Программа экологической направленности "В мире природы" для детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)

Садыкова Гульбара Алмановна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл https://cloud.mail.ru/public/oWVq/aTtsBNZHJ556.98 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

  1. Направленность программы.

Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам которым надо оставить Землю пригодной для полноценной жизни.

Поэтому главная задача взрослых – научить детей правильно вести себя в природе и среди людей, любить и понимать природу.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира, благодаря познавательной активности ребенка. Именно в это время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.

Экологическое воспитание в детском саду - это способ воздействия на чувства детей, на их сознание, взгляды и представления. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Дети по природе своей исследователи. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире - это важнейшие черты детского поведения. Поэтому важным стал поиск новых интересных форм работы с детьми и родителями. Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приёмов и средств, не формальность, позволяет ребёнку предвидеть опасные ситуации в природе, оценивать их, привлекать родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.

  1. Новизна программы.

Новизной программы «В мире природы» является

знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме, через наблюдения и опыты связанные с практическими делами (например, посадка лука и др.).

  1. Актуальность программы.

Актуальность: Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является  формирования  у  ребенка  осознано–правильного  отношения  к

природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

Цель: Формирование основ экологического сознания и экологической культуры  дошкольника,  бережного  отношения  и  любви  к природе.

Для достижения этой цели мною были поставлены следующие задачи:

-Развивать познавательно-исследовательскую деятельность.

-Формировать целостность картины мира, расширять кругозор детей.

-Расширять представления о многообразии природных явлений, объектах, о жизни на земле, в земле, в воде и воздухе; обогащать и систематизировать знания детей о жизнедеятельности растений и животных.

  • Способствовать развитию умения устанавливать элементарные причинно- следственные связи между природными явлениями.
  • Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.

-Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями в уголке природы и на участке.

Ожидаемый результат:

-Дети знают представителей животного мира: зверей, пресмыкающихся, птиц, земноводных, насекомых.

  • Знают характерные признаки времен года и соотносят с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений.
  • Знают несколько видов деревьев, кустарников, растений сада, луга, леса.

-Имеют        представления        об        условиях        жизни        комнатных        растений,        их вегетативном размножении.

-Знают правила поведения в природе и соблюдают их.

-Устанавливают        элементарные        причинно-следственные        связи        между природными явлениями.

Методы, используемые для реализации работы кружка:

  • Наглядные методы:
  • наблюдения;
  • рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, альбомов;
  • презентации;
  • Словесные методы:
  • чтение литературных произведений;
  • беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;

-загадки;

-заучивание пословиц и поговорок.

  • Игровые методы:
  • проведение разнообразных игр (подвижных, дидактических и др.);
  • проведение викторин, конкурсов;
  • Практические методы
  • организация продуктивной деятельности детей;
  • создание альбома «Лекарственные растения»;

-проведение опытов и экспериментов;

-посадка лука;

-сбор семян;

-посадка семян бархоток.

Кружок проводится один раз в неделю (вторник или пятница) в 15.45. Длительность 30 минут.

Литература:

С.Н.Николаева парциальная программа «Юный эколог» 3-7лет

Николаева С.Н. ФГОС Юный эколог «Система работы в подготовительной к школе группе детского сада 6-7 лет»

С.Н.Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»

Перспективный план работы кружка 2023– 2024 учебный год.

Тема

Задачи

Содержание

Сентябрь

1 «Цветы на осеннем участке»

Систематизировать знания детей об осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду, стадии созревания семян. Уточнить представления детей о садовых работах осенью.

Активизировать словарь детей словами, означающими

названия садовых цветов.

Наблюдение за цветами в цветнике. Сбор семян.

Загадывание загадок, д/игра «Угадай по описанию».

2 «Осенний урожай»

Добиться уточнения знаний об овощах и фруктах. Уточнить

знания детей о работе на

огороде осенью. Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами,

обозначающими овощи и

Наблюдение за сбором урожая на огороде Разучивание стихов про овощи и фрукты

трудовые действия.

3 «Осень в белые туманы»

Уточнить знания детей о таком природном явлении, как туман. Развить познавательную активность. Активизировать словарь детей: туман, сыро,

влажно, густой покров.

Презентация «Что это – туман?» Беседа. Наблюдение.

4 «Лес,

точно терем расписной»

Продолжить знакомство детей с характерными особенностями деревьев, сезонными

изменениями. Воспитывать любовь к природе.

Рассматривание репродукций художнико

«Осенний лес». Продуктивная деятельно

«Осенние листочки»

Октябрь 1 «Жизнь осеннего леса»

Способствовать развитию умения, устанавливать связь между продолжительностью дня, температурой воздуха,

состоянием растений, наличием пищи для животных и

приспособлением их к зиме.

Развивать интерес к

закономерностям в живой природе. Воспитывать бережное отношение к

животным.

Презентация «Осенний лес» Беседа. Чтен рассказа « Зайчишка»

Дид. игра «С какого дерева листок»

2 «Эти

забавные

насекомые»

Продолжать формировать представления детей о

насекомых, об особенностях их жизни осенью.

Презентация «Насекомые». Беседа, дид. игра «Почемучка»

3 «Муравьи- санитары

леса»

Углубить знания детей о муравьях, их образе жизни, уточнить представления о

пользе приносимой муравьями; развивать любознательность; воспитывать бережное

отношение к муравьям.

Презентация «Муравейник и его жители» Загадки.

4 «Грибное царство»

Продолжать формировать представления детей о

ядовитых и съедобных грибах, уточнить условия необходимые для роста и развития грибов;

воспитывать бережное отношение к природе.

Беседа, рассматривание альбома «Грибы» Загадки про грибы

Продуктивная деятельность «Грибы»

Ноябрь 1

«Перелетны е птицы»

Уточнить знания детей о перелетных птицах.

Способствовать развитию умения устанавливать

причинно-следственную связь между наступлением осени и отлетом птиц в теплые края.

Презентация «Перелетные птицы» Беседа игра «Перелет птиц»

2 «Кому

нужна вода»

Показать значение воды в жизни живой природы.

Рассказать о свойствах воды, ее состоянии в природе.

Способствовать развитию

познавательного интереса.

Беседа о воде. Опыты с водой. Под. игра и тучка»

3 «Труд людей

осенью»

Систематизировать знания о труде людей осенью: уборка урожая, заготовка продуктов на зиму, утепление жилищ

домашних животных. Учить устанавливать причины смены труда, сравнивать их с трудом летом, делать выводы о

направленности труда и его значении. Воспитывать уважение к труду людей,

стремление помогать им.

Презентация «Труд людей осенью» Беседа. Продуктивная деятельность

«Собираем урожай»

4

Развлечение

«В гостях у старичка – Лесовичка»

Систематизировать знания об осеннем лесе и его обитателях.

Конспект.

Декабрь

1 «Зимушка- зима»

Расширить представления детей

сезонных изменениях в

Беседа о зиме. Рассматривание иллюстраций. Разучивание пословиц и поговорок о зиме. Продуктивная деятельность «Снежинки»

природе и их влиянии на жизнь р

животных, на

деятельность людей. Показать де

между живой и

неживой природой. Воспитывать

интерес ко всему

живому.

2

«Комнатные растения»

Познакомить с новыми растения

(хлорофитум и герань) и со спо

Рассматривание картины из серии

«Уход за комнатными

их черенкования. Закрепить наз

знакомых

растениями» Беседа.

Опыт по ознакомлению с

потребностями растений (свет,

комнатных растений (бальзамин,

Способствовать развитию умен

описывать

о

тепло,

растение, отмечая различие и сх

между ними,

влага, почвенное питание).

характерные признаки. Поддерж

интерес к

комнатным растениям, желание н

и ухаживать за ними.

3 «Лес как

экосистема»

Систематизировать знания детей о зимнем лесе и главных его обитателях. Развивать

познавательный интерес к жизни леса, умение

устанавливать причинно- следственные связи.

.Презентация «Зимний лес» Загадки о зверях. Под. игра

«Зайцы и волк»

4

«Невидимка воздух»

Дать детям элементарные представления о свойствах воздуха. Вызвать желание участвовать в проведении

опытов с воздухом.

Беседа. Опыты с воздухом.

Январь

1 «Белый снег

пушистый»

Дать детям элементарные знания

свойствах снега и льда,

Загадки.

Опыты со снегом и льдом.

Подвести детей к пониманию

зависимости свойств снега от те

воздуха (на

морозе снег рассыпчатый, чтобы

было лепить, он

должен быть влажным).

2

«Домашние животные»

Систематизировать знания детей о домашних животных.

Воспитывать желание ухаживать за ними.

Презентация «Домашние животные»

Загадки. Дид. игра «Кто чем питается?»

3

«Зимующие птицы»

Познакомить детей с зимующими птицами,

характерными особенностями их внешнего облика, поведения.

Вызвать желание

подкармливать птиц зимой.

Презентация «Зимующие птицы» Беседа. Продуктивная деятельность.

Февраль

1 «Мороз - удивительн ый

Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы.

Развивать зрительную

наблюдательность, способность

Беседа. Загадки. Продуктивная деятельность «Зимние узоры»

художник»

замечать необычное в

окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать

воображение и творчество.

2 «Человек- живое существо»

Дать детям знания о том, что человек-живое существо и что ему необходимо для того чтобы хорошо себя чувствовать, быть

бодрым и деятельным

Презентация «Человек-живое существо». Дид. игра «Что полезно, а что вредно».

3«Как человек

использует природу»

Дать детям знания о том, как человек использует природу. Воспитывать желание беречь и охранять природу.

Презентация «Как человек использует природу». Беседа. Продуктивная деятельность.

4«Викторин а о зиме»

Систематизировать знания детей о зиме. Способствовать

развитию познавательного интереса.

Конспект.

Март 1«Как человек охраняет

природу»

Дать детям знания о работе лесничего. Вызвать желание участвовать в доступных

природоохранных

мероприятиях.

Рассказ воспитателя о работе лесничего. Продуктивная деятельность

«Берегите лес».

2 «К нам весна шагает

быстрыми шагами»

Дать представления об

изменениях, происходящих ранней весной в природе.

Развивать навыки элементарной исследовательской

деятельности, логическое

мышление.

Презентация «Вена»

Загадки. Заучивание пословиц и поговорок о весне.

3 «Весенние заботы птиц»

Обобщить, систематизировать знания детей об изменениях в

жизни птиц весной; продолжать учить устанавливать связи

между прилетом птиц и

наличием корма, развивать умение называть зимующих и перелетных птиц; рассказать о них и их гнездах; воспитывать гуманное отношение к птицам.

«Презентация «Весенние заботы птиц» Продуктивная деятельность.

4 «Березы тоже

плачут»

Продолжать знакомить детей с деревом ставшим символом

России, уточнить

представление детей об

Рассматривание репродукций художников. Рассказ воспитателя о березе. Чтение стихов.

особенностях березы в разное время года; выявить знания детей о березе, рассказать о том, какую пользу приносят березы людям; продолжить воспитывать любовь и

бережное отношение ко всему живому.

Апрель 1

«Первоцвет ы»

Вызвать у детей интерес к окружающему миру;

формировать желание стать другом природы, беречь и охранять её; расширять

представление и знания детей о

весенних лесных первоцветах, об из значении в нашей жизни.

Презентация «Первоцветы». Беседа. Продуктивная деятельность.

2 «Посадка бархатцев»

Обобщить знания детей об условиях роста и развития

растений; расширять знания о бархатцах; учить называть

названия цветов (их части), функции насекомых ; развивать способность наблюдать и

видеть красоту природы, беречь и любить её; развивать умение сравнивать; закреплять умения

по уходу за растениями.

Беседа. Рассматривание иллюстраций. Опыт «Куда растут корни?»

3«Земновод ные

животные»

Углублять у детей знания и

представления о земноводных животных. Способствовать

развитию умения сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-

следственные связи, делать обобщения. Воспитывать

желание беречь природу, любовь к родному краю.

Презентация «Земноводные».

Загадки. Дид. игра «Кто где живет?»

4 «Пруд,

озеро, река как

экосистема»

Продолжать формировать представления детей о

экосистемах – пруд, озеро, река.

Знакомить с растениями этих водоемов. Формировать

представления о разных видах земли. Способствовать

Презентация «Пруд, озеро, река». Беседа игра «Подводный мир»

развитию умения устанавливать связь между обитателями

водно-прибрежной зоны.

Май

1 «Посадка лука и

наблюдение за ним»

Уточнить представления о том, что из луковиц - репки можно вырастить зеленый лук, если ей создать благоприятные условия,

т.е. посадить в воду, поставить в теплое и светлое место.

Беседа. Посадка лука. Рисование баночек Наблюдение за ростом лука.

2«Лекарстве нные травы»

Познакомить детей с

лекарственными растениями.

Дать знания о значении

подорожника для человека; познакомить с народными названиями этого растения;

показать приспособленность этого растения к жизни у дорог; воспитывать любовь и

бережное отношение к природе;

формировать навыки поведения в природе.

Презентация «Лекарственные растения» Создание альбома «Лекарственные расте

3«Цветущие деревья»

Способствовать ознакомлению детей с особенностями

весеннего состояния плодовых деревьев, формировать умения устанавливать простейшие связи: изменение условий в

окружающей среде

воспитывать интерес к растениям, бережное

отношение и заботу.

Показ слайдов и беседа о яблони, вишни, Д/игра «От какого дерева цветок»

4 Викторина

«Будь

природе другом»

Обобщить и систематизировать знания детей о природе и месте человека в ней, развивать

внимание, мышление, речь,

воспитывать любознательность, бережное отношение к природе.

Конспект


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по художественно-эстетическому направлению "Капелька" для детей старшего дошкольного возраста

Программа  по художественно-эстетическому направлению "Капелька"  для детей старшего дошкольного возраста...

авторская образовательная программа детского экологического движения "Зеленые страницы"эколого-биологической направленности (предназначена для детей старшего дошкольного возраста, срок реализации - 2 года)

Программа является результатом обобщения многолетнего  практического  опыта в области экологического образования и основана  на авторских подходах к решению образовательных задач. Прогр...

Конспект по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста. В мире дорожных знаков.

Конспект по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста. В мире дорожных знаков...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Логопед» для детей старшего дошкольного возраста

Программа разработана для детей с общим недоразвитием речи с нарушением интеллекта, поэтому в содержание занятий включены задания на развитие таких психических процессов, как внимание, память, мышлени...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сказка» для детей старшего дошкольного возраста

Программа адресована детям  6 - 7 лет, реализуется как дополнительное направление   речевого, интеллектуального, художественно-эстетического и социально-эмоционального развития ребёнка,...