«Путешествие в мир комнатных растений»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Цель: создать условия для расширения представлений детей о комнатных растениях, их пользе, уходе за ними.
Задачи:
Обучающие:
- Закрепить знания об основных потребностях комнатными растениями
- Обобщить знания о способах ухода за комнатными растениями
Развивающие:
- развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;
- развивать умение слушать, вступать в диалог;
- развивать общую моторику рук.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие и бережное отношение к растениям;
- воспитывать заботливое и внимательное отношение к комнатным растениям, развивать желание помогать взрослым в уходе за ними.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Материалы и оборудование: растения (фиалка, герань, алое, калонхоэ, бальзамин, хлорофитум и другие). Картинки с изображением комнатных растений группы, лейки, лопатка, салфетки, пульверизаторы журналов «Комнатное цветоводство», «Цветы в доме», открытки, энциклопедий комнатного цветоводства. Смайлики.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.26 КБ |
Предварительный просмотр:
«Путешествие в мир комнатных растений»
Цель: создать условия для расширения представлений детей о комнатных растениях, их пользе, уходе за ними.
Задачи:
Обучающие:
- Закрепить знания об основных потребностях комнатными растениями
- Обобщить знания о способах ухода за комнатными растениями
Развивающие:
- развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;
- развивать умение слушать, вступать в диалог;
- развивать общую моторику рук.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие и бережное отношение к растениям;
- воспитывать заботливое и внимательное отношение к комнатным растениям, развивать желание помогать взрослым в уходе за ними.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Материалы и оборудование: растения (фиалка, герань, алое, калонхоэ, бальзамин, хлорофитум и другие). Картинки с изображением комнатных растений группы, лейки, лопатка, салфетки, пульверизаторы журналов «Комнатное цветоводство», «Цветы в доме», открытки, энциклопедий комнатного цветоводства. Смайлики.
Предварительная работа:
- знакомство с растениями в уголке природы, наблюдение за ростом и развитием растений в группе;
- уход за комнатными растениями уголка природы (полив, рыхление, протирание листьев);
- наблюдение за трудом воспитателя по поливу растений уголка природы;
- наблюдение за растениями в благоприятном и неблагоприятном состояниях (отсутствие влаги), серия опытов на выявление потребности растений во влаге
- рассматривание книг, открыток, энциклопедий комнатного цветоводства;
- обучение детей способам ухода за растениями в группе;
- беседа с детьми о цветах в их доме.
- дидактические игры «Узнай цветок по описанию», «Найди цветок по названию», «Что изменилось», «Загадай, а мы отгадаем».
- дети готовят с родителями короткие рассказы о лекарственных комнатных растениях.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Стулья стоят на ковре полукругом.
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас встать в круг. Давайте поздороваемся и приветливо улыбнемся друг другу. Проведем небольшую разминку.
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
(дети поднимают руки вверх)
Давайте порадуемся улыбчивым лицам
(Улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете,
(разводят руками)
«Доброе утро!» скажем мы вместе
(берутся за руки)
«Доброе утро!» — маме и папе
«Доброе утро!» — останется с нами
Теперь вы готовы видеть, слышать, рассказывать и правильно отвечать на вопросы. Я приглашаю вас пройти и присесть на свои стульчики. Ребята, я хочу рассказать вам волшебную сказку. В некотором царстве, в некотором государстве жила королевская семья: король Фикус, королева Бегония, маленькая принцесса Фиалка. У короля была свита и министры. Министр Здоровья- Алоэ, Министр Образования- Кактус, министр хорошего Настроения- Герань. Королевство было очень красивое, в нем было много-много цветов и порхали красивые бабочки. Жили они очень счастливо, заботились и помогали друг о друге.
Дети, как вы думаете, как называется это Царство. (Предполагаемые ответы детей).
Воспитатель: Верно, Царство комнатных растений. Как вы думаете, почему их называют комнатные растения?
Дети: Потому что они растут в помещение и за ними ухаживает человек.
Раздается стук в комнату вбегает Незнайка, в руках он держит горшок с цветком.
Воспитатель: Ребята, посмотрите что-то у нашего Незнайки несчастное лицо.
Незнайка, что у тебя случилось?
Незнайка: Беда, беда… Посмотрите, мой цветок был таким красивым, я всегда любовался им и вдруг с ним что-то произошло, он стал грустным.
Воспитатель: Если растение загрустило, значит, что-то с ним случилось, мне очень жалко растение.
Воспитатель: Ребята, а вам жалко? Давайте его пожалеем, скажем ему ласковые слова. (Проводится игра «Назови ласково»).
Цель: Закрепление в активном словаре детей существительных по теме, формирование навыка образования существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами.
Оборудование: мяч.
Правила игры: называть слово тогда, когда тебе бросили мяч.
Ход игры: воспитатель бросает мяч и называет слово, ребенок ловит и называет то же слово, но уже «ласково», возвращает мяч воспитателю.
Воспитатель: Ребята, посмотрите у нас не получилось развеселит цветочек, как вы думаете? (предположения детей). Давайте прислушаемся, о чём просит растение. (Дети прислушиваются). Незнайка твоё растение нужно полить, и оно поправится.
Воспитатель: Ребята, мы можем помочь Незнайке?
Дети: Да.
Воспитатель: Как? (Ответы детей). Дети, давайте научим Незнайку правильно ухаживать за растениями, заботится о них.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как нужно правильно ухаживать за комнатными растениями. (Воспитатель приглашает детей пройти к столику, на котором стоят цветы.) Посмотрите, какие комнатные растения у нас в группе? Как они называются? Хорошо ли они себя чувствуют? (Дети рассматривают растения, отвечают на вопросы воспитателя, о том, как правильно ухаживать за растениями, рассуждают, как нужно правильно ухаживать за комнатными растениями).
Теперь мы их польём. (Раздает леечки, поливаем растения). Берём лейку двумя руками: одной рукой за ручку, другой – за носик. Воду льём между стеблем растения и краем горшка. (Дети выполняют трудовые поручения).
Воспитатель: Растения надо поливать отстоявшиеся водой, комнатной температуры – от холодной воды загнивают корни растений. Зимой все растение требует меньшего полива. Весной и особенно летом растения чаще и обильнее поливают.
Ребята, а как называется это растение. (Фикус). У него красивые большие листья. Сегодня мы будем учиться протирать листья растений). Смотрите, я смачиваю салфетку в воде, отжимаю, кладу под него ладошку и аккуратно протираю листочек от пыли; от стебля к краешку. А у какого растения самые маленькие листики? У папоротника. У него листики тонкие. Их протереть нельзя. Его листья опрыскивают водой. А у фиалки пушистые листочки, их протирать и опрыскивать нельзя, с них пыль нужно сметать щеточкой.
Воспитатель: Молодцы, все листочки аккуратно протёрли. Ребята, давайте немножко отдохнем и проведем физкультминутку.
Физкультурная пауза:
Давайте превратимся в цветочки, садитесь на корточки.
На окне в горшочках (дети сидят на корточках)
Расцветут цветочки, (дети встают)
Развернут бутоны, (поднимают руки вверх)
В солнышке утонут. (шевелят пальчиками)
Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на свои стульчики. Как вы думаете, какую пользу нам приносят комнатные растения? (Ответы детей).
Воспитатель обобщает ответы детей: «Правильно, чтобы было красиво! Комнатными растениями человек украшает свой дом. Но они не только радуют нас своей красотой, но и очищают воздух от пыли и грязи. Многие комнатные растение хорошо пахнут. А, еще комнатные растения настоящие лекари.
В группу забегает Болейка.
Болейка: Ой! Ребята, помогите,
Поскорей меня спасите!
Я почти, что инвалид-
У меня ведь все болит.
Воспитатель: Ребята, вам жалко Болейку. Как же мы сможем ему помочь? (ответы детей).
Болейка: Неужели, правда, вы можете мне помочь?
Воспитатель: (обращается к детям). Давайте позовем медсестру, она сделает укол, и все пройдет.
Болейка: (пугается, убегает, прячется) Ой! Я уколов боюсь!
Воспитатель: Ну, тогда вот тебе порошки да таблетки.
Болейка: (плачет) Они горькие.
Воспитатель: Ну, хорошо, попробуем тебя вылечить без лекарств.
Болейка: Как это?
Воспитатель: Ребята знают и расскажут тебе.
1-ый ребенок: Вот растение алоэ. Его еще называют домашним доктором.
Возьми листик, выдави из него сок и закапай в нос – сразу чихать перестанешь.
2-ой ребенок: У тебя, Болейка, палец болит? Раздели лист алоэ на две половинки, приложи мякотью к пальцу и привяжи – боль и утихнет.
3-ий ребенок: А чтобы не болела голова, понюхай, красные цветы герани.
Воспитатель Болейка, ты держишься за щеку. Что зуб болит?
Болейка: Нет, десна распухла.
5-й ребенок: а ведь это тоже не беда, тебе поможет комнатное растение каланхоэ. Оторви листочек и пожуй его. Да не бойся! Он кисленький, приятный, а десна перестанет болеть.
Болейка: Вот спасибо вам, дети. Я не знал, что среди комнатных растений есть лекарственные.
Воспитатель: Вот тебе, Болейка, еще несколько советов. Каланхоэ лечит еще и ангину. Отвар из листьев традесканции помогает при простуде. Свежие листья плюща применяют против мозолей и опухолей, ими же сводят бородавки.
Боляка: спасибо вам, ребята, мне и правда, легче стало.
Воспитатель: Мы сегодня с вами сделали три добрых дела: помогли растениям, научили Незнайку ухаживать за ними и помогли Боляке.
Воспитатель: Ребята, а вы рады, что мы сделали эти добрые дела?
(Ответы детей). Дети, поднимите веселые смайлики кому наше занятие понравилось. На память о нашем занятии я вам дарю раскраску комнатного цветка.
Литература:
1. Бердникова О.В. Комнатные растения от А до Я. М.: ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2003. 320 с. – (Русский хесайон).
2. Дыбина О. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром».
3. Цветы в вашем доме. Составитель Т. А. Храмова ФГУИПП «Кострома», РИО, 2004
4. Комнатные растения (мини-энциклопедия). Москва: ООО «Издательство АСТ», ООО «Издательство Внешсигма», 2001.
5. Гортинский Г.Б., Яковлев Г.П. Комнатные растения. Целители в вашем доме. М.: ЗАО «Фитон +», 2001.
6. Цветы на подоконнике. Москва, Мой мир, 2004.
7. Николаева С.Н. «Юный эколог»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Путешествие в страну комнатных растений»
Цель:дать детям знания о том, что комнатные растения не только оздоравливают наши дома, но и оздоравливают человека.Программное содержание:·...
Презентация к занятию :"Космическое путешествие на планету комнатных растений".
Ознакомление детей старшей группы с комнатными растениями....
"Космическое путешествие на планету комнатных растений"
Ознакомление детей старшей группы с комнатными рвстениями....
НОД Путешествие по Африке. Комнатные растения.
Цели: познакомить с самым жарким континентом Африкой, с климатическими условиями, с животными: верблюд, антилопа, леопард, лама; воспитывать любовь к природе; развивать любознательность и стремл...

"Путешествие в царство комнатных растений"
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познанию.Занятие построено в форме игры, где воспитатель умело использует разнообразные игровые приемы . На занятии используется обширный нагля...
Путешествие в царство комнатных растений
Путешествие в царство комнатных растений...
Путешествие в царство комнатных растений
закрепить знания названий комнатных растений; продолжать обучать детей описывать растения, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки; развивать речь, мышление; поддерживать интерес ...
