Конспект занятия по ознакомлению с природой "Дерево и деревянные приедметы"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
НОД по ознаколению с природой в средней группе. Комплесное занятие "Дерево и деревянные предметы"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 440.37 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №37
Конспект
НОД по ознакомлению с природой в средней группе
комплексное занятие «Дерево и деревянные предметы»
Составила и провела:
Воспитатель Максимова М.А.
г. Саров
Задачи:
- учить сравнивать деревья по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, форме листа).
- расширять представления о дереве, его качествах и свойствах.
- развивать умение определять существенные признаки материала (структуру поверхностей, не тонет, удерживает тепло.
- развивать наблюдательность, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы. Развивать связную речь у детей.
- воспитывать интерес к изучению удивительного мира растений. Учить беречь природу. Способствовать формированию коммуникативных навыков.
Материал. Иллюстрации деревьев, кусочки дерева (бруски, кубики), спички, деревянные ложки, богородские игрушки, матрешки, лошадки-качалки, погремушки; 2 стеклянных стакана, куб, камень, презентация «В мастерской плотника»
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
1.Воспитатель: сегодня, ребята, мы поговорим с вами о наших верных друзьях и помощниках. Кто же это? Догадайтесь (загадывает загадку):
Нам в дождь и в зной поможет друг,
Зелёный и хороший -
Протянет нам десятки рук.
И тысячи ладошек.
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осень наступает –
И листья облетают.
Дети: Дерево.
Воспитатель: Вы правильно отгадали. Ребята, давайте вспомним деревья, которые растут на территории нашего детского сада. Отгадайте, о каком дереве загадка:
Есть у родственницы ёлки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от ёлки,
Опадают те иголки
(лиственница)
Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках серёжки.
(берёзка)
На ветвях в весенний вечер
Белые раскрылись свечи.
Держит свечи великан.
Как зовут его?
(Каштан)
Каждый год на нем с охотой
Вырастают вертолеты.
Жаль, что каждый вертолет
На всего один полет.
(Клён)
Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали. Деревья – это самые крупные растения нашей планеты. Какие части дерева вы знаете?
Дети: корень, ствол, ветки, листья.
(на доску вывешивается изображение частей дерева, совместно с детьми рассматриваем, обсуждаем).
Разобрать одно из деревьев, используя схему признаков объекта.
Воспитатель: Ребята, какую пользу приносят корни дереву?
Дети: Корни, прочно закрепляют ствол в земле, снабжают дерево водой и растворимыми в ней минеральными веществами. Без них дерево не могло бы жить. Главный корень уходит в глубокую почву, а боковые корешки расположены ближе к поверхности.
Воспитатель: Ребята, что вы знаете о стволе дерева?
Дети: Ствол – это основа дерева. По нему вверх и вниз протекают питательные вещества. Ствол растет и в высоту, и в ширину. Ствол любого дерева покрывает кора, которая защищает дерево.
Воспитатель: как вы думаете от чего?
Дети: от высыхания, от насекомых.
Воспитатель: Ствол, ветки и листья образуют крону деревьев.
Воспитатель: - Правильно, молодцы! Ребята, во время прогулки по территории нашего детского сада, мы рассматривали листья разных деревьев. Вспомните, какой формы и какого цвета бывают листья?
Воспитатель: какие бывают деревья?
Дети: Высокие, низкие.
Воспитатель: что необходимо для хорошего роста деревьев?
Дети: они не могут жить без тепла, воды, света.
Воспитатель: - Если растения не могут жить без тепла, воды, света, они растут то, что мы можем сказать про них? Это живая или неживая природа?
Дети: Живая.
Воспитатель: - Где растут деревья и кустарники?
Дети: на улице, в сквере, в парке, в лесу.
Воспитатель: - Для чего люди сажают деревья?
Дети: деревья приносят пользу людям, очищают воздух, радуют своей красотой; они дарят прохладу в жаркие дни; в тени можно укрыться, отдохнуть; деревья служат преградой ветрам, предохраняют почву от высыхания и помогают выжить полевым птицам и животным; плодами деревьев питаются люди, животные, птицы; деревья дают древесину; из дерева делают мебель, бумагу.
Воспитатель: - Молодцы, замечательные ответы!
Воспитатель: - А, что мы с вами, можем сделать доброго и полезного для деревьев?
Дети: не вырубать, не ломать деревья; не разжигать в лесу костры; не бросать в лесу мусор: банки, бутылки, пустые пакеты; поливать плодовые деревья, обкапывать их.
Воспитатель: - Ребята, если мы будем все это соблюдать, то нас всегда будут окружать красивые, здоровые деревья.
Физминутка «Ветер дует нам в лицо.»
Ветер дует нам в лицо, (движения руками к себе)
Закачалось деревцо, (покачивания поднятыми руками)
Ветерок все тише-тише - (постепенное приседание)
Деревцо все выше-выше, (встать, потянуться на носочках)
Воспитатель: - Посмотрите внимательно на нашу группу. Какие деревянные предметы нас окружают?
Дети: Дети перечисляют.
Воспитатель сопровождает рассказ иллюстративным материалом.
Воспитатель: В старину дерево было самым распространенным и удобным в работе материалом. Из него строили дома, делали мебель, посуду, деревянные игрушки-забавы для малышей. Из коры деревьев плели корзины, и все это благодаря свойствам дерева. Давайте разберемся, какими свойствами обладают дерево, древесина. Как вы думаете, древесина — прочный материал?
Дети: Да.
Воспитатель: раньше строили дома и храмы (показывает иллюстрацию) без единого гвоздя, и дома эти стоят до сих пор.
Посмотрите на эти игрушки (показываю богородскую игрушку), как аккуратно они вырезаны из дерева. Как вы думаете, почему у мастера получились такие удивительные игрушки, которые так похожи на настоящих зверей и птиц?
Дети: Дети отвечают.
Воспитатель: Дерево — твёрдое, но удобный в обработке материал и этим свойством пользуются резчики по дереву. Что можно сказать о твердости древесины?
Дети: Дерево твердое.
- Воспитатель: из чего делают деревянные предметы?
Дети: из деревьев.
Воспитатель: - Хотите узнать, на самом ли деле дерево обладает волшебными свойствами?
Опыт 1«Тонет – не тонет»
Воспитатель: А теперь возьмите деревянный брусок, посмотрите какого он цвета? (Отметить сначала цвет дерева, разные его оттенки – от бледно-желтого до светло-коричневого, прожилки и рисунок, предлагаю понюхать дерево). Погладьте деревяшки, определите, твердые ли они, взвесьте на руке и опустите его в воду.
Что можно сказать о деревянном бруске? Он тонет или нет?
Дети: нет, не тонет.
Воспитатель: - Как вы думаете, камень тонет в воде или нет?
Возьмите камень и опустите его в воду.
Воспитатель: - Что вы видите?
Дети: он утонул.
Дети: Проделав опыт, дети делают вывод: дерево лёгкое, плавает в воде.
Воспитатель: - Да, ребята, дерево в воде не тонет. Где человек использует это свойство?
Дети: Люди строят из дерева лодки, корабли.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, что будет с деревом, если оно долго пролежит в воде?
Дети: дерево впитывает влагу и от этого портится.
Воспитатель: поэтому деревянными предметами лучше пользоваться в помещениях, чем на улице.
Воспитатель: - Как помочь деревянным предметам не испортиться?
Дети: их красят.
Воспитатель: — Вот почему скамейки, песочница, машинка на нашем участке окрашены.
Опыт 2 «Ломается – не ломается»
Воспитатель: - Потрогайте дерево. Оно мягкое или твердое?
Дети: Дерево на ощупь твердое.
Воспитатель: - Попробуйте сломать спичку (деревянные палочки). Что можно сказать?
Дети: Спичка хрупкая, значит, дерево можно сломать.
Воспитатель: Вывод: деревья и деревянные предметы могут сломаться, обращаться с ними нужно аккуратно, не ломать. Дерево мягче металла, оно легко поддаётся обработке. Вот почему люди придумали и сделали так много различных деревянных предметов. Из дерева можно вытачивать, выпиливать, вырезать различные предметы.
Воспитатель: - Какие игрушки из дерева вы знаете?
Опыт 3 «Дерево удерживает тепло»
Ложки деревянные и металлические.
Воспитатель: у вас на столах деревянные и металлические ложки приложите деревянную к одной щеке, а металлическую к другой. Что вы почувствовали, где холоднее?
Воспитатель: значит дерево удерживает тепло и поэтому из него строят дома, чтобы в них было тепло, а из железа можно строить дом?
Дети: Нет.
Воспитатель: из дерева делают игрушки. Оно легко поддаётся обработке
Ребята посмотрите, что это за сундучок. Давайте посмотрим, что в нем лежит? Игра в деревянные игрушки.
Дидактическая игра "Найди деревянные предметы"
- Посмотрите у вас на столе лежат разные предметы, вам нужно выбрать и положить в корзину только предметы, которые сделаны из дерева.
Воспитатель: - Скажите, а зачем людям знать свойства дерева?
Дети: Люди узнают свойства дерева для того, чтобы знать, как его обрабатывать и что из него делать. Дерево – прекрасный материал для изготовления всяких предметов, его можно пилить, строгать, сверлить, то есть обрабатывать разными инструментами. Но мы теперь знаем, что деревянные предметы могут легко ломаться, если с ними обращаться небрежно. Все изделия из дерева надо беречь, чтобы они служили как можно дольше. Тогда не придется рубить новые деревья. Сломанную мебель надо сразу чинить. Это делает плотник – человек, который умеет обращаться с деревом и инструментами.
Воспитатель: Я думаю, что вы все будете бережно относиться ко всему, что сделано из дерева. Деревянные игрушки останутся в нашей группе, и мы с ними будем играть.
Презентация «В мастерской плотника»
Литература:
#1055;ланы занятий по программе «Развитие» для средней группы детского сада Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко Москва 2000
2. О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа-М.:Мозаика-Синтез, 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»
Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в 1-ой младшей группе по теме: «Ознакомление детей с качествами и свойствами предметов»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миров в 1 младшей группе...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во второй младшей, средней группе Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во второй младшей, средней группе
Рисование красками. (пальчиками)...

Конспект занятия по рисованию "Девочка румяная - матрёшка деревянная"
Конспект занятия по рисованию для детей средней группы...

Конспект занятия по ознакомлению детей с народным искусством (рисование) в старшей группе «Городецкая роспись» деревянной доски
К Конспект занятия по ознакомлению детей с народным искусством (рисование) в старшей группе «Городецкая роспись» деревянной доски Цель:1)...

Конспект занятия по декоративному рисованию «Городецкая роспись деревянной доски» для детей 5–6 лет
Цель: Учить детей расписывать шаблон по мотивам городецкой росписи, выделять элементы росписи, их композиционное расположение,...

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в первой младшей группе Занятие по ознакомлению с миром природы в группе раннего возраста (2-3 лет) на тему «Узнай и назови овощи»
Задачи: познакомить с овощами, их формой, цветом, вкусом; закрепить знание цветов: зеленый, желтый, красный.Оборудование: игрушечный зайчик, свежие овощи: огурец, помидор, репа.* * *Зайчик «...
