Прогулка - экскурсия "Полезные свойства растений"
материал по окружающему миру (средняя группа)
Цель: познакомить детей с полезными свойствами растений, расположенных на территории детского сада.
Задачи: воспитывать у детей бережное отношение к растениям;
расширить знания детей о многообразии мира растений;
учить детей различать данные растения по внешнему виду;
развитие связной речи, памяти, наблюдательности, любознательности, внимания и творческое воображения.
Материалы: демонстрационный материал (карточки с изучаемыми растениями); памятка-раскраска; морская столь, травяной аптечный сбор, сушеная мята, вода в термокружке, мыло, крем для рук, шампунь.
Методические приемы:
игровой (малоподвижная игра «Гимнастика для цветов»);
словесный (вопросы, беседа, логические задачи);
наглядный (демонстрационный материал);
анализ занятия, поощрение в виде памятки-раскраски.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 472.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Полезные свойства растений
Цель: познакомить детей с полезными свойствами растений, расположенных на территории детского сада.
Задачи: воспитывать у детей бережное отношение к растениям;
расширить знания детей о многообразии мира растений;
учить детей различать данные растения по внешнему виду;
развитие связной речи, памяти, наблюдательности, любознательности, внимания и творческое воображения.
Материалы: демонстрационный материал (карточки с изучаемыми растениями); памятка-раскраска; морская столь, травяной аптечный сбор, сушеная мята, вода в термокружке, мыло, крем для рук, шампунь.
Методические приемы:
игровой (малоподвижная игра «Гимнастика для цветов»);
словесный (вопросы, беседа, логические задачи);
наглядный (демонстрационный материал);
анализ занятия, поощрение в виде памятки-раскраски.
Предварительная работа:
-рассматривание картинок о растениях, которые появляются ранней весной, беседы о пользе лекарственных растений, о правильном их сборе;
- игры «Вершки и корешки», «Узнай растение»;
- отгадывание загадок, заучивание стихотворений.
Ход экскурсии
На прогулке воспитатель и дети отправляются на экскурсию в зеленый уголок, который находится на территории сада.
Воспитатель: Ребята, сегодня будет необычная прогулка, а прогулка-экскурсия по территории нашего сада. Мы с вами будем изучать, рассматривать и знакомится с полезными свойствами растений, которые растут у нас в саду.
После этого воспитатель интересуется у детей что такое растение? Что значит полезные свойства для человека?
Воспитатель: Перед нашей экскурсией я предлагаю вспомнить правила поведения отдыха и наблюдения в природе. Можно ли срывать и топтать растения? Далеко отходить от воспитателя? Ответы детей…
Ну теперь предлагаю вам переместиться на нашу зеленую полянку и получше познакомиться с таким уже известным растением, как чистяк ( заячья капуста).
Дети самостоятельно его находят, самостоятельно определяют его цветкам и без него.
Воспитатель: Молодцы, вы абсолютно верно определили и нашли его!
Это одно из наиболее заметных весенних растений. Ранней весной его хорошо заметно по характерными круглым мясистым листьям и желтым цветкам. Но помните, что до отцветания чистяк ядовит! Осторожно! Ко времени созревания плодов растение становится ядовитым!
Чистяк обладает полезными свойствами: ранозаживляющими, а еще отвар корней и листьев чистяка применяют против бородавок.
А , кстати, что такое отвар? Ответы детей…
Затем педагог предлагает разместить рядом с этим растением табличку с название, как делаю во всех ботанических садах и экологических тропах.
Воспитатель: По этим табличкам вы легко найдете нужное вам растение и сможете в любой момент рассказать о его свойствах своим родителям.
Затем педагог предлагает найти уже известный детям гусиный лук и рассказывает о его полезных свойствах: он съедобный, луковицы лучше варить, а вот листья можно есть в сыром виде; добавлять в салаты и другие блюда, листья богаты витаминами и весной они будут очень даже кстати. После этого также дети размещают табличку с изображение этого растения и надписью.
Воспитатель: А теперь вам придется сильно постараться, чтобы найти следующее хорошо вам известное растение, оно пока не цветет. Зацветет он в начале лета. Я даю вам подсказку:
Капли солнца спозаранку
Появились на полянке.
Это в жёлтый сарафанчик
Нарядился...
(Одуванчик)
Воспитатель: Нам предстоит найти листья одуванчика.
Дети находят, обступают найденные листья кругом и педагог рассказывает, что одуванчик содержит много витамина А, который необходим для зрения, а еще он отличное успокаивающее и снотворное. А что такое снотворное? Ответы детей… Затем размещаем табличку.
Воспитатель: А вы обратили внимание, что под нашими ногами так мягко, как будто мы с вами стоим на ковре? А знаете почему? Ответы детей…Абсолютно точно, на нашей полянке очень много мха.
Педагог предлагает потрогать мох и сравнить его свойства с другими предметами ( мох мягкий как……..) Ответы детей… А еще мох отлично впитывает большое количество влаги в себя, как губка. Это свойство позволяет использовать его как перевязочное средство. Он впитывает огромное количество крови, гноя и других жидкостей. Мох обладает еще и антибактериальным и обеззараживающим свойством.
Затем дети самостоятельно размещают табличку с этим растение на полянке.
Воспитатель: Но не только наша живописная зеленая полянка богата полезными растениями, вокруг сада еще много интересного и неизведанного для нас. Предлагаю пройтись и посмотреть. А что бы в пути мы не устали, надо немного размяться.
Проводится игра-разминка «1-2-3- ВЫРОСЛИ ЦВЕТЫ»
1-2-3- ВЫРОСЛИ ЦВЕТЫ (разминка)
(дети присели, имитируя нераскрывшиеся бутоны цветов).
1-2-3- выросли цветы!
(дети поднимаются медленно, вытягивают руки вверх и раскрывают ладони с растопыренными пальчиками – бутоны раскрылись).
К солнцу потянулись высоко (на носочки)
Стало им приятно и тепло!
Ветерок пролетал, стебельки покачал (ребенок «ветер» пробегает среди детей)
Влево качнулись- низко пригнулись,
Вправо качнулись- низко пригнулись (движения по тексту)
Ветерок, убегай!
Ты цветочки не сломай!
Пусть они цветут, растут, детям радость принесут! («ветерок» убегает).
Прогуливаясь по территории сада, педагог рассказывает о полезных свойствах липы, сосны, березы и туи. Липа -облегчается состояние при простудных заболеваниях и ангинах, а липовый цвет – заваривают и пью вместо чая. Сосна - настой хвои, весенних побегов и шишек издавна применяли внутрь при простудных заболеваниях. Отвар коры сосны принимают при головных болях, а еще ее отвар отлично успокаивает и снимает усталость. Береза- в листиках березы содержится могучая сила витаминов, которые помогают организму работать в полную силу и поддерживать здоровье и укреплять иммунитет. Отвар из листьев березы используют как дезинфицирующее средство. Туя- Повышает иммунитет, что позволяет меньше болеть. Масло из туи своим запахом успокаивает, расслабляет, его используют как капли в нос или для ингаляции.
Воспитатель: Ну вот мы и не заметили, как подошли к нашему участку. Наша изучение полезных свойств растений подошло к конку. Осталось только одно, очень непримечательное растение-сорнят. А что такое сорняк? Ответы детей…
Предлагаю вам присесть, чтобы внимательно рассмотреть его, так как его листья совсем маленькое и только-только пробивается наружу. Это сныть- его листья можно есть. Из них получаются вкусные и полезные салаты, зеленые щи и супы, еще он обладает болеутоляющим свойством (снимает боль).
Дети рассматривают листья, трогают, делятся между собой впечатлениями и также размещают табличку. Затем педагог предлагает пройти им на веранду, так как их там ждет еще один сюрприз. На веранде оформлена выставка из косметических средств, в которые также добавляют известные детям растения: шампунь с отваром крапивы, крем для рук с ромашкой, гигиеническая помада с малиной, морская соль с пихтой. Детям предоставлена возможность понюхать шампунь, соль для ванны..
Воспитатель: Мы свами так часто в течении экскурсии слышали слово «отвар». Оно для нас совершенно новое. Мы уже выяснили с вами, что это такая форма лекарства, которая готовиться, когда кора, корни или листья растения завариваются в кипятке и настаивается до полного остывания. И сейчас я вам продемонстрирую как это происходит.
Педагог заваривает в отдельном пластиковом стакане отвар из аптечной ромашки, а в другом мяту с добавлением чая.
Воспитатель: Наши отвары готовы, теперь им надо остыть и можно пробовать. А у вас я хотела бы узнать, какое из растений в нашей сегодняшней экскурсии вас удивило своими полезными свойствами, что вам понравилось больше всего? Самостоятельно искать растения, изучать их или что-то еще? Ответы детей…
Воспитатель: И под конец нашей экскурсии у меня для вас есть небольшие подарки на память о сегодняшнем дне.
Педагог раздает мини-раскраски в виде книжки с изученными растениями, чтобы дети самостоятельно их раскрасили и поделились новыми знаниями дома или с друзьями.
Под конец прогулки дети по желанию могут попробовать полученный отвар ромашки и мяты из индивидуального стаканчика, предварительно обработав руки.
Мини-раскраска
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Целебные свойства растений Коми края".
Консультация для родителей дошкольников "Целебные свойства растений Коми края"....

Картотека наблюдений на прогулке за растениями и деревьями к проекту "Мир растений".
Картотека наблюдений за растениями и деревьями к проекту "Мир растений"....

" Оздоровительные и лечебные свойства растений."
Познакомить родителей с лечебными свойствами растений....

конспект занятия в подготовительной группе. Знакомство с лечебными свойствами растений
конспект занятия выполнила Щеглова В. Ю. г.Ярославль...

прогулка "Наблюдение за растениями и кустарниками на участке"
Закреплять представление о том, что любое дерево, кустарник - живое существо....

Целевая прогулка "Наблюдение за растениями на улице"
Консрект прогулки с детьми 2-3 лет. Развивает наблюдательность, воспитывает бережное отношение к природе, Закрепляет приметы осени....









