хвойный лес
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Познакомить детей с отличительными особенностями ели, сосны и лиственницы, показать их сходные и контрастные признаки; учить детей группировать деревья по сходному признаку (по хвое): хвойные деревья; отметить приспособленность хвойных деревьев к зимним условиям (стоят зеленые и зимой и летом) к распространению семян (наличие крылышек у сосновых и еловых семян); закрепить представление детей о потребностях деревьев для роста и развития (растениям для роста нужны свет, тепло, почва и вода); показать связь между хвойными деревьями и животными, зависимость благополучия животных от семян хвойных деревьев.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
«Хвойный лес» в подготовительной группе
Цель: познакомить детей с представителями хвойных деревьев нашего леса
Образовательные задачи: Познакомить детей с отличительными особенностями ели, сосны и лиственницы, показать их сходные и контрастные признаки; учить детей группировать деревья по сходному признаку (по хвое): хвойные деревья; отметить приспособленность хвойных деревьев к зимним условиям (стоят зеленые и зимой и летом) к распространению семян (наличие крылышек у сосновых и еловых семян); закрепить представление детей о потребностях деревьев для роста и развития (растениям для роста нужны свет, тепло, почва и вода); показать связь между хвойными деревьями и животными, зависимость благополучия животных от семян хвойных деревьев.
Развивающие задачи: развивать у детей мышление при отгадывании загадки; подбирать варианты отгадок к одной и той же загадке по общему признаку; развивать воображение при перевоплощении в хвойные деревья, по возможности передавая их характерные особенности; развивать у детей умение путем логического мышления находить ответы на поисковые вопросы.
Воспитательные задачи: воспитывать у детей гуманное отношение к природе, желание ее сохранить.
Ход занятия:
Воспитатель: сегодня мы с вами отправимся в лес. Для этого встанем в круг и, двигаясь по кругу, произносим слова:
Старый лес, добрый лес, полный сказочных чудес!
Мы идем гулять сейчас
И возьмем с собою вас.
Здравствуй, лес! Добрый лес, полный сказочных чудес!
Тайны все открой свои, ничего не утаи.
Видишь – мы друзья твои!
Воспитатель: А у нас наряд зелёный,
Не берёзы мы, не клёны.
Здесь на севере растём,
Пользу, радость всем несём. (Ёлка)
Ёлочка красивая. Какие веточки по размеру растут наверху? А внизу? Ветки у ёлки расположены снизу доверху по всему стволу. Какая ветка, если она с ёлочки?
Дети: Еловая.
Воспитатель: Какие у неё хвоинки?
Дети: Маленькие, колючие, зелёные, острые и т. д.
Воспитатель: Хвоинки у ёлочки колючие и недружные. Растут на веточке по одной. (картинка)
Рассказ по картине (обратная сторона)
Воспитатель: Давайте познакомимся со следующим деревом (Воспитатель выставляет вперёд картинку с изображением сосны).
У меня длинней иголки,
Чем у ёлки
Очень прямо я расту,
в высоту,
Если я не на опушке
Ветви только на макушке. (Сосна)
Дети: Сосна.
Воспитатель: В какой части дерева располагаются ветки сосны?
Воспитатель: Какие у них хвоинки?
Дети: Они длиннее, колючие, зелёные, острые и т. д.
Рассказ по картине (обратная сторона)
Воспитатель: Осталось ещё одно хвоённое дерево
И девчонки, и мальчишки,
Все иметь хотели б шишки –
На орешки очень щедр,
Богатырь – сибирский … (кедр)
(Воспитатель ставит картинку с изображением кедра в ряд с сосной и елью).
Воспитатель: Ребята, похоже ли это дерево на сосну и ель? Чем? Оно тоже относиться к каким деревьям? (Ответы детей). А ещё я вам скажу, что хвоинки на кедре самые дружные. У ёлки растут по одной хвоинке, у сосны растут по две, а у кедра, как вы думаете, по сколько хвоинок дружат? (Дети высказывают предположения. Воспитатель предлагает посчитать иголочки кедровые в одном пучке). Кедровые иголочки дружат по пять
Физкультминутка.
Есть в лесу три полочки: (хлопаем в ладоши)
Ели-ёлки-ёлочки. (руки вверх, в стороны, вниз)
Лежат на елях небеса, (руки вверх, встать на носочки)
На ёлках - птичьи голоса. (руки в стороны, махи руками)
Внизу на ёлочках роса. (руки вниз, присели)
Воспитатель: Они похожи друг на друга? Чем похожи?
Дети: У них есть иголочки.
Воспитатель: Иголочки – это листочки, которые всегда зелёные и не боятся холода. Они приспособились к зимним условиям и не опадают. Листочки – иголочки иначе называют хвоя. А все эти деревья с хвоей называют…
Воспитатель: Почему у ёлочки самые большие ветки внизу прячутся, вниз опущены, а у сосны все наверху? (Дети высказывают свои предположения). Правильно, сосна очень любит солнце, она всегда тянется к нему. Она любит свет. Ёлочка любит тень, она лучше растёт в тени. Что ещё нужно деревьям, чтобы они выросли большими, высокими, сильными? (Ответы детей). Деревья – живые существа. Всем деревьям для того, чтобы они росли, нужны определённые условия: свет, тепло, почва, вода. Если одного из условий нет, деревья перестают расти.
Есть еще такие хвойные деревья как лиственница и сосна стланниковая или кедровый стланик.
Лиственница сибирская произрастает в пределах лесной зоны: восток и северо-восток европейской части России, Урал, Западная и Восточная Сибирь (до озера Байкал). С севера на юг она растёт от тундры до Алтая. В горах поднимается до верхней границы леса, на Алтае до 2 200—2 400 м над уровнем моря.
Сосна стланиковая, или кедровый стланик — небольшое стелющееся древесное растение с широко раскинутыми ветвями. Родина кедрового стланика – Камчатка, Курилы, побережье Охотского моря. Обычно доживает до 200-300 лет, хотя возраст отдельных экземпляров доходит до 850 лет.
Этажи леса.
Воспитатель: Ребята, а в лесу растут только деревья? Растения располагаются этажами. Верхний этаж занимают деревья, средний – кустарники, первый, самый нижний – травы, мхи и лишайники. В хвойных лесах растут кустарник под названием можжевельник, клюква, черника.
Воспитатель: Что не хватает в нашем лесу? Ну конечно же животных. Я загадаю вам загадки, а вы отгадайте и узнаете кто живет в хвойном лесу. (Загадки про медведя, белку, зайца, лису, волка. Выставляются картинки.)
Кого еще не хватает в нашем лесу? Правильно, птиц!
Продолбит в стволе дупло,
Здесь зимой всегда тепло,
А еда любой порой
Возле дома под корой! (дятел)
Птичка яркая лесная,
Гнезда вьёт зимой она.
Клювом схожа с попугаем –
Ест из шишек семена.
Вон её мелькает хвост –
В ельнике летает … (клёст)
(Выставляются картинки с изображением дятла и клеста). Чем питается дятел? Как называют дятла и почему? (Высказывания детей).
Зачем клесту такой клюв? (Ответы детей)
Клёст-елови́к, или обыкнове́нный клёст, — лесная певчая птица. У неё мощный клюв с перекрещивающимися кончиками и питается семенами ели и других хвойных деревьев. Подобно попугаям, использует клюв для лазанья по деревьям. Дневная, шумная и подвижная птица. Почти всё время проводит на деревьях. Летает быстро, по волнистой траектории. В полёте стайка клестов перекликается, издавая «кеп-кеп-кеп». В любое время года клесты совершают перекочёвки, покидая области с неурожаем шишек и скопляясь в большом количестве в урожайных местах хвойных лесных массивов. Помимо хвойных семян клесты питаются сорняками и семенами подсолнечника, ногда насекомыми.
Воспитатель: Вы были молодцы. Теперь пришла пора проститься с лесом.
«Мне по нраву только тот,
Мир лесной кто бережет,
Тот, кто веток не сломает,
Тот, кто птичку не спугнет,
Мухомор сшибать не станет,
И костер не разведет,
Кто всегда, всегда в лесу
Уважает тишину».
УВАЖАЙТЕ ТИШИНУ, БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ – ВЕДЬ МЫ - ЧАСТИЧКА ЕЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическое учебное пособие "Хвойное дерево -ель"
Мультимедийное пособие для воспитателей, родителей о деревьях...

"Зимние забавы". "Хвойные деревья"- методические материалы по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Материалы по расширению словарного запаса, различные загадки, дидктические, подвижные, сюжетно-ролевые игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, чтение литературы, работа с родителями. Составлени...
"Что за чудо, хвойный лес, сколько в нем живет чудес..."
Занятие - сказкаОрганизация непосредственно образовательной деятельности детей по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группеСтарший воспитатель д/с НОУ О...

Рисование красками "Елочки - хвойные иголочки"
Все занятия проводятся в игровой форме. Дети рисуют пальчиками....
Консультация для родителей по лексической теме "Лиственные и хвойные деревья" подготовительная группа.
консультация поможет родителям закрепить с детьми материал по лексической теме....

статья о новогоднем утреннике в группе №2 МАДОУ Детский сад №1 п. Хвойная
Информация для родителей о новогоднем празднике...

