Конспект занятия по ознакомлению с природой "Дерево и деревянные приедметы"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Марина Владимировна Максимова

НОД по ознаколению с природой в средней группе. Комплесное занятие "Дерево и деревянные предметы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл derevo_i_derevyannye_predmety.docx440.37 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №37

Конспект

НОД по ознакомлению с природой в средней группе

комплексное занятие «Дерево и деревянные предметы»

Составила и провела:

Воспитатель Максимова М.А.

г. Саров

Задачи:

- учить сравнивать деревья по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, форме листа).

- расширять представления о дереве, его качествах и свойствах.

- развивать умение определять существенные признаки материала (структуру поверхностей, не тонет, удерживает тепло.

- развивать наблюдательность, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы. Развивать связную речь у детей.

- воспитывать интерес к изучению удивительного мира растений. Учить беречь природу. Способствовать формированию коммуникативных навыков.

Материал. Иллюстрации деревьев, кусочки дерева (бруски, кубики), спички, деревянные ложки, богородские игрушки, матрешки, лошадки-качалки, погремушки; 2 стеклянных стакана, куб, камень, презентация «В мастерской плотника»

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

1.Воспитатель: сегодня, ребята, мы поговорим с вами о наших верных друзьях и помощниках. Кто же это? Догадайтесь (загадывает загадку):

Нам в дождь и в зной поможет друг,

Зелёный и хороший -

Протянет нам десятки рук.

И тысячи ладошек.

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осень наступает –

И листья облетают.

Дети: Дерево.

Воспитатель: Вы правильно отгадали. Ребята, давайте вспомним деревья, которые растут на территории нашего детского сада. Отгадайте, о каком дереве загадка:

Есть у родственницы ёлки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от ёлки,

Опадают те иголки

(лиственница)

Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются,

А на веточках серёжки.

(берёзка)

На ветвях в весенний вечер

Белые раскрылись свечи.

Держит свечи великан.

Как зовут его?

(Каштан)

Каждый год на нем с охотой

Вырастают вертолеты.

Жаль, что каждый вертолет

На всего один полет.

(Клён)

Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали. Деревья – это самые крупные растения нашей планеты. Какие части дерева вы знаете?

Дети: корень, ствол, ветки, листья.

(на доску вывешивается изображение частей дерева, совместно с детьми рассматриваем, обсуждаем).

Разобрать одно из деревьев, используя схему признаков объекта.


Воспитатель: Ребята, какую пользу приносят корни дереву?

Дети: Корни, прочно закрепляют ствол в земле, снабжают дерево водой и растворимыми в ней минеральными веществами. Без них дерево не могло бы жить. Главный корень уходит в глубокую почву, а боковые корешки расположены ближе к поверхности.

Воспитатель: Ребята, что вы знаете о стволе дерева?

Дети: Ствол – это основа дерева. По нему вверх и вниз протекают питательные вещества. Ствол растет и в высоту, и в ширину. Ствол любого дерева покрывает кора, которая защищает дерево.

Воспитатель: как вы думаете от чего?

Дети: от высыхания, от насекомых.

Воспитатель: Ствол, ветки и листья образуют крону деревьев.

Воспитатель: - Правильно, молодцы! Ребята, во время прогулки по территории нашего детского сада, мы рассматривали листья разных деревьев. Вспомните, какой формы и какого цвета бывают листья?

Воспитатель: какие бывают деревья?

Дети: Высокие, низкие.

Воспитатель: что необходимо для хорошего роста деревьев?

Дети: они не могут жить без тепла, воды, света.

Воспитатель: - Если растения не могут жить без тепла, воды, света, они растут то, что мы можем сказать про них? Это живая или неживая природа?

Дети: Живая.

Воспитатель: - Где растут деревья и кустарники?

Дети: на улице, в сквере, в парке, в лесу.

Воспитатель: - Для чего люди сажают деревья?

Дети: деревья приносят пользу людям, очищают воздух, радуют своей красотой; они дарят прохладу в жаркие дни; в тени можно укрыться, отдохнуть; деревья служат преградой ветрам, предохраняют почву от высыхания и помогают выжить полевым птицам и животным; плодами деревьев питаются люди, животные, птицы; деревья дают древесину; из дерева делают мебель, бумагу.

Воспитатель: - Молодцы, замечательные ответы!

Воспитатель: - А, что мы с вами, можем сделать доброго и полезного для деревьев?

Дети: не вырубать, не ломать деревья; не разжигать в лесу костры; не бросать в лесу мусор: банки, бутылки, пустые пакеты; поливать плодовые деревья, обкапывать их.

Воспитатель: - Ребята, если мы будем все это соблюдать, то нас всегда будут окружать красивые, здоровые деревья.

Физминутка «Ветер дует нам в лицо.»

Ветер дует нам в лицо, (движения руками к себе)

Закачалось деревцо, (покачивания поднятыми руками)

Ветерок все тише-тише - (постепенное приседание)

Деревцо все выше-выше, (встать, потянуться на носочках)

Воспитатель: - Посмотрите внимательно на нашу группу. Какие деревянные предметы нас окружают?

Дети: Дети перечисляют.

Воспитатель сопровождает рассказ иллюстративным материалом.

Воспитатель: В старину дерево было самым распространенным и удобным в работе материалом. Из него строили дома, делали мебель, посуду, деревянные игрушки-забавы для малышей. Из коры деревьев плели корзины, и все это благодаря свойствам дерева. Давайте разберемся, какими свойствами обладают дерево, древесина. Как вы думаете, древесина — прочный материал?

Дети: Да.

Воспитатель: раньше строили дома и храмы (показывает иллюстрацию) без единого гвоздя, и дома эти стоят до сих пор.

Посмотрите на эти игрушки (показываю богородскую игрушку), как аккуратно они вырезаны из дерева. Как вы думаете, почему у мастера получились такие удивительные игрушки, которые так похожи на настоящих зверей и птиц?

Дети: Дети отвечают.

Воспитатель: Дерево — твёрдое, но удобный в обработке материал и этим свойством пользуются резчики по дереву. Что можно сказать о твердости древесины?

Дети: Дерево твердое.

- Воспитатель: из чего делают деревянные предметы?

Дети: из деревьев.

Воспитатель: - Хотите узнать, на самом ли деле дерево обладает волшебными свойствами?

Опыт 1«Тонет – не тонет»

Воспитатель: А теперь возьмите деревянный брусок, посмотрите какого он цвета? (Отметить сначала цвет дерева, разные его оттенки – от бледно-желтого до светло-коричневого, прожилки и рисунок, предлагаю понюхать дерево). Погладьте деревяшки, определите, твердые ли они, взвесьте на руке и опустите его в воду.

Что можно сказать о деревянном бруске? Он тонет или нет?

Дети: нет, не тонет.

Воспитатель: - Как вы думаете, камень тонет в воде или нет?

Возьмите камень и опустите его в воду.

Воспитатель: - Что вы видите?

Дети: он утонул.

Дети: Проделав опыт, дети делают вывод: дерево лёгкое, плавает в воде.

Воспитатель: - Да, ребята, дерево в воде не тонет. Где человек использует это свойство?

Дети: Люди строят из дерева лодки, корабли.

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, что будет с деревом, если оно долго пролежит в воде?

Дети: дерево впитывает влагу и от этого портится.

Воспитатель: поэтому деревянными предметами лучше пользоваться в помещениях, чем на улице.

Воспитатель: - Как помочь деревянным предметам не испортиться?

Дети: их красят.

Воспитатель: — Вот почему скамейки, песочница, машинка на нашем участке окрашены.

Опыт 2 «Ломается – не ломается»

Воспитатель: - Потрогайте дерево. Оно мягкое или твердое?

Дети: Дерево на ощупь твердое.

Воспитатель: - Попробуйте сломать спичку (деревянные палочки). Что можно сказать?

Дети: Спичка хрупкая, значит, дерево можно сломать.

Воспитатель: Вывод: деревья и деревянные предметы могут сломаться, обращаться с ними нужно аккуратно, не ломать. Дерево мягче металла, оно легко поддаётся обработке. Вот почему люди придумали и сделали так много различных деревянных предметов. Из дерева можно вытачивать, выпиливать, вырезать различные предметы.

Воспитатель: - Какие игрушки из дерева вы знаете?

Опыт 3 «Дерево удерживает тепло»

Ложки деревянные и металлические.

Воспитатель: у вас на столах деревянные и металлические ложки приложите деревянную к одной щеке, а металлическую к другой. Что вы почувствовали, где холоднее?

Воспитатель: значит дерево удерживает тепло и поэтому из него строят дома, чтобы в них было тепло, а из железа можно строить дом?

Дети: Нет.

Воспитатель: из дерева делают игрушки. Оно легко поддаётся обработке

Ребята посмотрите, что это за сундучок. Давайте посмотрим, что в нем лежит? Игра в деревянные игрушки.

Дидактическая игра "Найди деревянные предметы"

- Посмотрите у вас на столе лежат разные предметы, вам нужно выбрать и положить в корзину только предметы, которые сделаны из дерева.

Воспитатель: - Скажите, а зачем людям знать свойства дерева?

Дети: Люди узнают свойства дерева для того, чтобы знать, как его обрабатывать и что из него делать. Дерево – прекрасный материал для изготовления всяких предметов, его можно пилить, строгать, сверлить, то есть обрабатывать разными инструментами. Но мы теперь знаем, что деревянные предметы могут легко ломаться, если с ними обращаться небрежно. Все изделия из дерева надо беречь, чтобы они служили как можно дольше. Тогда не придется рубить новые деревья. Сломанную мебель надо сразу чинить. Это делает плотник – человек, который умеет обращаться с деревом и инструментами.

Воспитатель: Я думаю, что вы все будете бережно относиться ко всему, что сделано из дерева. Деревянные игрушки останутся в нашей группе, и мы с ними будем играть.

Презентация «В мастерской плотника»

Литература:

#1055;ланы занятий по программе «Развитие» для средней группы детского сада Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко Москва 2000

2. О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа-М.:Мозаика-Синтез, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Конспект занятия по рисованию "Девочка румяная - матрёшка деревянная"

Конспект занятия по рисованию для детей средней группы...

Конспект занятия по ознакомлению детей с народным искусством (рисование) в старшей группе «Городецкая роспись» деревянной доски

К  Конспект занятия по ознакомлению детей с народным искусством (рисование) в старшей группе «Городецкая роспись» деревянной доски  Цель:1)...

Конспект занятия по декоративному рисованию «Городецкая роспись деревянной доски» для детей 5–6 лет

Цель: Учить детей расписывать шаблон по мотивам городецкой росписи, выделять элементы росписи, их композиционное расположение,...

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в первой младшей группе Занятие по ознакомлению с миром природы в группе раннего возраста (2-3 лет) на тему «Узнай и назови овощи»

Задачи: познакомить с овощами, их формой, цветом, вкусом; закрепить знание цветов: зеленый, желтый, красный.Оборудование: игрушечный зайчик, свежие овощи: огурец, помидор, репа.* * *Зайчик «...