Участие в работе творческой лаборатории по ранней профориентации дошкольников
методическая разработка

Яковец Наталья Николаевна

В сентябре 2020 года в МАДОУ ДС №16 "Снежинка" г. Радужный создана творческая лаборатория педагогов по ранней профориентации дошкольников «Калейдоскоп профессий», в ее составе 4 участника – три воспитателя и музыкальный руководитель. Цель работы лаборатории: внедрение новых современных методов, приемов, средств, инструментария по ранней профориентации дошкольников от 3-х до 8-ми лет, способствующих повышению профессиональной компетентности и квалификации педагогических работников ДОУ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 16 «Снежинка»

Отчет о работе Творческой лаборатории по ранней профориентации дошкольников «Калейдоскоп профессий».

Педагоги, участники творческой лаборатории:

Молохиди Д.Ф., воспитатель

Медяник Н.Н., воспитатель

Гусейнова И.Ш., воспитатель

Саитгалина В.М., музыкальный руководитель

В сентябре 2020 года в ДОУ создана творческая лаборатория педагогов по ранней профориентации дошкольников «Калейдоскоп профессий», в ее составе 4 участника – три воспитателя и музыкальный руководитель. Цель работы лаборатории: внедрение новых современных методов, приемов, средств, инструментария по ранней профориентации дошкольников от 3-х до 8-ми лет, способствующих повышению профессиональной компетентности и квалификации педагогических работников ДОУ. Творческая лаборатория призвана внедрять инновационные технологии в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

На организационном этапе участники творческой лаборатории определили два направления деятельности: теоретическо-исследовательское и практическое.

В рамках практического направления в помощь педагогам ДОУ разработано комплексно-тематическое планирование по ранней профориентации «Калейдоскоп профессий» для каждой возрастной группы с постепенным усложнением материала и объема информации; составлен перечень материалов для оснащения профориентационной предметно-пространственной развивающей образовательной среды в группе ДОУ с учетом возрастных особенностей воспитанников, который включает:

  • перечень сюжетно-ролевых игр профориентационной направленности;
  • примерный перечень игрушек и ролевых атрибутов для организации профориентационных сюжетно-ролевых игр;
  • картотеку художественного слова (сказки, рассказы, стихотворения, скороговорки, считалки, пословицы и поговорки о труде и профессиях);
  • картотеку мультфильмов профориентационной направленности;
  • картотека виртуальных экскурсий.

В практике работы с дошкольниками по ранней профориентации педагоги ДОУ используют разнообразные методы и их комбинации, которые позволяют сделать работу эффективной, - наглядные, словесные, практические, игровые.

У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ему того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, например, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. В связи с этим мы ставим задачи воспитания и развития у каждого ребенка веры в свои силы путем поддержки его начинаний в различных видах деятельности – в творчестве, спорте, технических видах деятельности и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в дошкольном детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.

Участники творческой лаборатории определили алгоритм ознакомления с профессией. Используя алгоритм в знакомстве с профессиями, у детей формируется обобщенное представление о структуре трудового процесса и понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности.

Ранняя профориентация дошкольников формирует элементарные знания детей о профессиях взрослых, о заводах, фабриках, о видах орудий труда, о сельском хозяйстве. Эти знания играют важную роль в процессе социализации ребенка, они дают возможность дошкольнику понять, как устроено общество, какие задачи оно выполняет, какие функции выполняет каждый человек, и как влияет труд человека на развитие общества. Вместе с тем, знакомясь с особенностями трудовой деятельности взрослых, у детей дошкольного возраста формируется интерес к трудовой деятельности и положительное отношение к труду.

Ознакомление с профессиями, трудом взрослых, происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми, участие в трудовой деятельности узнают о разных профессиях, что обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, а также формирует представления о значимости и ценности различных видов деятельности людей.

Постепенно у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. Эти знания помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми.

Работа по ранней профориентации дошкольников осуществляется в процессе непосредственно образовательной деятельности и в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей в группе и в совместной деятельности с семьями воспитанников.

В рамках деятельности по теоретико-исследовательскому направлению участники творческой лаборатории провели теоретическое исследование профессий будущего, и в связи с этим определить навыки, которые будут необходимы в трудовой деятельности в будущем.

Далее представим результаты некоторых исследований, составление на основе изучения современных теоретических источников и открытых данных по данной проблеме. Мир, в котором мы живем, интенсивно меняется. Стремительно развивается наука, возникают новые отрасли производства, появляются новые профессии.

По мнению ученых-футурологов The Future Laboratory около 65% сегодняшних школьников будут работать по специальностям, которых пока не существует. Крупнейшие институты мира проводят масштабные международные исследования, для того, чтобы сформировать точные прогнозы относительно того, какие специальности появятся и будут востребованы в ближайшие 20-30 лет. Многие из них сейчас звучат как научная фантастика, но уже через несколько лет станут частью нашей повседневной жизни.

Стремительное развитие новых технологий приводит не только к появлению множества новых профессий, причем часто весьма экзотических (как, например, молекулярный диетолог или проектировщик «умного дома», специалист по проектированию виртуальных миров), но и к постепенному отмиранию уже существующих специальностей. Причем наряду с давно устаревшими профессиями, такими, например, как стенографисты, лифтеры или чистильщики обуви, в прошлое уходят и те, что появились лишь несколько десятилетий назад.

В ряде российских ВУЗов открыли набор на новые программы магистратуры по специальностям, которые будут востребованы в будущем. Над их разработкой университеты работали на протяжении года в рамках федеральной программы «Приоритет 2030». Об этом сообщили в пресс-службе Министерства науки и высшего образования. Это такие программы, как «Глубокое обучение и генеративный искусственный интеллект», «Инженерия искусственного интеллекта», «Нейротехнологии, искусственный интеллект и предиктивная аналитика для транспорта и логистики».

Московская школа управления Сколково вместе с Агентством стратегических инициатив создали «Атлас новых профессий», в котором представлены не только основные направления профессий будущего, но и умения, которыми должны обладать люди этих специальностей. Материалы данного атласа можно использовать в работе по профориентации дошкольников.

Изучая прогнозы о профессиях будущего, наше внимание привлекло мнение Оксаны Селендеевой, ИТ-предпринимателя и мамы шестилетней дочки, которая рассказала, какие навыки развивать у ребенка, чтобы они пригодились в будущем. Она отметила: «Не угадывайте профессии будущего, влюбляйте в перспективные направления. Обучаться профессиям будущего невозможно. О них можно только фантазировать. Во-первых, никто точно не знает, что будет востребовано даже через пять лет. Во-вторых, чтобы обучать профессии будущего, преподавателю нужен подходящий опыт. А где его взять, если это «профессия будущего»? Лучше зацепить ребенка тем, что выльется в интерес к перспективным отраслям. Чтобы заинтересовать ребенка, станьте супервайзером (наблюдателем, смотрителем, руководителем) – наблюдайте за ним и цепляйтесь за то, на что ребенок обращает внимание».

Специалисты в области труда и занятости определи топ 10 перспективных профессий будущего. Это:

  • специалист по кибербезопасности и защите данных;
  • робототехник;
  • специалист по искусственному интеллекту;
  • гейм-дизайнер;
  • дизайнер виртуальной реальности;
  • проектировщик 3D-печати;
  • урбанист-эколог;
  • Digital-маркетолог (SMM-щик, таргетолог);
  • биотехник.

В заключении необходимо отметить следующее: современные тренды развития образования и вызовы времени определяют высокие требования к профессиональной компетентности педагогов, в том числе и педагогов дошкольного образования. Трансформация компетенций воспитателя связана с пониманием категорий «будущее образования», «навыки будущего».

Будущее образования напрямую связано с изменением технологий обучения и развития. На смену традиционных форм и методов обучения приходят интерактивные, проектные, исследовательские методы, направленные на развитие самостоятельных способов познания окружающего мира, способствующие структурированию информационных потоков и комбинированию информации под конкретные образовательные и самообразовательные задачи. Появляются технологии дополненной и виртуальной реальности, влияющие на процесс познания окружающего мира детьми дошкольного возраста.

Но, какие бы вызовы не ставило время перед дошкольными работниками, мы должны подготовить детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким оно нам сейчас ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Мы стремимся использовать разнообразные формы, методы и средства воспитания социальных компетенций у детей, чтобы наши воспитанники:

  • понимали важное значение труда в жизни людей, будь то механизатор или робототехник;
  • уважали людей, которые трудятся, и ценили плоды их труда;
  • имели представления о трудовых функциях людей разных профессий, включая профессии будущего;
  • стремились к развитию своих трудовых способностей, трудились, принося пользу людям.

Это важные направления детской профориентации в настоящее время и в будущем.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16 «Снежинка» Творческая лаборатория по ранней профориентации дошкольников «Калейдоскоп профессий» Руководитель творческой лаборатории: Молохиди Дина Флюрьевна , воспитатель Члены творческой лаборатории: Гусейнова Ильвира Шамсудиновна , воспитатель Медяник Наталья Николаевна, воспитатель Саитгалина Вера Михайловна, музыкальный руководитель г. Радужный, 2023

Слайд 2

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ «КАЛЕЙДОСКОП ПРОФЕССИЙ» ТЕОРЕТИЧЕСКО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ

Слайд 3

ПРАКТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ «КАЛЕЙДОСКОП ПРОФЕССИЙ»

Слайд 4

ПРАКТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ «КАЛЕЙДОСКОП ПРОФЕССИЙ»

Слайд 5

ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ «КАЛЕЙДОСКОП ПРОФЕССИЙ» РАБОТА С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ Экскурсии с детьми Рассказ родителей о своей профессии

Слайд 6

ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ «КАЛЕЙДОСКОП ПРОФЕССИЙ» РАБОТА С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ Проведение НОД, развлечений

Слайд 7

ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ «КАЛЕЙДОСКОП ПРОФЕССИЙ» РАБОТА С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ Беседы о профессиях, рассматривание иллюстраций Дидактические, сюжетно-ролевые игры

Слайд 8

ТЕОРЕТИЧЕСКО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ «КАЛЕЙДОСКОП ПРОФЕССИЙ» Специалисты в области труда и занятости определи топ 10 перспективных профессий будущего. Это: - специалист по кибербезопасности и защите данных; - робототехник ; - специалист по искусственному интеллекту; - гейм-дизайнер; - дизайнер виртуальной реальности; - проектировщик 3D-печати; - Digital-маркетолог ( SMM-щик , таргетолог ); - урбанист-эколог; - биотехник. Теоретическое исследование профессий будущего, и в связи с этим определить навыки, которые будут необходимы в трудовой деятельности в будущем. По мнению ученых-футурологов The Future Laboratory около 65% сегодняшних школьников будут работать по специальностям, которых пока не существует.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для воспитателей "Работа с родителями по ранней профориентации дошкольников в ДОУ"

Данный буклет предназначен для воспитателей ДОУ. В нем найдете рекомендации по работе с родителями по форме "Встречи с интересным человеком"....

Обобщение опыта работы «Трудовое воспитание и ранняя профориентация дошкольников в свете ФГОС».

Опыт работы по трудовому  воспитанию и ранней профориентации  дошкольников....

Статья из опыта работы «Организация работы в ДОУ по ранней профориентации дошкольников»

Статья из опыта работы "Организация работы в ДОУ по ранней профориентации дошкольников"...

Справка об активном участии в работе городской проблемной группы «Ранняя профориентация в системе дошкольного образования» от 10.12.2020

Справка об активном участии в работе городской проблемной группы «Ранняя профориентация в системе дошкольного образования» от 10.12.2020...

Справка об участии в работе городской проблемной группы «Ранняя профориентация в системе дошкольного образования» от 23.05.2022

Справка об участии в работе городской проблемной группы «Ранняя профориентация в системе дошкольного образования» от 23.05.2022...

Справка об участии в работе городской проблемной группы «Ранняя профориентация в системе дошкольного образования» от 26.05.2021

Справка об участии в работе городской проблемной группы «Ранняя профориентация в системе дошкольного образования» от 26.05.2021...