ООД в старшей группе «Лаборатория опытов и открытий. Загадки птичьего пера»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Матвеева Светлана Анатольевна

Методическая разработка предназначена для воспитателей дюетского сада. ЦельРазвитие познавательного интереса к окружающему миру. Познакомить детей с ролью перьев в жизни птиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadki_ptichego_pera.docx29.84 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 26 компенсирующего вида Пушкинского района

Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ООД в старшей группе

«Лаборатория опытов и открытий. Загадки птичьего пера»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             Подготовила и провела воспитатель

                                                Матвеева Светлана Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2025

ООД  «Лаборатория опытов и открытий. Загадки птичьего пера»

(экспериментирование)

 

Цель: Развитие познавательного интереса к окружающему миру. Познакомить детей с ролью перьев в жизни птиц.

Задачи:

Обучающие:

- создать условия для знакомства детей со строением пера и их значением в жизни птиц.                                                                                                                                                      - создать условия для развития способов познания (наблюдение, сравнение, анализ, рассуждение, умозаключение), в ходе экспериментирования                               

 

Развивающие: 

 - развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;  

воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни

человека, животных, растений;

-развивать наблюдательность, речь, умение планировать свою деятельность.

 

Воспитательные: 

детей. 

- способствовать развитию интереса к познанию окружающего мира и желание исследовать его доступными способами.

- закреплять правила безопасности во время проведения экспериментальной деятельности.

эксперимента с воздухом.

 

Виды деятельности: Игровая, познавательно- исследовательская, двигательная, коммуникативная.

 

Методы:

Наглядный (показ способов действий).

Словесный (беседа, обсуждение, диалог, пояснение).

Игровой (сюрпризный момент).

Практический (экспериментирование).

Оборудование: презентация Power Point, перья птиц маховые и пуховые, лупа, чернила, листы бумаги, контейнер с водой, камни.

Предварительная работа: Беседа о птицах, рассматривание иллюстраций с зимующими и перелётными птицами, домашними птицами, наблюдение за зимующими птицами на прогулке. Отгадывание загадок, чтение рассказов о птицах, просмотр презентаций водоплавающие птицы, видео про птиц, повторение классификации птиц водоплавающие, не водоплавающие, особенности.

 

Словарная работа – обогащение словаря - маховое, рулевое, пуховое перо, орнитолог, лупа.

Ход ООД: 

Дети заходят в зал под музыку Юрия Кудинова, слова: Елена Щепотьева «Наука»

 

Воспитатель: Дети, давайте поздороваемся друг с другом и с гостями. С добрым утром!

«Я люблю свой детский сад,

В нём полным - полно ребят,

Может - сто, а может двести,

Хорошо, когда мы вместе.

Утро доброе встречай!

День хороший начинай!

Воспитатель: С давних времён человек пытался ответить на вопросы: как устроен мир? Почему день сменяет ночь? Почему идёт дождь? Почему птицы летают?

Многие открытия людям подсказала сама природа, животный и растительный мир.

Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в мир птиц.

Проходите, садитесь на стульчики.

Ход ООД

Воспитатель: Мир птиц необычайно удивителен. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Есть птицы очень больших размеров, а есть маленькие птички. А вы знаете, какая самая большая птица? Страус. 160 кг Ребята, страус умеет летать? А почему он не умеет летать? (у страусов крупное телосложение и относительно маленькие крылья по сравнению с размерами тела)  Зато страус быстро бегает. Ребята, а вы знаете как называется самая маленькой птичка? Она размером с бабочку – колибри! Ещё есть птичка тари. Она маленькая, но очень смелая. Она чистит зубы крокодилу. Все птицы отличаются оперением. Есть птицы с красивым, ярким оперением, например, попугай и птицы со скромным опереньем, например, соловей, жаворонок, зато они умеют красиво пет.

Ребята, а вы знаете кто наблюдает за птицами, изучает их повадки? Это учёные-орнитологи.  

Воспитатель: Ребята, кто знает, чем птицы отличаются от других животных? – Правильно, птицы отличаются от других животных тем, что умеют летать, у них есть 2 крыла, 2 ноги, тело покрыто перьями.

А как вы думаете что могли изобрести учёные, наблюдая за птицами.

Ответ детей: Наблюдая за полётом птиц учёные изобрели самолёт. А почему вы так думаете?

Крылья — основа полета: и птицы, и самолеты имеют крылья, которые играют ключевую роль в их способности летать, хвост – с помощью которого и птица и самолёт могут повернуть, нос- для более быстрого полёта.

Ребята давайте сделаем зарядку для глаз.

Мы гимнастику для глаз выполняем каждый раз

Влево, вправо, вверх и вниз

Повторять ты не ленись

Хорошо, глазки отдохнули, садитесь на стульчики.

Но главная «загадка» птиц — это, конечно, перья.

Воспитатель: У птицы три основных вида перьев. Давайте вспомним их. Какие это перья? Большие, упругие, плотные, жёсткие перья у птицы на крыльях – МАХОВЫЕ, нужны для полёта. Эти перья расположены по краям крыльев. (показ)  Мягкие и пушистые – КРОЮЩИЕ, согревают птицу, придают телу птицы обтекаемую форму. Под ними находятся ПУХОВЫЕ – они сохраняют тепло. (показ) Прочные, длинные перья, составляющие хвост птицы – РУЛЕВЫЕ, они предназначены для поворотов в полёте.

А теперь давайте рассмотрим перья поближе. Я вас приглашаю в нашу лабораторию.

Воспитатель: выходите, вставайте в кружочек. Прежде чем начать экспериментировать надо отдохнуть.

Физминутка:

1 Подняться, потянуться

2 Согнуться, разогнуться

3 Руками три хлопка,

Головой три кивка.

На четыре руки шире

Пять присесть

А на шесть тихонько встать

Заниматься продолжать.

Отдохнули.  Осталось  повторить правиоа поведения в лаборатории и можно приступим к проведению опытов.

1. Нельзя трогать приборы и инструменты без разрешения.

2. Не пробовать на вкус и запах вещества.

3. Сначала слушаем взрослого, а потом выполняем.

4. Соблюдать тишину, не мешать работать другим

5. Убирать своё рабочее место.

Воспитатель: Отдохнули, правила вспомнили, можно начинать наши исследования.

Присаживайтесь за столы.

Опыт 1 Какое перо на ощупь?

Воспитатель: У вас на белых тарелочках лежат перья. Возьмите маленькое белое перо. Потрогайте перо. Какое оно на ощупь? Что можно сказать? Как вы думаете-это перо маховое или пуховое.

Дети: ответы детей (гладкое, пушистое.).

Воспитатель: Правильно! Перо пушистое, гладкое, приятное на ощупь. Вот мы и познакомились с одним из свойств пера.

Вывод: перо гладкое, пушистое, мягкое. Правильно. Пуховые перья нужны птицам для сохранения тепла. Они находятся на голове, туловище, крыльях и лапах.

Опыт 2: Лёгкое или тяжёлое?

Воспитатель:  Интересно, что можно сказать про вес пера? Оно лёгкое или тяжёлое.

Дети: перо легкое!

Воспитатель: а почему вы так думаете? Как это можно проверить, что перо легкое? 

Дети: взвесить на весах, подержать в руках и т. п.

Дети кладут на одну руку перо, на другую - камень. И взвешивают в руках. 

Воспитатель: что вы чувствуете? какой вывод можно сделать?

Дети: перо легкое.

Воспитатель: хорошо, как еще можно проверить, что перо легкое?

Дети: можно подуть на перо.

Воспитатель: Если мы подуем на перо - что произойдет?

Ребята есть ещё один способ доказать, что перо лёгкое.

Посмотрите га тарелках стоит контейнер с водой. Опустите камень в воду. Что произошло? А теперь положите перо в воду. Что произошло с пером?

А мы уже знаем, тяжёлые предметы тонут, лёгкие нет. Поэтому можно сделать вывод: перо мягкое, пушистое, оно лёгкое.

Воспитатель: Хотите узнать почему перо такое легкое?

Воспитатель: Положите белое перо на поднос. Возьмите коричневое.  Это перо рулевое. Сравните два пера. Какое из перьев больше по размеру. Белое перо положите на поднос. Ребята посмотрите, у перьев есть стержень. Вот он. Давайте заглянем внутрь стержня. Ребята вам видно, что внутри стержень полый, пустой. Возьмите с подноса зубочистку и попробуйте поместить её внутрь стержня. Получилось?  Кладите зубочистку обратно на тарелку.

Дети: ответы детей отверстие, внутри перо полое…

Воспитатель: правильно, там есть место для воздуха, а что мы с вами говорили про воздух?

Дети: воздух легкий.

Воспитатель: правильно, воздух очень легкий, именно он помогает стать перышку легким.

Опыт 3: Почему птица летает?

Воспитатель: Ребята что птицам помогает в полёте?

Дети: птицам в полете помогают крылья и хвост. Ребята, а как вы думаете, почему птицы не падают во время полёта?

Ответы детей

С раскрытыми крыльями и хвостом, даже маленькая птица становится широкой, большой. Поэтому она может опираться на воздух, лететь и парить. Взмахами крыльев она отталкивается от воздуха. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает.

Воспитатель: Давайте рассмотрим строение пера.  Возьмите синее перо. 

Рассмотрим птичье перо на свет и через лупу. Что вы видите?

Дети: ворсинки, бороздки

Воспитатель: Посмотрите, в центре пера проходит стержень и прикрепленное к нему опахало, которое состоит из бородок, конец пера называется очин. Опахало пера состоит из бородок, которые отходят от стержня. Скажите бородки плотно расположены или далеко друг от друга? (бороздки плотно друг к другу, соединены)

- Видите ли вы просветы между бородками? (нет)

- Действительно они как будто приклеились друг к другу. А знаете почему?

- Потому что между бородками есть выступы и крючочки, которые плотно соединяются между собой.

Иногда они разъединяются, появляется промежуток. Оказывается, птицы могут починить свое перо. Легко и быстро «застегнуть» этот промежуток клювом, как замочком "молнии", а мы с вами это сделаем пальчиками. Попробуйте разъединить пёрышко, а теперь соедините

Когда то, очень давно это увидели очень внимательные люди и изобрели замок-молнию.

Вывод: перья птиц лёгкие, ворсинки пера прилегает очень плотно друг к другу, за счёт этого перо как бы отталкивается от воздуха и птица взлетает.

Опыт 4: Почему водоплавающие птицы не намокают?

Воспитатель: знаете, ребята. Я всегда смотрела на водоплавающих птиц, например, уток и думала: - Почему их перья не намокают? А вы как думаете?

Детиперья толще, не впитывают воду.

Воспитатель: правильно, оказывается у водоплавающих птиц есть специальная жировая железа в клюве, которая вырабатывает специальный жир. И когда мы видим, как птицы чистят свои перышки, прихорашиваются. Оказывается, это они при помощи клюва смазывают перья жиром, чтобы держаться на воде и не тонуть.

Воспитатель: Возьмите синее пёрышко опустите его в воду. Поднимите. Что вы видите. Перо намокло.

Дети: На перьях вода собирается в капельки, и стекает, перья не намокают. 

Вывод: перья водоплавающих птиц смазаны специальной жировой смазкой, поэтому они не намокают.

А вы знаете что давно, давно в старину писали гусиными перьями. Хотите попробовать?  

Поменяйте тарелочку и маленький поднос с краской местами. На листе бумаги нарисовано перо. Обмакните перо в краску и обведите перо по контуру.

Дети выполняют работу.

Рефлексия: Ребята вам понравилось занятие? О ком мы с вами сегодня говорили? Для чего птицам нужны перья? Перья птицам помогают взлететь, держаться на воздухе, тепло предохраняют от ушибов, пересыхания, намокания.

Однако ученых очень волновал вопрос: В чем секрет птичьего крыла. Из чего состоят крылья?

Большие, упругие перья у птицы на крыльях – МАХОВЫЕ, нужны для полёта. Мягкие и пушистые – КРОЮЩИЕ, согревают птицу. Под ними находятся ПУХОВЫЕ – они сохраняют тепло. Прочные, длинные перья, составляющие хвост птицы – РУЛЕВЫЕ, они предназначены для поворотов в полёте.

Ученые работают в лабораториях, проводят исследования, опыты, составляют библиотеки, составляют книги энциклопедии, и обо всем можно прочитать.

Воспитатель: Тогда закройте все глаза.

1, 2, 3, 4, 5 – Начинаем превращать!

Крибли, крабли, бум!

Наши дети изменились –

И в учёных превратились!

Гимнастика для глаз:

«Глазкам нужно отдохнуть» (Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть» (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

Рассказ воспитателя «В мире науки»

Ученый много знает, может многое объяснить, потому что постоянно занимается, много читает, много наблюдает.

Учёные – ихтиологи. Изучая строение кожи акулы, учёные создали костюмы для пловцов с целью увеличения их скорости. 

прообразом современного вертолёта1

Её тело имеет винтовую структуру, которая будто покрыта металлом. Два крыла расположены крестообразно на теле, которое имеет окраску от светло-голубого до насыщенного красно-коричневого цвета. Именно такая структура тела позволяет стрекозе прекрасно маневрировать. 1

Всемирно известный авиаконструктор Игорь Сикорский спроектировал серийный вертолёт одновинтовой схемы, наблюдая за полётом стрекозы. Тысячи снимков этого насекомого помогли воссоздать в компьютере модель, копирующую манёвры стрекозы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группе. «Лаборатория профессора Пробиркина»

Конспект открытого занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группе.Образовательные области:Коммуникация, познание, безопасность, здоровье.Цель: формирование начальных представлений о здоро...

Конспект открытого занятия в старшей группе "Лаборатория воды"

Конспект открытого занятия в старшей группе.Тема: «Лаборатория воды»Цель: познакомить детей с материалами для очистки воды и со способами очистки воды.Детская цель: помочь речке.Образовате...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с детьми старшей группы с ЗПР на тему: «Загадки птичьего двора»»

Систематизировать представлений детей о домашних птицах: местах их обитания, как они подают голос, об их питании, членах птичьих семей, пользе для человека....

Конспект открытого занятия по опытно- экспериментальной деятельности в старшей группе "Лаборатория чудес"

Конспект открытого занятия по опытно- экспериментальной деятельности в старшей группе "Лаборатория чудес"...

ООД в старшей группе «Лаборатория опытов и открытий. Воздух-невидимка» (Экспериментирование)

Занятие предназначено для воспитателей детских садов. Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности....

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Загадки птичьих перьев»

Конспект поможет закрепить у млаших дошкольников представление о значении перьев в жизни птиц. А также развить в процессе экспериментирования познавательный интерес детей, наблюдательность, умение сра...