Образовательный проект в МБДОУ «Детский сад №59», направленный на развитие ранней профориентации «Мир удивительных профессий»
материал по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)
Проект « Мир удивительных профессий », направлен на ознакомление дошкольников с профессиями, помогающими сохранять и оберегать природу в различных ее аспектах. В ходе реализации проекта осуществляется теоретическая и практическая подготовка дошкольников к последующему профессиональному самоопределению: ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности. Педагоги знакомят детей со следующими профессиями: Эколог, метеоролог, почвовед, орнитолог, арбарист. Участие детей в данной деятельности можно расценивать как элементарные (профессиональные пробы), в процессе которых зарождаются профессионально ориентированные интересы. Раскрывая грани этих профессий, мы учим воспитанников аккуратно и бережно относиться к миру вокруг нас.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Образовательный проект в МБДОУ «Детский сад №59», направленный на развитие ранней профориентации
«Мир удивительных профессий»
1.Раздел «Паспорт проекта» | ||
1.1. | Образовательное учреждение | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №59» г.Находка |
Автор проекта | Барсегян Светлана Сергеевна. Музыкальный руководитель | |
1.2. | Тема проекта | «Мир удивительных профессий» |
1.3. | Дата начала проекта | 04.12.2023г. |
1.4. | Дата окончания проекта | 29.03.2024г. |
1.5 | Основная проблема | Основной проблемой стали вопросы воспитанников о том, как сохранить нашу планету, и люди каких профессий этим занимаются. |
Цель | Создание благоприятных условий для формирования ценностных представлений дошкольников о многообразии мира профессий, направление воспитанников на выбор профессий, связанной с природоохранной деятельностью | |
1.6. | Краткое описание проекта | Проект « Мир удивительных профессий », направлен на ознакомление дошкольников с профессиями, помогающими сохранять и оберегать природу в различных ее аспектах. В ходе реализации проекта осуществляется теоретическая и практическая подготовка дошкольников к последующему профессиональному самоопределению: ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности. Педагоги знакомят детей со следующими профессиями: Эколог, метеоролог, почвовед, орнитолог, арбарист. Участие детей в данной деятельности можно расценивать как элементарные (профессиональные пробы), в процессе которых зарождаются профессионально ориентированные интересы. Раскрывая грани этих профессий, мы учим воспитанников аккуратно и бережно относиться к миру вокруг нас. |
1.7. | Результат | Всесторонне развитие дошкольников в большей мере направленное на профориентацию в сфере природоохранной деятельности. |
Описание проекта
Введение
В настоящее время ранняя профориентация является новым и важным направлением работы в дошкольных образовательных учреждениях.
Профориентация дошкольников неразрывно связана как с образовательным процессом, так и со свободной деятельностью детей.
Новизна данного проекта заключается в комплексном решении задач социально-педагогического направления. Введение в педагогическую практику развивающих технологий и принципиально новых форм работы с дошкольниками с целью развития ранней профориентации воспитанников. Педагогическую целесообразность образовательной программы мы видим в формировании у дошкольников готовности к изучению профессий на уровне дошкольного образования средствами создания среды, а именно экологической тропы «Мир вокруг нас».
В МБДОУ «Детский сад №59» с сентября 2022г. разрабатывается, и реализуются проект по экологическому воспитанию дошкольников «Мир вокруг нас». Цель данного проекта: создание условий для формирования у дошколят, родителей и педагогического коллектива ДОУ экологического мировоззрения и этических ценностей посредствам непрерывного образования. Экологическая тропа созданная на территории сада - это специально разработанный и оборудованный педагогическим коллективом, родителями и детьми маршрут из 12 уникальных станций, место удивительных возможностей и новых открытий в мир природы. https://youtu.be/YnKW2A0sUbs
На данных станциях педагоги сада знакомят ребят с разнообразным миром профессий.
https://youtu.be/Fra13nABj7E( орнитолог) https://youtu.be/7POIK6nK4kQ (метеоролог) https://youtu.be/FpZ_wyjAmVQ (фитотерапевт | https://youtu.be/0HDV15Oex9M (арбарист) https://youtu.be/hx9Q_uCaDO4 (эколог) https://youtu.be/jvkW_EOY6QU (агроном) https://youtu.be/WvRitU8Kw9k (почвовед). |
Актуальность проекта
На сегодняшний день особенно остро стоят экологические вопросы, такие как, глобальное потепление, загрязнение океана, отсутствие в регионах пунктов переработки мусора и т.д. Исходя из этого, широкий спрос имеют профессии направленные на сохранение окружающей среды. Наш проект знакомит и погружает ребят в мир жизненноважных профессий. Тема данного проекта будет актуальна всегда, так как планета у нас одна и нам необходимо ее беречь.
Проблемное поле
Наш регион относительно молодой, и широкое развитие он начал получать не так давно, вследствие чего, огромное количество территорий Приморского края остаются не изучены, в том числе это: морские территории, лесные массивы. Следовательно,необходимы люди, которые будут все это изучать. Когда я решила создать вышеупомянутый проект, я думала, что экспертов найти будет крайне легко, в этом и было мое основное заблуждение. Оказалось , что профессионалов в таких узких профессиях очень трудно найти, связаться и организовать с ними встречу. Из всего вышеперечисленного могу сказать, что самыми трудными для меня оказались организационные вопросы.
Цель проекта
Создать благоприятные условий для формирования ценностных представлений дошкольников о многообразии мира профессий, направить воспитанников на выбор профессий, связанной с природоохранной деятельностью
Задачи :
1. Формирование представлений об уникальных профессиях, воспитание интереса и уважения к людям труда;
2. Воспитание гуманного отношения к природе, осознание себя, как части живой природы;
3. Формирование экологической культуры и ответственности у воспитанников и родителей детского сада;
4. Продвижение тенденции «Чистая Планета» через профориентацию.
Результат
В результате проекта воспитанники узнали много нового. Впервые слушали материал в виде лекции, готовились к встречи с экспертами, составляя интерактивные доски с интересующими их вопросами. Вместе с родителями изучали мир ранее невиданных птиц, растений, природных явлений. Погрузились в особенности каждой изученной профессии, внимали богатейший опыт посетивших ДОУ экспертов, и примеряли его на себя. Я считаю, что этот проект объединил профессоров, успешных практиков, родителей, педагогов и детей, по-моему мнению это самое главное, учить воспитанников взаимодействовать со взрослыми, перенимать их опыт и быть с ними командой, цель которой сделать нашу планету лучше..
Интеграция деятельности дошкольного образовательного учреждения, социума и дополнительного образования детей обеспечила полноценное всестороннее развитие воспитанников. В ходе реализации проекта,у педагогов сада обогатилась развивающая предметно пространственная среда (самостоятельно созданы дидактические игры по профориентации экологической направленности, разработаны инновационные мини проекты, методические пособия), активно транслируется опыт педагогов ДОУ по вопросам ранней профориентации дошкольников на муниципальном и региональном уровне.
Раздел 2 Основная часть
Идея проекта
Острота современных экологических проблем, выдвинула перед педагогической теорией и практикой задачу, воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, педагогический коллектив детского сада №59 решил целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды, посредством создания атмосферы, способствующей развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости у детей, посредством экологического воспитания.
Перед коллективом МБДОУ "Детский сад № 59" была поставлена задача по формирования системы осознанно-правильных экологических представлений о взаимозависимости мира природы и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной в режиме создания и реализации экологического проекта «Мир вокруг нас».
Следующим этапом решено было познакомить ребят с профессиями, которые очень важны но мало известны ,профессии экологической направленности. Мы планируем , что специалисты данных профессий не только познакомят дошколят со спецификой своей работы , но и станут нашими партнерами и участниками по развитию и обогащению экологической тропы сада.
План действий (по этапам)
1.Идея проекта. (определение проблемного поля)
2.Гипотизы решения (дорожная карта)
3.Организационная часть: выбор методов и приемов для реализации идеи (найти, договориться о встречи с экспертами)
4.Подготовить детей к встрече (проблемные вопросы, проведение исследований)
5.Рефлексия (анкетирование, подведение итогов, защита проекта.)
Раздел 3 Выводы
Продукты проекта для участников реализации проекта «Мир удивительных возможностей | ||
Целевая аудитория | ||
воспитанники | педагоги | родители |
1.Приобрели знания : об окружающей природной среде; о растениях, птицах и животных, встречающихся на территории города и региона; о профессиях, связанных с изучением, использованием, защитой окружающей среды; практические знания о почвах; 2. Созданы: буклет о правилах ухода и обработки почв, защиты их от вредителей ;памятка участникам станции «Арбарист» об уходе за зелеными насаждениями; книжка-раскладушка о приметах погоды соответствующих нашему региону; буклеты и памятки о правилах ухода за птицами, о лакомствах для пернатых, о видах и правилах изготовления функциональных кормушек для птиц; | В рамках взаимодействия с коллегами и специалистами получили уникальную печатную продукцию авторские экологические календари ); - пополнилась база библиотеки ДОУ редкими научно-популярными и художественными изданиями; - сформирована база проектных материалов для обмена полученными знаниями между участниками различных станций, опыт взаимодействия с коллегами-педагогами и экспертами для дальнейшего практического применения и профессионального роста. | Практическую помощь в формировании бережного отношения детей к окружающей природной среде; - в формировании экологически грамотного поведения детей в быту и на природе; - возможность ранней профессиональной ориентации детей с учетом способностей и склонностей ребенка; |
Значимость проекта для разработчиков
Интегрировать знания экспертов в детскую среду, привить осознанное отношение к природе и всему живому. Способствовать формированию ответственной личности и активной гражданской позиции детей в вопросах экологической безопасности и защиты окружающей природной среды. Способствовать развитию интереса детей к профессиям, связанным с экологией и природопользованием, которые являются актуальными для современного мира.
Перспективы дальнейшего развития данной сферы.
Расширять круг изучаемых профессий, сотрудничать с большим количеством интересных людей.
- установить взаимодействие со специалистами ООО «Эхиверия» г. Находка для обучения воспитанников и педагогов ДОУ правилам ухода за зелеными насаждениями;
- разработать кейсы по почвоведению совместно со школьниками и Семаль Викторией Андреевной к. б. н., доцентом, старшим научным сотрудником ДВФУ;
- создать рубрику «Прогноз погоды от ДОУ» в телеграммм- канале детского сада;
- проводить совместные акции экологического характера совместно с НЗМУ;
- изготовлять и устанавливать кормушки для птиц в жилом микрорайоне «Арсеньева» и следить за их пополнением в холодное время года;
- участвовать в ежегодной всероссийской акции «Перепись воробьев»;
- проводить профориентационную и экологическую работу со школьниками начальной школы в рамках предмета «Окружающий мир»; среднего звена – в рамках дополнительного (внеклассный кружок) курса «Экология» для желающих; старшего звена – в рамках внеклассных мероприятий с целью поддержания интереса к экологическому образованию и ориентации на поступление в вузы на профильные специальности;
- развивать дополнительное образование в рамках взаимодействия с Центром детского и юношеского туризма и спорта г. Находка;
- создать на базе ДОУ стажировочную площадку;
- участвовать педагогическим коллективом совместно с воспитанниками ДОУ во всероссийских и международных конкурсах, олимпиадах и фестивалях экологической и профориентационной направленности.
Приложение
Ключевые риски и возможности
№п/п | Наименование риска/возможности | Действия по предупреждению риска/ реализации возможности |
1. | Малая активность родителей стать полноправными участниками проекта | Повышение степени открытости детского сада через освещение деятельности в СМИ, на сайте МБДОУ, интернет -ресурсы |
2 | Отсутствие в городе и крае специалистов определенной направленности (Орнитолог, арбарист, почвовед, метеоролог) | Установление партнерских отношений : 1.Школа самоопределения №734 им.А.Н.Тубельского г. Москва; 2.Зеленое хозяйство «Эхиверия» г.Находка; 3.Ботанический сад-институт ДВО РАН г.Владивосток (руководитель мо Кондрашкина В.В); 4.Группа бёртвотчинг, орнитолог-Коробов Д.В.(старший научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН)г. Владивосток; 5.АО «НЗМУ» заместитель начальника службы промышленной безопасности и окружающей среды Выходцев Ю.А. |
Предпосылки реализации проекта
Модель функционирования результатов проекта
Проект по ранней профориентации формирует у дошкольников первоначальные знания о профессиях и положительного отношения к труду и профессиональному миру, непосредственно через знакомство со специалистами-практиками и собственной продуктивно-исследовательской деятельностью .Данный проект нормативно закреплен в программе Развития сада. Проект «Мир удивительных профессий» позволит создать условия для развития сетевого взаимодействия не только образовательных организаций , но и объектов социума. Координацию деятельности в данном направлении осуществляет творческая группа (воспитатели средних, старших и подготовительных групп) под руководством музыкального руководителя .
Рр
Дорожная карта проекта
№ | Наименование мероприятия | Промежуточные показатели | сроки |
1 | Подготовительный этап Разработать модель проекта «Мир удивительных возможностей» | ||
1.1 | Создание творческой группы | Положение о творческой группе | 04.12.2023г |
1.2 | Анкетирование педагогов | https://forms.gle/RD6Chr8XNijU1CeCA | 11.12.2023г |
1.3 | Мониторинг уровня знаний детей по тематике проекта | систематизация диагностических методик по ранней профориентации дошкольников, аналитическая справка. | 19.12.2023г. |
1.4 | Подбор материала по теме проекта. | Создание педагогической копилки (разработка занятий, викторин, цикла практических мероприятий) | 25.12.2023г |
1.5 | Анкетирование для родителей «Все профессии важны» | 09.01.2023г | |
1.6 | Создание необходимых условий для реализации проекта | Партнерские отношения с объектами социума в контексте реализации проекта, план сотрудничества | 15.01.2023г |
2 | Основной этап | ||
2.1 | Разработка плана мероприятий членами творческой группы | Утвержденный план | 22.01.2023г |
2.2 | Непосредственное поэтапное решение проблемы: встречи со специалистами профессионалами, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций, наблюдение за конкретными трудовыми процессами людей разных профессий, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры. | План о взаимодействии МБДОУ «Детский сад №59» с Библиотечным комплексом «Семья» План о взаимодействии МБДОУ «Детский сад №59» с МАОУ СОШ №11. Репортажи : телеграмм канал «Сады в садах»,https://t.me/s59sad; | С 22.01.2024г по 31.01ю2024г |
2.3 | Вовлечение в образовательный процесс всех участников образовательных отношений. | Календарный план мероприятий по реализации проекта | |
3 | Заключительный этап | ||
3.1 | Анализ результатов работы по созданию комплекса условий для профессионального самоопределения воспитанников МДОУ. | Аналитическая справка | 01.02.2024г |
3.2 | Проведение исследований по оценке влияния созданных методических, организационно - педагогических условий, предметно – игровой среды на формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о мире экологических профессий | Групповые паспорта мини проектов по ранней профориентации: Эколог, метеоролог, почвовед, орнитолог, арбарист. | С 12.02.2024г по28.02.2024г. |
3.3 | Мониторинг воспитанников | Аналитическая справка | С 01.03.2024 по 31.03.2024г |
3.4 | Защита и публичное представление проекта | Создание видеороликов по ознакомлению с профессиями ,представленными в проекте | |
Список литературы.
1.Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М., 2018
2.Савина И.В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012.№ 2
3.Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях. М., 2021
4. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром / Н. В. Алешина — М.: «Педагогическое Общество России», 2000. 128с.
5. Воспитание дошкольника в труде /Под ред. В. Г. Нечаевой — М.: Просвещение,1974. 192с.
6. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.
7. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет / Т.В, Потапова.- М.: ТЦ Сфера, 2008. 64с.
8. Интернет ресурсы:
http://brpcrb.ru/?section_id=221
http://festival.1september.ru/articles/566837/pril2.doc
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников «Все профессии нужны – все профессии важны!»
Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых,...

Межсетевое взаимодействие между МБДОУ №6 и МБДОУ №16 г. Беслана по теме "Ранняя профориентация" КВН «Все профессии нужны, все профессии важны»
Создание проблемных ситуаций с помощью вопросов и их обсуждений для повышения познавательного интереса и закрепление знаний детей о профессиях взрослых....

Музыкально – образовательный творческий проект «Ранняя профориентация в музыкальных профессиях детей старшего дошкольного возраста»
Мы в профессии играем, по душе их выбираем.И мечтаем поскорее мамы с папой стать взрослее.Чтоб не просто так мечтать, а кем быть решить и стать. Пояснительная запискаПроект «Ранняя про...

План реализации краткосрочного проекта МБДОУ «Детский сад №59»г. Находка по ранней профориентации дошкольников «Мир удивительных профессий»
План реализации краткосрочного проекта МБДОУ «Детский сад №59»г. Находкапо ранней профориентации дошкольников «Мир удивительных профессий»...

ПРОЕКТ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ в ДОУ: « Создание психолого-педагогических условий в группе ДОУ для развития ранних представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста»
В современном российском обществе актуальность приобретает проблема профессионального самоопределения. Высокий темп современной жизни, развитие информационных технологий насыщает рынок труда многообра...

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности по ранней профориентации дошкольников «Страна профессий
Актуальность дополнительной программы ранней профориентации дошкольников обусловлена ориентацией на раннюю профориентацию детей дошкольного возраста и возможности полноценного развития ребенка и орган...
Детский проект по ранней профориентации «Много есть профессий разных»
Самостоятельный выбор профессии – ответственный процесс: от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетвореннос...

































