«Путешествие в мир комнатных растений»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Казанцева Елена Николаевна

    Цель: создать условия для расширения представлений детей о комнатных растениях, их пользе, уходе за ними.

    Задачи:

   Обучающие:

  • Закрепить знания об основных потребностях комнатными растениями
  • Обобщить знания о способах ухода за комнатными растениями

Развивающие:

  • развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;
  • развивать умение слушать, вступать в диалог;
  • развивать общую моторику рук.

Воспитательные:

  • воспитывать трудолюбие и бережное отношение к растениям;
  • воспитывать заботливое и внимательное отношение к комнатным           растениям, развивать желание помогать взрослым в уходе за ними.

 

       Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

      Материалы и оборудование: растения (фиалка, герань, алое, калонхоэ, бальзамин, хлорофитум и другие). Картинки с изображением комнатных растений группы, лейки, лопатка, салфетки, пульверизаторы журналов «Комнатное цветоводство», «Цветы в доме», открытки, энциклопедий комнатного цветоводства. Смайлики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komnatnye_rasteniya.docx27.26 КБ

Предварительный просмотр:

                            «Путешествие в мир комнатных растений»

    Цель: создать условия для расширения представлений детей о комнатных растениях, их пользе, уходе за ними.

    Задачи:

   Обучающие:

  • Закрепить знания об основных потребностях комнатными растениями
  • Обобщить знания о способах ухода за комнатными растениями

Развивающие:

  • развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;
  • развивать умение слушать, вступать в диалог;
  • развивать общую моторику рук.

Воспитательные:

  • воспитывать трудолюбие и бережное отношение к растениям;
  • воспитывать заботливое и внимательное отношение к комнатным           растениям, развивать желание помогать взрослым в уходе за ними.

 

       Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

      Материалы и оборудование: растения (фиалка, герань, алое, калонхоэ, бальзамин, хлорофитум и другие). Картинки с изображением комнатных растений группы, лейки, лопатка, салфетки, пульверизаторы журналов «Комнатное цветоводство», «Цветы в доме», открытки, энциклопедий комнатного цветоводства. Смайлики.

Предварительная работа:

  • знакомство с растениями в уголке природы, наблюдение за ростом и развитием растений в группе;
  • уход за комнатными растениями уголка природы (полив, рыхление, протирание листьев);
  • наблюдение за трудом воспитателя по поливу растений уголка природы;
  • наблюдение за растениями в благоприятном и неблагоприятном состояниях (отсутствие влаги), серия опытов на выявление потребности растений во влаге
  • рассматривание книг, открыток, энциклопедий комнатного     цветоводства;
  • обучение детей способам ухода за растениями в группе;                                      
  • беседа с детьми о цветах в их доме.
  • дидактические игры «Узнай цветок по описанию», «Найди цветок по названию», «Что изменилось», «Загадай, а мы отгадаем».
  • дети готовят с родителями короткие рассказы о лекарственных комнатных растениях.

  ХОД ЗАНЯТИЯ.

Стулья стоят на ковре полукругом.

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас встать в круг. Давайте поздороваемся и приветливо улыбнемся друг другу. Проведем небольшую разминку.

Давайте порадуемся солнцу и птицам,

(дети поднимают руки вверх)

Давайте порадуемся улыбчивым лицам

(Улыбаются друг другу)

И всем, кто живет на этой планете,

(разводят руками)

«Доброе утро!» скажем мы вместе

(берутся за руки)

«Доброе утро!» — маме и папе

«Доброе утро!» — останется с нами

   Теперь вы готовы видеть, слышать, рассказывать и правильно отвечать на вопросы. Я приглашаю вас пройти и присесть на свои стульчики. Ребята, я хочу рассказать вам волшебную сказку. В некотором царстве, в некотором государстве жила королевская семья: король Фикус, королева Бегония, маленькая принцесса Фиалка. У короля была свита и министры. Министр Здоровья- Алоэ, Министр Образования- Кактус, министр хорошего Настроения- Герань. Королевство было очень красивое, в нем было много-много цветов и порхали красивые бабочки.  Жили они очень счастливо, заботились и помогали друг о друге.

Дети, как вы думаете, как называется это Царство. (Предполагаемые ответы детей).

Воспитатель: Верно, Царство комнатных растений. Как вы думаете, почему их называют комнатные растения?

Дети: Потому что они растут в помещение и за ними ухаживает человек.
Раздается стук в комнату вбегает Незнайка, в руках он держит горшок с цветком.

Воспитатель: Ребята, посмотрите что-то у нашего Незнайки несчастное лицо.

Незнайка, что у тебя случилось?

Незнайка: Беда, беда…  Посмотрите, мой цветок был таким красивым, я всегда любовался им и вдруг с ним что-то произошло, он стал грустным.

Воспитатель: Если растение загрустило, значит, что-то с ним случилось, мне очень жалко растение.

Воспитатель: Ребята, а вам жалко? Давайте его пожалеем, скажем ему ласковые слова. (Проводится игра «Назови ласково»).

Цель: Закрепление в активном словаре детей существительных по теме, формирование навыка образования существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

Оборудование: мяч.

Правила игры: называть слово тогда, когда тебе бросили мяч.

Ход игры: воспитатель бросает мяч и называет слово, ребенок ловит и называет то же слово, но уже «ласково», возвращает мяч воспитателю.

Воспитатель: Ребята, посмотрите у нас не получилось развеселит цветочек, как вы думаете? (предположения детей).  Давайте прислушаемся, о чём просит растение. (Дети прислушиваются). Незнайка твоё растение нужно полить, и оно поправится.

Воспитатель: Ребята, мы можем помочь Незнайке?

Дети: Да.

Воспитатель: Как? (Ответы детей). Дети, давайте научим Незнайку правильно ухаживать за растениями, заботится о них.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как нужно правильно ухаживать за комнатными растениями. (Воспитатель приглашает детей пройти к столику, на котором стоят цветы.)  Посмотрите, какие комнатные растения у нас в группе? Как они называются? Хорошо ли они себя чувствуют?  (Дети рассматривают растения, отвечают на вопросы воспитателя, о том, как правильно ухаживать за растениями, рассуждают, как нужно правильно ухаживать за комнатными растениями).

Теперь мы их польём. (Раздает леечки, поливаем растения). Берём лейку двумя руками: одной рукой за ручку, другой – за носик. Воду льём между стеблем растения и краем горшка. (Дети выполняют трудовые поручения).

Воспитатель:  Растения надо поливать отстоявшиеся водой, комнатной температуры – от холодной воды загнивают корни растений. Зимой все растение требует меньшего полива. Весной и особенно летом растения чаще и обильнее поливают.

 Ребята, а как называется это растение. (Фикус). У него красивые большие листья. Сегодня мы будем учиться протирать листья растений). Смотрите, я смачиваю салфетку в воде, отжимаю, кладу под него ладошку и аккуратно протираю листочек от пыли; от стебля к краешку. А у какого растения самые маленькие листики? У папоротника. У него листики тонкие. Их протереть нельзя. Его листья опрыскивают водойА у фиалки пушистые листочки, их протирать и опрыскивать нельзя, с них пыль нужно сметать щеточкой.

Воспитатель: Молодцы, все листочки аккуратно протёрли.  Ребята, давайте немножко отдохнем и проведем физкультминутку.

Физкультурная пауза:

Давайте превратимся в цветочки, садитесь на корточки.

На окне в горшочках (дети сидят на корточках)

Расцветут цветочки, (дети встают)

Развернут бутоны(поднимают руки вверх)

 В солнышке утонут. (шевелят пальчиками)

Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на свои стульчики. Как вы думаете, какую пользу нам приносят комнатные растения? (Ответы детей).

Воспитатель обобщает ответы детей: «Правильно, чтобы было красиво! Комнатными растениями человек украшает свой дом. Но они не только радуют нас своей красотой, но и очищают воздух от пыли и грязи. Многие комнатные растение хорошо пахнут. А, еще комнатные растения настоящие лекари.

В группу забегает Болейка.

Болейка: Ой! Ребята, помогите,
Поскорей меня спасите!
Я почти, что инвалид-
У меня ведь все болит.
Воспитатель: Ребята, вам жалко Болейку. Как же мы сможем ему помочь? (ответы детей).

Болейка: Неужели, правда, вы можете мне помочь?

Воспитатель: (обращается к детям). Давайте позовем медсестру, она сделает укол, и все пройдет.

Болейка: (пугается, убегает, прячется) Ой! Я уколов боюсь!

 Воспитатель: Ну, тогда вот тебе порошки да таблетки.

Болейка: (плачет) Они горькие.
Воспитатель: Ну, хорошо, попробуем тебя вылечить без лекарств.

Болейка: Как это?

 Воспитатель: Ребята знают и расскажут тебе.
1-ый ребенок: Вот растение алоэ. Его еще называют домашним доктором.
Возьми листик, выдави из него сок и закапай в нос – сразу чихать перестанешь.
2-ой ребенок: У тебя,
 Болейка, палец болит? Раздели лист алоэ на две половинки, приложи мякотью к пальцу и привяжи – боль и утихнет.
3-ий ребенок: А чтобы не болела голова, понюхай, красные цветы герани.
Воспитатель Болейка, ты держишься за щеку. Что зуб болит?

Болейка: Нет, десна распухла.
5-й ребенок: а ведь это тоже не беда, тебе поможет комнатное растение каланхоэ. Оторви листочек и пожуй его. Да не бойся! Он кисленький, приятный, а десна перестанет болеть.

Болейка: Вот спасибо вам, дети. Я не знал, что среди комнатных растений есть лекарственные.
Воспитатель: Вот тебе, Болейка, еще несколько советов. Каланхоэ лечит еще и ангину. Отвар из листьев традесканции помогает при простуде. Свежие листья плюща применяют против мозолей и опухолей, ими же сводят бородавки.
Боляка: спасибо вам, ребята, мне и правда, легче стало.

Воспитатель: Мы сегодня с вами сделали три добрых дела: помогли растениям, научили Незнайку ухаживать за ними и помогли Боляке.

Воспитатель: Ребята, а вы рады, что мы сделали эти добрые дела?

(Ответы детей). Дети, поднимите веселые смайлики кому наше занятие понравилось. На память о нашем занятии я вам дарю раскраску комнатного цветка.

Литература:

1. Бердникова О.В. Комнатные растения от А до Я. М.: ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2003. 320 с. – (Русский хесайон).

2. Дыбина О. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром».

3. Цветы в вашем доме. Составитель Т. А. Храмова ФГУИПП «Кострома», РИО, 2004

4. Комнатные растения (мини-энциклопедия). Москва: ООО «Издательство АСТ», ООО «Издательство Внешсигма», 2001.

5. Гортинский Г.Б., Яковлев Г.П. Комнатные растения. Целители в вашем доме. М.: ЗАО «Фитон +», 2001. 

6. Цветы на подоконнике. Москва, Мой мир, 2004.

7. Николаева С.Н. «Юный эколог»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Путешествие в страну комнатных растений»

Цель:дать детям знания о том, что комнатные растения не только оздоравливают наши дома, но и оздоравливают человека.Программное содержание:·...

Презентация к занятию :"Космическое путешествие на планету комнатных растений".

Ознакомление детей старшей группы с комнатными растениями....

"Космическое путешествие на планету комнатных растений"

Ознакомление детей старшей группы с комнатными рвстениями....

НОД Путешествие по Африке. Комнатные растения.

Цели: познакомить с самым жарким континентом Африкой, с климатическими условиями, с животными: верблюд, антилопа, леопард, лама; воспитывать любовь к природе; развивать любознательность и стремл...

"Путешествие в царство комнатных растений"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познанию.Занятие построено в форме игры, где воспитатель умело использует разнообразные игровые приемы . На занятии используется обширный нагля...

Путешествие в царство комнатных растений

Путешествие в царство комнатных растений...

Путешествие в царство комнатных растений

закрепить знания названий комнатных растений; продолжать обучать детей описывать растения, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки; развивать речь, мышление; поддерживать интерес ...