев и кустарников. Сбор различного растительного материала для последующей работы.

Оборудование: пакетики для сбора материала во время экскурсии.

Объекты: ворона, галка, воробьи (полевой и домовой), синица, дятел, сорока, зяблик, грач, жаворонок, скворец, ласточка, бабочки, муравьи, шмели, пчелы, муравьи, паукообразные;

береза, клены, тополь, ива, сирень, ясень, боярышник, акация, ель, лиственница.

Ход экскурсии

Перед началом экскурсии педагогу следует «настроить» детей, рассказав им о правилах поведения в природе. Призовите детей к охране природы: не портить деревьев, брать немного, бережно, аккуратно и только то, что нужно, что понадобиться для работы.

Итак, вы вышли на экскурсию. Вместе с детьми обратите внимание на красоту природы. Подойдя к одному из деревьев, спросите:

  • Что происходит с лиственными деревьями осенью?
  • Почему в октябре осень называют золотой?
  • Кто знает, какое это дерево?
  • По каким признакам можно узнать какое это дерево? (Ствол, ветви, кора, листья).
  • Каждый найдите по 3 листочка с этого дерева, положите их в свои пакетики.

Точно так же подойдите к деревьям, которые наиболее распространены в вашей местности (осина, клен, тополь и др.), не более трех видов.

На экскурсиях можно пронаблюдать время, последовательность и ход листопада у разных деревьев. Необходимо сказать и о том, что не все наши деревья сбрасывают на зиму листья. Зелеными остаются хвойные: сосна, ель, можжевельник, но и их листья готовятся к зиме, это проявляется в изменении их окраски. Хвоя елей и сосен темнеет, становится тусклой.

Во время экскурсии вместе с детьми найдите и соберите плоды и семена наблюдаемых растений, вспомнив их способы распространения.

Осенняя экскурсия предполагает и наблюдение за животным миром. Вместе с детьми вспомните о птицах, которые обитают в данной местности, напомнив о перелетных и оседлых птицах. Во время осенней экскурсии на участок или ближайший парк можно ознакомиться с наиболее обыкновенными птицами, живущими в городской черте. Город имеет свою фауну птиц, состоящую из ряда видов, предпочитающих соседство с человеком и его жилищем. Это различные «полудомашние», вернее – домовые птицы, приспособившиеся к жизни рядом с человеком, иногда даже кормящиеся за его счет. Таким специфически городским видом издавна стал, например, домовый воробей, живущий в селениях и городах. К ним же относятся обыкновенные домовые голуби, галки и, отчасти, ласточки, стрижи, некоторые совы.

Конечно, необходимы повторные осенние экскурсии с целью понаблюдать данной местности при различных условиях.

Обратите внимание на экологическое состояние растительного сообщества:

  • сломанные деревья;
  • сломанные кустарники;
  • сухие деревья и кустарники;
  • наличие бытового мусора;
  • что вы можете предложить по охране данной территории.

По окончанию экскурсии целесообразно провести обобщающую беседу о жизни природы осенью. Еще раз вспомните вместе с детьми о том, как готовятся к зиме растения, отметив некоторые особенности деревьев (хвойных и лиственных), кустарников, травянистых растений. Расскажите детям об осенней жизни диких животных. Напомните детям об особенностях жизни зимой насекомых.

Придя с экскурсии, вместе с детьми необходимо обработать собранный материал: плоды и семена подписать; листья, растения загербаризировать.

На следующем занятии вместе с детьми сделать экспозицию биоценоза. Для этого необходимы:

  • планшет из пенопласта с имитацией почвенного покрова и растительности (по размеру секции шкафа или витрины);
  • печатные таблицы с изображением смешанного леса, которая крепится на заднюю стенку секции шкафа (таблицы могут быть заменены любыми подходящими многокрасочными изображениями выбранных сообществ, например, календари, альбомы, рисунки и т.п.)
  • растения для составления композиции.

Объемные и плоскостные изображения предметов (муляжи, модели, картины) характеризуются тем, что в них выражено возможно большее приближение к передаче свойств, особенностей натурального объекта

Таким образом, правильно сформированная предметно-развивающая среда, грамотно подобранные методы и приемы воспитания и обучения способствуют эффективному усвоению первоначальных биолого-экологические знаний, которые являются базой для развития знаний в курсе «Окружающий мир» начальной школы и далее в систематическом курсе биологии основной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Синквейн как средство активизации работы по развитию речи детей»

Синквейн - пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале ХХ века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться в дидактических целях, как эффективный метод развития образ...

Мастер-класс для педагогов «Синквейн, как средство активизации работы по развитию речи детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов «Синквейн, как средство активизации работы по развитию речи детей дошкольного возраста»...

Метод макетирования в работе по экологическому воспитанию как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

В образовательном пространстве макеты способствуют развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и познавательной активности каждого ребенка.Это наиболее доступный способ предо...

Организация работы по экологическому воспитанию в детском саду как средство развития экологической культуры дошкольников.

Материал содержит  практический опыт  работы по экологическому воспитанию дошкольников,включает в себя описание  различных видов   детской деятельности, формы и методы работы ...

ПРИКАЗ от 26.10.2023. № 178-ОД. О подготовке и проведении торжественной церемонии "ПОСВЯЩЕНИЕ В ЭКОЛЯТА". В соответствии с планом ДОУ с целью активизации работы по экологическому воспитанию.

ПРИКАЗ от 26.10.2023. № 178-ОД. О подготовке и проведении торжественной церемонии "ПОСВЯЩЕНИЕ В ЭКОЛЯТА".В соответствии с планом ДОУ с целью активизации работы по экологическому воспитанию.Р...