НОД «Путешествие в лес»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Цель: Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира посредством организации игровой познавательной деятельности на тему «Лес».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Средний дошкольный возраст (4-5лет)
НОД «Путешествие в лес»
Автор: Павлова Н.А., воспитатель
МДОУ № 4, г. Тейково
Цель: Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира посредством организации игровой познавательной деятельности на тему «Лес».
Задачи приоритетной образовательной области:
«Познавательное развитие»:
- формировать первичные представления об особенностях природы посредством дидактических игр «Грибы», «Растения»;
- развивать любознательность и интерес детей к природе за счет углубления знаний о ближайшем окружении (у подберезовика - черные чешуйки; у грибов есть грибницы и т.д.)
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие»:
- формировать основы безопасного поведения в природе посредством изучения правил поведения в лесу, знакомства с некоторыми видами грибов, растений;
«Речевое развитие»:
- активизировать словарь детей за счет введения новых слов: чешуйки; грибница;
«Художественно-эстетическое развитие»:
- продолжать закреплять представления детей о цветах и оттенках окружающих объектов природы.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и беседа «Съедобные и несъедобные грибы»
Место НОД: занятие проводится в соответствии планом комплексно-тематическим планированием воспитательно-образовательной работы.
Оборудование для детей: пазлы с картинками листочков (березовый, кленовый, дубовый, рябиновый) - из 4х и 6частей каждый, карандаши, фломастеры, ножницы, клей и цветная бумага, смайлики.
Оборудование для педагога: макеты деревьев, игрушки: лесовичок, белочка, лиса; аудиозаписи; голоса природы; обручи; магнитная доска; фотоаппарат, муляжи или картинки с изображением грибов.
Деятельность педагога | Деятельность детей |
Этап 1 (организационный момент) – 1мин | |
Цель этапа: создание положительного настроя, мотивация на образовательную деятельность. | Цель этапа: попасть в лес |
Ребята, отгадайте загадку: Весной веселит, Летом холодит, Осенью питает, Зимой согревает. | Дети слушают и отвечают: «Лес». |
Правильно! Это лес. Как вы думаете, а почему я загадала вам про лес? | Предполагаемые ответы детей: «Мы будем говорить про лес», «Мы будем обсуждать лес». |
Да, ребята, верно. А хотите прогуляться по лесу? | Ответы детей: «Да! Хотим». |
А чтобы туда попасть, надо закрыть глазки и посчитать до 3. | Дети закрывают глаза и считают до 3-х. |
Открывайте глаза, смотрите, мы в лесу! | Дети смотрят вокруг. |
Этап 2 (основной)–17 мин | |
Цель этапа: Формирование познавательных действий, становление сознания через познание природы. | Цель этапа: Погулять по лесу |
Появляется игрушка и включается аудиозапись
Лесовичок: Здравствуйте, дети! | Дети здороваются с Лесовичком. |
Я – Лесовичок! Я храню все тайны леса. Я стою на защите леса и не пропускаю тех, кто не бережет природу. | Дети слушают Лесовичка. |
Куда это вы собрались? Уж не в мой ли лес? | Предполагаемые ответы детей: «Да, мы хотим по лесу погулять!» |
Воспитатель: Да, хотим в лес пройти, красотой полюбоваться и грибы и ягоды пособирать. | Дети слушают воспитателя, соглашаются с ним. |
Ребята, вы же знаете правила поведения в лесу? | Ответы детей: «Знаем!» |
Видишь, Лесовичок, наши ребятки знают, как вести себя в лесу! Пропусти нас, пожалуйста! | Дети слушают. |
Лесовичок: Хорошо, только сначала я предлагаю вам поиграть в мою игру. | Дети слушают. |
Хотите? | Да! |
Дидактическая игра «Можно - нельзя» | |
Цель: Продолжать воспитывать бережное отношение к природе и потребности в охране окружающей среды | Цель: показать, что знают основные правила поведения |
Воспитатель: Ребята, на картинки поглядите и по очереди говорите, можно так поступать или нет. А остальные проверяйте и помогайте. | Дети слушают. |
Лесовичок показывает картинки с условными знаками правил поведния в природе. | |
Как вы думаете, что означает этот знак? | Предполагаемые ответы детей: «Гнезда разорять нельзя!» |
Как вы считаете, это правильно? | Ответы детей: «Да». |
А почему нельзя разорять гнезда? | Предполагаемые ответы детей: «Потому что птички могут погибнуть». |
А теперь отгадайте остальные правла! (Показывает картинки) Воспитатель уточняет у других детей, правильно ли ребенок назвал правило и почему этого делать нельзя. | Ответы детей:
|
Лесовичок: Молодцы, ребята, я очень рад, что вы знаете, как надо вести себя в лесу. Теперь я разрешаю вам пройти в мой лес! | Дети благодарят Лесовичка. |
Пазлы «Собери листочек» | |
Цель: Развивать умение составлять целое из частей, продолжать формировать у детей умение согласовывать слова. | Цель: собрать листочек |
Появляется изображение леса. | |
Воспитатель: Ребята, смотрите, как красиво в лесу! Сколько разных деревьев! А чем они отличаются? | -У них разные листья! |
Воспитатель обращает внимание детей на изображение листиков. | |
Ребята, посмотрите, какие здесь красивые листики! | Дети смотрят и восхищаются. |
А вы знаете, от каких деревьев эти листики? | Ответы детей: «Да!» |
Воспитатель спрашивает детей, с какого дерева лист. | Предполагаемые ответы детей: «Березовый», «Кленовый», «Дубовый», «Рябиновый». |
Ребята, хотите, собрать листики? | Да! |
Дифференциация заданий для воспитанников | |
Ребята, посмотрите, если на конвертиках красный кружочек, значит там пазлы из 4 картинок, если для вас это легко, то, можно взять конверт с зеленым кружочком – там пазлы из 6 картинок, они посложнее. | Слушают воспитателя. |
Выбирайте конвертики, открывайте их, доставайте пазлы и собирайте картинку. | Дети выбирают конвертики и выполняют задание. |
Во время выполнения задания играет спокойная и тихая музыка (пение ручейка - звуки природы). Воспитатель подходит к детям, смотрит, у кого получается, у кого нет. Если у кого-то не получается, предлагает помощь или взять другой конвертик с более легким заданием. Если ребенок справляется раньше, то воспитатель предлагает взять еще конверт или помочь тем, кто затрудняется. | |
Ну как ребята? Справились? | Предполагаемые ответы детей: «Да, у нас получилось!» |
Хорошо. Какие вы молодцы! | Дети смотрят на свои работы. |
Воспитатель спрашивает у детей, какие листики они собирали. | Предполагаемые ответы детей: «Березовый, кленовый, дубовый, рябиновый». |
На экране появляется изображение болота. | |
Динамическая пауза – подвижная игра «Через болото» | |
Цель: формировать умение осознанно относиться к выполнению правил игры. | Цель: пройти болото и не упасть |
Ребята смотрите, что это перед нами? | Предполагаемые варианты детей: «Болото!». |
А как нам его пройти? | Предполагаемые ответы детей: «Обойти». |
Обойти долго. Смотрите, тут есть кочки… | Предполагаемые ответы детей: «Давайте прыгать по кочкам». |
Давайте! Только осторожно, чтоб не упасть в болото. | Дети проходят болото, прыгая из обруча в обруч на двух ногах. |
Здорово, у вас у всех получилось! Мы преодолели препятствие. | Дети радуются. |
Обращаем внимание на игрушку белочку. | |
Ой, ребята, смотрите, кто это там под деревом? | Ответы детей: «Белка!». |
Здравствуй, Белочка! | Дети здороваются. |
Белочка (аудиозапись): Здравствуйте! Ребята, вы знаете, у меня приключилась беда! Мои бельчата заболели, и я не успела собрать запасы на зиму… | Дети слушают. |
Воспитатель: Белочка, не расстраивайся. Мы что-нибудь придумаем! | Дети слушают. |
Ребята, что же делать? | Предполагаемые ответы детей: «А может помочь Белочке собрать запасы на зиму?». |
Да, конечно, давайте поможем Белочке! А что она любит? | Предполагаемые ответы детей: «Грибы, орехи». |
Хотите собрать для Белочки грибочки? | Дети выражают согласие. |
Белочка: Ребята, а вы знаете, какие грибы можно собирать, а какие нельзя? А какие грибы - съедобные? А как называются ядовитые грибы? | Ответы детей: «Можно собирать съедобные грибы! А ядовитые нельзя!» Дети перечисляют. |
Правильно, а теперь я проверю, какие съедобные и несъедобные грибы вы знаете. | Дети слушают. |
. Дидактическая игра «Съедобные - несъедобные грибы». | |
Цель: Развивать умение отличать съедобные и несъедобные грибы. | Цель: собрать в корзину для белочки только съедобные грибы |
Воспитатель: Ребята, смотрите здесь корзина, какие грибы будем в нее собирать? | Предполагаемые ответы детей: «Съедобные». |
Правильно! Сейчас по очереди выходим и кладем грибы в корзину. | |
(Имя ребенка), начинай, какие грибы положишь в корзину? | Предполагаемый ответ детей: «Это лисички, они съедобные, их возьмем». |
Воспитатель предлагает детям по очереди собирать грибы в корзину, а другим ребятам проверять правильно ли выполняют задание. | Предполагаемые ответы детей:
|
По ходу игры воспитатель просит детей объяснить свой выбор: «Почему они выбрали этот гриб? Как они узнали, что это именно этот гриб?» и т.д. | Предполагаемые ответы детей:
|
Правильно! Молодцы! | Дети радуются. |
Белочка: Спасибо вам ребята! Вы мне очень помогли. До свидания! | Дети прощаются. |
Появляется игрушка - Лисички. | |
Воспитатель: Здравствуй, Лисичка! | Здравствуй, Лисичка! |
Почему ты плачешь? Что случилось? | Дети слушают. |
Лисичка (аудиозапись): Здравствуйте! Да вот поранилась я, а бинта и йода нет. У вас случайно их нет? | Нет! |
Воспитатель: Нет, лисичка, но ведь есть чудесная трава, которая растет в лесу. | Дети слушают. |
Ребята, вы ее знаете? | Ответы детей: «Да». |
А как она называется? | Ответы детей: «Подорожник». |
А как она может помочь? | Предположительные ответы детей: «Ее можно приложить к ране и кровь остановится!» |
Воспитатель дополняет: «Прикладывать можно только чистый листик подорожника, в лесу трава чистая, поэтому можно сразу прикладывать к ранке, а вот в городе листок нужно, сначала промыть водой». | Дети слушают. |
Лисичка: Ой, а я совсем про нее и забыла! Какие вы молодцы! Значит, вы и другие лекарственные растения знаете. | Ответы детей: «Знаем!» |
Хотите поиграть в мою игру? | Дети соглашаются. |
Игра «Определи лекарственные растения». | |
Цель: совершенствовать умение различать лекарственные и ядовитые растения. | Цель: определить лекарственное или ядовитое растение |
Воспитатель: Ребята, когда увидите на картинке лекарственное растение, хлопайте в ладоши, а когда ядовитое – приседайте! Хорошо? | Дети слушают задание. |
появляются изображения лекарственных и ядовитых растений. | Дети смотрят на картинки и выполняют нужное движение. |
Воспитатель: Молодцы, все растения правильно назвали! Ну как, Лисичка, справились ребята с твоим заданием? | Дети радуются. |
Лисичка: Да, ребята молодцы! Не забывайте только, что многих лекарственных растений осталось мало, и их занесли в Красную Книгу. Поэтому их можно рвать только по необходимость и так, чтобы не повредить корень. | Дети слушают. |
Лисичка: До свидания! | Дети прощаются. |
Появляется игрушка Лесовичок. | |
Воспитатель: Смотрите, а вот и Лесовичок! | Дети смотрят. |
Лесовичок: Как прогулялись, ребята? | Ответы детей: «Хорошо!», «Замечательно!». |
Понравилось вам в моем лесу? | Ответы детей: «Да!», «Понравилось!». |
Приходите ко мне в лес еще раз, я буду вас ждать! Вы сегодня хорошо вели себя в лесу, правила поведения соблюдали, зверятам помогали, вот вам от меня сюрприз! | Дети слушают. |
Лесовичок прощается с детьми | Дети прощаются с Лесовичком. |
Воспитатель: Как хорошо мы с вами погуляли, ребята, а теперь закройте глаза и досчитайте до трех и мы снова окажемся у нас в группе. | Дети закрывают глаза и считают до 3-х. |
Продуктивная деятельность - творчество «Укрась бабочку». | |
Ребята смотрите, что нам дал Лесовичок! На что это похоже! | Предполагаемые ответы детей: «На бабочек!» |
Правильно! Только они все похожи и какие-то совсем не яркие…Что же нам с ними сделать? | Предполагаемые ответы детей: «Давайте их украсим!». |
Действительно, их нужно украсить. Смотрите на столах лежат карандаши, фломастеры, клей и цветная бумага. | Дети слушают. |
Я предлагаю вам разбиться на пары и сделать свою бабочку красивой, яркой и веселой. А чтобы узнать, кто с кем будет выполнять работу, нужно выбирать из мешочка насекомых. У кого будут одинаковые насекомые, те становятся в пару. | Дети подходят к воспитателю, вытаскивают из мешочка насекомое и ищут свою пару. |
Все определились, с кем будете разукрашивать бабочек? | Да! |
Включается спокойная тихая музыка (звуки природы – шум летного леса). | |
Тогда можете украшать своих бабочек. | Дети украшают бабочек. |
Давайте посмотрим на ваших бабочек. Какие бабочки у вас получились? | Предполагаемые ответы детей: «Мы раскрасили нашу бабочку яркими фломастерами: красным, оранжевым и т.д.», «А мы сделали из цветной бумаги (голубой, оранжевой и т.д.) яркие узоры»; «А посмотрите, какая у нас красивая бабочка (красная, разноцветная и т.д.)!». |
Ребята, какая бабочка вам понравилась больше всех? | Предполагаемые ответы детей: «Мне нравится бабочка ...(имя) и ...(имя). Она очень яркая», «А мне понравилась вот та бабочка, у нее интересный рисунок». |
Да, ребятки у вас у всех получились очень красивые бабочки, давайте вас с ними сфотографируемся и отправим Лесовичку на память. | Дети соглашаются. |
3 Этап - заключительный – 2мин | |
Цель: подведение итогов. | Цель: обмен впечатлениями, получение положительной оценки совей деятельности. |
Ребята, вам понравилась наша прогулка? | Предполагаемые ответы детей: «Да!», «Очень понравилась!». |
А кого мы там встретили? | Ответы детей: «Мы встретили Лесовика, Белочку, Лисичку!» |
А что мы там делали? | Предполагаемые ответы детей: «Мы играли, помогали Белочке и Лисичке, вспоминали правила поведения в лесу». |
А зачем нужно соблюдать правила поведения в лесу? | Предполагаемые ответы детей: «Чтоб не обижать природу», «Не вредить ей», «Заботиться о природе» и т.д. |
А зачем о ней заботиться? | Предполагаемые ответы детей: «Чтоб росли растения, грибы и ягоды», «Чтоб мы дышали чистым воздухом». |
Да, ребята, правильно, природа наш дом, нам надо его беречь! | Дети слушают. |
А сейчас я предлагаю оценить наше путешествие. Тот, кто считает, что в лесу сегодня было легко и несложно справиться с заданиями - пусть возьмет веселый смайлик, а тот, кому путешествие показалось сложным и трудным может взять задумчивый и усталый смайлик. Воспитатель после занятия беседует с детьми, которые выбрали грустный смайлик, выясняя, какие задания показались сложными и почему. | Дети оценивают свою работу. |
Ребята! Все вы молодцы. Мне очень понравилось гулять с вами по лесу, потому что вы знаете правила поведения в природе. А как сделать, чтобы и другие дети и ваши родители смогли узнать об этих правилах? Помните, какие знаки были у Лесовичка – вот бы и нам такие сделать! | Дети предлагают нарисовать знаки правил поведения в лесу и повесть их в приемной, чтобы обсудить с родителями. |
Информационные ресурсы:
- Картинки в свободном доступе: https://yandex.ru/;
- Звуки природы: https://ipleer.fm/q/ и https://ipleer.fm/artist/595450-Zvuki_Prirody_Dlya_Detej/;
- Загадки про лес: http://gamejulia.ru/zagadki-pro-les.html;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в лес»
Цели мероприятия1. Закрепить знания о флоре и фауне леса. 2. Развить выразительность мимики и пантомимики, воображение, речь. 3. Формировать интерес к природе, совместной деятельности со сверстниками....
ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в гости к зиме»
Цели мероприятия: 1. Развивать воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность.2. Закрепить знания о зимних явлениях в природе. 3. Формировать интерес к окружающему.Вводная б...
Открытое занятие – путешествие по обучению грамоте «Путешествие в страну - Грамоты»
Данное занятие можно считать итоговым по разделу программы "Обучение грамоте". Знятие построенно в игровой и доступной форме. Занятие имеет три основные части, которые между собой взаимосв...
Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"
пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....
«Путешествие с книгой»:« Путешествие на праздник Масленица».
Занятие разработали и провели: Воспитатели старшей группы №8ГБДОУ№127Невского районаг. Санкт-ПетербургаСитникова Нина Федоровна иФарухшина Наталья Михайловна Ко...
Конспект занятия - путешествия " Путешествие в страну знаний"
Муниципальное дошкольное образовательное учреж...

Путешествие в страну "Здоровье" имитационная игра- путешествие
Предлагаю разработку имитатационной игры-путешествия с подготовительной группой дошкольников компенсирующей направленности. Используемая технология доступна и целесообразна для восприятия детьми...
