Дидактические игры для старших дошкольников по лексической теме «Зима»
картотека по окружающему миру (старшая группа)

Елисеева Елена Валерьевна

Картотека для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Познавательное развитие378.64 КБ

Предварительный просмотр:

        Дидактические игры для старших дошкольников по лексической теме «Зима»

Аннотация: данная подборка дидактических игр будет полезна воспитателям и педагогам начальных классов.

Назначение: данные дидактические игры можно использовать при проведении НОД, в самостоятельной детской деятельности.

Возрастная аудитория: старший дошкольный возраст (5-7 лет).

Цель: уточнение представлений об особенностях зимы как времени года; закрепление основных изменений, происходящие в неживой и живой природе  у людей при наступлении этого времени года.

Задачи:

-обобщить признаки зимы;

-уточнить, что происходит в живой и неживой природе с приходом зимы;

-уточнить представления о зимующих птицах края и помощи им людьми;

-расширять знания о  пословицах и поговорках, загадках и стихов о зиме.

Дидактическая игра «Назови зимние слова»

Цель: формирование активного запаса слов, обозначающих предмет, развитие фантазии и творчества.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям вспомнить и назвать 10 «зимних» слов.

При затруднении можно предложить показать картинки с этими явлениями природы. За каждое названное только им слово игрок получает фишку. Выигрывает тот, у кого в результате будет самое большое количество фишек.

Примеры слов: мороз, снег, лед, иней, снеговик, изморозь, Снегурочка, снежная крепость, снежки, снежинки и т.д.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2018/12/69554_60b12f926cc7630b75948a26b76adbc3.jpg.jpg

Дидактическая игра «Скажи, какой?»

Цель: активизация словарного запаса детей, расширение представлений о свойствах объектов неживой (живой) природы.

Ход игры:

Воспитатель раздает карточки с изображением неживых объектов природы. Ребенок подбирает по 5 слов к данному объекту.

Примеры объектов природы: снег, солнце, ветер, тучи, небо, лед, снежинки

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2018/12/69554_b06dc3a1c25109a30d07d40e1f2cbd3a.jpg.jpg

Дидактическая игра «Продолжи предложение»

Цель: уточнение представлений о зиме и других временах года, активизация словарного запаса, развитие связной речи.

Ход игры:

Воспитатель начинает предложения, ребенок заканчивает и поясняет свой ответ

Если зимой день короче чем весной, то весной…

Если дерево выше скамейки, то скамейка…

Если к кормушке прилетело больше синичек, чем воробьев, то воробьёв…

Если деревянная горка выше ледяной, то ледяная…

Если летом теплее чем осенью, то осенью…

Дидактическая игра «Большой – маленький»

Цель: закрепление использования в речи слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, развитие памяти.

Ход игры:

Педагог раздает детям картинки, изображающие объекты живой или неживой природы. Дети называют большие и маленькие предметы.

Можно предложить составить предложения с этими словами.

Примеры слов: снег, снежинка, снеговик, солнце, облако, дерево, варежка, шапка, шарф…

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2018/12/69554_c48729100e839cf228dc685f1f09c061.jpg.jpg

Дидактическая игра «Исправь ошибки»

Цель: формирование представлений о характерных явлениях зимой, сравнение зимы и других времен года, развитие внимания, памяти, связной речи - объяснения

Ход игры:

Воспитатель читает детям предложение и говорит, что надо слушать внимательно, а потом исправить ошибки. Ребенок, пояснивший ошибку, получает фишку. Выигрывает тот, у кого будет больше фишек.

Примеры предложений: Пришло лето, и люди надели варежки и шапки.

Пришла зима, и прилетели ласточки.

Пришла весна, и речка покрылась льдом.

Закончилось лето, и пришла весна.

Пришло лето, и перелетные птицы улетели на юг.

Пришла весна, и к кормушке стали прилетать синички и голуби.

Дидактическая игра «Что будет, если лепить из…»

Цель: закрепление знаний о материалах, из которых можно лепить; активизировать словарь детей.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям три картинки: снег, пластилин, тесто и предлагает назвать, что можно слепить из этого материала.

Каждый предмет отмечается фишкой. В конце игры можно увидеть, с каким материалом дети больше всего знакомы и какие поделки они предложили изготовить.

Примеры: 

Пластилин: посуда, мебель, фрукты, овощи, продукты и т.д.

Снег  снежок, крепость, зайчик, снеговик, фигуры из снега и т.д.

Тесто: булочка, пирог, поделка, печенье и т.д.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2018/12/69554_30a3635a02edcd213c0a2ef2bb8d2200.jpg.jpg

Дидактическая игра «Подбери логические пары»

Цель: составление логических пар из различных предметов; развитие словарного запаса, логики и памяти.

Ход игры:

Воспитатель раздает картинки детям и говорит, что нужно найти друг с другом пары, а потом придумать с двумя словами предложения.

Примеры слов: снеговик и метла; кормушка и синичка; мальчик и варежка; медведь и берлога; клест и шишки сосны.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2018/12/69554_ffee645f6ff994e9c0ffeb5d62864f9d.jpg.jpg

Дидактическая игра «Расставь по порядку»

Цель: знание процесса изготовления снеговика; умение пояснять его этапы.

Ход игры:

Воспитатель говорит, что необходимо так расставить картинки по порядку, чтобы получился снеговик. Дети комментируют процесс изготовления по схеме.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2018/12/69554_36683dfaf1b5a8ee6067830526572104.jpg.jpg

Дидактическая игра «Кто как из зимующих птиц голос подает?»

Цель: закрепление названия зимующих птиц и их голосов; развитие памяти и внимания.

Ход игры:

Воспитатель раздает карточки и изображением зимующих птиц, детям предлагается вспомнить, как подает голос та или иная птица, узнав ее на картинке.

Воробей – чирикает; ворона – каркает; сорока – стрекочет; голубь – воркует; синица – тенькает; сова – ухает.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2018/12/69554_cec1e579dfb793151048c1ff7250fb53.jpg.jpg

Дидактическая игра «Закончи пословицу о зиме»

Цель: знание пословиц и поговорок о зиме, развитие памяти и внимания.

Ход игры:

Воспитатель начинает пословицу о зиме, дети заканчивают. Играть можно двумя командами детей. Выигрывает та команда, которая лучше запомнила пословицы и поговорки.

Примеры пословиц и поговорок о зиме:

Береги нос в большой мороз.

Год кончается, а зима начинается.

Декабрь год кончает, а зиму начинает.

Мороз невелик, да стоять не велит.

Январь — году начало, зиме середина.

Февраль — месяц лютый: спрашивает, как обутый.

Не светит зимой солнце против летнего.

Не тот снег, что метет, а тот, что сверху идет.

В зимний холод — всякий молод.

В одну ночь зима становится.

Рекомендую педагогам организаций дошкольного образования использовать предлагаемые игры в НОД, досугах, викторинах, в индивидуальной работе.

Picture background


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по лексической теме «Зима»

Материал поможет уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического воспри­ятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхан...

Конспект занятия в старшей группе по лексической теме «Зима"

Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах....

Картинный материал для игры "Угощение для птиц" по лексической теме "Зимующие птицы"

Картинный материал для игры «Угощение для птиц» (лексическая тема "Зимующие птицы")Цель игры: закрепить знания о зимующих птицах и о том, чем они питаются; упражнять в составлени...

Картотека по теме: дидактические игры по развитию речи по лексическим тема (средняя группа)

Картотекапо теме:дидактические игры поразвитию речипо лексическим тема(средняя группа)...

Игра-презентация "Четвёртый - лишний" по лексической теме "Зима"

Игра развивает словесно-логическое мышление, учит детей умению классифицировать, сравнивать, обобщать....