хвойный лес
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Слепцова Светлана Викторовна

Познакомить детей с отличительными особенностями ели, сосны и лиственницы, показать их сходные и контрастные признаки; учить детей группировать деревья по сходному признаку (по хвое): хвойные деревья; отметить приспособленность хвойных деревьев к зимним условиям (стоят зеленые и зимой и летом) к распространению семян (наличие крылышек у сосновых и еловых семян); закрепить представление детей о потребностях деревьев для роста и развития (растениям для роста нужны свет, тепло, почва и вода); показать связь между хвойными деревьями и животными, зависимость благополучия животных от семян хвойных деревьев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hvoynyy_les.docx19.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

 «Хвойный лес» в подготовительной группе

Цель: познакомить детей с представителями хвойных деревьев нашего леса

Образовательные задачи: Познакомить детей с отличительными особенностями ели, сосны и лиственницы, показать их сходные и контрастные признаки; учить детей группировать деревья по сходному признаку (по хвое): хвойные деревья; отметить приспособленность хвойных деревьев к зимним условиям (стоят зеленые и зимой и летом) к распространению семян (наличие крылышек у сосновых и еловых семян); закрепить представление детей о потребностях деревьев для роста и развития (растениям для роста нужны свет, тепло, почва и вода); показать связь между хвойными деревьями и животными, зависимость благополучия животных от семян хвойных деревьев.

Развивающие задачи: развивать у детей мышление при отгадывании загадки; подбирать варианты отгадок к одной и той же загадке по общему признаку; развивать воображение при перевоплощении в хвойные деревья, по возможности передавая их характерные особенности; развивать у детей умение путем логического мышления находить ответы на поисковые вопросы.

Воспитательные задачи: воспитывать у детей гуманное отношение к природе, желание ее сохранить.

Ход занятия:

Воспитатель: сегодня мы с вами отправимся в лес. Для этого встанем в круг и, двигаясь по кругу, произносим слова:

Старый лес, добрый лес, полный сказочных чудес!

Мы идем гулять сейчас

И возьмем с собою вас.

Здравствуй, лес! Добрый лес, полный сказочных чудес!

Тайны все открой свои, ничего не утаи.

Видишь – мы друзья твои!

Воспитатель:    А у нас наряд зелёный,

Не берёзы мы, не клёны.

Здесь на севере растём,

Пользу, радость всем несём. (Ёлка)

Ёлочка красивая. Какие веточки по размеру растут наверху? А внизу? Ветки у ёлки расположены снизу доверху по всему стволу. Какая ветка, если  она с ёлочки?

Дети: Еловая.

Воспитатель: Какие у неё хвоинки?

Дети: Маленькие, колючие, зелёные, острые и т. д.

Воспитатель: Хвоинки у ёлочки колючие и недружные. Растут на веточке по одной. (картинка)

Рассказ по картине (обратная сторона)

Воспитатель: Давайте познакомимся со следующим деревом (Воспитатель выставляет вперёд картинку с изображением сосны).

У меня длинней иголки,

Чем у ёлки

Очень прямо я расту,

в высоту,

Если я не на опушке

                           Ветви только на макушке. (Сосна)

Дети: Сосна.

Воспитатель: В какой части дерева располагаются ветки сосны?

Воспитатель: Какие у них хвоинки?

Дети: Они длиннее, колючие, зелёные, острые и т. д.

Рассказ по картине (обратная сторона)

Воспитатель: Осталось ещё одно хвоённое дерево 

И девчонки, и мальчишки,

Все иметь хотели б шишки –

На орешки очень щедр,

Богатырь – сибирский …  (кедр)

(Воспитатель ставит картинку с изображением кедра в ряд с сосной и елью).  

Воспитатель: Ребята, похоже ли это дерево на сосну и ель? Чем? Оно тоже относиться к каким деревьям? (Ответы детей).  А ещё я вам скажу, что хвоинки на кедре самые дружные. У ёлки растут по одной хвоинке, у сосны растут по две, а у кедра, как вы думаете, по сколько хвоинок дружат? (Дети высказывают предположения. Воспитатель предлагает посчитать иголочки кедровые в одном пучке). Кедровые иголочки дружат по пять

Физкультминутка.

Есть в лесу три полочки: (хлопаем в ладоши)

Ели-ёлки-ёлочки. (руки вверх, в стороны, вниз)

Лежат на елях небеса, (руки вверх, встать на носочки)

На ёлках - птичьи голоса. (руки в стороны, махи руками)

Внизу на ёлочках роса. (руки вниз, присели)

Воспитатель: Они похожи друг на друга? Чем похожи?

Дети: У них есть иголочки.

Воспитатель: Иголочки – это листочки, которые всегда зелёные и не боятся холода. Они приспособились к зимним условиям и не опадают. Листочки – иголочки иначе называют хвоя. А все эти деревья с хвоей называют…

Воспитатель: Почему у ёлочки самые большие ветки внизу прячутся, вниз опущены, а у сосны все наверху? (Дети высказывают свои предположения). Правильно, сосна очень любит солнце, она всегда тянется к нему. Она любит свет. Ёлочка любит тень, она лучше растёт в тени. Что ещё нужно деревьям, чтобы они выросли большими, высокими, сильными? (Ответы детей). Деревья – живые существа. Всем деревьям для того, чтобы они росли, нужны определённые условия: свет, тепло, почва, вода. Если одного из условий нет, деревья перестают расти.

Есть еще такие хвойные деревья как лиственница и сосна стланниковая или кедровый стланик.

Лиственница сибирская произрастает в пределах лесной зоны: восток и северо-восток европейской части России, Урал, Западная и Восточная Сибирь (до озера Байкал). С севера на юг она растёт от тундры до Алтая. В горах поднимается до верхней границы леса, на Алтае до 2 200—2 400 м над уровнем моря.

Сосна стланиковая, или кедровый стланик  — небольшое стелющееся древесное растение с широко раскинутыми ветвями. Родина кедрового стланика – Камчатка, Курилы, побережье Охотского моря. Обычно доживает до 200-300 лет, хотя возраст отдельных экземпляров доходит до 850 лет. 

Этажи леса.

Воспитатель: Ребята, а в лесу растут только деревья? Растения располагаются этажами. Верхний этаж занимают деревья, средний – кустарники, первый, самый нижний – травы, мхи и лишайники. В хвойных лесах растут кустарник под названием можжевельник, клюква, черника.

Воспитатель: Что не хватает в нашем лесу? Ну конечно же животных. Я загадаю вам загадки, а вы отгадайте и узнаете кто живет в хвойном лесу. (Загадки про медведя, белку, зайца, лису, волка. Выставляются картинки.)

Кого еще не хватает в нашем лесу? Правильно, птиц!

Продолбит в стволе дупло,

Здесь зимой всегда тепло,

А еда любой порой

Возле дома под корой! (дятел)

Птичка яркая лесная,

Гнезда вьёт зимой она.

Клювом схожа с попугаем –

Ест из шишек семена.

Вон её мелькает хвост –

В ельнике летает … (клёст)

(Выставляются картинки с изображением дятла и клеста). Чем питается дятел? Как называют дятла и почему? (Высказывания детей).

Зачем клесту такой клюв? (Ответы детей)

Клёст-елови́к, или обыкнове́нный клёст, — лесная певчая птица. У неё мощный  клюв с перекрещивающимися кончиками и питается семенами ели и других хвойных деревьев. Подобно попугаям, использует клюв для лазанья по деревьям. Дневная, шумная и подвижная птица. Почти всё время проводит на деревьях. Летает быстро, по волнистой траектории. В полёте стайка клестов перекликается, издавая «кеп-кеп-кеп». В любое время года клесты совершают перекочёвки, покидая области с неурожаем шишек и скопляясь в большом количестве в урожайных местах хвойных лесных массивов. Помимо хвойных семян клесты питаются сорняками и семенами подсолнечника,  ногда насекомыми.

Воспитатель: Вы были молодцы. Теперь пришла пора проститься с лесом.

«Мне по нраву только тот,

Мир лесной кто бережет,

Тот, кто веток не сломает,

Тот, кто птичку не спугнет,

Мухомор сшибать не станет,

И костер не разведет,

Кто всегда, всегда в лесу

Уважает тишину».

УВАЖАЙТЕ ТИШИНУ, БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ – ВЕДЬ МЫ - ЧАСТИЧКА ЕЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое учебное пособие "Хвойное дерево -ель"

Мультимедийное пособие для воспитателей, родителей о деревьях...

Хвойный лес Урала зимой

Ознакомление с животным миром Урала зимой....

"Зимние забавы". "Хвойные деревья"- методические материалы по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Материалы по расширению словарного запаса, различные загадки, дидктические, подвижные, сюжетно-ролевые игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, чтение литературы, работа с родителями. Составлени...

"Что за чудо, хвойный лес, сколько в нем живет чудес..."

Занятие - сказкаОрганизация непосредственно образовательной деятельности детей  по ознакомлению с окружающим миром в  подготовительной к школе группеСтарший воспитатель  д/с НОУ О...

Рисование красками "Елочки - хвойные иголочки"

Все занятия проводятся в игровой форме. Дети рисуют пальчиками....

Консультация для родителей по лексической теме "Лиственные и хвойные деревья" подготовительная группа.

консультация поможет родителям закрепить с детьми материал по лексической теме....

статья о новогоднем утреннике в группе №2 МАДОУ Детский сад №1 п. Хвойная

Информация для родителей о новогоднем празднике...