Конспект образовательной деятельности в средней группе «Печка - Матушка»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
С С помощью представленной экспозиции музея «Русская изба » расширить представление детей о значении печи для русского народа.
Развивать связную речь, смекалку, эмоциональную отзывчивость, мелкую моторику рук; упражнять в умении группировать предметы по цвету, форме. Воспитывать интерес к русской бытовой культуре, старинным играм и забавам.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 465.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Номинация «Культурное наследие России»
НОД «Печка – матушка»
Воспитатель МДОУ «Детский сад №3
«Колокольчик»
Баранова Светлана Юрьевна
р.п. Турки Саратовской обл.
2022г.
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Печка - Матушка»
Пояснительная записка
С каждым годом мы больше стали возвращаться к национальной памяти, к русским традициям. Знания русских традиций помогает нам воспитывать в детях любовь к нашей многонациональной Родине. С целью приобщения воспитанников к историко-культурному наследию русского народ в нашем детском саду была создана русская изба. По крупицам собрали старинные вещи, которые были в русских избах. В русской избе проводим занятия по духовно-нравственному воспитанию, стараемся в доступной форме рассказать и показать, как жили в старину русские люди.
Организованная образовательная деятельность «Печка – матушка»» составлена в соответствии с примерной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы и ориентирована на детей среднего дошкольного возраста.
Для достижения программных задач были использованы наглядно практические, словесные, практические методы. Использование игровых приемов, ИКТ (мультимедийная презентация) позволило привлечь внимание детей и поддержать интерес на протяжении всей образовательной деятельности. Форма организации деятельности: групповая, работа в парах, индивидуальная.
Ведущая образовательная область НОД «Познавательное развитие».
Интеграция образовательных областей в соответствии с требованиями ФГОС: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Цель: создание условий для формирования представлений о назначении предметов рукотворного мира прошлого (печке-матушке).
Задачи:
С помощью представленной экспозиции музея «Русская изба » расширить представление детей о значении печи для русского народа.
Развивать связную речь, смекалку, эмоциональную отзывчивость, мелкую моторику рук; упражнять в умении группировать предметы по цвету, форме. Воспитывать интерес к русской бытовой культуре, старинным играм и забавам.
Оборудование: Мини-музей «Русская изба» с предметами быта, мультимедийный проектор, картинка с изображением мальчика, спящего на печи. Муляжи овощей, грибов, ягод, сухая лекарственная трава. Мяч, соленое тесто для лепки, индивидуальные дощечки.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, в которых упоминается печь, рассматривание иллюстраций, проведение русских народных игр, хороводов.
Материал предназначен педагогам ДОУ.
Ход НОД
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей | Ожидаемые результаты |
1.Организационный момент | Воспитатель, в роли хозяюшки, встречает детей: - Здравствуйте, гости дорогие. Проходите, присаживайтесь. - Зовут меня тетушка Маланья. Я пригласила вас, чтобы рассказать о моей помощнице – печке матушке. Сейчас очень редко в доме можно увидеть печь. А в давние времена она стояла в каждой избе. А вы знаете, для чего нужна печь? - Да, ребята, когда на улице зима, мороз, меня печка греет. Дрова в топку кладу, поджигаю, и в моей избе тепло станет. На ней готовлю еду, пеку хлеб, пироги. | Дети входят в горницу под русскую народную песню. Дети здороваются, садятся на стульчики. Ответы детей | Создание положительного настроя, интереса к предстоящей деятельности. Формирование умения вежливо по русскому обычаю отвечать на приветствия. |
2.Основная часть Беседа, мотивация деятельности | - А как вы думаете, для чего еще печь нужна? - Вы когда в детском саду с прогулки придете, в снегу наиграетесь, одежда сырая, где сушите? -А у меня нет батареи. У меня печка. Ко мне племянники в гости приедут, побегут на улицу гулять, на горке накатаются, в снежки наиграются. Придут домой все замерзшие, в снегу. Где им сушить одежду, самим обогреться? - Вот и сушим все на печке: куртки, брюки, варежки. Вот они свои варежки на печке сушили, да и все перепутали. Надо бы их сложить. Вы поможете мне? | Высказывают гипотезы Дети отвечают Дети отвечают | Активизация знаний о значении русской печки
|
Дидактическая игра «Варежки» (работа в парах) | Объединяет детей в пары, объясняет задание | Дети рассматривают геометрические фигуры, изображенные на варежке, договариваются, какие варежки они будут объединять в пары, объясняют свои действия | Развитие внимания. Закрепление умения считаться с мнением других детей. |
- Что еще вы видите на моей печке? -Догадались, для чего я повесила на печь овощи, грибы, траву целебную? - Сушеные грибочки, овощи буду зимой в блюда различные добавлять, из ягод компот сушить. А травы я сушу только полезные, целебные, буду с ними чай заваривать, лечиться. -Печь и кормит, и греет, и лечит. Если дети пришли с прогулки промокшие, что с ними может случиться? - Дети заберутся на печку, погреются и вся простуда пройдет. Да и я свою спину на печи погрею, она и болеть перестанет. А мой Ванечка еще и любит спать на ней – вот посмотрите! | Ответы детей (овощи, ягоды, грибы, травы) Высказывают гипотезы | Получение новых знания о назначении русской печи. | |
Подвижная игра «Баба-Яга» | - Очень любили люди печь. О ней упоминали и в веселых играх. Предлагает поиграть в игру | Дети встают в круг, дразнят Бабу Ягу: «Бабка –Ежка, костяная ножка, С печки упала, ножку сломала, А потом и говорит: «У меня нога болит». Баба Яга скачет на одной ноге, стараясь коснуться кого – либо. Кого «запятнали», считается заколдованным. | Развитие двигательной активности |
Дидактическая игра «Угадай сказку» | - В русских народных сказках тоже не обходится без печки. Дидактическая игра «Угадай сказку»
| Когда дети называют правильный ответ, на экране появляется картинка- иллюстрация к угаданной сказке. | Активизация мыслительной активности |
Словообразовательное задание: «С чем бывают пироги?» | -У нашего народа есть замечательная поговорка: «Хороши щи из русской печи». Но в печи готовили не только щи, но и основное русское блюдо- каши. Ну, и конечно, в печи выпекались пироги. -У меня в руках разноцветный мяч, Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать. -Как называется Пирог с капустой… -Пирог с яблоками… -Пирог с грибами… -Пирог с мясом… -Пирог с ягодами… | Дети: капустный пирог. Дети: яблочный пирог. Дети: грибной пирог. Дети: мясной пирог. Дети: ягодный пирог | Закрепление умений образовывать качественные прилагательные от существительных |
Пальчиковая гимнастика «Мы спросили нашу печь!» | Хозяюшка: - Не красна изба углами, а красна – пирогами. Вот мы утром тесто замесили, а сейчас печь будем бублики. Давайте наденем фартуки, чепчики. Хозяюшка предлагает сначала размять пальчики: -Мы спросили нашу печь: Что сегодня нам испечь? Печку мы спросили, Тесто замесили, Тесто скалкой раскатали, Раскатали – не устали, Начинили творогом И назвали пирогом! Ну-ка, печка, Дай творожнику местечко! | Надевают фартуки, чепчики. Дети садятся за стол, выполняют пальчиковую гимнастику. | Формируется стремление быть аккуратным, опрятным, гостеприимным. Укрепление, развитие мышцы пальцев рук. |
Лепка бубликов из соленого теста | Хозяюшка напоминает детям, как лепят бублики: - Надо взять небольшой кусочек теста, раскатать в колбаску, свернуть в колечко, края соединить. Готовые бублики укладывать на противень и ставят их в русскую печь. | Дети лепят бублики, готовые укладывают на противень. После работы моют руки. | Совершенствуются умения лепить из соленого теста. |
3. Заключительная часть. Сюрпризный момент | Почему печь называют помощницей? Как она помогает? -Недаром в народе говорят: «Ой, ты печка-сударушка Помоги нам, боярушка: Ты свари, испеки, Обогрей, освети, В дом богатство принеси». -А про угощение, то забыли, печь у нас волшебная, бублики наши уже готовы (достает из печи настоящие бублики и угощает всех). | Ответы детей. Кушают бублики и говорят, какие они получились. | Акцентируется внимание на более эмоционально запомнившиеся моменты занятия Развитие интереса к русской кухне. Создание положительного настроя. |
Список использованной литературы:
1. Наследие. Программа по приобщению детей дошкольного возраста к традиционной отечественной культуре: учебно-методическое пособие/Е.В.Соловьева, Л.И.Царенко. – М.: Дрофа, 2010.-203с
2. Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» /Под ред. Н.Е. Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой.-3-е изд., испр. и доп.-М.: Мозаика-Синтез, 2014.-368 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности средняя группа
Конспект занятия по художественному чтению и рассказываниюв средней группе «Сказочное путешествие»...

Конспект образовательной деятельности средней группы «Жизнь прекрасна, когда безопасна»
Конспект образовательной деятельности средней группы «Жизнь прекрасна, когда безопасна»...

Конспект образовательной деятельности (средняя группа) познавательное развитие
Конспект образовательной деятельности (средняя группа) познавательное развитие...

Конспект образовательной деятельностив старшей группе"Русская печка-всему дому кормилица"
Конспект комплексной образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию....

Конспект занятия в средней группе "День Матушки - земли"
Развивать представление о жизни на Земле, об общих условиях для развития растений, животных и людей (воздух, вода, пища); воспитывать чувство гордости за свою планету; побуждать желание сдел...

Конспект образовательной деятельности "В гостях у матушки зимы"
Основы математики очень важны для детей дошкольного возраста. Ведь она формирует логику мышления, стимулирует всестороннее развитие, улучшает память и речь. Более того, основы математики развивают в м...

Конспект образовательной деятельности средней группы по приобщению к социокультурным ценностям на тему: «Путешествие в страну Светофорию»
Конспект образовательной деятельности средней группыпо приобщению к социокультурным ценностямна тему: «Путешествие в страну Светофорию»Цель: Формирование у детей представления об основах б...
