Конспект образовательной деятельности по патриотическому воспитанию
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Соловьева Наталья Валерьевна

Представлен конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе на тему "Национальные символы России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по патриотическому воспитанию

в старшей группе «Символы России»

Цель: Познакомить детей с национальными символами России.

Задачи:

Образовательные:

-Познакомить с основными неофициальными, национальными  символами РФ с использованием ИКТ и художественных произведений;

- Закрепить знания о государственной символике страны: герб, флаг, гимн;

Развивающие:

- Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине;

- Развивать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке, фольклору;

Воспитательные:

- Формировать уважительное отношение к символам России, понимание того, что они призваны объединять жителей одной страны;

Предварительная работа:

Знакомство и беседы о государственной символике России; разучивание стихотворений о Родине, флаге и гербе, хоровода «Во поле береза стояла».

Оборудование:

Ноутбук, презентация по теме.

Ход деятельности:

Вводная часть:

Воспитатель:  Ребята, на планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется? (Россия)

- Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на карту. Кто может показать границы России?

Ребенок:

 Как велика моя земля!

Как широки ее просторы:

Озера, реки и поля, леса и степь, и горы!

Раскинулась моя земля

От севера до юга.

Когда в одном краю весна-

В другом снега и вьюга.

Основная часть:

Педагог обращает внимание детей конверт и предлагает всем посмотреть его содержимое. Внутри дети обнаруживают иллюстрации с изображением флага и герба России.

Воспитатель:  Ребята, что здесь изображено? (Флаг, Герб). Как можно их назвать по-другому? (государственные символы России).

Рассматривание государственного флага России.

-Давайте вспомним, что обозначают цвета Российского флага (дети зачитывают стихотворение о флаге).

Ребенок: Флаг у нас прекрасный –

Белый, синий, красный!

Белый - мир и чистота,

Синий – верность, небеса,

Красный – мужество, отвага…

Вот цвета родного флага!

Воспитатель:  А сейчас я предлагаю вам посмотреть на флаги других государств. Посмотрите и определите, где Российский флаг. И объясните свой выбор.

Воспитатель:  Следующий государственный символ – герб.

Рассматривание герба России.

-Что изображено на гербе? (золотой двуглавый орел)

-Посмотрите на герб, что еще вы можете рассказать про золотого двуглавого орла?  (Одна голова орла смотрит на восток, а другая на запад. Над головой орла три короны. Одной лапой орел сжимает скипетр, а в другой лапе - держава золотой шар с крестом сверху).

-Что обозначает изображение орла на гербе? (Обозначает силу, что наше государство сильное и непобедимое).

-А кто кроме двуглавого орла изображен на гербе? (Воин на белом как пена коне, а за спиной у воина развивается синий плащ. В одной руке воин сжимает копье, которым поражает страшного дракона).

-Как зовут этого воина? (Георгий Победоносец). Георгий Победоносец защищал нашу страну от  зла и Россия  всегда побеждает своих врагов.

-Государственный герб России символизирует победу добра над злом.

Воспитатель: Ребята, а про какой государственный символ мы с вами еще не поговорили? (про гимн)

-А что такое гимн? (это главная песня страны)

-Гимн это величественная, торжественная песня. У каждого государства обязательно есть свой гимн. В каких случаях исполняется гимн? (в торжественных: при поднятии флага, при вручении наград, при встрече иностранных гостей)

-И сейчас мы с вами будем слушать гимн. Что мы должны для этого сделать? (встать) Почему? (Этим мы выражаем уважение к своей стране).

Прослушивание гимна (1 куплет).

Воспитатель: Ребята, мы с вами поговорили о государственной символике. А есть еще и народные символы. И их у России много, но мы познакомимся с некоторыми из них.

-Первый национальный символ, о котором мы узнаем – это дерево береза. Березы - красавицы русского леса. Посмотрите, какие они стройные, тонкие, с длинными хрупкими веточками. Береза - это символ и гордость русского народа! О березе сложено много песен, стихов. А еще русские люди любили хороводы водить. Давайте и мы с вами встанем в хоровод.

Физкультминутка:  хоровод «Во поле березка стояла».


Во поле береза стояла, Дети идут по кругу, взявшись за руки.
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли, стояла. (2р)

Некому березу заломати, Идут в центр круга и обратно.
Некому кудряву заломати,
Люли, люли, заломати. (2р)

Как пойду я в лес, погуляю, Девочка « Березка» ведет ребят «змейкой»
Белую березу заломаю,
Люли, люли, заломаю. (2р)

Срежу я с березы три пруточка, Перестроение в пары. Идут « ручейком».
Сделаю себе я три гудочка,
Люли, люли три гудочка. (2р)

Дети садятся на свои места.

Воспитатель:  К нам в Россию, приезжает очень много гостей из разных стран: из Англии, Германии, Франции, Японии и всегда увозят с собой наш российский сувенир.

- Как вы думаете, какой сувенир увозят гости? (ответы детей) Если дети затрудняются, загадывается загадка:

В этой молодице прячутся девицы,

Каждая сестрица - для меньшей темница.

Красные щечки, пестрые платочки,

хлопают в ладоши веселые … (матрешки).

Воспитатель: Правильно. Матрешка тоже считается символом России. Давным - давно (сто лет назад) родилась расписная матрешка. Ее придумал художник Сергей Васильевич Малютин, а она была выточена лучшим игрушечником В. Звездочкиным. Назвали игрушку в честь девушки Матрены, которая работала в доме у художника, она была добрая и красивая.

Выглядела первая русская матрешка вот так… (показ слайда с изображением первой матрешки).

Самая большая - первая - изображала девочку в сарафане и платке с черным петушком в руках. Внутри находилась фигурка мальчика, опять фигурка девочки и так далее. Все они отличались чем-нибудь друг от друга, а последняя - восьмая - была младенцем, завернутым в пеленку.

Рассматривание слайдов с изображением матрешек.

Д/и «Собери матрешку»

Воспитатель: (загадывает загадку)

Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит. 
(Самовар)

Воспитатель: Самовар – это тоже национальный символ России.

Где и когда появились первые самовары? Кто его изобрел, неизвестно. Известно, что отправляясь на Урал в 1701г, тульский кузнец промышленник Демидов И. захватил с собой искусных рабочих, медных дел мастеров. Возможно уже тогда в г. Тула изготовлялись самовары.

Самовар всегда считался символом русского гостеприимства, символом добра и уюта в доме. Если самовар «пел песни», когда закипал - это к добру. Сверху ставили заварочный чайник, он тоже «пел, фырчал, шипел». Наливая чай, приговаривали – на здоровье! Самовар держали горячим весь день, за чаем проводили долгие часы и,  бывало,  выпивали по 20 чашек чая. Стол ломился от разных сластей и угощений. Чаепитие из самовара стало на Руси национальной традицией.

- Где сейчас мы с вами можем встретить самовар?  (в деревне, в музее …)

Воспитатель:  Ещё один символ, с которым мы познакомимся - это самый старинный и узнаваемый символ России - балалайка.

Название «балалайка» вероятно дано  инструменту в подражании бренчанию, «балаканью» струн во время игры. «Балакать» на народном наречии значит болтать, пустозвонить. В народе говорят, что балалайка не поет, а разговаривает.

 На Руси балалайка была самым распространенным музыкальным инструментом. Ни один праздник не проходил без песен и танцев под балалайку. На балалайке  сопровождали сольное и хоровое пение, ее вводили в состав различных инструментальных ансамблей. Это символ русского народа.

Заиграй-ка, балалайка
Балалайка - три струны.
Запевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.
                               Исполняется игра на балалайках

Заключительная часть:

Воспитатель:  Ребята, нового Вы сегодня узнали? Что больше всего вам понравилось? (ответы детей)

- Давайте еще раз вспомним, какие государственные символы вы знаете? (герб, флаг, гимн)

- А с какими народными символами России мы познакомились сегодня? (балалайка, береза, матрешка).

Угощение детей чаем из самовара.






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект образовательной деятельности по патриотическому воспитанию

Занятие по патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Моя Родословная"Цель:Воспитывать у детей чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью.Задачи:- Учить отвечать на вопрос...

Конспект образовательной деятельности по патриотическому воспитанию в старшей группе "9 Мая - День Победы"

Воспитание духа патриотизма, уважение к народным героям, а также событиям времен Великой Отечественной войны....

Конспект образовательной деятельности по патриотическому воспитанию в подготовительной группе на тему: «Россия — Родина моя»

Цель: развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине; пробудить интерес и желание, как можно больше знать о Родине, познакомить с гербом, флагом и гимном России.Задачи: обобщить и с...

Конспект образовательной деятельности по патриотическому воспитанию в средней группе на тему: «ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА»

     Конспект  образовательной деятельности по патриотическому воспитанию в средней группе на тему: «ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА»Воспитателя МБ ДОУ МО г.Краснодар »Детский сад № 184»Сыре...

конспект образовательной деятельности по патриотическому воспитанию "Русская матрешка".

Конспект открытой интегрированной образовательной деятельности по патриотическому воспитанию, развитию речи и изодеятельности....

Конспект образовательной деятельности по патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Экскурсия по Санкт-Петербургу"

Конспект итогового мероприятия по патриотическому воспитаниюв подготовительной группе "Экскурсия по Санкт-Петербургу"...