Конспект занятия по познавательному развитию "Дикие животные зимой"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цель: расширение знаний о диких животных, расширение представлений об особенностях приспособления животных к окружающей среде

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию

 «Дикие животные зимой»

в старшей группе.

Picture background

Подготовила воспитатель

МАДОУ «Сказка»

Никитина Регина Ниязовна

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.

Тема: «Дикие животные зимой»

Цель: расширение знаний о диких животных, расширение представлений об особенностях приспособления животных к окружающей среде.

Задачи:

Образовательные: упражнять в умении соотносить внешние особенности со средой  обитания, повадки со способами питания. Упражнять в умении выделять и называть отличительные особенности внешнего вида. Уточнять и расширять словарь по теме «Дикие животные».

Развивающие: развивать у детей словообразовательные навыки. Развить координацию речи с движениями. Развивать зрительное внимание.

Воспитательные: воспитание любви и бережного отношения к природе.

Материалы и оборудование:  картина  «Зимний лес», картинки с изображением диких животных с загадками; запись музыки, массажные мячики, презентация «Дикие животные зимой».

   

                                  Ход занятия:

Воспитатель: дети, посмотрите какая у меня красивая снежинка. Сейчас мы будем передавать её друг другу, и называть любое слово, связанное с зимой. (мороз, снег, метель, вьюга, лёд, санки и т.д.)

Воспитатель: как вы думаете, кому зимой приходится трудно? (диким животным)

Воспитатель: хотите узнать, как зимуют животные в лесу. (Да)

Воспитатель: давайте отправимся в путешествие, в лес. Только на чём? (ответы)

Воспитатель: дети, так, как сейчас зима, предлагаю отправиться на лыжах. Ну что ж, одевайте (имитируют) шапки, куртки, сапоги и лыжи.

 Воспитатель:  берём палки и вперёд! (звучит музыка со звуками метели и вьюги).

                    (выставляется картина  «Зимний лес»).

Воспитатель: вот мы и в лесу. Посмотрите как красиво здесь. Что  вы видите на картине? (ответы детей).

Воспитатель: здесь очень красиво, но мы пришли сюда для того, чтобы узнать, как зимуют животные (презентация).

Воспитатель: для того чтобы мы узнали, кто какие здесь животные нужно отгадать загадку:

По снегу бежит-петляет

К лету шубку меняет

На снегу его не видно

Волку и лисе обидно.        (Заяц)

        

Воспитатель: какой заяц? (трусливый, пугливый, маленький, длинноухий….)

Воспитатель: какая шубка у него? А летом? (ответы)

Воспитатель: зачем он меняет её? (ответы детей)

Воспитатель: есть ли дом у зайца? (ответы детей)

Воспитатель: У зайца, какой хвост? (короткий)

Воспитатель: Что вы можете сказать о лапах? (передние-короткие, а задние-длинные)

Воспитатель: во время прыжка он выбрасывает сначала длинные задние ноги, а потом короткие передние. Поэтому заяц легко взбегает  на горку, а вот спуститься с горы ему очень трудно. Есть такая пословица «В гору вскачь, а с горы хоть плач»

Воспитатель: заяц питается корой деревьев, замёрзшей ягодой.

Ну что, о зайце мы всё узнали, идём дальше.

Загадка: Хожу в пушистой шубке

Живу в густом лесу

В лесу на старом дубе

Орешки я грызу        (белка)

Воспитатель: как называется дом, в котором живёт белка? (дупло)

Воспитатель: к зиме белка утепляет своё гнездо. Строит она его в развилках веток, в дуплах деревьев, делает запасы, может съесть побеги кустарников и почки деревьев.

Воспитатель: как вы думаете почему так говорят «Белку ловить-ножки отбить»? (ответы детей)

Воспитатель: белка очень ловкий и проворный зверёк. Целый день прыгает с ветки на ветку. Прячется от своих врагов среди густых ветвей и в дуплах. Хвост белку согревает в морозы и помогает при прыжках.

Воспитатель: Чем питается белка зимой? (ответы детей)

Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке,

(хлопают ладонями и ударяют кулаками друг о друга попеременно)

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому –

(загибают по одному пальцы, начиная с большого)

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

(ритмично хлопают ладонями и ударяют кулаками)

Загадка:  Хвост пушистый, мех золотистый

В лесу живёт, а в деревне кур крадёт.

(лиса)

Воспитатель: какая лиса? (рыжая, пушистая, красивая…)

Воспитатель: у лисы, какой хвост? (длинный)

Воспитатель: Значит лиса какая? (длиннохвостая)

Воспитатель: Как вы думаете, она запасает корм на зиму? Чем она питается?

(ответы детей)

Воспитатель: под снегом она чувствует, где пробежала мышь или другой мелкий грызун, ловит зайцев. Ну а если не довелось поймать зайца, лиса идёт в ближайшую деревню и ворует кур.

        (идём дальше).

Загадка:    День и ночь по лесу рыщет

День и ночь добычу ищет

Ходит, бродит он молчком

Уши серые торчком        (Волк)

Воспитатель: какой волк? (серый, лохматый, большой)

Воспитатель: как называется его дом? (логово)

Воспитатель: волки – хищники коварные и очень опасные и для зверей, и для человека.

Волки отлично видят даже в темноте и прекрасно слышат. Зимой волк не может быстро бегать по рыхлому снегу, по насту бегает очень быстро!  Они охотятся на лосей, зайцев, куропаток, тетеревов.

Воспитатель: дети, а почему мы в лесу не видим ежа? (зимой спят)

Воспитатель: где спят ежи? (в норках)

Воспитатель: сейчас я расскажу о еже сказку, а вы мне поможете.

       

Массаж с колючим мячиком «Маленький ёжик»

  (дети стоят в кругу, у каждого  в руках массажный мячик)

Катится колючий ёжик, нет ни головы, ни ножек.

По ладошке бежит, и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

        (шарик между ладошками)

Мне по пальчикам бежит, бегает туда-сюда

Мне щекотно, да, да, да, уходи колючий ёж

В тёмный лес, где ты живёшь.

(пускаем мяч по ладошке и ловим подушками пальцев)

        

Загадка: Кто в лесу огромней всех?

Кто богатый носит мех?

Кто в берлоге до весны

                                 Днём и ночью смотрит сны?        (Медведь)

Воспитатель: как называется жилище медведя? (берлога)

Воспитатель: кто знает, в какое время года у медведицы рождаются медвежата?

Воспитатель: зимой. Потому, что только зимой у медведя есть дом.

Воспитатель: пока медведи спят, мы поиграем в игру.

Физ. минутка:  «Медведь»

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. (Вращения головой.)

Наклонился взад-вперёд,

Вот он по лесу идёт. (Наклоны вперёд-назад.)

К турнику я подхожу,

Перекладину беру,

Мышцы дружно напрягаю,

Стройным, крепким быть желаю!

Чтобы сильным стать и ловким,

Приступайте к тренировкам.

Воспитатель: этого лесного красавца вы узнаете, если отгадаете

Загадка: Тяжелы рога по весу

                     Ходит важно он по лесу

                   Он хозяин, а не гость-

                                                  Хмурый и сердитый.                    (Лось)

Воспитатель: как вы думаете, чем питается лось? (ответы детей). 

Воспитатель: зимой лоси живут вместе, обгладывают кору деревьев, растирая ее мощными и крепкими зубами. Очень любят лоси кору молодых осинок. Едят они и побеги молодых сосен, для них эти побеги как лекарство. Основные корма лосей это ива, сосна, осина, рябина. В оттепели они гложут кору. За сутки зимой взрослый лось съедает 12-15 кг. Отдыхают лоси зимой, закопавшись в снег, в снежных ямах.

Воспитатель: дети, подумайте и ответьте, могут ли выжить лесные животные без кормов зимой? (нет).

Воспитатель: кормят и заботятся о лесных животных - лесники. Для всех животных в лесу они делают «Пункты питания».

Воспитатель: ну, что ж, наше путешествие закончилось. Пора возвращаться домой. Поехали!!! (имитация езды на лыжах под музыку)

Итог:

Воспитатель: понравилось ли вам наше путешествие?

Воспитатель: что нового вы узнали? (ответы детей).

Воспитатель: будем оберегать птиц и зверей? (ответы детей)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дикие животные зимой Воспитатель Никитина Р.Н.

Слайд 4

Какая шубка у зайца зимой? Почему поменялся цвет шубки зимой у зайца? Что ест заяц?

Слайд 5

Зимой шубка у белки серая. Белка ест шишки. Орехи, грибы. Белка живёт в дупле.

Слайд 6

Зимой шубка у лисы пушистая, тёплая. Зимой лиса ест мышей, зайцев.

Слайд 7

Волки – хищники коварные и очень опасные и для зверей, и для человека. Волки отлично видят даже в темноте и прекрасно слышат. Зимой волк не может быстро бегать по рыхлому снегу, по насту бегает очень быстро! Они охотятся на лосей, зайцев, куропаток, тетеревов.

Слайд 8

Ежа зимой в лесу не встретишь. Ёж зимой спит в глубоких норках

Слайд 10

Зимой лоси живут вместе, обгладывают кору деревьев, растирая ее мощными и крепкими зубами. Очень любят лоси кору молодых осинок. Едят они и побеги молодых сосен, для них эти побеги как лекарство. Отдыхают лоси зимой, закопавшись в снег, в снежных ямах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательному развитию "Животные жарких стран"

Интересное, обобщающее занятие по лексической теме "Животные жарких стран", подобраны интересные коррикционные задания. В занятии четко прослеживается интеграция образовательных областей....

Конспект занятия тема «Жизнь диких животных зимой» (средняя группа) «Познавательное развитие

Конспект занятия тема «Жизнь диких животных зимой» (средняя группа) «Познавательное развитие Задачи: Образовательные: формировать представление детей о том что, дикиеживотныеприспоса...

Конспект занятия по познавательному развитию "Животные зимой"

Программные задачи:·         закрепить знания о природных изменениях зимой; учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и повадками и...

Конспект занятия на тему: "Дикие животные зимой"

Конспект занятия на тему: "Дикие животные зимой" младшая группа...

Конспект занятия по аппликации «Дикие животные зимой» в группе раннего развития

Тема" Как живут дикие животные зимой"Цели: Познакомить детей с дикими животными,воспитывать любовь ко всему живому, формировать навык сотрудничества детей и педагога.Предварительная работа :...

Конспект занятия по познавательному развитию "Животные севера"

Тема: «Животные севера». Цель: расширить представление детей об образе жизни животных на Северном и Южных полюсах. Задачи:Образовательные:- обогащать знания детей о жив...

Конспект занятия по ФЦМПК «дикие животные зимой»

Конспект занятия по ФЦМПК «дикие животные зимой»Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о диких животных. Образовательные задачи:1.Формировать представление о внеш...