Методическая разработка конспекта НОД по познавательному развитию в подготовительной группе "Свойства перьев" (экспериментирование)
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной группе. Область: познавательное развитие.Тема: Свойства перьев
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.51 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ №78 детский сад общеразвивающего вида Калининского района г. Санкт-Петербурга
Методическая разработка
конспекта НОД
по познавательному развитию
в подготовительной группе
Свойства перьев
(экспериментирование)
Воспитатель: Таранова О.Л.
Цель:
знакомить детей со свойствами перьев и значением их для птиц.
Задачи:
познакомиться со строением перьев разного типа, понять их значение для животного;
Изучить свойства перьев;
Закрепить навыки экспериментирования;
Поиграть, развлечься.
Материалы и оборудование:
перья двух типов (контурное и пуховое); лупа, небольшая емкость с водой, тарелка для оборудования, фото птицы, на которой хорошо различимы перья.
Организация детей: дети сидят за столами. Перед каждым ребенком на тарелке оборудование, необходимое для экспериментирования и несколько перьев разного типа.
Методические рекомендации.
Для проведения занятия мы собрали коллекцию перьев разного цвета, размера и значения. Перья должны быть вымыты в кипятке с моющим средством.
В нашей коллекции перья попугая, сороки, воробья, страуса, вороны, чайки, совы, канарейки.
Воспитатель: ребята отгадайте, с чем мы сегодня познакомимся.
По лесу летало,
в воду упало,
не булькнуло
Дети: Перо!
Какие животные покрыты перьями?
1.Рассматривание фотографии птицы.
Одинаковы ли по размеру перья на разных частях тела птицы?
Дети замечают, что на голове перья самые короткие, на спинке чуть длиннее, а самые длинные находятся на крыльях и хвосте.
Какую пользу приносят перья птицам?
Дети: согревают, защищают тело от повреждений, предохраняют от загрязнения, участвуют в полете, благодаря специфической окраске позволяют птицам отличать представителей своего вида, помогают маскироваться, становиться незаметными; некоторым перья нужны для
красоты.
Воспитатель: рассмотрите перья. В одну сторону отложите нужные для полета, а в другую для тепла.
2.Строение контурного пера
Воспитатель: возьмите в руку одно перо, которое нужно птице для полета. Рассмотрите его.
Та трубочка, которая проходит посередине пера, называется стержнем. Он твердый и прочный. К стержню прикрепляется широкая, но тонкая часть пера. Она называется опахало. Как вы думаете, для чего нужны обе части?
-Теперь возьмите лупы и рассмотрите более подробно строение пера
- Попробуйте в одном месте разорвать опахало. И снова рассмотрите перо в лупу. Что видно на месте разрыва?
Если лупа достаточно сильная, то дети смогут увидеть крючочки, сцепляющие бороздки пера А теперь проведите двумя пальчиками вдоль разрыва от стержня к краю опахала так, чтобы один пальчик шел сверху пера, а другой снизу.
-Удалось сцепить крючочки? Стало опахало сплошным?
-У птиц это поучается лучше. Птица часто чинит свои перышки - проводит клювом вдоль бородок, и они соединяются. Как будто она застегивает замок- молнию. Узким клювом это сделать удобнее, чем нашими широкими пальцами.
-А когда и почему у птиц могут разрываться бороздки? (во время полета, если она заденет крыльями какие-нибудь предметы)
3. Рассматривание пуховых перьев.
Воспитатель: теперь возьмите перо, которое нужно для тепла. Как оно устроено?
Рассмотрите его в лупу.
Чем оно отличается от пера, которое используется для полета?
(оно короче, стержень тоньше, бородки более нежные; они не сцеплены и торчат в разные стороны).
4.Взаимодействие перьев с водой
Воспитатель:
-Птицам часто приходится бывать под дождем. Они также любят купаться в лужах. Давайте посмотрим, что получается с перьями в воде.
-Осторожно положите перо для полета на воду.
-Что увидели? (перо не утонуло)
-Пальчиками постарайтесь опустить его на дно. Удалось?
-Выньте перо. Держа за стержень, отряхните его от воды.
-Что скажете о свойствах пера?
-Теперь то же проделайте с пуховым пером.
Дети убеждаются, что стряхнуть воду с пуховых перьев сложнее, чем с контурных.
5.Поведение перьев в воздухе.
(физминутка)
Стая птиц летит на юг
Небо синее вокруг
Чтоб скорее прилетать
Надо крыльями махать
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся
Предстоит им долгий путь,
Птичкам надо отдохнуть,
И опять пора в дорогу,
Пролететь им надо много
Вот и юг. Ура!Ура!
Приземляться нам пора
Воспитатель:-Возьмите пуховое перо, поднимите его как можно выше и выпустите из рук. (пуховое перо летит медленно и опускается на пол спокойно)
-А теперь постарайтесь откинуть перо как можно дальше от себя.
Опыт повторяется несколько раз, пока дети не убеждаются, что отбросить от себя перо не удается.
-То же проделайте с пером, необходимым для полета.
-Сначала поднимите его повыше и выпустите. Понаблюдайте, как оно падает.
-Потом постарайтесь отбросить от себя перо как можно дальше.
Теперь в правую руку возьмите перо для полета, а в левую, пуховое перо. И постарайтесь бросить их одновременно как можно дальше.
-Что получилось? (Контурное перо улетает довольно далеко, а пухове упало около ног ребенка).
-Подкиньте вверх оба пера. Какое улетает выше? С помощью каких перьев птице удобнее летать? Почему?
Давайте подведем итог. Что нового узнали о перьях?
(краткий рассказ детей с помощью мнемотаблицы)
Молодцы!
Использованная литература:
Иванова А.И. «Обучать или развивать?»//Управление ДОУ 2006,6
Иванова А.И. «Мир животных»//Москва Творческий центр 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта НОД по познавательному развитию: «Школьные правила»
Тема: «Школьные правила».Цель: формирование адаптивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:- формирование представлений о школе.- развитие самоконтроля и произвольности.- развивать...

Методическая разработка. Конспект НОД по познавательному развитию для детей среднего возраста "Экологический лабиринт"
Игра - путешествие...

Методическая разработка конспекта НОД по познавательному развитию (на основе опытно-экспериментальной деятельности) с детьми подготовительной группы «Мыльные истории»
Методическая разработка предназначена для детей подготовительной к школе группы ....

Методическая разработка для воспитателей по познавательному развитию в подготовительной группе
Методическая разработка для воспитателей по познавательному развитию в подготовительной группе«Опыты с водой»Цель: создание условий для ознакомления детей подготовительной группы со ...
Методическая разработка Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе. « Моя малая Родина».
воспитание гражданина и патриота своей Родины, формирование нравственных ценностей. Расширить представление детей о малой и большой Родине, любовь к малой Родине...

Методическая разработка. Конспект занятия по познавательному развитию детей для подготовительной группе "Шестиногие малыши"
Возраст детей: подготовительная группа.Цели:Расширять и уточнять знания детей о насекомых, об их характерных признаках.Развивать умение видеть признаки сходства и различия и выражать их в речи.Воспиты...

Методическая разработка. Конспект занятия по познавательному развитию на тему "Животные Африки" для детей подготовительной группы
Конспект занятия по формированию целостной картины миры на тему "Животные Африки" для детей старшего дошкольного возраста....
