НОД «Путешествие в лес»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Павлова Наталья Андреевна

Цель: Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира посредством организации игровой познавательной деятельности на тему «Лес».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_puteshestvie_v_les_srednyaya.docx34.13 КБ

Предварительный просмотр:

Средний дошкольный возраст (4-5лет)

НОД «Путешествие в лес»

Автор: Павлова Н.А., воспитатель

МДОУ № 4, г. Тейково

Цель: Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира посредством организации игровой познавательной деятельности на тему «Лес».

Задачи приоритетной образовательной области:

«Познавательное развитие»:

  • формировать первичные представления об особенностях природы посредством  дидактических игр «Грибы», «Растения»;
  •         развивать любознательность и интерес детей к природе за счет углубления знаний о ближайшем окружении (у подберезовика - черные чешуйки; у грибов есть грибницы и т.д.)

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:

 «Социально-коммуникативное развитие»:

  • формировать основы безопасного поведения в природе посредством изучения правил поведения в лесу, знакомства с некоторыми видами грибов, растений;

«Речевое развитие»:

  • активизировать словарь детей за счет введения новых слов: чешуйки; грибница;

«Художественно-эстетическое развитие»:

  • продолжать закреплять представления детей о цветах и оттенках окружающих объектов природы.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и беседа «Съедобные и несъедобные грибы»

Место НОД: занятие проводится в соответствии планом комплексно-тематическим планированием воспитательно-образовательной работы.

Оборудование для детей: пазлы с картинками листочков (березовый, кленовый, дубовый, рябиновый) - из 4х и 6частей каждый, карандаши, фломастеры, ножницы, клей и цветная бумага, смайлики.

Оборудование для педагога: макеты деревьев, игрушки: лесовичок, белочка, лиса; аудиозаписи; голоса природы; обручи; магнитная доска; фотоаппарат, муляжи или картинки с изображением грибов.

Деятельность педагога

Деятельность детей

Этап 1 (организационный момент) – 1мин

Цель этапа: создание положительного настроя, мотивация на образовательную деятельность.

Цель этапа: попасть в лес

Ребята, отгадайте загадку:

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

Дети слушают и отвечают: «Лес».

Правильно! Это лес. Как вы думаете, а почему я загадала вам про лес?

Предполагаемые ответы детей: «Мы будем говорить про лес», «Мы будем обсуждать лес».

Да, ребята, верно. А хотите прогуляться по лесу?

Ответы детей: «Да! Хотим».

А чтобы туда попасть, надо закрыть глазки и посчитать до 3.

Дети закрывают глаза и считают до 3-х.

Открывайте глаза, смотрите, мы в лесу!

Дети смотрят вокруг.

Этап 2 (основной)–17 мин

Цель этапа: Формирование познавательных действий, становление сознания через познание природы.

Цель этапа: Погулять по лесу

Появляется игрушка и включается аудиозапись

Лесовичок: Здравствуйте, дети!

Дети здороваются с Лесовичком.

Я – Лесовичок! Я храню все тайны леса. Я стою на защите леса и не пропускаю тех, кто не бережет природу.

Дети слушают Лесовичка.

Куда это вы собрались? Уж не в мой ли лес?

Предполагаемые ответы детей: «Да, мы хотим по лесу погулять!»

Воспитатель: Да, хотим в лес пройти, красотой полюбоваться и грибы и ягоды пособирать.

Дети слушают воспитателя, соглашаются с ним.

Ребята, вы же знаете правила поведения в лесу?

Ответы детей: «Знаем!»

Видишь, Лесовичок, наши ребятки знают, как вести себя в лесу! Пропусти нас, пожалуйста!

Дети слушают.

Лесовичок: Хорошо, только сначала я предлагаю вам поиграть в мою игру.

Дети слушают.

Хотите?

Да!

Дидактическая игра «Можно - нельзя»

Цель: Продолжать воспитывать бережное отношение к природе и потребности в охране окружающей среды

Цель: показать, что знают основные правила поведения

Воспитатель: Ребята, на картинки поглядите и по очереди говорите, можно так поступать или нет. А остальные проверяйте и помогайте.

Дети слушают.

Лесовичок показывает картинки с условными знаками правил поведния в природе.

Как вы думаете, что означает этот  знак?

Предполагаемые ответы детей:

«Гнезда разорять нельзя!»

Как вы считаете, это правильно?

Ответы детей: «Да».

А почему нельзя разорять гнезда?

Предполагаемые ответы детей: «Потому что птички могут погибнуть».

А теперь отгадайте остальные правла!

(Показывает картинки)

Воспитатель уточняет у других детей, правильно ли ребенок назвал правило и почему этого делать нельзя.

Ответы детей:

  • «Уносить животных из леса нельзя!»;
  • «Собирать грибы и ягоды надо правильно, не ломать ветки, а грибы аккуратно срывать, не нарушая грибницы»;
  • «Нельзя оставлять костер без присмотра, нельзя разжигать костер без взрослых»;
  • «В лесу нельзя шуметь!»;
  • «Можно любоваться природой»;
  • «Нужно тушить костер»;
  • «Нужно убирать мусор».

Лесовичок: Молодцы, ребята, я очень рад, что вы знаете, как надо вести себя в лесу. Теперь я разрешаю вам пройти в мой лес!

Дети благодарят Лесовичка.

Пазлы «Собери листочек»

Цель: Развивать умение составлять целое из частей, продолжать формировать у детей умение согласовывать слова.

Цель: собрать листочек

Появляется изображение леса.

Воспитатель: Ребята, смотрите, как красиво в лесу! Сколько разных деревьев! А чем они отличаются?

-У них разные листья!

Воспитатель обращает внимание детей на изображение листиков.

Ребята, посмотрите, какие здесь красивые листики!

Дети смотрят и восхищаются.

А вы знаете, от каких деревьев эти листики?

Ответы детей: «Да

Воспитатель спрашивает детей, с какого дерева лист.

Предполагаемые ответы детей: «Березовый», «Кленовый», «Дубовый», «Рябиновый».

Ребята, хотите, собрать листики?

Да!

Дифференциация заданий для воспитанников

Ребята, посмотрите, если на конвертиках красный кружочек, значит там пазлы из 4 картинок, если для вас это легко, то, можно взять конверт с зеленым кружочком – там пазлы из 6 картинок, они посложнее.

Слушают воспитателя.

Выбирайте конвертики, открывайте их, доставайте пазлы и собирайте картинку.

Дети выбирают конвертики и выполняют задание.

Во время выполнения задания играет спокойная и тихая музыка (пение ручейка - звуки природы). Воспитатель подходит к детям, смотрит, у кого получается, у кого нет. Если у кого-то не получается, предлагает помощь или взять другой конвертик с более легким заданием. Если ребенок справляется раньше, то воспитатель предлагает взять еще конверт или помочь тем, кто затрудняется.

Ну как ребята? Справились?

Предполагаемые ответы детей: «Да, у нас получилось!»

Хорошо. Какие вы молодцы!

Дети смотрят на свои работы.

Воспитатель спрашивает у детей, какие листики они собирали.

Предполагаемые ответы детей: «Березовый, кленовый, дубовый, рябиновый».

На экране появляется изображение болота.

Динамическая пауза – подвижная игра «Через болото»

Цель: формировать умение осознанно относиться к выполнению правил игры.

Цель: пройти болото и не упасть

Ребята смотрите, что это перед нами?

Предполагаемые варианты детей: «Болото!».

А как нам его пройти?

Предполагаемые ответы детей: «Обойти».

Обойти долго. Смотрите, тут есть кочки…

Предполагаемые ответы детей: «Давайте прыгать по кочкам».

Давайте! Только осторожно, чтоб не упасть в болото.

Дети проходят болото, прыгая из обруча в обруч на двух ногах.

Здорово, у вас у всех получилось! Мы преодолели препятствие.

Дети радуются.

Обращаем внимание на игрушку белочку.

Ой, ребята, смотрите, кто это там под деревом?

Ответы детей: «Белка!».

Здравствуй, Белочка!

Дети здороваются.

Белочка (аудиозапись): Здравствуйте! Ребята, вы знаете, у меня приключилась беда! Мои бельчата заболели, и я не успела собрать запасы на зиму…

Дети слушают.

Воспитатель: Белочка, не расстраивайся. Мы что-нибудь придумаем!

Дети слушают.

Ребята, что же делать?

Предполагаемые ответы детей: «А может помочь Белочке собрать запасы на зиму?».

Да, конечно, давайте поможем Белочке! А что она любит?

Предполагаемые ответы детей: «Грибы, орехи».

Хотите собрать для Белочки грибочки?

Дети выражают согласие.

Белочка: Ребята, а вы знаете, какие грибы можно собирать, а какие нельзя?

А какие грибы - съедобные?

А как называются ядовитые грибы?

Ответы детей: «Можно собирать съедобные грибы! А ядовитые нельзя!»

Дети перечисляют.

Правильно, а теперь я проверю, какие съедобные и несъедобные грибы вы знаете.

Дети слушают.

. Дидактическая игра «Съедобные - несъедобные грибы».

Цель: Развивать умение отличать съедобные и несъедобные грибы.

Цель: собрать в корзину для белочки только съедобные грибы

Воспитатель: Ребята, смотрите здесь корзина, какие грибы будем в нее собирать?

Предполагаемые ответы детей: «Съедобные».

Правильно! Сейчас по очереди выходим и кладем грибы в корзину.

(Имя ребенка), начинай, какие грибы положишь в корзину?

Предполагаемый ответ детей: «Это лисички, они съедобные, их возьмем».

Воспитатель предлагает детям по очереди собирать грибы в корзину, а другим ребятам проверять правильно ли выполняют задание.

Предполагаемые ответы детей:

  • «Это мухомор, он ядовитый, его не возьмем!»;
  • «Это подберезовик, он съедобный, его положим в корзинку»;
  • «Это белый гриб, он съедобный, его возьмем»;
  • «Это бледная поганка, она ядовитая, ее оставим»;
  • «Это сыроежки, они тоже съедобные».

По ходу игры воспитатель просит детей объяснить свой выбор: «Почему они выбрали этот гриб? Как они узнали, что это именно этот гриб?» и т.д.

Предполагаемые ответы детей:

  • «У него ярко-красная шляпка с белыми точками!»;
  • «У подберезовика тонкая белая ножка с черными чешуйками и коричневая шляпка»;
  • «У нее шляпка снизу белая и внизу на ножке розовый мешочек».

Правильно! Молодцы!

Дети радуются.

Белочка: Спасибо вам ребята! Вы мне очень помогли. До свидания!

Дети прощаются.

Появляется игрушка -  Лисички.

Воспитатель: Здравствуй, Лисичка!

Здравствуй, Лисичка!

Почему ты плачешь? Что случилось?

Дети слушают.

Лисичка (аудиозапись): Здравствуйте! Да вот поранилась я, а бинта и йода нет. У вас случайно их нет?

Нет!

Воспитатель: Нет, лисичка, но ведь есть чудесная трава, которая растет в лесу.

Дети слушают.

Ребята, вы ее знаете?

Ответы детей: «Да».

А как она называется?

Ответы детей: «Подорожник».

А как она может помочь?

Предположительные ответы детей: «Ее можно приложить к ране и кровь остановится!»

Воспитатель дополняет: «Прикладывать можно только чистый листик подорожника, в лесу трава чистая, поэтому можно сразу прикладывать к ранке, а вот в городе листок нужно, сначала промыть водой».

Дети слушают.

Лисичка: Ой, а я совсем про нее и забыла! Какие вы молодцы! Значит, вы и другие лекарственные растения знаете.

Ответы детей: «Знаем!»

Хотите поиграть в мою игру?

Дети соглашаются.

Игра «Определи лекарственные растения».

Цель: совершенствовать умение различать лекарственные и ядовитые растения.

Цель: определить лекарственное или ядовитое растение

Воспитатель: Ребята, когда увидите на картинке лекарственное растение, хлопайте в ладоши, а когда ядовитое – приседайте! Хорошо?

Дети слушают задание.

появляются изображения лекарственных и ядовитых растений.

Дети смотрят на картинки и выполняют нужное движение.

Воспитатель: Молодцы, все растения правильно назвали! Ну как, Лисичка, справились ребята с твоим заданием?

Дети радуются.

Лисичка: Да, ребята молодцы! Не забывайте только, что многих лекарственных растений осталось мало, и их занесли в Красную Книгу. Поэтому их можно рвать только по необходимость и так, чтобы не повредить корень.

Дети слушают.

Лисичка: До свидания!

Дети прощаются.

Появляется игрушка Лесовичок.

Воспитатель: Смотрите, а вот и Лесовичок!

Дети смотрят.

Лесовичок: Как прогулялись, ребята?

Ответы детей: «Хорошо!», «Замечательно!».

Понравилось вам в моем лесу?

Ответы детей: «Да!», «Понравилось!».

Приходите ко мне в лес еще раз, я буду вас ждать! Вы сегодня хорошо вели себя в лесу, правила поведения соблюдали, зверятам помогали, вот вам от меня сюрприз!

Дети слушают.

Лесовичок прощается с детьми

Дети прощаются с Лесовичком.

Воспитатель: Как хорошо мы с вами погуляли, ребята, а теперь закройте глаза и досчитайте до трех и мы снова окажемся у нас в группе.

Дети закрывают глаза и считают до 3-х.

Продуктивная деятельность - творчество «Укрась бабочку».

Ребята смотрите, что нам дал Лесовичок! На что это похоже!

Предполагаемые ответы детей: «На бабочек!»

Правильно! Только они все похожи и какие-то совсем не яркие…Что же нам с ними сделать?

Предполагаемые ответы детей: «Давайте их украсим!».

Действительно, их нужно украсить.  Смотрите на столах лежат карандаши, фломастеры, клей и цветная бумага.

Дети слушают.

Я предлагаю вам разбиться на пары и сделать свою бабочку красивой, яркой и веселой. А чтобы узнать, кто с кем будет выполнять работу, нужно выбирать из мешочка насекомых. У кого будут одинаковые насекомые, те становятся в пару.

Дети подходят к воспитателю, вытаскивают из мешочка насекомое и ищут свою пару.

Все определились, с кем будете разукрашивать бабочек?

Да!

Включается спокойная тихая музыка (звуки природы – шум летного леса).

Тогда можете украшать своих бабочек.

Дети украшают бабочек.

Давайте посмотрим на ваших бабочек.

Какие бабочки у вас получились?

Предполагаемые ответы детей: «Мы раскрасили нашу бабочку яркими фломастерами: красным, оранжевым и т.д.», «А мы сделали из цветной бумаги (голубой, оранжевой и т.д.) яркие узоры»; «А посмотрите, какая у нас красивая бабочка (красная, разноцветная и т.д.)!».

Ребята, какая бабочка вам понравилась больше всех?

Предполагаемые ответы детей: «Мне нравится бабочка ...(имя) и ...(имя). Она очень яркая», «А мне понравилась вот та бабочка, у нее интересный рисунок».

Да, ребятки у вас у всех получились очень красивые бабочки, давайте вас с ними сфотографируемся и отправим Лесовичку на память.

Дети соглашаются.

3 Этап - заключительный – 2мин

Цель: подведение итогов.

Цель: обмен впечатлениями, получение положительной оценки совей деятельности.

Ребята, вам понравилась наша прогулка?

Предполагаемые ответы детей: «Да!», «Очень понравилась!».

А кого мы там встретили?

Ответы детей: «Мы встретили Лесовика, Белочку, Лисичку!»

А что мы там делали?

Предполагаемые ответы детей: «Мы играли, помогали Белочке и Лисичке, вспоминали правила поведения в лесу».

А зачем нужно соблюдать правила поведения в лесу?

Предполагаемые ответы детей: «Чтоб не обижать природу», «Не вредить ей», «Заботиться о природе» и т.д.

А зачем о ней заботиться?

Предполагаемые ответы детей: «Чтоб росли растения, грибы и ягоды», «Чтоб мы дышали чистым воздухом».

Да, ребята, правильно, природа наш дом, нам надо его беречь!

Дети слушают.

А сейчас я предлагаю оценить наше путешествие. Тот, кто считает, что в лесу сегодня было легко и несложно справиться с заданиями - пусть возьмет веселый смайлик, а тот, кому путешествие показалось сложным и трудным может взять задумчивый и усталый смайлик.

Воспитатель после занятия беседует с детьми, которые выбрали грустный смайлик, выясняя, какие задания показались сложными и почему.

Дети оценивают свою работу.

Ребята! Все вы молодцы. Мне очень понравилось гулять с вами по лесу, потому что вы знаете правила поведения в природе. А как сделать, чтобы и другие дети и ваши родители смогли узнать об этих правилах? Помните, какие знаки были у Лесовичка – вот бы и нам такие сделать!

Дети предлагают нарисовать знаки правил поведения в лесу и повесть их в приемной, чтобы обсудить с родителями.

Информационные ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в лес»

Цели мероприятия1. Закрепить знания о флоре и фауне леса. 2. Развить выразительность мимики и пантомимики, воображение, речь. 3. Формировать интерес к природе, совместной деятельности со сверстниками....

ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в гости к зиме»

Цели мероприятия: 1. Развивать воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность.2. Закрепить знания о зимних явлениях в природе. 3. Формировать интерес к окружающему.Вводная б...

Открытое занятие – путешествие по обучению грамоте «Путешествие в страну - Грамоты»

Данное занятие можно считать итоговым по разделу программы "Обучение грамоте". Знятие построенно в игровой и доступной форме.  Занятие имеет три основные части, которые между собой взаимосв...

Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"

пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....

«Путешествие с книгой»:« Путешествие на праздник Масленица».

Занятие разработали и провели: Воспитатели старшей группы №8ГБДОУ№127Невского районаг. Санкт-ПетербургаСитникова Нина Федоровна иФарухшина Наталья Михайловна Ко...

Конспект занятия - путешествия " Путешествие в страну знаний"

                                          Муниципальное дошкольное образовательное учреж...

Путешествие в страну "Здоровье" имитационная игра- путешествие

Предлагаю разработку имитатационной игры-путешествия с подготовительной  группой дошкольников компенсирующей направленности. Используемая технология доступна и целесообразна для восприятия детьми...