Беседа о дымковской игрушке
материал по окружающему миру (старшая группа)

Мукаева Мария Валерьевна

Беседа о дымковской игрушке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_o_dymkovskoy_igrushke.docx644.6 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа «Дымковская игрушка»

Цель: создание условий для знакомства детей с народной культурой.
Задачи:
- Познакомить с историей Дымковской игрушки.
- Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.

Воспитатель: Ребята, у вас всех есть игрушки, а из чего они сделаны?
Дети: Наши игрушки сделаны из пластмассы, резины, металла, дерева, ткани.
Воспитатель: Давайте узнаем какие игрушки делают в селе Дымково?
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.

Воспитатель: Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? Оно родилось в заречной большой слободе Дымково близ города Вятка. В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки. В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой. Возможно от этого и возникло название Дымковская, игрушки стали называть дымковскими. Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника «Свистопляска». Позднее ярмарка-праздник стала называться «Свистунья». Что же это за игрушки, давайте посмотрим?

http://www.youtube.com/watch?v=MTyrqV-UDqo

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/27277_40552d2fd24e072dfd70fd3fc1b60f4b.jpg.jpg

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/27277_7eb9a361b97556e7268b457cc32d9dcb.jpg.jpg

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/27277_d2ce052f63bcaffc5fe275fed62e4a2a.jpg.jpg

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/27277_a8a37bcdc1bd19f757499aab5c9ad486.jpg.jpg

Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Краснорогий,желторогий
Мчится глиняный олень.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/27277_8aa5001cff7a1d89fcc1417730030795.jpg.jpg

Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка,
Все расписаны бока.
Посмотрите,пышный хвост,У него совсем не прост,
Точно солнечный цветок,
Да алее гребешок.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/27277_951512dbe08446ecc5a16e6b6d135cc5.jpg.jpg

Дымковская барышня вся в оранжевых,золотых,алых и зеленых узорах.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/27277_27ea22586c3744afb49e7a58bb73d013.jpg.jpg

Посмитри, как хороша
Эта девица-душа,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.

Даже кони в праздничных нарядах.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/27277_cf68b673e0777cdd483d7c53f155d4bf.jpg.jpg

Кони глиняные мчатся
На подставках,что есть сил.
И за хвост не удержатся,
Если гриву упустил.

Воспитатель: Что общего у всех этих игрушек?
Дети: У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами.
Воспитатель: А как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку?
Дети: Белой. На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются..
Воспитатель: А сможете предположить, откуда взяли мастера белый цвет?
Дети: Они взяли от снега, у зимы. Игрушки же лепили зимой!!!
Воспитатель: Правильно. Белый фон взяли мастера от заснеженных полей, когда зимой все вокруг белым-бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. А почему они яркие?

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/27277_e96079bcd3d63d8d64694064cb73ddac.jpg.jpg

Дети: Потому что они делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками.
Воспитатель: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?
Дети: Они использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.
Воспитатель: Какие узоры вы видите на игрушках?
Дети: На игрушках кружочки, очки, линии, клеточки, полоски, кривые волны, квадраты, кольца, овалы.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/27277_e985a992b8c8ce6e90fe09896018ce9c.jpg.jpg

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/27277_e178591d137aaaefaad6f8cb39672501.jpg.jpg

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/27277_ec34faf0623bad4bbcfc503dda7e31c8.jpg.jpg

Воспитатель: Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?
Дети: Лошадка,петушок,олень,баран,барышня.
Воспитатель: Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/27277_82256b52871883b584b313c1c98d5778.jpg.jpg

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/27277_418b2ba1792e38fde78d53923d821bfe.jpg.jpg

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/27277_65be7f6f0101ca1625f133086d17d70e.jpg.jpg

Воспитатель: Давайте узнаем как создается игрушка?
http://www.youtube.com/watch?v=HNWS51Zow40


(Дети смотрят видео на интерактивном доске, воспитатель параллельно рассказывает).
Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз она рождается, когда ее лепят из красной глины. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. А когда рождается третий раз?
Дети: В третий раз игрушка рождается, когда ее белят и расписывают красками.
Воспитатель: Потом ее белят мелом, разведенным молоком и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающее еще большую нарядность игрушке. Так она рождается третий раз. Красивые яркие, нарядные игрушки продают на ярмарке. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/27277_70884a65bf3effebc5ccccee79f9a080.jpg.jpg

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/27277_51cfd6c8dd6c723e31664e482bb8738b.gif.jpg

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/27277_858d23f5242c1885a28f40ef06e38574.jpg.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«БЕСЕДА ПО ИСТОРИИ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ»

конспект занятия по изучению истории Дымковской игрушки...

Беседа о дымковских игрушках на тему: "Игрушки не простые-глиняные, расписные" для детей старшей группы. Работаем по программе: "Миры детства: конструирование возможностей".

Продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой как видом народного декаративно-прикладного искусства для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оценок. Обратить внима...

Беседы "Дымковская игрушка"

Беседы на тему знакомства старшей группы с дымковской игрушкой...

Беседа «Дымковская игрушка» разновозрастной группе

Расширение представление о дымковской игрушке как народно-прикладном искусстве....

Беседа " Дымковская игрушка"

Беседа в средней группепо теме "Дымковская игрушка"  Цель: воспитывать интерес к народному творчеству.Демонстрационный материал: оригинальные образцы дымковской игрушки, выпол...

Материал для беседы о Дымковской игрушке

Материал для беседы о Дымковской игрушке...