Прогулка - экскурсия "Полезные свойства растений"
материал по окружающему миру (средняя группа)

Новикова Анастасия Сергеевна

Цель: познакомить  детей с полезными свойствами  растений, расположенных на территории детского сада.

Задачи:  воспитывать у детей бережное отношение к растениям;

расширить знания детей о многообразии мира  растений;

учить детей различать данные растения по внешнему виду;

развитие связной речи, памяти, наблюдательности, любознательности, внимания и творческое воображения.

 

Материалы: демонстрационный материал (карточки с изучаемыми растениями); памятка-раскраска; морская столь, травяной аптечный сбор, сушеная мята, вода в термокружке, мыло, крем для рук, шампунь.

 

Методические приемы:

 игровой (малоподвижная игра «Гимнастика для цветов»);

 словесный (вопросы, беседа, логические задачи);

 наглядный (демонстрационный материал);

 анализ занятия, поощрение в виде памятки-раскраски.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poleznye_sv-va_rasteniy.docx472.79 КБ

Предварительный просмотр:

Полезные свойства растений

Цель: познакомить  детей с полезными свойствами  растений, расположенных на территории детского сада.

Задачи:  воспитывать у детей бережное отношение к растениям;

расширить знания детей о многообразии мира  растений;

учить детей различать данные растения по внешнему виду;

развитие связной речи, памяти, наблюдательности, любознательности, внимания и творческое воображения.

Материалы: демонстрационный материал (карточки с изучаемыми растениями); памятка-раскраска; морская столь, травяной аптечный сбор, сушеная мята, вода в термокружке, мыло, крем для рук, шампунь.

Методические приемы:

 игровой (малоподвижная игра «Гимнастика для цветов»);

 словесный (вопросы, беседа, логические задачи);

 наглядный (демонстрационный материал);

 анализ занятия, поощрение в виде памятки-раскраски.

 

Предварительная работа:

-рассматривание картинок о растениях, которые появляются ранней весной, беседы о пользе лекарственных растений, о правильном их сборе;

- игры «Вершки и корешки», «Узнай растение»;

- отгадывание загадок, заучивание стихотворений.

Ход экскурсии

На прогулке воспитатель и дети отправляются на экскурсию в зеленый уголок, который находится на территории сада.

Воспитатель: Ребята, сегодня будет необычная прогулка, а прогулка-экскурсия по территории нашего сада. Мы с вами будем изучать, рассматривать и знакомится с полезными свойствами растений, которые растут у нас в саду.

После этого воспитатель интересуется у детей что такое растение? Что значит полезные свойства для человека?

Воспитатель: Перед нашей экскурсией я предлагаю вспомнить правила поведения отдыха и наблюдения в природе. Можно ли срывать и топтать растения? Далеко отходить от воспитателя? Ответы детей…

Ну теперь предлагаю вам переместиться на нашу зеленую полянку и получше познакомиться с  таким уже известным растением, как чистяк ( заячья капуста).

Дети самостоятельно его находят, самостоятельно определяют его цветкам и без него.

Воспитатель: Молодцы, вы абсолютно верно определили и нашли его!

Это одно из наиболее заметных весенних растений. Ранней весной его хорошо заметно по характерными круглым мясистым листьям и желтым цветкам. Но помните, что до отцветания чистяк ядовит! Осторожно! Ко времени созревания плодов растение становится ядовитым!

Чистяк обладает полезными свойствами: ранозаживляющими, а еще отвар корней и листьев чистяка применяют против бородавок.

А , кстати, что такое отвар? Ответы детей…

Затем педагог предлагает разместить рядом с этим растением табличку с название, как делаю во всех ботанических садах и экологических тропах.

Воспитатель: По этим табличкам вы легко найдете нужное вам растение и сможете в любой момент рассказать о его свойствах своим родителям.

Затем педагог предлагает найти уже известный детям гусиный лук и рассказывает о его полезных свойствах: он съедобный, луковицы лучше варить, а вот листья можно есть в сыром виде; добавлять в салаты и другие блюда, листья богаты витаминами и весной они будут очень даже кстати. После этого также дети размещают табличку с изображение этого растения и надписью.

Воспитатель: А теперь вам придется сильно постараться, чтобы найти следующее хорошо вам известное растение, оно пока не цветет. Зацветет он в начале лета. Я даю вам подсказку:

Капли солнца спозаранку
Появились на полянке.
Это в жёлтый сарафанчик
Нарядился...
(Одуванчик)

Воспитатель: Нам предстоит найти листья одуванчика.

Дети находят, обступают найденные листья кругом и педагог рассказывает, что одуванчик содержит много витамина А, который необходим для зрения, а еще он отличное успокаивающее и снотворное. А что такое снотворное?  Ответы детей… Затем размещаем табличку.

Воспитатель: А вы обратили внимание, что под нашими ногами так мягко, как будто мы  с вами стоим на ковре? А знаете почему? Ответы детей…Абсолютно точно, на нашей полянке очень много мха.

Педагог предлагает потрогать мох и сравнить его свойства с другими предметами ( мох мягкий как……..)  Ответы детей… А еще мох отлично впитывает большое количество влаги в себя, как губка. Это свойство позволяет использовать его как перевязочное средство. Он впитывает огромное количество крови, гноя и других жидкостей. Мох обладает еще и антибактериальным и обеззараживающим свойством.

Затем дети самостоятельно размещают табличку с этим растение на полянке.

Воспитатель: Но не только наша живописная зеленая полянка богата полезными растениями, вокруг сада еще много интересного и неизведанного для нас. Предлагаю пройтись и посмотреть. А что бы в пути мы не устали, надо немного размяться.

Проводится игра-разминка «1-2-3- ВЫРОСЛИ ЦВЕТЫ»

1-2-3- ВЫРОСЛИ ЦВЕТЫ (разминка)
(дети присели, имитируя нераскрывшиеся бутоны цветов).
1-2-3- выросли цветы!
(дети поднимаются медленно, вытягивают руки вверх и раскрывают ладони с растопыренными пальчиками – бутоны раскрылись).
К солнцу потянулись высоко (на носочки)
Стало им приятно и тепло!
Ветерок пролетал, стебельки покачал (ребенок «ветер» пробегает среди детей)
Влево качнулись- низко пригнулись,
Вправо качнулись- низко пригнулись (движения по тексту)
Ветерок, убегай!
Ты цветочки не сломай!
Пусть они цветут, растут, детям радость принесут! («ветерок» убегает).

Прогуливаясь по  территории сада, педагог рассказывает о полезных свойствах липы, сосны, березы и туи. Липа -облегчается состояние при простудных заболеваниях и  ангинах, а липовый цвет – заваривают и пью вместо чая. Сосна -   настой хвои, весенних побегов и шишек издавна применяли внутрь при  простудных заболеваниях. Отвар коры сосны принимают при головных болях, а еще ее отвар отлично успокаивает и снимает усталость. Береза- в листиках березы содержится могучая сила витаминов, которые помогают организму работать в полную силу и поддерживать здоровье и укреплять иммунитет. Отвар из листьев березы используют как дезинфицирующее средство. Туя- Повышает иммунитет, что позволяет меньше болеть. Масло из туи своим запахом успокаивает, расслабляет, его используют как капли в нос или для ингаляции.

Воспитатель: Ну вот мы и не заметили, как подошли к нашему участку. Наша изучение полезных свойств растений подошло к конку. Осталось только одно, очень непримечательное растение-сорнят. А что такое сорняк? Ответы детей

Предлагаю вам присесть, чтобы внимательно рассмотреть его, так как его  листья совсем маленькое и только-только пробивается наружу. Это сныть- его листья можно есть. Из них получаются вкусные и полезные салаты, зеленые щи и супы, еще  он обладает болеутоляющим свойством (снимает боль).

Дети рассматривают листья, трогают, делятся между собой впечатлениями и также размещают табличку. Затем педагог предлагает пройти им на веранду, так как их там ждет еще один сюрприз. На веранде оформлена выставка из косметических средств, в которые также добавляют известные детям растения: шампунь с отваром крапивы, крем для рук с ромашкой, гигиеническая помада с малиной, морская соль с пихтой. Детям предоставлена возможность понюхать шампунь, соль для ванны..

Воспитатель: Мы свами так часто в течении экскурсии слышали слово «отвар». Оно для нас совершенно новое. Мы уже  выяснили с вами, что это такая форма лекарства, которая готовиться, когда  кора, корни или листья растения завариваются в кипятке и настаивается до полного остывания.  И сейчас я вам продемонстрирую как это происходит.

Педагог заваривает в отдельном пластиковом стакане отвар из аптечной ромашки, а в другом мяту с добавлением чая.

Воспитатель: Наши отвары готовы, теперь им надо остыть и можно пробовать. А у вас я хотела бы узнать, какое из растений в нашей сегодняшней экскурсии вас удивило своими полезными свойствами, что вам понравилось больше всего? Самостоятельно искать растения, изучать их или что-то еще?  Ответы детей…

Воспитатель: И под конец нашей экскурсии у меня для вас есть небольшие подарки на память о сегодняшнем дне.

Педагог раздает мини-раскраски в виде книжки с изученными растениями, чтобы дети самостоятельно их раскрасили и поделились новыми знаниями дома или с друзьями.

Под конец прогулки дети по желанию могут попробовать полученный отвар ромашки и мяты из индивидуального стаканчика, предварительно обработав руки.

Мини-раскраска

Раскраска берёза

Раскраски Одуванчик - распечатать в формате А4

Книжка-раскраска для детей, туя Иллюстрация вектора - иллюстрации  насчитывающей природа, изолировано: 120389190

D:\Google drive\Desktop\Без названия.jpg

Цветочный чай липы векторы, картинки, клипарт Цветочный чай липы | скачать  на Depositphotos

Раскраска Сосна

Islandica Cetraria мха Исландии, лекарственное растение Иллюстрация вектора  - иллюстрации насчитывающей природа, органическо: 90160209

ВЕСЕННИЕ ПЕРВОЦВЕТЫ картинки для раскрашивания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие на прогулке летом. Свойства песка.

Знакомство детей со свойствами мокрого и сухого песка....

Консультация "Целебные свойства растений Коми края".

Консультация для родителей дошкольников "Целебные свойства растений Коми края"....

Картотека наблюдений на прогулке за растениями и деревьями к проекту "Мир растений".

Картотека наблюдений за растениями и деревьями к проекту "Мир растений"....

" Оздоровительные и лечебные свойства растений."

Познакомить родителей с лечебными свойствами растений....

прогулка "Наблюдение за растениями и кустарниками на участке"

Закреплять представление о том, что любое дерево, кустарник - живое существо....

Целевая прогулка "Наблюдение за растениями на улице"

Консрект прогулки с детьми 2-3 лет. Развивает наблюдательность, воспитывает бережное отношение к природе, Закрепляет приметы осени....