Познавательное развитие НОД в подготовительной группе тема: «Перья лука и птиц»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Добрякова Ирина Владимировна

Познавательное развитие

НОД в подготовительной группе

тема: «Перья лука и птиц»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznanie_perya_luka_i_ptits.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательное развитие

НОД в подготовительной группе

тема: «Перья лука и птиц»

Задачи:

расширять самостоятельность, поощрять творчество детей в познавательно-исследовательской деятельности, избирательность познавательных интересов;

развивать умения детей включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения;

закреплять умение сравнивать, выделять свойства объектов, формировать представления об отличии и сходстве животных и растений.

Материалы и оборудование: тушь, игрушка – Петрушка, макет птички – синички, пророщенный лук, картинки перьев (рулевые, покрывные, маховые, пуховые); для опыта: перья, лук, весы, подставка; папка «Перья птиц»,  для опытов (на каждого ребенка): скрепка, перо, пипетка, стакан с водой, молния.

Ход занятия

Воспитатель:

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня в гостях – Петрушка.

Дети здороваются с Петрушкой.

Петрушка: Кто готов со мной играть, приготовьте ваши – пять! Ребята хлопают ладошками.

Петрушка: Ребята, я приготовил вам загадки.

По лесу летало,

В воду упало,

В воде болталось,

Сухим осталось.

Петрушка: Что может быть общего у птиц и у лука? (ответы детей)

Петрушка: Молодцы, отгадали! Интересно, почему листья лука так называют? (ответы детей)

Воспитатель: Предлагаю провести исследование. Ребята, когда мы проводим опыты, что надо соблюдать? (ответы детей) Правильно, правила, которые нам подсказывают картинки!

Петрушка: А куда мы будем записывать результаты?

Воспитатель: Петрушка, ребята ещё не могут так хорошо писать. 

Петрушка: Придумал, я буду снимать всё на камеру, а потом сделаю научный фильм о ваших опытах.

Воспитатель: Ребята, у нас есть коллекция птичьих перьев, давайте сравним их с перьями лука.

Дети визуально сравнивают перья. Высказывают свои мысли.

Дополнительные или наводящие вопросы от Петрушки: Интересно, а по длине они какие? А если сравнить цвета?

Воспитатель: Ребята, поиграем? Игра называется «Чьё перо?». Вам надо найти птицу, чьё перо окажется у вас в руках.

Дети раскладывают перья к картинкам, где изображены птицы и называют их.

Петрушка: А зачем людям нужен лук? (ответы детей) Что бы его есть и не болеть.

Петрушка: А зачем птицам перья?

Воспитатель: Давайте рассмотрим, какие виды перьев бывают.

Дети подходят к мольберту, на котором изображены виды перьев.

Воспитатель: Перья бывают рулевые. Как вы думаете, где они находятся? (на хвосте), маховые – где они находятся? (на крыльях), которые покрывают тело птиц (покрывные) и пуховые (пух).

Петрушка: Интересно, что легче, а что тяжелее? (ответы детей)

Воспитатель: Возьмите лист лука в одну руку, а  перо – в другую. Попробуйте определить.

Дети пытаются сравнивать.

Петрушка: А как можно ещё проверить? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, с помощью весов.

Дети проводят эксперимент с весами. Делают вывод. Перья легче лука.

Петрушка: А как устроены перья и листья лука? Может, есть ещё что-то общее?

Воспитатель: Давайте рассмотрим их строение и сравним. Дети садятся за столы.

Воспитатель: Какое правило надо соблюдать во время опыта? (ответы детей) Правильно – соблюдать технику безопасности с металлическими предметами, т.е. надо аккуратно работать с проволокой!

Воспитатель: Посмотрите на картинки. Что есть у лука? (ответы детей) Листья. У пера есть ствол и опахало, оно состоит из ворсинок, которые называются бородки.

Дети рассматривают перья и листья лука через увеличительное стекло.

Проводятся эксперименты с перьями:

Воспитатель: Какая часть пера похожа на лист лука? (ответы детей) Ствол.

С помощью проволоки определите, что у них внутри.

1.Дети вставляют проволоку в ствол пера и лука. Делают вывод – они внутри пустые.

Петрушка: А почему в загадке перо осталось сухим, после того, как побывало в воде?

Воспитатель: Ребята, возьмите прозрачные коробочки. Какой опыт можно провести, чтобы ответить на вопрос Петрушке? (ответы детей) Проведите опыт с перышком, луком и водой самостоятельно.

2. С помощью пипетки льют воду на них. Делают вывод – вода стекает, перо и лист не намокают.

Воспитатель: А сейчас попробуйте рассоединить волокна листочка лука. Дети разрывают лист.

Воспитатель: А теперь попробуйте их соединить. Дети пытаются соединить лист лука.

Воспитатель: Что происходит? (ответы детей) Они не соединяются.

Воспитатель: Теперь рассоединить бородки пера. А затем пальчиками прогладьте перо.

3. Раздвигают (ворсинки) бородки, а потом пальцами соединяют их.

Воспитатель: Что произошло? (ответы детей) Правильно они соединились. Объяснение воспитателя: бородки между собой соединяются крючками. Это как у молнии соединения.

Вывод: у лука нет крючков, соединить волокна не получается.

Воспитатель: А увидеть это можно с помощью микроскопа.

Петрушка: Это чудо, как говорится: "Ни в сказке сказать, ни пером описать!".

Воспитатель: Ребята, а попробуйте написать пером и луком свои имена.

Дети рассматривают перо и лист в микроскоп.  Другие дети пробуют писать.

Итог

Петрушка: Ребята, так чем похожи перья лука и перья птиц? (ответы детей)

Воспитатель: Перо птиц пустое, как и у лука. Листья лука бывают длинными, как перья. Похожи на хвост птицы.

Петрушка: Я отправляюсь монтировать наш научный фильм, а вы ребята, отдыхайте и не забудьте рассказать родителям, что нового вы узнали сегодня.

Петрушка прощается с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организационной образовательной деятельности в средней группе. Тема: «Перо для сказочной птицы»

Конспект организационной образовательной деятельности в средней группе. Тема: «Перо для сказочной птицы»Цель: развивать творческие способности детей. Задачи:• продолжать учить дете...

Образовательная деятельность по познавательному развитию для детей подготовительной группы Тема: « Зимующие и перелетные птицы Краснодарского края» (региональный компонент)

Развивать способность приниматьсобственное решение, опираясь на свои знания и умения.Расширять представление о зимующих и перелетный птицах Краснодарского края....

Непосредственно образовательная деятельности Познавательное развитие. / познавательно-исследовательская деятельность/ подготовительной группы. Тема: « Нефть и ее свойства»

Цель: расширять представления об окружающем мире, актуализировать имеющиеся знания.Задачи:формировать познавательную мотивацию и активность у дошкольника, прививать интерес к познанию окружающего мира...

Методическая разработка конспекта НОД по познавательному развитию в подготовительной группе "Свойства перьев" (экспериментирование)

Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной группе. Область: познавательное развитие.Тема: Свойства перьев...

Методическая разработка конспекта НОД по образовательной области познавательное развитие В подготовительной группе Тема: «Зимующие птицы и животные»

Методическая разработка план -конспекта НОД по образовательной области позновательное развитие Тема " Зимующие звери и птпицы" ( для старших дошкольников)...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ПОСАДКА ЛУКА»

познакомить детей со свойствами лука, научить сажать лук в землю и наблюдать за ростом...