Программа экологической направленности "В мире природы" для детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 556.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
- Направленность программы.
Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам которым надо оставить Землю пригодной для полноценной жизни.
Поэтому главная задача взрослых – научить детей правильно вести себя в природе и среди людей, любить и понимать природу.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира, благодаря познавательной активности ребенка. Именно в это время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.
Экологическое воспитание в детском саду - это способ воздействия на чувства детей, на их сознание, взгляды и представления. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Дети по природе своей исследователи. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире - это важнейшие черты детского поведения. Поэтому важным стал поиск новых интересных форм работы с детьми и родителями. Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приёмов и средств, не формальность, позволяет ребёнку предвидеть опасные ситуации в природе, оценивать их, привлекать родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.
- Новизна программы.
Новизной программы «В мире природы» является
знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме, через наблюдения и опыты связанные с практическими делами (например, посадка лука и др.).
- Актуальность программы.
Актуальность: Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к
природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
Цель: Формирование основ экологического сознания и экологической культуры дошкольника, бережного отношения и любви к природе.
Для достижения этой цели мною были поставлены следующие задачи:
-Развивать познавательно-исследовательскую деятельность.
-Формировать целостность картины мира, расширять кругозор детей.
-Расширять представления о многообразии природных явлений, объектах, о жизни на земле, в земле, в воде и воздухе; обогащать и систематизировать знания детей о жизнедеятельности растений и животных.
- Способствовать развитию умения устанавливать элементарные причинно- следственные связи между природными явлениями.
- Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.
-Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями в уголке природы и на участке.
Ожидаемый результат:
-Дети знают представителей животного мира: зверей, пресмыкающихся, птиц, земноводных, насекомых.
- Знают характерные признаки времен года и соотносят с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений.
- Знают несколько видов деревьев, кустарников, растений сада, луга, леса.
-Имеют представления об условиях жизни комнатных растений, их вегетативном размножении.
-Знают правила поведения в природе и соблюдают их.
-Устанавливают элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями.
Методы, используемые для реализации работы кружка:
- Наглядные методы:
- наблюдения;
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, альбомов;
- презентации;
- Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
-загадки;
-заучивание пословиц и поговорок.
- Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (подвижных, дидактических и др.);
- проведение викторин, конкурсов;
- Практические методы
- организация продуктивной деятельности детей;
- создание альбома «Лекарственные растения»;
-проведение опытов и экспериментов;
-посадка лука;
-сбор семян;
-посадка семян бархоток.
Кружок проводится один раз в неделю (вторник или пятница) в 15.45. Длительность 30 минут.
Литература:
С.Н.Николаева парциальная программа «Юный эколог» 3-7лет
Николаева С.Н. ФГОС Юный эколог «Система работы в подготовительной к школе группе детского сада 6-7 лет»
С.Н.Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
Перспективный план работы кружка 2023– 2024 учебный год.
Тема | Задачи | Содержание |
Сентябрь 1 «Цветы на осеннем участке» | Систематизировать знания детей об осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду, стадии созревания семян. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь детей словами, означающими названия садовых цветов. | Наблюдение за цветами в цветнике. Сбор семян. Загадывание загадок, д/игра «Угадай по описанию». |
2 «Осенний урожай» | Добиться уточнения знаний об овощах и фруктах. Уточнить знания детей о работе на огороде осенью. Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и | Наблюдение за сбором урожая на огороде Разучивание стихов про овощи и фрукты |
трудовые действия. | ||
3 «Осень в белые туманы» | Уточнить знания детей о таком природном явлении, как туман. Развить познавательную активность. Активизировать словарь детей: туман, сыро, влажно, густой покров. | Презентация «Что это – туман?» Беседа. Наблюдение. |
4 «Лес, точно терем расписной» | Продолжить знакомство детей с характерными особенностями деревьев, сезонными изменениями. Воспитывать любовь к природе. | Рассматривание репродукций художнико «Осенний лес». Продуктивная деятельно «Осенние листочки» |
Октябрь 1 «Жизнь осеннего леса» | Способствовать развитию умения, устанавливать связь между продолжительностью дня, температурой воздуха, состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме. Развивать интерес к закономерностям в живой природе. Воспитывать бережное отношение к животным. | Презентация «Осенний лес» Беседа. Чтен рассказа « Зайчишка» Дид. игра «С какого дерева листок» |
2 «Эти забавные насекомые» | Продолжать формировать представления детей о насекомых, об особенностях их жизни осенью. | Презентация «Насекомые». Беседа, дид. игра «Почемучка» |
3 «Муравьи- санитары леса» | Углубить знания детей о муравьях, их образе жизни, уточнить представления о пользе приносимой муравьями; развивать любознательность; воспитывать бережное отношение к муравьям. | Презентация «Муравейник и его жители» Загадки. |
4 «Грибное царство» | Продолжать формировать представления детей о ядовитых и съедобных грибах, уточнить условия необходимые для роста и развития грибов; воспитывать бережное отношение к природе. | Беседа, рассматривание альбома «Грибы» Загадки про грибы Продуктивная деятельность «Грибы» |
Ноябрь 1 «Перелетны е птицы» | Уточнить знания детей о перелетных птицах. Способствовать развитию умения устанавливать причинно-следственную связь между наступлением осени и отлетом птиц в теплые края. | Презентация «Перелетные птицы» Беседа игра «Перелет птиц» | |||
2 «Кому нужна вода» | Показать значение воды в жизни живой природы. Рассказать о свойствах воды, ее состоянии в природе. Способствовать развитию познавательного интереса. | Беседа о воде. Опыты с водой. Под. игра и тучка» | |||
3 «Труд людей осенью» | Систематизировать знания о труде людей осенью: уборка урожая, заготовка продуктов на зиму, утепление жилищ домашних животных. Учить устанавливать причины смены труда, сравнивать их с трудом летом, делать выводы о направленности труда и его значении. Воспитывать уважение к труду людей, стремление помогать им. | Презентация «Труд людей осенью» Беседа. Продуктивная деятельность «Собираем урожай» | |||
4 Развлечение «В гостях у старичка – Лесовичка» | Систематизировать знания об осеннем лесе и его обитателях. | Конспект. | |||
Декабрь 1 «Зимушка- зима» | Расширить представления детей сезонных изменениях в | Беседа о зиме. Рассматривание иллюстраций. Разучивание пословиц и поговорок о зиме. Продуктивная деятельность «Снежинки» | |||
природе и их влиянии на жизнь р животных, на | |||||
деятельность людей. Показать де между живой и | |||||
неживой природой. Воспитывать интерес ко всему | |||||
живому. | |||||
2 «Комнатные растения» | Познакомить с новыми растения (хлорофитум и герань) и со спо | Рассматривание картины из серии «Уход за комнатными | |||
их черенкования. Закрепить наз знакомых | растениями» Беседа. Опыт по ознакомлению с потребностями растений (свет, | ||||
комнатных растений (бальзамин, | |||||
Способствовать развитию умен описывать | о | тепло, | |||
растение, отмечая различие и сх между ними, | |||||
влага, почвенное питание). | |||||
характерные признаки. Поддерж интерес к | |||||
комнатным растениям, желание н и ухаживать за ними. | |||||
3 «Лес как экосистема» | Систематизировать знания детей о зимнем лесе и главных его обитателях. Развивать познавательный интерес к жизни леса, умение устанавливать причинно- следственные связи. | .Презентация «Зимний лес» Загадки о зверях. Под. игра «Зайцы и волк» | |||
4 «Невидимка воздух» | Дать детям элементарные представления о свойствах воздуха. Вызвать желание участвовать в проведении опытов с воздухом. | Беседа. Опыты с воздухом. | |||
Январь 1 «Белый снег пушистый» | Дать детям элементарные знания свойствах снега и льда, | Загадки. Опыты со снегом и льдом. | |||
Подвести детей к пониманию | |||||
зависимости свойств снега от те воздуха (на | |||||
морозе снег рассыпчатый, чтобы было лепить, он | |||||
должен быть влажным). | |||||
2 «Домашние животные» | Систематизировать знания детей о домашних животных. Воспитывать желание ухаживать за ними. | Презентация «Домашние животные» Загадки. Дид. игра «Кто чем питается?» | |||
3 «Зимующие птицы» | Познакомить детей с зимующими птицами, характерными особенностями их внешнего облика, поведения. Вызвать желание подкармливать птиц зимой. | Презентация «Зимующие птицы» Беседа. Продуктивная деятельность. | |||
Февраль 1 «Мороз - удивительн ый | Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность | Беседа. Загадки. Продуктивная деятельность «Зимние узоры» | |||
художник» | замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество. | |
2 «Человек- живое существо» | Дать детям знания о том, что человек-живое существо и что ему необходимо для того чтобы хорошо себя чувствовать, быть бодрым и деятельным | Презентация «Человек-живое существо». Дид. игра «Что полезно, а что вредно». |
3«Как человек использует природу» | Дать детям знания о том, как человек использует природу. Воспитывать желание беречь и охранять природу. | Презентация «Как человек использует природу». Беседа. Продуктивная деятельность. |
4«Викторин а о зиме» | Систематизировать знания детей о зиме. Способствовать развитию познавательного интереса. | Конспект. |
Март 1«Как человек охраняет природу» | Дать детям знания о работе лесничего. Вызвать желание участвовать в доступных природоохранных мероприятиях. | Рассказ воспитателя о работе лесничего. Продуктивная деятельность «Берегите лес». |
2 «К нам весна шагает быстрыми шагами» | Дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление. | Презентация «Вена» Загадки. Заучивание пословиц и поговорок о весне. |
3 «Весенние заботы птиц» | Обобщить, систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц весной; продолжать учить устанавливать связи между прилетом птиц и наличием корма, развивать умение называть зимующих и перелетных птиц; рассказать о них и их гнездах; воспитывать гуманное отношение к птицам. | «Презентация «Весенние заботы птиц» Продуктивная деятельность. |
4 «Березы тоже плачут» | Продолжать знакомить детей с деревом ставшим символом России, уточнить представление детей об | Рассматривание репродукций художников. Рассказ воспитателя о березе. Чтение стихов. |
особенностях березы в разное время года; выявить знания детей о березе, рассказать о том, какую пользу приносят березы людям; продолжить воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому. | ||
Апрель 1 «Первоцвет ы» | Вызвать у детей интерес к окружающему миру; формировать желание стать другом природы, беречь и охранять её; расширять представление и знания детей о весенних лесных первоцветах, об из значении в нашей жизни. | Презентация «Первоцветы». Беседа. Продуктивная деятельность. |
2 «Посадка бархатцев» | Обобщить знания детей об условиях роста и развития растений; расширять знания о бархатцах; учить называть названия цветов (их части), функции насекомых ; развивать способность наблюдать и видеть красоту природы, беречь и любить её; развивать умение сравнивать; закреплять умения по уходу за растениями. | Беседа. Рассматривание иллюстраций. Опыт «Куда растут корни?» |
3«Земновод ные животные» | Углублять у детей знания и представления о земноводных животных. Способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно- следственные связи, делать обобщения. Воспитывать желание беречь природу, любовь к родному краю. | Презентация «Земноводные». Загадки. Дид. игра «Кто где живет?» |
4 «Пруд, озеро, река как экосистема» | Продолжать формировать представления детей о экосистемах – пруд, озеро, река. Знакомить с растениями этих водоемов. Формировать представления о разных видах земли. Способствовать | Презентация «Пруд, озеро, река». Беседа игра «Подводный мир» |
развитию умения устанавливать связь между обитателями водно-прибрежной зоны. | ||
Май 1 «Посадка лука и наблюдение за ним» | Уточнить представления о том, что из луковиц - репки можно вырастить зеленый лук, если ей создать благоприятные условия, т.е. посадить в воду, поставить в теплое и светлое место. | Беседа. Посадка лука. Рисование баночек Наблюдение за ростом лука. |
2«Лекарстве нные травы» | Познакомить детей с лекарственными растениями. Дать знания о значении подорожника для человека; познакомить с народными названиями этого растения; показать приспособленность этого растения к жизни у дорог; воспитывать любовь и бережное отношение к природе; формировать навыки поведения в природе. | Презентация «Лекарственные растения» Создание альбома «Лекарственные расте |
3«Цветущие деревья» | Способствовать ознакомлению детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев, формировать умения устанавливать простейшие связи: изменение условий в окружающей среде воспитывать интерес к растениям, бережное отношение и заботу. | Показ слайдов и беседа о яблони, вишни, Д/игра «От какого дерева цветок» |
4 Викторина «Будь природе другом» | Обобщить и систематизировать знания детей о природе и месте человека в ней, развивать внимание, мышление, речь, воспитывать любознательность, бережное отношение к природе. | Конспект |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Дидактические игры, направленные на формирование познавательного интереса к предметному миру у детей старшего дошкольного возраста"
Материал к семинару из опыта работы по ознакомлению с предметным миром...
Программа по художественно-эстетическому направлению "Капелька" для детей старшего дошкольного возраста
Программа по художественно-эстетическому направлению "Капелька" для детей старшего дошкольного возраста...

авторская образовательная программа детского экологического движения "Зеленые страницы"эколого-биологической направленности (предназначена для детей старшего дошкольного возраста, срок реализации - 2 года)
Программа является результатом обобщения многолетнего практического опыта в области экологического образования и основана на авторских подходах к решению образовательных задач. Прогр...

Конспект по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста. В мире дорожных знаков.
Конспект по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста. В мире дорожных знаков...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Логопед» для детей старшего дошкольного возраста
Программа разработана для детей с общим недоразвитием речи с нарушением интеллекта, поэтому в содержание занятий включены задания на развитие таких психических процессов, как внимание, память, мышлени...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сказка» для детей старшего дошкольного возраста
Программа адресована детям 6 - 7 лет, реализуется как дополнительное направление речевого, интеллектуального, художественно-эстетического и социально-эмоционального развития ребёнка,...










